Есть церковные праздники, которые неизменно несут в себе некий элемент испытания. Испытания для священников, для прихожан и для тех, кто заходит в храм нечасто, а исключительно в эти — праздничные — дни. И первое место в ряду таких праздников-испытаний принадлежит, вне всякого сомнения, Крещению. И не потому, разумеется, что народная (а не церковная!) традиция предписывает в этот день погружаться в иордань — специально вырубленную во льду купель. Это как раз не обязательно: хочешь — купайся, а хочешь нет. Испытания тут совсем другого рода...
Я служу в храме в удаленном от центра Саратова районе города. Прихожу в праздничный день задолго до начала богослужения и сразу вижу множество незнакомых мне людей, чего-то напряженно ожидающих. Ожидают они воды. Не богослужения, не проповеди, раскрывающей суть воспоминаемого сегодня события Священной истории, а только лишь воды. Еще человек сто, по словам диакона, приехав ни свет ни заря и убедившись, что воду еще не освящали, тут же отбыли в различных направлениях, кто куда, надеясь, что, может быть, им повезет, и в других храмах водосвятие уже совершилось. Напрасно надеясь, конечно.
Они не знают, в чем смысл этого обряда, каково его происхождение, что это вообще такое — крещенская вода. Специально для них мы отпечатали листовки с рассказом о празднике и объяснением, что есть агиасма или вода великого освящения. Но они их не берут, они спешат — вдруг там, куда они от нас уходят, воду разберут без них?..
...Служба заканчивается. После литургии мы освящаем воду, кропим ею храм и прихожан. С амвона, уже после проповеди, я обращаюсь к людям (а их около трехсот человек) с просьбой:
— Братия и сестры! Вы бываете в храме часто, многие из вас живут поблизости... Очень вас прошу: у кого есть такая возможность, не берите воду сейчас, прийдите за ней позже. Вы ведь знаете, что сейчас на улице уже выстроилась огромная очередь из тех, кто приходит сюда совсем не часто — в лучшем случае несколько раз в год. Уступите, пожалуйста, место им, чтобы не было толкотни, свалки, обид, чтобы всем этим не омрачился сегодняшний светлый праздник. И еще: обязательно будьте готовы отвечать на вопросы, если вас о чем-то спросят, а также помогать, проявлять заботу и терпение.
И вот, действительно и радость и праздник для меня: я вижу, что многие так и поступают, уходят, чтобы вернуться позже.
Тем временем наше духовенство выходит из храма и... тут же сталкивается с народным недовольством. На улице холодно, самый настоящий крещенский мороз, но очередь растянулась на несколько десятков метров.
Одного из наших клириков, отца Владимира, тут же, на крыльце, останавливает какой-то мужичок.
— Я — крестьянин,— представляется он (очевидно, путая это слово со словом христианин, поскольку он однозначно житель не села, а города), — и я хочу вам доложить, что попы очень плохо работают! Воду освятили поздно, народ мерзнет. Чем вы там вообще занимаетесь?! Я жаловаться буду!
Важный вопрос, интересный, вне всякого сомнения: чем мы там вообще занимаемся? Мы — это не только «попы», но и все, кто наполняет наши храмы, для кого жизнь в Церкви и жизнь Церкви вышла как-то постепенно на первое место. Помню, меня самого в конце восьмидесятых — начале девяностых этот вопрос тоже очень занимал. И я искал на него ответ, спрашивал, читал, хоть и книг-то почти тогда не было, а главное — старался если не часто, то, по крайней мере, регулярно бывать в храме. И разобрался-таки. Причем оказалось, что это совсем не сложно.
Очередь не таяла до самого вечера, только через наш храм за день прошло около пяти с половиной тысяч человек. Мы раздавали листовки, с людьми общались ребята из православного молодежного общества, отвечали на вопросы. Кто-то заинтересовывался, задумывался, но большинство людей просто стояли за водой. И они ушли, чтобы вернуться в следующий раз очень нескоро — может быть, даже не на Пасху, не на следующее Рождество, а опять на Крещение, когда снова можно будет прийти с канистрой, наполнить ее и унести с надеждой, что хватит на год.
Нас часто обвиняют в том, что мы «далеки от народа». Да мы и сами нередко недовольны собой: делать получается гораздо меньше, чем необходимо. Но я убежден: мы не можем никого привести к Богу, мы можем лишь помочь тому, кто к Богу идет сам, в чьей душе уже есть это стремление — к Тому, без Кого не было бы никого и ничего. Или, если не это стремление еще, то другое: понять, осмыслить, кто мы, откуда здесь, зачем...
