Все знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому.
Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля».
Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.
Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.
Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону, праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский… Да простят меня святые угодники!
Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».
Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой путь, как и святитель Николай.
Самое смешное, что после публикации этой статьи интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»: «Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре, думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по милосердию своему, если человек помолится, как надо.
Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия Небесного.
Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата – Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти «царским путем».
Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это и будет «царский путь».
К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.
Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.
Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.
Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной вере. Аминь.
Так наступило 16 февраля 1884 года. Господин Мариано Росати, активный помощник при строительстве Святилища, прибыл ко мне и попросил освященный медальон Помпейской Божьей Матери. Он хотел передать его своему другу, доктору Бельмонте для его тяжелобольной пациентки.
- Если Пресвятая Дева из Помпеев исцелит госпожу Агрелли, – сказал он мне, – то к Её почитателям наверняка присоединится множество неаполитанцев, т.к. у отца больной много друзей. Я пошлю ей также книжку с новенной, чтобы её семья молилась, а образ Помпейской Божьей Матери пусть повесят над кроватью больной. ПОМОГЛА ДЕВУШКЕ ИМЕННО ПОМПЕЙСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ В ИТОГЕ...
Тогда, в середине 19 века, с 1848 по 1856 год свирепствовала холера в Оренбурге. Губернский город в течение 5 лет буквально вымирал от нее. Во всех церквах усердно молились ко Господу и к Самой Богородице. Но оказалось, что спасение можно обрести только через Табынскую икону. Когда все и окончательно признали чудесную помощь именно от Табынской иконы, на восьмой год (в 1856 году) холера прекратилась.
Весь народ тогда познал что, Сам Господь благоволит принять наши молитвы именно через Табынскую икону. ПОЧЕМУ ТАК, НЕПОНЯТНО. СМУЩАЕТ И ПОЭТОМУ НЕ МОГУ МОЛИТЬСЯ МАТЕРИ БОЖИЕЙ. ПОЛУЧАЕТСЯ ДОМА ДЛЯ МОЛИТВЫ ТОЖЕ НУЖНЫ РАЗНЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ИКОНЫ ДЛЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ НУЖД. ТАК?
На масленицу
Настоятель одного известного подмосковного храма рассказал о том, как святитель Николай исполняет, казалось бы, неважные просьбы, утешая верующих.
Одинокая старая женщина, монахиня в тайном постриге, жила очень скромно на небольшую пенсию. Подошла масленица. У нее не было ни особых средств, ни сил приготовить себе праздничный обед перед началом Великого Поста. Старушка очень соскучилась по блинам. Решила она попросить у почитаемого ею покровителя монашествующих, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, утешить ее в немощи. Стала молиться и просить: «Батюшка Иоанн, пошли мне блинков на масленой». Долго просила матушка в простоте сердечной святого Иоанна Предтечу.
Однажды, задремав, она увидела св. Иоанна Крестителя с крыльями за спиной. Святой Иоанн Креститель, начальник монашеского жития, строго смотрел на простодушную старушку. «Что ты просишь меня, мать, о блинах? Ведь я монах и постник. Я даже не знаю, что это такое. Попроси святителя Николая, он всех вас балует, он тебя утешит». После этих слов образ стал невидим. Проснувшись, матушка подошла к иконе святителя Николая: «Святой угодничек, пошли мне блинков!» В это время в дверь старушки позвонили: ее соседка напекла блинов и принесла ей горку с просьбой помолиться о своих родных. Утешил святитель Николай монахиню.
«Николо-Шартромский благовестник»
МНОГИЕ ЛЮДИ ПРИШЛИ К ВЕРЕ НЕДАВНО И Я ТОЖЕ.
К СОЖАЛЕНИЮ СНАЧАЛА НАМ ПОПАДАЕТ ИНФОРМАЦИЯ ТИПА "МОЛИТВЕННОГО ЩИТА" И Т.П. ИЗДАНИЙ, С "УЗКОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ" СВЯТЫХ И ИКОН.
(НУ И, КОНЕЧНО,СОВЕТЫ РАЗНЫХ БАБУШЕК, СВЕЧНИЦ, МОНАХИНЬ И ПРОЧИХ "ГРАМОТЕЕВ").
СО ВРЕМЕНЕМ, ВОЦЕРКОВЛЯЯСЬ, ЧИТАЯ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И ТВОРЕНИЯ СВВ.ОТЦОВ, ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ГРАМОТЕН ДУХОВНО, НО ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ГРАМОТНОГО НАСТАВНИКА, ТО ОН "ОБРЕЧЕН" НАДОЛГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗНОГО РОДА "МОЛИТВЕННЫМИ ЩИТАМИ", НИЧЕГО "НЕ ПОДОЗРЕВАЯ".
Я БЫЛА НЕСКОЛЬКО ОБИЖЕНА НА СВЯЩЕННИКА- АВТОРА СТАТЬИ ПРО "МОЛИТВЕННЫЙ ЩИТ". НО ПОТОМ, ТАК СКАЗАТЬ, ПРИДЯ В СЕБЯ, ИСПОВЕДАЛА ГРЕХ СУЕВЕРИЯ. ЕСЛИ Б НЕ ТА СТАТЬЯ, Я БЫ НАВЕРНОЕ, ДОЛГО НЕ ЗНАЛА, ЧТО ОКАЗЫВАЕТСЯ Я "СТРАДАЛА" СУЕВЕРИЯМИ, И ИМЕННО БЛАГОДАРЯ "МОЛИТВЕННОМУ ЩИТУ" И ПОДОБНЫМ МОЛИТВОСЛОВАМ.
