Размышления на Крещение

Есть церковные праздники, которые неизменно несут в себе некий элемент испытания. Испытания для священников, для прихожан и для тех, кто заходит в храм нечасто, а исключительно в эти — праздничные — дни. И первое место в ряду таких праздников-испытаний принадлежит, вне всякого сомнения, Крещению. И не потому, разумеется, что народная (а не церковная!) традиция предписывает в этот день погружаться в иордань — специально вырубленную во льду купель. Это как раз не обязательно: хочешь — купайся, а хочешь нет. Испытания тут совсем другого рода...

  

Я служу в храме в удаленном от центра Саратова районе города. Прихожу в праздничный день задолго до начала богослужения и сразу вижу множество незнакомых мне людей, чего-то напряженно ожидающих. Ожидают они воды. Не богослужения, не проповеди, раскрывающей суть воспоминаемого сегодня события Священной истории, а только лишь воды. Еще человек сто, по словам диакона, приехав ни свет ни заря и убедившись, что воду еще не освящали, тут же отбыли в различных направлениях, кто куда, надеясь, что, может быть, им повезет, и в других храмах водосвятие уже совершилось. Напрасно надеясь, конечно.

Они не знают, в чем смысл этого обряда, каково его происхождение, что это вообще такое — крещенская вода. Специально для них мы отпечатали листовки с рассказом о празднике и объяснением, что есть агиасма или вода великого освящения. Но они их не берут, они спешат — вдруг там, куда они от нас уходят, воду разберут без них?..

...Служба заканчивается. После литургии мы освящаем воду, кропим ею храм и прихожан. С амвона, уже после проповеди, я обращаюсь к людям (а их около трехсот человек) с просьбой:

— Братия и сестры! Вы бываете в храме часто, многие из вас живут поблизости... Очень вас прошу: у кого есть такая возможность, не берите воду сейчас, прийдите за ней позже. Вы ведь знаете, что сейчас на улице уже выстроилась огромная очередь из тех, кто приходит сюда совсем не часто — в лучшем случае несколько раз в год. Уступите, пожалуйста, место им, чтобы не было толкотни, свалки, обид, чтобы всем этим не омрачился сегодняшний светлый праздник. И еще: обязательно будьте готовы отвечать на вопросы, если вас о чем-то спросят, а также помогать, проявлять заботу и терпение.

И вот, действительно и радость и праздник для меня: я вижу, что многие так и поступают, уходят, чтобы вернуться позже.

Тем временем наше духовенство выходит из храма и... тут же сталкивается с народным недовольством. На улице холодно, самый настоящий крещенский мороз, но очередь растянулась на несколько десятков метров.

Одного из наших клириков, отца Владимира, тут же, на крыльце, останавливает какой-то мужичок.

— Я — крестьянин,— представляется он (очевидно, путая это слово со словом христианин, поскольку он однозначно житель не села, а города), — и я хочу вам доложить, что попы очень плохо работают! Воду освятили поздно, народ мерзнет. Чем вы там вообще занимаетесь?! Я жаловаться буду!

Важный вопрос, интересный, вне всякого сомнения: чем мы там вообще занимаемся? Мы — это не только «попы», но и все, кто наполняет наши храмы, для кого жизнь в Церкви и жизнь Церкви вышла как-то постепенно на первое место. Помню, меня самого в конце восьмидесятых — начале девяностых этот вопрос тоже очень занимал. И я искал на него ответ, спрашивал, читал, хоть и книг-то почти тогда не было, а главное — старался если не часто, то, по крайней мере, регулярно бывать в храме. И разобрался-таки. Причем оказалось, что это совсем не сложно.

Очередь не таяла до самого вечера, только через наш храм за день прошло около пяти с половиной тысяч человек. Мы раздавали листовки, с людьми общались ребята из православного молодежного общества, отвечали на вопросы. Кто-то заинтересовывался, задумывался, но большинство людей просто стояли за водой. И они ушли, чтобы вернуться в следующий раз очень нескоро — может быть, даже не на Пасху, не на следующее Рождество, а опять на Крещение, когда снова можно будет прийти с канистрой, наполнить ее и унести с надеждой, что хватит на год.

