Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу? Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное Писание представляется в разном контексте. И, по всей видимости, это неслучайно. У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы. Мы обязаны доверять Христу, просто поверить в то, что Он знает этот мир, знает нас самих лучше, чем мы, поэтому не мог заповедать нам невозможное. От нас же требуется немного – просто поверить Творцу, довериться Ему, поступить по Евангелию, сделать всё возможное, чтобы невозможное сделал Господь.
Одним из ярчайших примеров действенности евангельских заповедей является жизнь святителя Иоанна Милостивого. Будучи Александрийским патриархом, святой никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Святитель Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».
Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог.
Есть два основных соображения, которые заставляют нашу совесть колебаться в подобных случаях. Во-первых, нас беспокоит забота о состоянии общества: как бы наша поблажка неправде не дала ей еще один повод к распространению. Во-вторых, часто мы оправдываем себя тем, что пока не доросли до того уровня совершенства, когда можно в ответ на удар в правую щеку подставить другую (см.: Мф. 5: 39). При этом мы забываем о том, что евангельские заповеди «просящему у тебя дай», «кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и «не противься злому» (Мф. 5: 39, 40, 42) даны нам Господом, спасшим нас от греха. Неужели не знал Спаситель, что поблажка неправде может дать ей новый стимул для распространения в обществе? История учит нас одному: мы слишком долго и слишком упорно боремся за правду и справедливость, однако ни на шаг не приблизились к ним в реальности. Причем чем активнее люди выступают за эти лозунги, тем больше непонимания, вражды и крови бывает на земле. Мы наконец должны признать, что не мы и не наши благие цели – источник правды в этом мире, но единственно Бог и Творец, Его Откровение. А значит, всякий наш акт доверия Священному Писанию приносит в мир намного больше добра и справедливости, чем самая искренняя и самоотверженная защита этих добродетелей с помощью наших разума и силы. Искреннее и бесхитростное доверие Богу никогда не посрамит. Мы обязаны дать место Господу в нашей жизни.
Подобно и довод о том, что мы не доросли до необходимого уровня незлобия и доверия Богу, нельзя считать достаточным основанием для самооправдания. В любом случае это наша вина, если мы не можем исполнить то, к чему призваны в Крещении, в чем давали обеты. Поэтому даже если мы не поступили по заповеди по объективным и, как нам кажется, справедливым причинам, не смогли поверить в искренность просящего, не удержались в ответ на несправедливые оскорбления, и в этом случае не следует искать оправданий. Пусть лучше нашим ответом будет искреннее покаяние, осознание того, что мы действительно преступили заповедь, не сделали того, что должны были сделать, чем самооправдание. Пусть так мы будем поступать всю жизнь, но каждый раз следует искренне раскаиваться – и придет момент, когда Господь поможет нам преодолеть собственное нерадение.
Да, нам бывает действительно трудно поверить в силу евангельских заповедей, в их решительную однозначность. Ведь они порою так далеки от наших представлений о целесообразности и рассудительности. В то же время нелегко поверить и в реальность призыва Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). Однако это не пустые слова. За ними стоит сила и непоколебимость Истины, авторитет Творца. Мы призваны не к тому, чтобы сделать мир уютнее, даже добрее, справедливее. «Вы – соль земли, – говорит Господь. – Вы – свет мира» (Мф. 5: 13, 14). А значит, мы призваны принести в этот мир то, чего у него нет, что он не знает, чему он удивится! Мы призваны удивить мир, а не просто сделать его лучше!
Чтобы понять это, обратимся к еще одной истории из жизни святителя Иоанна Милостивого. Один горожанин оскорбил Георгия, племянника патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой «местью», а Георгий понял урок своего дяди…
Поймем ли мы?..
ПОДАВАЙТЕ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ.
Братья и сестры какие мы нищие и безобразные пред лицем Господа нашего предстоим и просим у него прощения за дела наша и просим у Него милостыни. Насколько мы нищи и убоги пред лицем славы Его. Я думаю, что намного больше чем те нищие просящие у нас. Неужели кто из нас захотел бы чтобы Господь по молитвам (прошениям) нашим сначала рассудил, а стоит ли нам подать, пойдет ли впрок, а как мы распорядимся благостию Его. Нет мы с упованием на милость Божию выпрашиваем прощения грехов наших и милость это нам подается. Не многим из нас удается приумножить милость Его, а часто растрачиваем не приобретя. И снова просим, и снова нам подается. Мы сами как профессиональные попрошайки просим, просим и пускаем по ветру милостыни Его. Кто просит у нас? Наши братья и сестры с любовью к которым мы должны относится хоть и живут они во грехе и иногда меньшим чем у нас.
Мы уповая на милость Божию надеемся что даже и не прося Господь нас не оставит и увидит потребности наша. Так и мы не должны сторонится просящих а наоборот отыскивая их ведь по милости вашей и будет Вам. Слава Богу за все.
