Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Духовная брань Великого поста

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей, и Великой Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе.

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), — говорит Христос.

Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста — это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.

Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую душу только покаяние.

Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы

Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны, стояния, чтения — все, что мы делаем в этот период, имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот, кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто страшится, полагает, что его духовные достижения зависят от его собственных сил, — забывает о силе Божией, забывает слова апостола Павла, который говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4, 13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой и стремительностью, — с такой же силой и мы должны духовно трудиться в благословенный период Великого поста. Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать, что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не оставит. Покажи Богу свое намерение — и получишь от Него силу совершить дело своего спасения.

Митрополит Афанасий Лимасольский Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. —320 с., илл. Митрополит Афанасий Лимасольский Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. —320 с., илл. Но дело спасения не ограничивается только постом. Если у нас не получается поститься в соответствии с установлениями Церкви и мы по благословению своего духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым, чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало в благодати смирения. Все мы, молодые и старые, больные и здоровые, можем иметь эту благодать покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и есть наша цель.

Покажи Богу свое намерение — и получишь от Него силу совершить дело своего спасения

Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь, если освободимся от уз страстей, от греха. Пост — вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха, чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с большим рвением и дерзновением. Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение. Смиренный человек может каяться, может молиться, получать здоровье души и тела, в то время как гордый не может покаяться. Гордый человек не может понять, в каком состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог противится. Он — противник гордости и эгоизма. Так что давайте в это благословенное время решимся наряду с телесным подвигом поста принести еще более глубокое покаяние.

Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о Своей любви и о нашем спасении.

Человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни

В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога. Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога. Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми Церкви, будем действительно христианами, в которых воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать покаяния, особенно же в это благословенное время Святой, великой Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга, попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших сердцах. Православная Церковь всегда на первое место ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение, личное соединение человека с Богом. Для достижения этой любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы, коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам. Учение и Евангелие Христово — это инструменты и средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем, что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь совершает брак между человеком и Христом. Песнопения, чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску любви Христовой.

Митрополит Лимасольский Афанасий

Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 149–156.

23 февраля 2015 г.

Смотри также
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
«Великий пост — великая радость» «Великий пост — великая радость»
Напутствие пастырей на Великий пост
Слова напутствия священников Валерия Духанина, Димитрия Шишкина, Николая Булгакова, Владислава Цыпина, Андрея Хвыля-Олинтера и Артемия Владимирова на Святую Четыредесятницу.
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
Игум. Нектарий (Морозов)
Какой пост приятен и какой благоугоден Какой пост приятен и какой благоугоден
О духовном смысле поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Пост — замечательный скальпель, с помощью которого мы можем постараться отделить от себя то, что с нами срослось, но не является нашим.
О Великом посте О Великом посте О Великом посте Великий пост
Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Комментарии
Игумен Всеволод 5 марта 2025, 10:53
Укрепи,Господи, владыку Афанасия в правой вере и смирении.
Елена13 марта 2020, 09:05
Сергею (5 марта 2020, 00:51) Сергей, вы попробуйте начать хотя бы с поклонов не только в храме, но и дома, и вы сразу заметите изменения в себе. Хоть незначительные, но заметите. Казалось бы, какая связь между духовным состоярием и поклонами. А ведь есть такая связь. Попробуйте дома по Триоди постой ( в инете можно найти, распечатать), делать по 3 поклона на каждое Трисвятое, Приидите поклонимся, аллилуйя, молитву Ефрема Сирина. Минимум 40 поклонов за день наберется. Меня научили, я делюсь. А статья хорошая. Изюминки можно в ней найти, не пренебрегать только. Всем приятного поста!
Олегъ 8 марта 2020, 13:50
Спаси Бог, отче Афанасий, за эти простые и ясные наставления, так нужные сейчас!
Сергей 5 марта 2020, 00:51
"Нам нужно отбросить злобу, лукавство,)) Да кто же спорит,что нужно? Только вот как? "Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния,))Опять вопрос,как? И этими призывами и неисполнимыми пожеланиями наполнена вся статья. Жаль. У автора много глубоких и интересных работ. Всегда читаю его. Вот ты вчера был злобным, а сегодня стань смиренным и добрым. Ни слова не сказано о методах и приемах, которыми надо работать над собой. Уникальность иг.Нектария Морозова, в постоянном изложении прикладных приёмов,отсутствии банальных констатаций. Просто разочарован....
Наталья 5 марта 2020, 00:41
Спасибо, отличная статья.
Владимир Диаконов16 февраля 2018, 15:28
В отношениях Бога и человека действует принцип синергии. Если Бог видит, что человек тянется к нему, Он начинает помогать человеку, на человека сходитБлагодать Святого Духа. Это состояние присутствия Бога особо ощущается Великим Постом.
viktoros24 февраля 2017, 00:26
Серце радіе коли читаю ці коментарі
Вадим 3 марта 2015, 09:24
Отче Афанасий,моли Бога о нас!
Фаина28 февраля 2015, 18:42
Господи, прости меня грешную.Даруй мне терпение, смирение! Господи, дай мне силы во время Великого Поста.Господи.услышь меня в покаянии не оставь меня.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно и во веки веков.Аминь.
раба Божия Ольга27 февраля 2015, 06:35
Господь укрепляет и это я почувствовала на себе .Слава Богу все 4 покаянных канона Андрея Критского в храме была.Наша вера мне душу целит!!!
р.б.Елена24 февраля 2015, 14:05
Прошу у Господа помощи и поддержки в дни Великого поста ибо без Него я не смогу нести все тяготы жизни и поста.Помоги,Господи,всем нам-нуждающимся,слабым духом и таким грешным!
Марина24 февраля 2015, 10:30
Господи, дай сил пройти достойно этот путь!Прости меня грешную. Всем желаю поститься постом приятным, встретить светлое Христово Воскресение с чистым сердцем. Дай Бог нам всем сил душевных и физических!Спаси Господи!
Григорий24 февраля 2015, 06:43
Мы редко вспоминаем слова апостола Павла, которые православная Церковь устанавливает читать накануне вступления в Великий пост: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях." (Рим, 14: 1) Именно людей, которые под постом больше понимают соблюдение неких внешних установок Церкви, ограничений в потреблении пищи, апостол называет немощными в вере. Почему? Потому что наверное у таковых ещё не достаточно понимание того, что своими силами мы не можем спастись, пост - это не способ благорасположить к себе Бога, угодить Ему. Во-вторых, эти люди не понимают значение свободы, которую принёс в мир Господь Иисус Христос. Верующий человек внутренне свободен от внешних установок, предписаний, перечня каких либо правил, которые необходимо строго соблюдать. Потому что спасение - это Дар Божий, Его невозможно заслужить или достичь собственными силами. Главное условие - это духовное состояние сердца человека, нужно в дни поста задуматься прежде всего, есть ли в нём любовь, милосердие, сострадание, вера, решимость следовать Его заповедям и т. д.
Надежда24 февраля 2015, 06:06
Прости меня Господи.помоги мне Господи крест свой донести
Светлана23 февраля 2015, 18:47
Просто и понятно. Помоги всем, Господи, придти к покаянию.
евгений23 февраля 2015, 16:51
Отче Афанасие,моли Бога о нас,грешных.
лидия23 февраля 2015, 12:39
Очень хочу чтобы пост у меня был правильным. Помоги Господи и Прости!Очисти мои мысли и чувства,и Дай мне душевное спокойствие.И Прости меня.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×