Фото: tut.by Фото: tut.by
    

Нас часто обвиняют в том, что мы «далеки от народа». Да мы и сами нередко недовольны собой: делать получается гораздо меньше, чем необходимо. Но я убежден: мы не можем никого привести к Богу, мы можем лишь помочь тому, кто к Богу идет сам, в чьей душе уже есть это стремление — к Тому, без Кого не было бы никого и ничего. Или, если не это стремление еще, то другое: понять, осмыслить, кто мы, откуда здесь, зачем...

И больше того скажу: именно от желания или нежелания осмысливать и понимать зависит не только «наполняемость» наших храмов и отношение к Церкви в современной России. От этого зависит очень многое — успешность и неуспешность человека в жизни, его место в ней, да и жизнь наша сама, как таковая.

Я думаю об этом каждый раз, когда слышу: «У вас (в Церкви то есть) все так запутанно... Я бы пришел / пришла, да ничего не понимаю...». Так это горько... Особенно, когда ты готов и объяснять, и вместе разбираться, и помогать... Впрочем, я не отчаиваюсь, потому что знаю: все не безнадежно. Ведь у Бога много способов заставить задуматься и «заинтересоваться» не только отдельных людей, но подчас и целые народы (сколько тому примеров в истории, особенно нашей, российской!).

И можно терпеливо ждать, пока сам станешь одним из таких примеров. А можно — взять в храме листовку в день Крещения. Можно немного постоять на службе, слушая, что читается и поется. А потом, прийдя домой, открыть Евангелие и постараться во всем этом разобраться. Начать разбираться, по крайней мере.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
Слово пастырей
Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
Слово пастырей
Многие христиане считают достаточным в этот день прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. Достаточно ли этого? Как с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране?
Прихожане, захожане и верующие Прихожане, захожане и верующие
Митр. Саратовский и Вольский Лонгин
Прихожане, захожане и верующие Прихожане, захожане и верующие
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
«Облегченное Православие», на мой взгляд, – это «вера мира сего». Если мир и соглашается сегодня говорить о Церкви и вере, то именно в усеченном варианте, принципиально не приемля ничего более серьезного, глубокого, сложного.
Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)? Отличается ли канунная вода (18 января) от воды крещенской (19 января)?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Отличается ли вода канунная, взятая вечером 18 января, от воды крещенской – 19 января? Когда всё-таки надо набирать воду? Я только пытаюсь приобщаться к Церкви, поэтому многого не знаю.
Комментарии
Мария21 января 2022, 17:07
Спаси Господи иг.Нектария за его нужные поучительные статьи! Сколько откликов, сколько статей от неравнодушных этой теме людей... пусть пока мы заблуждаемся и не умеем отделять зерен от плевел, и перемешано в нас праведное с грешным, но Господь не оставит нас и направит стопы наши путями праведными, благодаря таким батюшкам как Вы... спасибо за ваши статьи- всегда читаю с удовольствием..
Денис19 января 2016, 19:55
В Рождество услышал от знакомых девчонок, что гадать собираются на Святках, я им и говорю, что это тяжкий грех. А мне в ответ: "Знаем. Но мы на Крещение в прорубь окунёмся и грехи смоем". Вот такое, увы, языческое отношение к празднику. Тем более если по центральному каналу диктор вещает, что купание в купели смывает грехи, что ещё скажешь? Только пожалеть нас.
Сергей19 января 2016, 08:07
Господи помилуй! С праздником!!!
r.b.Elena19 января 2015, 02:23
Ne znau chto i skazat, ne osuzhdaja, ochered za vodoy,

napominajet ocered za kolbasoy. Tazhe davka, tezhe

kommentarii k sluzhahim hrama i k drug drugu. Voda i kupanije v prorubi jesho nokogo ne sdelala veruushimi-obuchnaja zhadnost i gordunja.