И больше того скажу: именно от желания или нежелания осмысливать и понимать зависит не только «наполняемость» наших храмов и отношение к Церкви в современной России. От этого зависит очень многое — успешность и неуспешность человека в жизни, его место в ней, да и жизнь наша сама, как таковая.
Я думаю об этом каждый раз, когда слышу: «У вас (в Церкви то есть) все так запутанно... Я бы пришел / пришла, да ничего не понимаю...». Так это горько... Особенно, когда ты готов и объяснять, и вместе разбираться, и помогать... Впрочем, я не отчаиваюсь, потому что знаю: все не безнадежно. Ведь у Бога много способов заставить задуматься и «заинтересоваться» не только отдельных людей, но подчас и целые народы (сколько тому примеров в истории, особенно нашей, российской!).
И можно терпеливо ждать, пока сам станешь одним из таких примеров. А можно — взять в храме листовку в день Крещения. Можно немного постоять на службе, слушая, что читается и поется. А потом, прийдя домой, открыть Евангелие и постараться во всем этом разобраться. Начать разбираться, по крайней мере.
napominajet ocered za kolbasoy. Tazhe davka, tezhe
kommentarii k sluzhahim hrama i k drug drugu. Voda i kupanije v prorubi jesho nokogo ne sdelala veruushimi-obuchnaja zhadnost i gordunja.
Prostite menja r.b.Elenu.Spasi Gospodi nas greshnuh.
К тому же, агиасма имеет чудесное свойство - одной каплей можно хоть кастрюлю, хоть ванну воды освятить. Поэтому и пузырька из-под лекарств хватит на огромную семью. Так что те, кто про свои "бутылки" говорят - никакие не презрительные снобы. Они просто интересуются теорией)))
П.С. Ольга и Галина, спасибо за добрые слова о моей детке) она старается...
Не ради экстрима, здоровья, показухи.
Крестилась в Православном храме в 1992 году, вместе с огромной толпой народа, потом 6 лет вообще не вспоминала о Церкви.
Когда случилась в семье большая беда - дочь потеряли, попали мы с мужем в протестантскую общину. Там приняли водное крещение в реке.
Вернулись в Православие, спустя 8 лет, но то крещение не то, чтобы как-то мешало или не давало покоя, нет, но именно в этом году пришла в голову мысль о том, что как я перечеркнула своё первое Крещение омытием водой без благодати Божией, так и должна вернуть его в благодатный день Крещения Господня, омывшись в освященной купели.
Сейчас мне очень хорошо на душе и спокойно и слава Богу.
Если народ так настырно по несколько часов стоит за водой, значит что-то у него или в голове или в сердце зарождается. Дай Бог, что-нибудь и родится путное.
На всякий случай взял сумку с вещами для проруби, но был без купального настроения.
А потом, когда в Храме на иконе Богоявления увидел, сколько мерзости под водой в Иордане в "синих красках" нарисовано...
И понял - надо в прорубь.
Есть, наверное, такие особые "бонусы" особая милость Божия к людям в образе видимых чудес - таких как Благодатный Огонь, как Крещенская вода, как Пасхальное яйцо с прошлого года которое остается съедобным (из "Пасхи Красной" инок Трофим разговлялся прошлогодним пасхальным яйцом). Возможно Господь дает такие видимые глазу "бонусы" для того, чтобы полнее "запахом" Праздника напитаться. Чтоб к Празднику души и тело присоединилось.
Тем более что телом все человеки почти полностью из воды.
С Праздником Вас, Братья и Сестры.
Таня- мы живем за границей,далеко в Канаде, но также было страшно подойти к священикам, огромную помощь оказали православные сайты и книги-мы их заказывали из России; долгих десять лет мы шли к Богу через темный лес, пока появились и священики и близкие по духу люди и понимание своего места в этом мире- оно там где Бог и люди его...;слова пребодобного Серафима Вырицкого- "..от Меня это было.."
Некоторые отворачивались, стискивали зубы и возвещали: Храм не нужен... Я говорю, как же, он освящен, там Святой Дух, его нельзя разрушать, меня благословил батюшка на сбор подписей, а им все равно: знаем, знаем.... Чего знают? Говорю: Если Вам освященных храм не святыня, так зачем же вы стоите за Святой водой? Молча с укором отворачиваются. Зачем им Святая вода?....