И ПОЧЕМУ ЭТО НАДО МОЛИТЬСЯ ИМЕННО ЦАРЮ СОЛОМОНУ, ЕСЛИ ИДЕШЬ В ЛЕС? РАЗВЕ ОН ХОДИЛ ЗА ГРИБАМИ? ТАМ, В ПАЛЕСТИНЕ, ВРОДЕ И ЛЕСА-ТО НЕТ?!
ДАЖЕ БУДУЧИ "СУЕВЕРНОЙ" МНЕ ЭТО БЫЛО НЕ ПОНЯТНО.. ИЛИ ПРИ УМАЛИШЕНИИ, КТО ДОЛЖЕН МОЛИТВУ ЧИТАТЬ, САМ УМАЛИШЕННЫЙ, А ЕСЛИ ОН ОДИНОК? И Т.П. ВОПРОСЫ.
МОЖЕТ СТОИТ ВВЕСТИ ЦЕНЗУРУ, КАК БЫЛО ДО РЕВОЛЮЦИИ?!
СПАСИ, ГОСПОДИ, И ПОМОГИ НАМ ПО-БЫСТРЕЕ ВЫРАСТИ ДУХОВНО.АМИНЬ.
С УВАЖЕНИЕМ.
РАБА БОЖИЯ АННА.
Оптинский инок М. рассказывал, что когда он жил в миру, случились у него большие финансовые проблемы. М. усердно молился своему любимому святому Иоанну Предтече. Но ситуация не менялась, с деньгами было всё хуже, и как-то вечером, после акафиста святому Иоанну, М. с горечью сказал, глядя на икону:
– Вот молюсь я тебе, батюшка Иоанн, молюсь, а ты меня совсем и не слышишь!
Этой же ночью в тонком сне М. увидел святого Иоанна Предтечу, который сказал ему строго:
– Ну что же ты просишь меня помочь тебе с деньгами?! Я ведь и при жизни их в руках не держал! Ты бы попросил отцов Николая Чудотворца или Спиридона Тримифунтского... Они – да, помогали и с деньгами...
А потом, помолчав, добавил ласково:
– А я – думаешь, я тебя не слышу?! Я за тебя молюсь. Только прошу для тебя другого… Лучшего…
Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что оказался М. в монастыре, живёт в оптинском скиту в честь святого Иоанна Предтечи.
Святитель Николай явился святому Петр Афонскому во сне, когда тот сидел в темнице, и дал совет призывать на помощь святого Симеона Богоприимца.
И ещё. Сказание, каким святым в каких нуждах молиться, было известно ещё в середине 19 века, его упоминает Лесков в "Соборянах". Так ли уж развита была узкая специализация в медицине в то время?
низкий поклон за просвещение.... очень правильные и очень нужные ответы
да это ведь очень нужная проповедь для нас--
как путеводитель по этой земной жизни
все мы немощны и каждый получает помощь от святых по вере своей
у меня чудесным образом зубы перестали болеть от ваточки от Святой
мироточивой иконы Матушки Богородицы -- это ведь истина и
я ни в коем случае не считаю что тут какое-то язычество если
Матушка Божия
Царица Небесная спасла меня от неминуемой гибели
ведь есть такие заболевания зубов и десен
что и врачи не осилят только по воле БОЖИЕЙ
да по ходатайству и заступничеству Всемилостивой Матушки
Владычицы Богородицы
недуги просто исчезают как не бывало
да и вообще православные молящиеся они и болеют меньше-- ведь
как говорили врачи Ассийские
святые бессребреники Космо и Дамиане веруйте в Господа и будете здоровы.
Пресвятая Богородице спаси нас !
Все святые молите БОГА о нас !
Сергей Григорьев
Лет 20-30 назад я где-то прочитал или от кого-то услышал, что при зубной боли надо молиться муч. Антипе, и с тех пор так и поступаю. И могу засвидетельствовать, что во всех случаях (если угодно, в 100%) получал помощь: или боль утихала, или появлялись силы её спокойно терпеть (это чаще).
Конечно, я не удивлюсь, если узнаю, что такую же помощь от Бога получают люди, если молятся другим святым, ангелам, Божией Матери, Господу нашему Иисусу Христу или Пресвятой Троице. Но как мне быть с моим личным опытом? Считать его неправильным, едва ли не языческим?
Мы живём в свободной стране, и, конечно, автор имеет полное право издеваться над этой частью моей веры, хотя, как известно, недавно в РФ был принят закон о защите чувств верующих.
Грань между правильным и неправильным почитанием христианских святых и икон бывает очень тонкой, и, на мой взгляд, автор избрал сомнительный стиль, потому что глумление над неразумной верой своей паствы – не самый лучший способ проповедования веры правильной, само собой той, которую исповедует автор статьи.
Буду благодарен, если кто-то найдёт время разрешить моё недоумение по этому поводу.
С уважением, Сергей Григорьев
Очень многие православные ярмарки пестрят такими требами, с узкой направленностью.
Всё верно и своевременно.
Но людей думаю не исправить..