Prostite menja r.b.Elenu.Spasi Gospodi nas greshnuh.
Владимир Паданин18 января 2015, 12:38
Спасибо!Помогай Вам Боже в ваших делах.Главное все понятно и ясно,как Божий день.Какой у нас народ суетный ,и подождать чуть чуть не хочет.Все образуется со временем. Отучали почти век.Воспрянет народ духом и востановит свое бытие. раб Божий Владимир.
Алексей Филатов18 января 2015, 12:01
Спаси, Господи! С праздником!
Trololo25 января 2014, 17:13
Спасибо иг.Нектарию за умную и актуальную статью!Спаси Вас Господи!Пусть Господь даст нам всем терпение и разумение!Наталья.
Ella24 января 2014, 23:02
я вот думаю что пока человеку не "приспичит" каким то образом прийти к БОГУ, то никакие обьяснения не помогут. Это все равно что учить науку, которая тебе совсем не интересна, не выучишь. Как то ко мне пришли свидетели Иеговы и оставили Библию. Я ее начала читать и ничего не понималa. У меня был в жизни период полного отчаяния. Ночью мне приснился старичок спукающийся надо мной, а сзади него был деревянный крест. Он улыбался. После этого все стало тянуть меня к познаниям Божиим. Я стала интересоваться. Опять взялась читать Библию. И все так легко пошло в понимании о чем там говориться, что как будто второе дыхание открылось. Моя жизнь изменилась к лучшему, да так, что я не желаю великих богатств, но я имею все что нужно для благополучной жизни на земле. СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ, И ВСЕМ СВЯТЫМ ТВОИМ!!! Так что у человека должно екнуть внутри, что бы "прийти" ко Отце нашему, создателю,и славить его, и веровать в Милость его и заступничество! а может вода- то освященная в этот праздник да очистит душу-то всех кто ее набирает... да проснется и воспрянет душа ко Господу Богу нашему!!! Дай то БОГ! так что думаю все не зря в этом мире...
Ella24 января 2014, 22:45
я вот думаю что пока человеку не "приспичит" каким то образом прийти к БОГУ, то никакие обьяснения не помогут. Это все равно что учить науку, которая тебе совсем не интересна, не выучишь. Как то ко мне пришли свидетели Иеговы и оставили Библию. Я ее начала читать и ничего не понималa. У меня был в жизни период полного отчаяния. Ночью мне приснился старичок спукающийся надо мной, а сзади него был деревянный крест. Он улыбался. После этого все стало тянуть меня к познаниям Божиим. Я стала интересоваться. Опять взялась читать Библию. И все так легко пошло в понимании о чем там говориться, что как будто второе дыхание открылось. Моя жизнь изменилась к лучшему, да так, что я не желаю великих богатств, но я имею все что нужно для благополучной жизни на земле. СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ, И ВСЕМ СВЯТЫМ ТВОИМ!!! Так что у человека должно екнуть внутри, что бы "прийти" ко Отце нашему, создателю,и славить его, и веровать в Милость его и заступничество!
Игорь24 января 2014, 13:42
Спасибо за статью!
Екатерина24 января 2014, 07:52
Людмила, а никто никого не делит на "бутылочки" и "канистры". Просто немножко жалко тех, кто в Крещение думает больше о количестве, чем о качестве.
К тому же, агиасма имеет чудесное свойство - одной каплей можно хоть кастрюлю, хоть ванну воды освятить. Поэтому и пузырька из-под лекарств хватит на огромную семью. Так что те, кто про свои "бутылки" говорят - никакие не презрительные снобы. Они просто интересуются теорией)))
П.С. Ольга и Галина, спасибо за добрые слова о моей детке) она старается...
Ольга24 января 2014, 00:48
Мне 52 и я нынче впервые пошла окунуться в Крещенскую прорубь.
Не ради экстрима, здоровья, показухи.
Крестилась в Православном храме в 1992 году, вместе с огромной толпой народа, потом 6 лет вообще не вспоминала о Церкви.
Когда случилась в семье большая беда - дочь потеряли, попали мы с мужем в протестантскую общину. Там приняли водное крещение в реке.
Вернулись в Православие, спустя 8 лет, но то крещение не то, чтобы как-то мешало или не давало покоя, нет, но именно в этом году пришла в голову мысль о том, что как я перечеркнула своё первое Крещение омытием водой без благодати Божией, так и должна вернуть его в благодатный день Крещения Господня, омывшись в освященной купели.
Сейчас мне очень хорошо на душе и спокойно и слава Богу.
раба Божия Тамара23 января 2014, 20:52
Статья очень хорошая и комментарии! Праздник чудесный - благодатный. В этом году не смогла съездить в храм на Крещение, а в прошлом году ездила и очень рада: на службе была, причастилась, а потом...Как все и пишут - толкотня и давка. Я тоже толкалась. Что бы успеть на поезд и приехать домой в приходу мужа (он агностик и часто на службы ездить не хочет). Поэтому и не хочется, что бы он в такой праздник думал, что храм нас разлучает. А воды Крещенской до сих пор еще пол-бутылочки, я её по капельке добавляю в стаканчик. Господи, помилуй нас грешных!
