Слушатели евангельских слов

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

О Симеоне Столпнике сказано, что он услышал на службе в храме заповеди блаженства. Они запали ему в душу, и Симеон, тогда еще мальчик совсем, захотел знать их смысл. Нашелся пожилой человек, объяснивший будущему подвижнику слова Господни о духовной нищете, о кротости, о милости, о чистоте сердца. Вскоре Симеон бежал тайком из дома в поисках жизни трудной и непостижимой, приводящей человека от земли на небо.

Загрузить увеличенное изображение. 1024 x 683 px. Размер файла 152146 b.

Об Антонии Великом сказано, что однажды в храме он, будучи еще совсем молодым человеком, услышал призыв Христа, обращенный к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21).

Эти слова Антоний почувствовал как обращенные к нему лично, и хотя не обладал большим имением, вскоре отказался от всего и начал упражняться в молитвах непрестанных и посте строжайшем.

Когда говорю об этом, думается мне нечто очень простое и вместе с тем таинственное. Люди, представляющие собой великое сокровище Церкви, люди, сравнимые с яркими звездами на церковном небе, начинали свой великий труд ради Господа Иисуса Христа с того, что в один прекрасный день евангельское слово вонзалось в их сердце, как сладкий шип. Сердце уязвлялось любовью к Богу и стремлением к иной жизни, как говорится в молитвах: «Сердце мое в любовь твою уязви». Эта сладкая рана, по сравнению с которой уязвление земной любовью похоже на укус комара, вела их по жизни долгие годы и влекла на большие труды и заставляла забывать то, что было, стремясь к тому, что будет. Все это начиналось и впервые происходило на богослужении в храме.

***

Так вот в чем вопрос.

Мы ведь то же самое Евангелие слышим и читаем. Почему оно не творит в нас такого переворота в мыслях? Почему не влечет любовными узами к жизни лучшей и чистейшей? Почему не воспламеняет сердца в ту же меру, что и у лучших сынов Царства?

Почему, почему, почему?

Может, мы по-другому читаем Евангелие? Не как Книгу Жизни, а лишь как одну из книг, необходимых при богослужении?

Может, мы не так слушаем Евангелие? Не как голос Пастыря, зовущего Своих овец, а как что-то другое, уж и не знаю что? Может, слышим просто протодиаконский рык или шепот старенького протоиерея?

Может, мы не способны чувствовать великую силу Благовествования, и если да, то почему?

Вопрос даже не в том, почему после прочтения Евангелия вот уже несколько столетий подряд никто не уходит из наших храмов в места пустынные ради отшельничества или столпничества. Возьмем планку ниже. Вопрос в том, почему далеко не каждый человек, выходящий из храма, способен четко ответить на вопрос, что читалось сегодня в храме из слова Божия.

Не удерживаем мы в памяти живые слова, не фиксируем, не объясняем и не разжевываем. А то, что проглочено цельным куском, по необходимости плохо усваивается.

Некоторые тексты мы поем, например те самые заповеди блаженства, услышав которые, изменил свою жизнь Симеон Столпник. И поскольку поем, то к словам примешивается мелодия, желающая быть соперницей слову по красоте и запоминаемости.

Со своим служебным отношением к слову церковная музыка давно распрощалась. Она стала яркой, эффектной, многоголосой, временами – крикливой и страстной. Своими полуоперными раскатами она то и дело мешает понять, почувствовать и запомнить, что же, собственно, поется. Вещи смысловые и сущностные спрятались за стеной красивости.

Церковный обряд, созданный для того, чтобы облегчить понимание Евангелия, при неправильном к себе нашем отношении способен усложнить понимание Евангелия.

Дайте человеку, как говорил один из персонажей Лескова, «до Христа дочитаться» – и вы сделаете его прежний образ жизни – теплохладный и вялотекущий – невозможным. Может очень даже случиться нечто, сказанное об Алеше в романе «Братья Карамазовы»:

«Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: “Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен”. Алеша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за мной" ходить лишь к обедне”».