Спасибо большое за статью, читала и плакала.
- Господи, прости за все! И спасибо за все, что Ты мне дал.
то же и с детьми, которых носят цыгане. сейчас их меньше, но еще есть. единственная действенная мера борьбы - не давать денег и информировать об этом людей!
А вот кому даю по 100 руб. (и более): нищим, роющимся в помойках, бабушкам, продающим всякую ерунду (которую вряд ли кто купит), благотворительным фондам (самым крупным и известным), тем, кто просит в "малодоходных" местах (обычно им еду покупаю), тем, кто явно плохо себя чувствует (например, дрожит от холода). Если ко мне обращаются за помощью - могу попросить документы, а потом, проверив, дать денег (если многодетная - в паспорте должно быть видно, если билет до дома, покажи что там живёшь, если на лекарство - покажи рецепт и пойдем вместе купим - дай сколько собрал, а я остальное добавлю).
А ещё, когда стоят со "справкой", выпиской из больницы на лечение ребенка - просите посмотреть, большинство этих справок старше года, а при лечении разные рецепты и справки дают если не раз в месяц, то раз в 3 месяца, а ещё можно попросить сверить фамилию матери в паспорте с фамилией ребенка в справке. Совпало - помогите.
Подавать надо всем кто просит, сколько мы можем. Не можем деньгами, надо уделить БЛИЖНЕМУ внимание, поговорить с ним или просто поздороваться.
Господь в каждом, из нас!
Ну и как тут им подавать?!
Да и владыко запрещает, говорит, что это вы не милостыню подаете, а бисер мечете перед свиньями.
Но все равно подают. День ото дня. Хоть кол на голове тиши. Ну найдите вы соседку, бабушку на пенсии и подавайте ей! Ну что так сложно?
Вот такая вот у нас псевдоправославная бывает жизнь.
Пример из моей жизни: я пригласила одного бедного сельского жителя,чтобы помог делать кое-какие ремонтные работы. Думаю,он бедный и несчастный,надоедает и так далее. Село развалено у него,работы нет. И вот,начал он работать. Сначала все было нормально.Работал и 1 раз я его в день кормила чаем с едой.Все таки,думала,что человек должен чаю испить,холод все таки на улице. Он стал работать медленнее, растягивал работу на несколько дней,создавал себе рабочее место. Потом стал есть 3 раза в день,приходить в 11 и уходить в 15:40. А деньги хочет иметь те же.
Что говорит Писание? "Кто не работает,тот не ест!" Так почему я должна "подавать ему милостыню", ввергая его во грех? Не работаешь - не ешь!
А те, кто сомнения вызывают ныне, не просят, большинство профессионально своим видом давит на понимание, монотонно гундит или замусоленным объявлением прикрывается. Другая категория: 5 лет "на билет" собирают утром, а вечером в соседних кустах на троих-пятерых "отъезжают".
Цыгане "Христа ради" однажды обчистили, с ребенком осталась на дороге без копейки. С тех пор с ними вообще не разговариваю, как увижу, только про себя "Господи, помилуй" и в обход.
Годами по одному маршруту и уже знаешь все рабочие точки. На них попрошаек и воспринимают как "у тебя работа, в твоих услугах не нуждаемся". Больше всего не люблю этих профи в храмах, прямо внутри, как привяжутся с заготовками справок с печатями, фотоальбомом и пр., в кошелек заглядывают в прямом смысле слова, на сколько еще слезу пустить. Таким на второй раз просто отвечаю: "Мы с вами уже встречались". Обычно как ветром сдувает.
Так вот, шишками ,и учусь.
Бомжиков, которые много лет на одном месте и по которым видно, что нищенство - образ жизни, а не заработок на другие блага (всегда видно, на пиво насшибал, побежал купил, 20 р. на хлеб нагреб, опять побежал, на колбаску - очень хорошо и т.д.), хоть и пьют, жалею.
Например, сосед-пьяница попросил Христа ради денег. В трезвом виде золото, пьяный - озорник, не помня себя избивал свою жену и ребенка. Ему дали денег, даже много. В итоге сосед напился как никогда и едва не убил своих домочадцев.
Узнав, что деньги пьяница выпросил, еле выжившая женщина обратилась к "благодетелю" с вопросом: "Вы зачем ему деньги дали, разве не знаете, что он пьет"?
"Благодетель" тихо и радостно ответил ей: "Ну, он же ради Христа просил".
На что та ему сказала: "Ну, какой же Вы добренький. Ну, убил он бы пару человек Христа ради, похоронили бы, чем не радость-то, правда?".
"Благодетель" не изменился в лице, остался с той же "блаженной" улыбочкой.
Умудри нас, Господи!