Недолгой была жизнь святителя Иннокентия Пензенского (1784–1819) – неполных 35 лет, но прошла его жизнь в сугубом духовном подвиге. Церковь помнит об этом. 23 октября в храмах на службе звучит святое имя владыки Иннокентия (Смирнова).
Много сил святитель отдал христианскому просвещению. Наставлял студентов и паству: устно и письменно, благоразумным словом и живым примером. После него нам осталась книга «Богословие деятельное».
О чем это богословие, и почему оно деятельное? Под деятельным богословием владыка подразумевает божественную науку о том, как «возращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3: 4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13)»[1].
Иными словами, деятельное богословие – это церковная наука о духовном росте человека. Наука сугубо практическая по своему назначению. Основана она на библейском откровении и на святоотеческой традиции[2]. Мы знаем эту науку под именем аскетики. Почему святитель не воспользовался этим традиционным именованием? Бог весть. Возможно, он хотел «повысить статус аскетики», придать ей богословское звучание, а с другой стороны – подчеркнуть деятельный практический характер православного богословия.
Если наша вера бездеятельна, если наше богословское знание не применяется в ежедневной жизни, то наша вера и богословие остаются по сути бесплодными. Это нехорошо.
***
Богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.
Деятельное богословие всматривается в самую глубину человеческой жизни, в сокровенные побуждения и движения человека, в самое сердце. И богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.
Теперь подробнее о духовном возрасте. В разъяснении этого вопроса епископ Иннокентий ссылается на Библию: «Священное Писание различает, прежде всего, три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его… с естественными возрастами человека: младенческим, юношеским и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают»[3].
Можно сравнить эти три возраста с тремя этапами духовного пути, которые мы находим в аскетических писаниях святых отцов. Какие это этапы? Очищение, просвещение, совершенство. Третий этап, как видим, совпадает полностью: совершенство – и там, и там. Второй этап отличается по названию, но… с просвещением человек сталкивается именно в юношеском возрасте, не так ли? А что же с первым этапом? Давайте посмотрим. Обо всем святитель расскажет по порядку.
1. Младенческому возрасту свойственно питаться и возрастать на духовном молоке, а не на твердой пище (см.: Евр. 5: 12–13). Младенцы познают самые начала Христова учения, им присуща некоторая немощь, они колеблются и могут увлечься «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14), и потому, начав духом, нередко оканчивают плотью, как то сказано о галатах (Гал. 3: 3)»[4]. Конечно, обрядоверие и законничество в духе галатов не прибавляют нужного духовного роста сокровенному человеку, не очищают его как следует от греховной скверны.
2. В юношеском возрасте познания, вера и любовь более тверды и глубоки, чем во младенчестве. Юноши проявляют крепость в духовной брани.
3. Мужеский возраст предполагает твердую пищу и чувства, обученные долгим навыком к различению добра и зла (см.: Евр. 5: 14). Мужи стоят в Господе и живут уже не для себя, но для умершего за них и воскресшего Христа (ср.: 2 Кор. 5: 15).
Христианин, который стремится к совершенству, постепенно возрастает в духе и не идеализирует себя – вместе со своими поступками, познаниями и достижениями. Вот что замечает святитель Иннокентий: «Всякий, кто бы он ни был и как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни, подвизаться и никогда не мечтать, будто он достиг всего того совершенства, к которому стремится»[5]. Святитель объясняет, как на пути к совершенству нам помогают ежедневное покаяние и молитва, упражнение в слове Божием и принятие таинств.
Вот, говоря кратко, что такое богословие деятельное. К такому богословию любой христианин способен приобщиться – в свою меру.
2.12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Деян 4, 12. Деян 10, 43.
2.13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Лк 10, 18-19.
2.14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Еф 6, 10.