Ввысь повлечет человека евангельский голос Господа Бога. И это «ввысь» будет означать также и «вглубь». Тот же Симеон Столпник слышал Голос, повелевающий: «Глубже копай». Именно копая вглубь себя, он взошел на столп и провел на нем 37 лет.

И опять-таки дело не в том, чтобы все люди всходили на столпы или массово оставляли работы и семьи, устремляясь в места дикие и пустые. Миллионам наших крещеных соотечественников надо сначала научиться «отдавать два рубля и ходить к обедне», что представляет из себя подвиг подлинный и для многих весьма трудный.

Но нужно также, чтобы раз за разом, время от времени в каждом поколении находился в народе человек, которого пронзит на службе «глагол, проповеданный с силою многою», и для которого с этого момента начнется новая жизнь, зовущая к почести небесного звания.

Христианский народ бесплоден, если в нем не рождаются, не являются святые. Без подлинных носителей Духа христианский народ – это соль, потерявшая соленость. Если же Божии избранники рождаются и исходят на труды, то моментом «зачатия» нового избранника чаще всего является слышание Христовых слов за богослужением.

Оно вечно новое – Евангелие. Его нужно слушать таким свежим и девственным ухом, словно ты всякий раз делаешь это впервые. В сущности это великий подарок. Потому и говорится: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим».

Слышанное много раз приходит вновь – как не слышанное ни разу.

Святой Лука-исповедник, архиепископ Симферопольский, в автобиографической книге «Я полюбил страдание» свидетельствует о себе следующее. В один из тяжелейших периодов его жизни, когда он дерзнул оставить служение пастырское и занимался только служением врачебным, знакомый наизусть евангельский текст заставил его трепетать как осиновый лист. Это был текст о явлении Воскресшего Христа ученикам на озере Тивериадском и о разговоре с Петром.

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?» – трижды спрашивал Господь, а Лука, стоявший за службой, содрогался от страха, чувствуя, что вопрос задается именно ему.

Он слышал эти слова и читал их сам несметное количество раз. Однако наступил день, когда эти слова были не просто рассказом о разговоре Господа с Петром, а словами, бьющими в самую больную точку его собственного сердца. «Любиши ли Мя? Паси агнцы Моя».

Подобное должно происходить и происходит в нужное время со всяким богомольцем, внимательным к слову Божию и к своему сердцу.

«Любишь ли Меня?», «Зачем ты усомнился, маловер?», «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», «Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя», – эти и многие другие слова нужно пережить как обращенные ко мне лично.

И пусть святость, подобная святости Симеона или Антония, не родится от моего слышания Господних слов. Но любовь, и слезы, и сердечный трепет, а вместе с ними и перемена жизни, пусть малая и незаметная, не родиться не смогут. И так, как капли постепенно наполняют чашу, наберется со временем и у меня от этих малых встреч с Господом живая влага, достаточная, чтобы утолить жажду.