Людмила23 января 2014, 15:05
Дорогие братья и сестры!читаю некоторые комментарии и сердце наполняется горечью! Вспомните о том, что у нас Один Сердцеведец и Он только может видеть и намерения и помыслы. Для чего канистры? Стареньким родителям мужа, больной подруге (сама не сможет в этом году) сотруднице (она одна с ребенком и ближайший Храм далеко) и прочая... И прочая... Для чего мы пришли с маленькой бутылочкой? Чтобы считать чужие канистры презрительно поджав губы и качая головой? Поделив сразу всех на МЫ (с маленькой бутылочкой) и они (те, которые с канистрой). Хочу добавить, что многие священники и некоторые старцы говорили о том, что очень хорошо начинать свой день с глотка крещенской воды после утренних молитв и если семья состоит не из одного человека наверное одной бутылочки не хватит. Простите если кого-то задел мой комментарий. Мой комм. можно назвать "O Крещенской воде, канистрах и грехе осуждения". А хотелось бы "О радости братской любви и терпении".
Людмила23 января 2014, 14:46
Дорогие братья и сестры!читаю некоторые комментарии и сердце наполняется горечью! Вспомните о том, что у нас Один Сердцеведец и Он только может видеть и намерения и помыслы. Для чего канистры? Стареньким родителям мужа, больной подруге (сама не сможет в этом году) сотруднице (она одна с ребенком и ближайший Храм далеко) и прочая... И прочая... Для чего мы пришли с маленькой бутылочкой? Чтобы считать чужие канистры презрительно поджав губы и качая головой? Поделив сразу всех на МЫ (с маленькой бутылочкой) и они (те, которые с канистрой). Хочу добавить, что многие священники и некоторые старцы говорили о том, что очень хорошо начинать свой день с глотка крещенской воды после утренних молитв и если семья состоит не из одного человека наверное одной бутылочки не хватит. Простите если кого-то задел мой комментарий.
Люлдмила23 января 2014, 13:16
Извините,может я неверно выражу свое мнение,но то что так много людей безграмотных в церковном смысле-это вина эпохи атеизма и нужно это исправлять,создавать церковные школы не только для детей но и для взрослых,праославные лагеря не только для деток,но и для взрослых.Должен быть ликбез по всей стране.А так легко осуждать людей,что многого не знают,а где им черпать эти знания? Где брать литературу и какую?Нужно людям активнее в этом помогать,а не только удивляться почему они таке безграмотные.
Галина23 января 2014, 09:35
Всем понятна печаль автора. Статья хорошая. Но комментарии к статье - просто явление Божией благодати. Если бы я стала пространно писать, то написала бы как Нина (или как Елена, или как Марина и др.), а Екатеринина дочка - просто чудо. Федор меня насмешил с макаронами.
Если народ так настырно по несколько часов стоит за водой, значит что-то у него или в голове или в сердце зарождается. Дай Бог, что-нибудь и родится путное.
Лиза22 января 2014, 23:38
Дорогие воцерковленные верующие, да вы почитайте статью архимандрита Тихона здесь же. Да пусть себе люди со своими канистрами стоят. Все равно им далеко до некоторых "епископов" нашей Церкви. Вера есть значит, раз канистру тащат. Зачем интересно без веры стоять на морозе с канистрой? У меня вера слабая , я прихожу, когда уже все наберут. А люди- то стоят, а как к дарам волхвов стояли? Свекровь стояла 10 часов, а мы с детьми всего за час прошли. А вы говорите, канистры...
Александр г.Ухта22 января 2014, 23:32
У нас в этом году было на Крещение минус 24 и ветер. Раньше много лет подряд окунался в прорубь. Но тут что-то не хотелось, смысл Праздника ведь не в проруби. А еще Крестный ход до реки, освящение. Пока батюшка освятит - совсем замерзнем...
На всякий случай взял сумку с вещами для проруби, но был без купального настроения.
А потом, когда в Храме на иконе Богоявления увидел, сколько мерзости под водой в Иордане в "синих красках" нарисовано...
И понял - надо в прорубь.
Есть, наверное, такие особые "бонусы" особая милость Божия к людям в образе видимых чудес - таких как Благодатный Огонь, как Крещенская вода, как Пасхальное яйцо с прошлого года которое остается съедобным (из "Пасхи Красной" инок Трофим разговлялся прошлогодним пасхальным яйцом). Возможно Господь дает такие видимые глазу "бонусы" для того, чтобы полнее "запахом" Праздника напитаться. Чтоб к Празднику души и тело присоединилось.
Тем более что телом все человеки почти полностью из воды.
С Праздником Вас, Братья и Сестры.
Татьяна_22 января 2014, 19:13
ТаняСем:

