Мы привыкли думать, что все мелкие дела остаются где-то за гранью памяти. Они приходят и уходят, ничего не изменив ни в нашей жизни, ни в жизни людей, которые нас окружают. Поэтому зачастую в них никто не хочет видеть какого-то смысла. Каждый слишком дорожит и силами, и временем, чтобы обременять себя мелочной заботой о ближних. Об этом даже как-то и не думается – то ли время слишком быстро летит, то ли действительно… пустое это всё.
Однако если присмотреться ближе к благодарной памяти о людях, то оказывается, что великих дел в ней не так уж и много. Более того, они отнюдь не обязательны. Кажется, здесь больше ценится не какая-то серьезная помощь, а молчаливая верность, преданность любви к ближнему, которая как раз и не ждет повода, но постоянно напоминает о себе добрым словом, вниманием, отзывчивостью…
21 февраля во многих храмах Москвы и других регионов страны множество людей зажгут свечи в память о дорогом их сердцу протоиерее Феодоре Соколове. Жизнь этого священника с трагической неожиданностью оборвалась 14 лет тому назад. Однако тепло его любви к ближним бережно хранится в душах тех, кто знал или просто слышал о батюшке. И вот зажженные свечи в память отца Феодора снова и снова будут свидетельствовать пред Богом о том, что этот человек внес в жизнь многих людей свет познания Истины, тепло веры, он сам был таким же светильником, озаряющим тьму будней.
Но это не просто дань ушедшему от нас дорогому человеку. Это великий урок для всех оставшихся. Урок об удивительной силе мелочей, простого человеческого тепла и внимания. Здесь и смущенная прихожанка, видя большое количество людей, идущих в какой-то праздник на трапезу, не решается идти со всеми, но внимательный настоятель «словно читая мысли, обязательно скажет, давая крест: “На трапезу, на трапезу!”»[1]. Рядом другая история. Совсем незнакомые батюшке люди из Приморского края, прочитав в газете о восстановлении храма в Москве, послали денежным переводом 10 рублей. К празднику из Москвы им пришла открытка с благодарностью за посильную помощь, подписанная настоятелем отцом Феодором Соколовым. Потом была «случайная» встреча, судьбоносное письмо от батюшки и красноречивые соболезнования его семье: «Ведь батюшка и в нашей судьбе принял участие. Мы же неблагодарные, ничем тут на земле не отблагодарили его за заботу и молитвы за нас»[2]. С другой стороны, мнительная Л. из-за стыда очередных грехов не может переступить порог храма. И «вдруг знакомая, а в другой раз мама, передает благословение и поклон от батюшки. Я – в слезы и бегом в храм. Думала, вот я спряталась, а отец Феодор находил меня, всегда внушал надежду на милосердие Божие»[3]. А маленькому Максимчику, о болезни которого отец Феодор узнал от знакомых его родителей, батюшка «прислал в утешение просфору со словами, чтобы на следующий день привели ребенка в храм»[4]. После же литургии к удивлению родителей больной глазик мальчика оказался совершенно здоровым. И много подобных других историй, которые, может, не поражают удивительным сюжетом, необычайными событиями, однако свидетельствуют о силе любви, проявляющейся в мелочах.
Конечно, в жизни отца Феодора были и действительно великие дела, были неоценимые труды на благо всей Церкви. Но это только подчеркивает значение простого человеческого внимания, отзывчивости, о которых он никогда не забывал и благодаря которым с таким теплом берегут о нем память многие люди. Наверное, это и есть сила любви, которая не знает ни размеров, ни масштабов, но с одинаковой внимательностью старается согревать сердца как в мелочах, так и в серьезных вещах. Собственно, подвиг любви, возможно, именно в этом и состоит – сохранить тепло в обыденной жизни, терпеливо и непрестанно маленькими шагами, через «мелочи» входить в жизнь людей со свидетельством об истинности евангельских заповедей. Добродетель ведь молчалива. И она не нуждается в подтверждении своего авторитета. Она ищет не героев, а тех, кто способен остаться верным ей даже в мелочах, неутомимо исповедуя ее в серых буднях.
Можно было бы еще много написать о разных событиях, фактах из жизни приснопамятного отца Феодора Соколова. Но для сердца, умеющего быть благодарным, достаточно. Хочется на этом остановиться. На уроке о важных «мелочах»…