Протоиерей Андрей Ткачев

12 октября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Наталия22 января 2012, 17:02
Спаси Христос! Статья сильная, затрагивает самые сокровенные струны души, заставляет по-другому посмотреть на свою жизнь и поддерживает в минуты маловерия. Простите Христа ради, и дай Бог здоровья и долгих лет жизни отцу Андрею!
Георгий11 декабря 2011, 01:27
Спаси и сохрани нас,Господи!!!
Михаил29 ноября 2011, 22:10
«Любишь ли Меня?»-Как кратко и пронзительно,до слез, выворачивает душу.Каков дам ответ?На словах "Да",а на деле? Господи,даруй нам благодать Твоей любви!
«Зачем ты усомнился,маловер?»-Истина Божия нам явлена, очевидна,понятна.Но нет в нас твердого намерения встать на путь спасения.Как пишет прп. Ефрем Сирин в покаянных мо-литвах (изложение не дословное):"Каждый день воздвигаю храм души своей и сам,своими руками его разрушаю..." Верую, Господи! Помоги моему неверию!
«Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» -Готов ли мой дом -мое сердце ко встрече с Господом? Есть ли в нем место чисто? Весь проказися...Нет места чиста... Господь стучит в наши сердца!А мы что?Где сокровище нашего сердца?Господи, по вели-цей милости Твоей, помилуй нас грешных!
Спасибо, отче Андрее за то, что данный Вам Божий дар "Слова Живого" падает в наши сердца, иссохшие и страждующие по Животворящей Влаге и помогает нам грешным увидеть правду, кто я есть, без самообмана и самообольщения и в тоже время без впадения во грех уныния и отчаяния. Ибо: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Алексей20 октября 2011, 13:33
простите мя грешнаго и недостойного раба Божия
Алексей20 октября 2011, 01:20
а также недостойного и убогого , прости меня Господи ....
Алексей20 октября 2011, 01:16
Простите меня грешнаго
Людмила19 октября 2011, 19:01
Алексею.Никто никого(упаси,Господи) не осуждает и себя хорошими не делает.Просто люди,которые не просто приходят в церковь,но живут Ею,не могут оставаться равнодушными.Мы все разные,по-разному воспринимаем любую информацию,посему и возникают противоречия.И, слава Богу,что имеем возможность общаться.А благодарность о.Андрею за труды высказывается довольно часто(присоеденяюсь),да и наши отклики подтверждают,что статьи "задевают" за живое.Не могут все говорить одинаково,а вот обижаться не стоит.Спаси нас всех,Господи!
Алексей17 октября 2011, 19:13
очень хорошая статья , я вот какие не читал все хорошие и не пойму как некоторых осуждают , вместо того чтобы благодарность напмсать пишут всякое ... . я на многих форумах заметил один грех - прекословие ,много очень всяких противоречий , да я на некоторых статьях видел один спор ,не знаю поправьте меня если не так , может люди забыли про это ...осуждаем кого нить как хотим , я стараюсь иногда воздержаться от комментариев, не хочу быть лицемером , разве не написано в Евангелие “Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучек из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Матф.7:4–5)
Григорий16 октября 2011, 21:43
Когда спросили у А. Блока: «Почему вы не ходите в храм?», он ответил, что там говорят о Несказуемом. Как можно понимать при современной страстной жизни сокровенный глагол Божий. При чтении нами илли слышании в храме Слова Божия Сам Господь говорит с нашим сердцем. Сакраментльное, глубоко интимное, личностное общенние будет ли доступно уму, в первую очередь сердцу, поражённому страстями? Ищет ли человек, современный прихожанин, Господа, Спаситея своего, всем сердцем? Или же, в надежде пожертвовать двумя часами личного времени столь драгоценной жизни, взамен собственных усилий он надеется получить обещанное благо, на самом же деле нисколько не принудив себя хоть чуточку исправиться, в силу ожидаемых обещанных даров, ожидает обетованной манны небесной. Тудно это, понять элементарное, что лишь чистые сердцем Бога узрят. Увидят сердцем, потом и умом поймут, но сначала очистят сердце покаянием, причём слёзным. А без этого никак. Евангелие умом можно только запомнить, а понять его можно, только начав жить по нему. Дорогие мои, всё в храме поемое и читаемое понятно, если вы нуждаетесь в Спасителе и в храме Божием пришли найти исцеление.
Наталья15 октября 2011, 23:08
Александру:
Знаете ли, что означает слово "святой"? Свыше ятый -- то есть взятый Тем, Кто выше всех.
Учите свой родной язык, и тогда будете понимать и Слово Божие, и речь человеческую. (Наверное, скажи вам что-нибудь типа "прогуглить в нете", и никаких вопросов не возникнет, всё сразу ясно будет.)