Таня- мы живем за границей,далеко в Канаде, но также было страшно подойти к священикам, огромную помощь оказали православные сайты и книги-мы их заказывали из России; долгих десять лет мы шли к Богу через темный лес, пока появились и священики и близкие по духу люди и понимание своего места в этом мире- оно там где Бог и люди его...;слова пребодобного Серафима Вырицкого- "..от Меня это было.."
Евгений22 января 2014, 18:25
С такими же мыслями и то, что происходит столкнулся в этот день. Хочется пожелать одного нам всем - терпенья и любви к ближнему. Спаси Господи.
Olga22 января 2014, 18:09
Спасибо за такую нужную и правильную статью.Наш Владыка всегда говорит"-Со страхом Божьим и верою приступите"Но,увы.Все так как описано.Душа болит на такое смотреть. Екатерине.Спасибо вам за комментарий.И за подрастающего воина Православия,вашу дочь.Надеюсь и верю,что по её молитвам,не одна "без грешная",о таких не раз слышала,придет к покаянию.
Татьяна22 января 2014, 16:03
Спасибо большое за статью!!! Всего Вам доброго Батюшка! Спаси Господи!!!
Ксения Мерещенкова22 января 2014, 15:47
Спасибо большое за статью,Спаси Вас Господи!
Мария22 января 2014, 13:48
На крещение, в очереди за св.водой у храма Зосимы и Савватия в Гольяново Москвы я собирала подписи против разрушения освященного действующего Храма свм.Ермогену в Гольяново (временной застройки) и за постройку каменного храма, проект имеется. Против храма свм.Ермогену, заступнику Москвы и всея Руси собрали подписи безбожники.
Некоторые отворачивались, стискивали зубы и возвещали: Храм не нужен... Я говорю, как же, он освящен, там Святой Дух, его нельзя разрушать, меня благословил батюшка на сбор подписей, а им все равно: знаем, знаем.... Чего знают? Говорю: Если Вам освященных храм не святыня, так зачем же вы стоите за Святой водой? Молча с укором отворачиваются. Зачем им Святая вода?....
Елена22 января 2014, 13:41
Елене Нечаевой и Людмиле.
Возможно, Вы правы, насчет "непраздной", а "со чадом" пишут, когда младенец только что родился и его еще не окрестили. Уточню у батюшки.
Я только поняла радость той молодой женщины, её изумление, что "чадо" уже есть реально, хотя еще и не родилось.
У меня,почему-то, особенное отношение к новоначальным. Я так всегда радуюсь, что новый человек пришел в Храм, хотя приходят чаще всего с горем. Главное - не упустить этот момент, когда Господь с таким трудом приводит этого человека в Храм. Ведь это Чудо!
В этот момент человек всё очень чутко воспринимает. Надо обязательно выслушать его и объяснить, что самое главное - Покаяние. Грех - корень всех бед. Настроить человека на то, что ему надо исповедоваться и причаститься, купить молитвослов, пояснение к исповеди и причащению.
У нас вообще в Церкви, особенно на кассе, очень чуткое отношение к новым людям. Слава Богу!
Еще неизвестно, кто будет выше перед Господом - мы или те, кто придет после нас к Вере.
"И последние будут первыми..."
Нина22 января 2014, 13:10
Игумен Нектарий, спасибо за статью. Я понимаю ваше сокрушение на эту тему, знаю, как хочется, чтобы родственники скорее стали воцерковленными и начали жить по Евангелию. Возможно, батюшки также переживают за паству. Но у каждого свое время и свой путь к Богу. Мы можем только действовать своим примером и помогать, не мешая. Ну не могут люди все разом стать идеальными и ходить в храм "правильно".
