1 июня исполнилось два года общественному движению «Сорок сороков». За это время оно объединило более 10 тысяч человек и стало без преувеличения одним из самых влиятельных в православной среде. Что позволило движению получить такое широкое признание, какие цели оно перед собой ставит – об этом и многом другом рассказал координатор движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин:
Выйти за ограду
– Мы возникли не благодаря тому, что был спущен сверху какой-то циркуляр или кто-то был инициатором создания движения, – просто люди наконец созрели, для того, чтобы возродить то, что было разрушено за период 70-летнего коммунистического режима и безвременья 1990-х годов. Мы за спиной имеем тысячелетнюю православную историю, и сейчас мы вспомнили об этом. Мы осознали, что больше не можем жить в рамках церковной ограды или какой-то православной резервации, которая была сформирована в советские годы. В 1990-е годы во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании, политике, искусстве – появилась определенного рода элита, которая сформировала в массовом сознании образ эдакого православного маргинала. Основные посылы того времени: библейский проект закончен, Россия стоит перед новыми открытиями и свершениями, у нас светское государство, в своих церковных оградах делайте что хотите, но только за нее не выходите.
– Движение появилось в 2013 году, а это говорит о том, что оно, видимо, родилось как ответная реакция на информационную кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви 2012 года?
– Да, именно так. Когда начались информационные атаки на Патриарха, произошел скандал с «Pussy Riot», стало понятно, что пришла пора православным христианам выйти наконец за ограду храма и встать на защиту своей веры.
Кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели
Вы помните, какие были скандалы, когда был представлен проект курса православной культуры в образовательных учреждениях? Все средства массовой информации тогда разразились фразочками: «Церковь опять лезет в воспитательную область!». Но ведь на самом деле никто этот курс не навязывал. Просто хотели донести, что наша страна имеет православный фундамент, православную историю всех побед, а теперь мы всё это теряем. Даже в Великой Отечественной войне мы победили, потому что проснулся национальный дух. Когда мы осознали, что мы воюем не с немцами, не с фашистской коалицией, а со злом, тогда эта великая Победа и стала возможна. Сейчас уже раскрываются исторические факты, как во время войны Сталин обращался к людям не «товарищи», а «братья и сестры», как открывались храмы. Просто стало понятно, что химерой нельзя победить. Эта химера в итоге в 1990-м году и рухнула, когда опять, отказавшись от Православия, пыталась загнать людей в коммунистический проект. Времена атеистической власти давно прошли, но кризис сознания, когда Православие считается чем-то периферийным для жизни страны, мы еще не преодолели. Почему мы должны постоянно оправдываться за свое мировоззрение, за свою активность? «Сорок сороков» – наша попытка преодолеть этот кризис. Мы решили стоять на защите православных ценностей и будем стремиться сохранить Россию такой, какой нам оставили ее наши православные предки, – с ее тысячелетней историей и культурой.
Как складывался пазл
– Расскажите, с чего движение начало свою деятельность.
– В 2013 году, на заре нашего развития, мы видели себя, прежде всего, защитниками строительства новых церквей, возводимых по программе «200 храмов». Со многими ребятами, которые стояли у истоков движения, мы познакомились как раз на мероприятиях, связанных с защитой строительных площадок. Была ведь жуткая атака на эту программу, причем она была спланирована и очень хорошо финансировалась. Когда мы увидели единомышленников, поняли, что нужно действовать. Поначалу хотели делать это точечно – выбрать какой-нибудь один храм и защищать его строительство. В итоге на сегодняшний день мы помогли в той или иной степени 15 православным общинам Москвы обрести свои храмы. И эта деятельность продолжается.
– Движение «Сорок сороков», можно сказать, ворвалось в информационное пространство и православный мир. Всего за два года в него вступили уже 10 тысяч человек…
– Мы не связываем это с какими-то нашими талантами или организаторскими способностями. В большей степени мы развивались по воле Божией и не благодаря чему-то, а вопреки. Когда у нас всё рушилось, когда казалось, что невозможно что-либо сделать, вдруг пазл, который был, казалось, разобран, в определенный момент складывался, и всё получалось. И, к нашей радости, люди разводили руками и говорили: «Да, молодцы, ребята». Но мы понимали, что это не мы молодцы. И, опять же, я думаю, по воле Божией были правильно сформулировали вызовы, и мы стали понятны.
Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами
Наш главный посыл: Россия может существовать только как православная страна. Люди, услышав это, пошли за нами, стали вливаться в движение и принимать активное участие в наших мероприятиях и акциях. Скажу откровенно: мы не рассчитывали на такой поток людей и немного растерялись. Почувствовали на себе, что такое «болезнь роста». Но потом поняли, что делать, и стали формировать структуру, систему управления и координации. В итоге этих преобразований мы превратились из братства в движение.
Православный код
– Вы защищаете строительство новых храмов, проводите Сорочинские встречи с известными православными людьми, духовенством, оказываете помощь в обеспечении порядка во время патриарших богослужений, собираете гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках программы «От храма к храму! От души к душе!», сопровождаете верующих, прибывающих на поклонение православным святыням, проводите спортивные праздники и многое другое. Но какие результаты работы движения вы считаете наиболее значимыми?
