Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

«Кровьми истину соблюдшия…»

"3.	Икона
Икона новомучеников и исповедников Российских
«Гонение воздвигли на истину Христову…» – писал Святейший Патриарх Тихон в 1918 году о тяжких временах, которые переживала Православная Церковь в Русской земле. За 20 веков жизни святой Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан, но самый большой сонм мучеников дало трагическое ХХ столетие. Им и посвящена выставка из собрания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики и исповедники Российские», открывшаяся в Государственном Историческом музее. Выставка продлится до 22 октября.

Уникальность выставки, организованной университетом к его 15-летию и 90-летию избрания на патриарший престол святителя Тихона, заключается в том, что широкой общественности по сути впервые представлены материалы о новомучениках и исповедниках – людях, живших относительно недавно.

Архивные документы, письма и дневники, личные предметы, принадлежавшие репрессированным священнослужителям, говорят о том, что богослужения не прерывались даже в условиях советских лагерей. И неиссякаемой победой Церкви над богоборческими властями выглядит венчальный венец из колючей проволоки.

Слова церковных служб многие осужденные священники помнили наизусть и без книг обходились, но без вина и священных сосудов отслужить литургию невозможно. Тогда вместо вина брался клюквенный сок, а чаши-потиры заменялись простыми рюмками. Различные богослужебные предметы – дискосы, потиры, лжицы – делались из подручного материала – олова, дерева…

"2.	Ректор
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев на открытии выставки
Жизнь Церкви на воле в те страшные годы также уходила в подполье, недоступное взору властей. Вот маленькая епитрахиль из тонкого шелка длиной всего 50 см, на метр короче обычной – специально для тайных исповедей. В ней священники приходили в палаты больниц причащать страждущих: под белым халатом небольшой кусок ткани был незаметен.

Самые обыденные предметы, представленные на стендах, полны сокровенного смысла, воссоздающего недавнюю историю нашего многострадального Отечества. Каждый православный человек прикоснется как к святыне к кирпичу из разрушенного Ипатьевского дома, в подвалах которого были расстреляны царь-страстотерпец Николай II и его семья. Или обычный зэковский набор: шапка-ушанка, рукавицы, алюминиевая миска – из пересыльного пункта колымских лагерей, где, замученные, но не сломленные духом, погибали православные люди с молитвой на устах…

Хуже всего забыть свое прошлое, но еще хуже – забыть своих святых. С этой мыслью, высказанной на открытии выставки ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым, нельзя не согласиться. Ибо, как отметил он, благодарная память о подвиге новомучеников, молитвенное почитание и духовное преемство с ними являются залогом возрождения нашей Церкви и нашего народа.

Патриарх Тихон и царственные мученики, сотни архиереев и тысячи священников, множество монахов и монахинь, мужчин, женщин и детей – все испили чашу страданий, но не отреклись от православной веры. Как отметил председатель Издательского совета Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, «сегодня многие могут повесить в святом углу фотографию своего дедушки и молиться ему».

Работа по сбору информации о тех, кто пострадал за Христа в годы гонений, – ведущее направление научной деятельности Свято-Тихоновского университета.

Поиски имен пострадавших священнослужителей и мирян начались, по словам профессора Николая Емельянова, еще в 1989 году. За три года было собрано около тысячи имен, и цифра в пять тысяч казалась недостижимой. Однако сегодня в базе данных Свято-Тихоновского университета более 30 тысяч имен. Только за один год с небольшим – с августа 1937 по октябрь 1938-го – на Бутовском полигоне под Москвой расстреляли 21 тысячу человек, в том числе 939 священнослужителей и мирян, пострадавших за веру. Общее число захоронений репрессированных в Бутово достигает 100 тысяч человек. Патриарх Алексий II назвал это место «русской Голгофой».

"Плакат
Плакат выставки
Одно из чудес, которое свершилось по молитвам новомучеников, – это, несомненно, объединение Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Событие, пророчески предсказанное расстрелянным в 1922 году священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским: «Самая главная тяжесть – рознь и вражда, но придет время – объединятся вновь русские люди».

17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, было наконец преодолено вызванное революционным смерчем трагическое разделение русского народа, восстановлено евхаристическое общение. Уже 19 мая состоялось совместное богослужение на Бутовском полигоне – земле, обильно политой кровью мучеников, и был освящен построенный здесь храм в честь Воскресения Христова. Богослужение возглавили Патриарх Алексий и митрополит Лавр, в нем участвовало множество архиереев и священников, молились миряне и из России, и из русского зарубежья. А в конце минувшего лета в память о 70-летии начала массовых репрессий 1937–1938 годов из Соловецкого монастыря в Бутово был перенесен 12-метровый поклонный крест.