Приходят не только за водой, я думаю, люди, чье сердце еще не готово прийти к Богу, воцерковиться, приходят, чтобы хоть на миг почувствовать благодать. Ну не все, может, но многие.
Вы пишете, что готовы помогать. Как помогать?
Не все так просто. Пришел и воцерковился. Поэтому и ходят за водой и куличи освящать, хотя редко в храме бывают. Хочется благодать хоть краешком почувствовать. Спаси, Господи, помоги нам, Господи!
Просите за спор, наболело очень. Жалко людей, кто пока не смог воцерковиться. Приходят раз в год, а им и тут не рады. Вдруг они чувствуют отношение "вот, пришли, невоцерковленные, с канистрами!"? А пришли за любовью. Бог покрывает нашу нелюбовь к людям, я сейчас о себе, если обидишь кого в храме или тебя обижают, часто Бог утешит. И подаст благодать несмотря ни на что. Ни на грехи, ни на канистру, ни на то, что редко ходишь в храм.
Простите, чувствую, что в моем комментарии есть нотки осуждения. Но. Начала с того, что верю, вы написали по любви. Потому что очень хотите помочь своей пастве и искренне переживаете за нас. Спасибо вам за то огромное. Спаси, Господи!
р.Б.Людмила22 января 2014, 12:58
Елена ,вы совершенно верно рассуждаете,воцерковленные христиане должны относиться с пониманием к тем,кто пока ещё далек от Церкви.
(Но только в записках не упоминают с чадом :)Пишут о непраздной .)
Я сама в последнее время не встаю в очередь после Литургии.Эта давка после праздничной службы все настроение портит.Хочешь ,не хочешь а мысль плохая идет на ум.Лучше потом позже прийти за водичкой.
ТаняСем22 января 2014, 12:52
А я бы с удовольствием поговорила со священнослужителями о вере православной и своей жизни в ней,но вот незнаю и боюсь подойти к батюшкам,уж больно они заняты все,да и грехов столько,что незнаю как избавиться от них,точнее знаю,что Исповедь и молитва-вот основное,но времени катастрофически не хватает,силы тоже,хоть и молюсь про себя как могу ежедневно,но работа и быт отбирают все....наверно неправильно все в моей жизни,даже молитва,к сожалению...Прости меня,Господи!
Нина22 января 2014, 12:42
Елена, спасибо за комментарий. У меня у храма одна женщина спросила, а что, сейчас Причастие идет? А что это такое? Может, мне тоже причаститься? Я радуюсь, когда столько людей приходят в храм. Пусть за водой. Пусть освящать куличи. Поставить свечку. Спросить. Я когда-то тоже не была воцерковлена. Бог привел.
Я так благодарна тем людям, которые отнеслись ко мне с любовью в храме...
И все равно мне хотелось пойти за водой именно 18, накануне Праздника, потому что мне чувствуется, что в Праздник особая благодать, и хочется набрать воды именно в эти дни. Что много народа - у нас во время Литургии вообще на улице кто-то стоял, не вошел, а кто-то грелся в церковной лавке. А там тепло, тетеньки за прилавком читают молитвы (не разбираюсь, возможно, часть службы), но все равно люди имели возможность помолиться.
И так радостно на душе. Чувствуется праздник.
Елена Нечаева22 января 2014, 12:19
Елена! Обычно про беременных в записках пишут как о "непраздных". Про "со чадом" такого не слышала), это другие случаи.
А статья очень хорошая, правильная. Всегда странно видеть людей с несколькими канистрами. Капля море освящает! Берите в меру))
Екатерина22 января 2014, 12:08