Людмила15 октября 2011, 19:23
2.Я,конечно,понимаю,что Ваша статья имеет другое направление и адресат,но людей,стремящихся,хотя бы быть,а не называться христианами очень мало.Тут я согласна с о.Димитрием Шишкиным,который в своей недавней статье сказал,что надо обратить внимание на образ жизни.Да при нашей гордыне,без страха Божия,недостатке времени на молитвы и душеполезные книги,без смирения -что может родиться в наших холодных душах.Потому,как путь духовный-это труд.Любовь=это жертва,отдача полностью самого себя.Но если не святыми,но хотя бы православными христианами в истинном понимании этого слова,мы можем быть!Еще раз прощу прощение,если кого обидела.Накипело.Спаси всех,Господи!
Р.S.Может,стоит подумать над "просвещением" невоцерковленных.Потому,как человек,"захожанин",делая что-то не так,слышит в свой адрес даже просьбу изменить поведение,затем вопиет,что,де в церкви его обругали.Поневоле становишься "православной ведьмой".Уж очень хочеться хотя бы расслышать,о чем же говорилось сегодня в Евангелии.
Людмила15 октября 2011, 18:44
Герману моя благодарность и поддержка.Отче Андрей!Я,наверное,скажу неприятную вещь(от слова вещать).Но от священников тоже много зависит.Какие там святые и отшельники.Я не знаю,откуда берутся люди,превращаюшие литургию в балаган,делающие,кому что на ум взбредет во время службы и при этом утверждающие,что у них в храмах (в Лавре!)все позволено.Иногда случаи просто комично-трагические.Одна женщина во время литургии спрашивает:"А когда будет литургия?"На мой ответ,что уже идет-"Да разве это литургия? Вот у нас в Киево-Печерской Лавре..."На просьбу одеть платок и юбку,узнаешь,что в Сергиевом Посаде ходят как хотят,даже слова никто не скажет.Просишь не подходить с сумками к мощам,или никакой реакции,или,говорят,что они бояться таких нападок с нашей стороны.Примеров множество.И удивляться,видя абсолютно пустые глаза(слава,Богу, не у всех) во время чтения Евангелия не приходится.Люди не знают элементарного.
Александр14 октября 2011, 23:31
... Вера твоя спасла тебя - с этими словами священник коснулся Евангелием моей головы и я ясно осознал, что они относятся ко мне лично. Это было чудо. Это был ответ на мою просьбу, молитву о прощении и милости. "Не умру, но жив буду и повем дела Господни"
Герман14 октября 2011, 21:51
Александр, ясный пень, язык-то непонятный, прямо ни одного слова не понять, ни одного предложения. А английский-то при этом с упорством учат, чтобы хавчик пожирней хавать. И никто не заставляет, и никто не просит.
Ирина14 октября 2011, 21:32
Покрова Вам батюшка Пресвятой Богородицы и Ее помощи в Вашем пастырском служении. Спаси Вас Господи! Каждая Ваша статья это маленькое зернышко "умного бисера" так радостно его найти Очень жаль, что нет больше Ваших бесед " На сон грядущим " по КРТ.
Мария14 октября 2011, 20:05
Как всегда, Ваши слова, батюшка, в самую душу. Спаси Вас Господи!
Александр 14 октября 2011, 15:03
" Вопрос даже не в том, почему после прочтения Евангелия вот уже несколько столетий подряд никто не уходит из наших храмов в места пустынные ради отшельничества или столпничества. Возьмем планку ниже. Вопрос в том, почему далеко не каждый человек, выходящий из храма, способен четко ответить на вопрос, что читалось сегодня в храме из слова Божия."

На этот вопрос самый простой ответ: Евангелие читается на непонятном языке и поэтому остается чужим.
Александр13 октября 2011, 19:45
Спаси Господи! Прочел и ужаснулся- как мы живем? Когда уже повернемся к Христу?
Александр13 октября 2011, 11:25
Спаси, Господи!
Максим13 октября 2011, 05:31
Отцу Андрею здравствовать во Христе!
Не может быть Русь Православная без святых и отшельников во все времена. И среди нас, наверняка они есть и отшельники во славу Божию есть, только очень далеко ОТоШЛИ...
Спаси Господи.
Антон12 октября 2011, 18:43
Спаси Вас, Господи!
Андрей12 октября 2011, 16:48
Земной поклон Вам и храни Вас Бог!
Статья проникает глубоко в сердце как "сладкий шип", но из-за душевной слабости своей и маловерия и лукавства не теряю как должно бы сознания, не предпринимаю первых, хотя бы малых, шагов к Богу, но плачу - плачу сердцем, но не навзрыд, а как от комариного укуса плачут, как от боли физической, но не как обухом по голове, а должно бы, да почаще бы! И дать уже себе ответ на главный вопрос статьи: «Любишь ли Меня?»
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×