Один из расстрелянных в Бутово – священномученик Николай Агафонников. Отец Николай начал свой пастырский путь в Вятской губернии, где прослужил 17 лет. Годы революционной смуты застали семью отца Николая в Вятке. Как истинный пастырь, он не покинул приход, несмотря на претерпеваемые бедствия.  В феврале 1923 года отец Николай был арестован в Вятке по подозрению в контрреволюционной деятельности и препровожден в Москву на Лубянку, но затем отпущен за недоказанностью обвинения.

Несмотря на все опасности священнического служения при советской власти, отец Николай не оставил своего креста – не отказался от сана, не перешел в обновленческий раскол.  Выйдя из Лубянской тюрьмы, он по-прежнему усердно исполнял лежавшие на нем пастырские обязанности.

Перебравшись в 1927 году поближе к своим детям, в Подольский район Московской области, он служил сначала в селе Ворсино, а с 1930 года был настоятелем Покровского храма села Ерино и благочинным Подольского округа. На новом месте служения он с терпением воспитывал в пастве любовь к Богу и Церкви. Где бы ни служил отец Николай, везде его любили и уважали за духовную стойкость и бесстрашие. В 1937 году он был снова арестован и вскоре расстрелян на полигоне в Бутово.

Вот одно из сохранившихся писем отца Николая к своим родным.

"Священномученик
Священномученик Николай (Агафонников), протоиерей
«Храни Господь и тебя, милый мой дорогой Колюшенька! Будь здоров и радуй маму! Молись за нас Боженьке и своему ангелу – святому Николаю Чудотворцу, чтобы скорее прошли эти тяжелые для всех нас дни! Слушайся мамы, люби ее, Лиду и братьев! Целуй от меня их всех и ребят, с тобою играющих и живущих, – Марусю, Алю, Надю, Зою, Нину, Тоню, Толю, Любу и других дядей и тетей. Жаль, что далеко ты от меня, а то бы пришел с Варей на свидание со мной. Тоскую по тебе и жду счастья видеть тебя, о чем проси Боженьку. Будь здоров, благословляю тебя и целую. Весь твой папа».

По оценке профессора Емельянова, всего в прошлом веке пострадало за веру от 500 тысяч до одного миллиона человек. При этом, считает он, в ближайшие 20 лет удастся пополнить базу пострадавших за Христа еще на 100 тысяч имен. В то же время для этого недостаточно усилий Свято-Тихоновского университета, епархиальных управлений, других организаций, восстанавливающих память новомучеников. Поэтому профессор Емельянов обратился к директору Исторического музея Александру Шкурко с предложением подключить к этой работе краеведческие музеи по всей стране.

Отдельно хочется сказать о размещенной в центре выставки копии иконы новомучеников и исповедников Российских, которая была написана по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, к Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, прославившему множество новомучеников.

Сегодня уместно напомнить, что икона была сочинена и писалась под руководством ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова группой иконописцев – преподавателей факультета церковных художеств Азаровой-Кауц Т.Л., Андросовой Т.Н., Глебовой М.О., Муравьевой Н.М. и при участии студентов университета.

Икона первоначально задумывалась как минейная, но потом о. Владимир предложил житийный вариант. Были выбраны главные, наиболее яркие события, которые расположены в клеймах по географическому принципу, то есть по епархиям – с севера на юг. Владыка Ювеналий предложил изобразить Собор новомучеников на фоне храма Христа Спасителя – храма-мученика. В центре иконы изображены царственные мученики, возглавившие сонм новомучеников и исповедников Российских. У престола – Святейший Патриарх Тихон и разделявший с ним тяготы управления Церковью в это трудное время митрополит Петр, рядом местоблюстители патриаршего престола и далее святители, расположенные по епархиям. Сегодня эта икона находится в храме Христа Спасителя.

"Литургический
Литургический набор и воздух
При создании иконы труднее всего было передать портретные черты каждого из новомучеников. Часто фотографии новомучеников из следственных дел более выразительны, чем писаные иконы. Но иконописцы блестяще справились с этой непростой задачей, а в 2007 году, накануне объединения с Зарубежной Церковью, по просьбе митрополита Ювеналия написали копию иконы новомучеников – в дар Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Эта икона выполнена в древнерусских традициях с использованием приемов написания миниатюр XV–XVI веков.

Выставке в Историческом музее еще предстоит наполняться новым содержанием. В октябре в ее рамках пройдут круглый стол «Значение подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви», а также презентация первого тома сборника «Современники о патриархе Тихоне», составленного М.Е. Губониным. Еще в советские годы подвижническим трудом этого церковного историка были собраны материалы о жизни святого патриарха Тихона, свидетельства частных лиц, раскрывающие духовную жизнь святителя.

После посещения выставки с особым чувством воспринимается тропарь новомученикам и исповедникам, в котором выражены и страшная скорбь их страданий, и радость духовной победы, и молитва за наше Отечество: «Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века».

Василий Писаревский

1 октября 2007 г.

Рейтинг: 9.2 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×