Возможно, Вы правы, насчет "непраздной", а "со чадом" пишут, когда младенец только что родился и его еще не окрестили. Уточню у батюшки.
Я только поняла радость той молодой женщины, её изумление, что "чадо" уже есть реально, хотя еще и не родилось.
У меня,почему-то, особенное отношение к новоначальным. Я так всегда радуюсь, что новый человек пришел в Храм, хотя приходят чаще всего с горем. Главное - не упустить этот момент, когда Господь с таким трудом приводит этого человека в Храм. Ведь это Чудо!
В этот момент человек всё очень чутко воспринимает. Надо обязательно выслушать его и объяснить, что самое главное - Покаяние. Грех - корень всех бед. Настроить человека на то, что ему надо исповедоваться и причаститься, купить молитвослов, пояснение к исповеди и причащению.
У нас вообще в Церкви, особенно на кассе, очень чуткое отношение к новым людям. Слава Богу!
Еще неизвестно, кто будет выше перед Господом - мы или те, кто придет после нас к Вере.
"И последние будут первыми..."
Приходят не только за водой, я думаю, люди, чье сердце еще не готово прийти к Богу, воцерковиться, приходят, чтобы хоть на миг почувствовать благодать. Ну не все, может, но многие.
Вы пишете, что готовы помогать. Как помогать?
Не все так просто. Пришел и воцерковился. Поэтому и ходят за водой и куличи освящать, хотя редко в храме бывают. Хочется благодать хоть краешком почувствовать. Спаси, Господи, помоги нам, Господи!
Просите за спор, наболело очень. Жалко людей, кто пока не смог воцерковиться. Приходят раз в год, а им и тут не рады. Вдруг они чувствуют отношение "вот, пришли, невоцерковленные, с канистрами!"? А пришли за любовью. Бог покрывает нашу нелюбовь к людям, я сейчас о себе, если обидишь кого в храме или тебя обижают, часто Бог утешит. И подаст благодать несмотря ни на что. Ни на грехи, ни на канистру, ни на то, что редко ходишь в храм.
Простите, чувствую, что в моем комментарии есть нотки осуждения. Но. Начала с того, что верю, вы написали по любви. Потому что очень хотите помочь своей пастве и искренне переживаете за нас. Спасибо вам за то огромное. Спаси, Господи!
(Но только в записках не упоминают с чадом :)Пишут о непраздной .)
Я сама в последнее время не встаю в очередь после Литургии.Эта давка после праздничной службы все настроение портит.Хочешь ,не хочешь а мысль плохая идет на ум.Лучше потом позже прийти за водичкой.
Я так благодарна тем людям, которые отнеслись ко мне с любовью в храме...
И все равно мне хотелось пойти за водой именно 18, накануне Праздника, потому что мне чувствуется, что в Праздник особая благодать, и хочется набрать воды именно в эти дни. Что много народа - у нас во время Литургии вообще на улице кто-то стоял, не вошел, а кто-то грелся в церковной лавке. А там тепло, тетеньки за прилавком читают молитвы (не разбираюсь, возможно, часть службы), но все равно люди имели возможность помолиться.
И так радостно на душе. Чувствуется праздник.
А статья очень хорошая, правильная. Всегда странно видеть людей с несколькими канистрами. Капля море освящает! Берите в меру))
Ну тут дочка плакать и перестала. "Понимаешь, мама, - говорит, - она же несчастная. Она вот так двумя словами всю свою жизнь исповедовала. И ведь сама не понимает, как ей плохо. Я за нее молиться буду, чтобы Боженька стыда дал..."
Такие дела.
Я не стала упрекать женщину за такой вопрос, т.к. она была очень расстроена, а спокойно объяснила, почему нельзя. Она утешилась и не стала спорить.
Парень с девушкой смущенные подошли спросить, почему у Божией Матери на Её иконе Иверская кровь течет из щеки. Я рассказала историю этой Иконы. Они улыбались и были благодарны.
У кого-то были проблемы с детьми. Бегала, объясняла, как писать записки, как готовиться к Исповеди и Причастию.
А одна беременная молодая женщина радостно улыбнулась, когда я ей объяснила, что в записке надо писать ее имя "со чадом".
Дивный Промысел Божий! Ведь люди пришли сюда в Храм, казалось бы, ради одной Крещенской воды. Нет, это Господь приводит в Храм людей. А мы только должны их не отталкивать, помня, как когда то и сами мы делали первые шаги в Храме.