Богословие деятельное

Святитель Иннокентий Пензенский Святитель Иннокентий Пензенский
Недолгой была жизнь святителя Иннокентия Пензенского (1784–1819) – неполных 35 лет, но прошла его жизнь в сугубом духовном подвиге. Церковь помнит об этом. 23 октября в храмах на службе звучит святое имя владыки Иннокентия (Смирнова).

Много сил святитель отдал христианскому просвещению. Наставлял студентов и паству: устно и письменно, благоразумным словом и живым примером. После него нам осталась книга «Богословие деятельное».

О чем это богословие, и почему оно деятельное? Под деятельным богословием владыка подразумевает божественную науку о том, как «возращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3: 4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13)»[1].

Иными словами, деятельное богословие – это церковная наука о духовном росте человека. Наука сугубо практическая по своему назначению. Основана она на библейском откровении и на святоотеческой традиции[2]. Мы знаем эту науку под именем аскетики. Почему святитель не воспользовался этим традиционным именованием? Бог весть. Возможно, он хотел «повысить статус аскетики», придать ей богословское звучание, а с другой стороны – подчеркнуть деятельный практический характер православного богословия.

Если наша вера бездеятельна, если наше богословское знание не применяется в ежедневной жизни, то наша вера и богословие остаются по сути бесплодными. Это нехорошо.

***

Богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.

Деятельное богословие всматривается в самую глубину человеческой жизни, в сокровенные побуждения и движения человека, в самое сердце. И богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.

Теперь подробнее о духовном возрасте. В разъяснении этого вопроса епископ Иннокентий ссылается на Библию: «Священное Писание различает, прежде всего, три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его… с естественными возрастами человека: младенческим, юношеским и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают»[3].

Джорджоне. Три возраста человека. XVI в. Джорджоне. Три возраста человека. XVI в.
    

Можно сравнить эти три возраста с тремя этапами духовного пути, которые мы находим в аскетических писаниях святых отцов. Какие это этапы? Очищение, просвещение, совершенство. Третий этап, как видим, совпадает полностью: совершенство – и там, и там. Второй этап отличается по названию, но… с просвещением человек сталкивается именно в юношеском возрасте, не так ли? А что же с первым этапом? Давайте посмотрим. Обо всем святитель расскажет по порядку.

1. Младенческому возрасту свойственно питаться и возрастать на духовном молоке, а не на твердой пище (см.: Евр. 5: 12–13). Младенцы познают самые начала Христова учения, им присуща некоторая немощь, они колеблются и могут увлечься «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14), и потому, начав духом, нередко оканчивают плотью, как то сказано о галатах (Гал. 3: 3)»[4]. Конечно, обрядоверие и законничество в духе галатов не прибавляют нужного духовного роста сокровенному человеку, не очищают его как следует от греховной скверны.

2. В юношеском возрасте познания, вера и любовь более тверды и глубоки, чем во младенчестве. Юноши проявляют крепость в духовной брани.

3. Мужеский возраст предполагает твердую пищу и чувства, обученные долгим навыком к различению добра и зла (см.: Евр. 5: 14). Мужи стоят в Господе и живут уже не для себя, но для умершего за них и воскресшего Христа (ср.: 2 Кор. 5: 15).

Христианин, который стремится к совершенству, постепенно возрастает в духе и не идеализирует себя – вместе со своими поступками, познаниями и достижениями. Вот что замечает святитель Иннокентий: «Всякий, кто бы он ни был и как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни, подвизаться и никогда не мечтать, будто он достиг всего того совершенства, к которому стремится»[5]. Святитель объясняет, как на пути к совершенству нам помогают ежедневное покаяние и молитва, упражнение в слове Божием и принятие таинств.

Вот, говоря кратко, что такое богословие деятельное. К такому богословию любой христианин способен приобщиться – в свою меру.

Диакон Павел Сержантов

23 октября 2014 г.

[1] Иннокентий Пензенский, святитель. Богословие деятельное. М., 2003. С. 3.

[2] Владыка обращается к трудам святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, Макария Египетского и Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. См.: Иннокентий Пензенский, святитель. Богословие деятельное. С. 8.

[3] Там же. С. 81.

[4] Там же. С. 82.

[5] Там же. С. 83.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свт. Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости» Свт. Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости» Свт. Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости» Святитель Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости»
Роман Савчук
Недовольство и страх перед внешними обстоятельствами свидетельствуют о том, что мы перестали верить во Всемогущество Бога, мы отказали Ему в праве быть Промыслителем.
О «ненужном» богословии О «ненужном» богословии
Мысли в день памяти Иоанна Богослова
О «ненужном» богословии О «ненужном» богословии
Размышления в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Роман Савчук
Это очень опасная подмена – свести учение Христа к одним лишь нравственным нормам. И главная опасность здесь в том, что в такой системе Спаситель не нужен.
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
Комментарии
Игорь Шохин26 октября 2014, 23:38
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Глава 2

2.12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Деян 4, 12. Деян 10, 43.
2.13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Лк 10, 18-19.
2.14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Еф 6, 10.
Valery24 октября 2014, 13:25
отчегоже за исключением старости? силы уже не те, зато опыт накопился, старчество опять же!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×