А у меня в этом году впервые вызвалась дочка 12-летняя за водичкой постоять. И обалдела девочка, когда народ толкаться начал. Правда, я предупредила, что так себя в основном ведут не воцерковленные, а те, кто в храм три раза в году приходят - на Пасху, Крещение и Вербное воскресенье, поэтому она морально слегка готова была. Но когда ее из очереди вытолкнула тетенька лет пятидесяти, да еще бутылку (она у нас единственная, литровочка была) из рук выбила, детка расплакалась. Пришлось утешать, назад возвращать. Кто-то из добрых людей пожалел дитё, взяли у неё бутылку, поверх голов протянули в часовню, попросили наполнить. А потом спросили тетёньку, неужели не стыдно? Та в ответ: "Мне вообще никогда стыдно не бывает"
Ну тут дочка плакать и перестала. "Понимаешь, мама, - говорит, - она же несчастная. Она вот так двумя словами всю свою жизнь исповедовала. И ведь сама не понимает, как ей плохо. Я за нее молиться буду, чтобы Боженька стыда дал..."
Такие дела.
Елена22 января 2014, 11:44
Согласна с автором на 200 %. Спаси Вас Господь!И вразуми нас, грешных.
Марина22 января 2014, 11:44
Я сама 6 лет назад тоже ходила только за Крещенской водой! По своему опыту знаю, что в таком случае бесполезны листовки, проповеди, беседы с батюшкой или постоянными прихожанами. Единственное, что я понимала тогда, это то, что если зашла в храм во время службы, как то неловко уходить и стояла до конца. Ничего не понимая, но чувствуя, что происходит, что то очень важное и уйти невозможно. Такая моя ужасная жизнь продолжалась очень долго, более 10 лет! Что произошло со мной, чудо, которое не описать, ни понять невозможно. Я даже помню день, когда я с непреодолимой силой захотела причаститься. Свое состояние до воцерковления, можно описать так, как будто я была глухая, слепая и немая. Хорошо об этом в Евангелии сказано, есть уши, но не слышат. Одним словом со мной произошло чудо, я стала другим человеком!
Константин22 января 2014, 10:52
Прекрасная статья ! И очень актуальная !
Федор22 января 2014, 10:25
Я сам часто этого не понимаю. Наверное макароны на этой Воде варят.
Елена22 января 2014, 10:17
Меня в этом году поставили на Крещение подежурить в Храме на подсвечнике между службами, потому что в этот день люди идут весь день. Берут воду, потом заходят в Церковь, ставят свечи, задают вопросы. Каких только вопросов я не услышала за этот день. Даже такой - "Можно ли поставить свечку за умершую собаку?".
Я не стала упрекать женщину за такой вопрос, т.к. она была очень расстроена, а спокойно объяснила, почему нельзя. Она утешилась и не стала спорить.
Парень с девушкой смущенные подошли спросить, почему у Божией Матери на Её иконе Иверская кровь течет из щеки. Я рассказала историю этой Иконы. Они улыбались и были благодарны.
У кого-то были проблемы с детьми. Бегала, объясняла, как писать записки, как готовиться к Исповеди и Причастию.
А одна беременная молодая женщина радостно улыбнулась, когда я ей объяснила, что в записке надо писать ее имя "со чадом".
Дивный Промысел Божий! Ведь люди пришли сюда в Храм, казалось бы, ради одной Крещенской воды. Нет, это Господь приводит в Храм людей. А мы только должны их не отталкивать, помня, как когда то и сами мы делали первые шаги в Храме.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×