– Если бы мы говорили с вами год назад, то я бы сказал, что это поддержка строительства новых храмов в Москве и формирование в православной среде активного крыла, которое готово постоять за веру и за Отечество. Сейчас же я вижу всё более широко.
У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети
У меня 9 детей, и мне не всё равно, в какой стране будут расти мои дети. Россия должна осознать себя православной державой, в которой Православие должно быть фундаментом, объединяющим многие национальности и многие конфессии. Ведь нет вражды между людьми разной веры, которые испокон веков населяли нашу страну. Именно Православие позволило сохранить это всё. Мы ведь не вырезали ни одного народа, как было в некоторых якобы христианских странах, и не позволили себе никакой культурной экспансии на территории, которые придерживались своей культуры. Мы просто предлагали. Если взять наши северные земли, то туда шли сначала не воины, а священники и миссионеры. Возьмем даже Кавказ. Он всегда был преимущественно исповедующим ислам. Да, мы с ними повоевали, однако мы воевали не за веру. Просто нам в определенный момент надоело то, что людей забирали в рабство, грабили обозы. Нужно было эти территории поставить в культурные рамки. В принципе и сейчас ничего не изменилось. Посмотрите, что сделал Владимир Владимирович в начале 2000-х в Чечне. Спросите их: им лучше было жить «под Басаевым» в то время или «под Кадыровым» сегодня?
– Есть такое исследование, которое проводится почти ежегодно, – «Индекс счастья российских городов», – и, как это ни странно, почти всегда первое место в рейтинге занимает Грозный…
– Ничего странного. Они счастливые, потому что у них ориентиры правильно расставлены. Мы же, имея православный культурный код, всё пытаемся от него отречься. Это то же самое, как у человека в вакууме отобрать противогаз и сказать: «Дыши».
Синергии нет
– Как вы в целом оцениваете уровень общественной активности православных людей?
– Он разный. Вообще у нас только начинает формироваться православное поле. До сегодняшнего дня было несколько институтов, структур, которые являлись православными, но они работали в разных плоскостях, с разной аудиторией. Причиной такой разобщенности стали события XX века, когда Церковь по объективным причинам несколько атомизировалась. Было очень мало приходов, но каждый из них для его прихожан был отдельным, закрытым миром. В результате сегодня у нас есть понятие прихода, настоятеля, духовника, но нет понятия православного мира, соборности. По крайней мере не было до последнего времени. Для каждого православного христианина интересы своего прихода и духовника выше интересов всего православного мира. Мало того, было даже какое-то соперничество: «каждый кулик свое болото хвалил». Это связано с тем, что просто не было тех вызовов, которые бы касались каждого отдельного прихода. Но сейчас появилась угроза в целом Православию как цивилизационному коду. И вот теперь мы вспомнили, что спасаться нужно «бандой», и наконец стали потихоньку объединяться вне зависимости от того, кто наш духовник и в каком мы приходе.
– Что является двигателем процесса объединения православных?
– Основной движущей силой сейчас является патриарх Кирилл. Он хорошо чувствует время. Отсюда его некоторая критика в сторону миссионеров, образовательных институтов, которые должны быть катализаторами этого процесса. Все православные организации должны объединиться. Есть такое модное слово «синергия». Так вот, сейчас православной синергии нет. А ведь только она может нас опять сделать цивилизационным проектом – хотя мы им и являемся, но пока этого не осознаем. Россия не может существовать вне Православия. Она либо просто погибнет, либо это будут какие-то разрозненные государства, республики, или же она станет исламским проектом, а может, и колонией Америки. У нас от 75 до 80% говорят, что они православные, ассоциируют себя с ними. При этом воцерковленными являются только 5%. Когда мы преодолеем порог в 20–30% воцерковленных, тогда начнется этот момент синергии, сейчас же по одиночке нас очень легко «щелкать».
Из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных
Еще важно понимать, что по-другому мы просто не выживем как цивилизация. Все политологические теории сегодня говорят о том, что народы могут выжить только при условии, если они осуществляют цивилизационный проект, количество людей в котором не менее 300 млн. Америка может называться отдельной цивилизацией, Китай может называться отдельной цивилизацией, даже Евросоюз может быть отдельной цивилизацией. Мы же со 145 млн. человек, даже если посчитаем Казахстан с их 14 млн. и Белоруссию с 9 млн. человек, не можем на это рассчитывать. Дай Бог, если 200 млн. наберем. Какой цивилизационный код позволил бы нам включить механизмы выживания в глобальном смысле? Только Православие. Только оно может дать нам крепкие многодетные семьи, а не на 100 браков 80 разводов. Только оно может дать нам настоящих патриотов. Был не так давно опрос среди российской молодежи разных конфессий на тему миграции. Результат примерно следующий: из России хотят уехать 75% иудеев, 70% протестантов и всего 5–10% православных. Всё объясняется просто: как можно уехать из Богом данной страны?
Спасение в смирении?
– Некоторые считают, что активно проявлять себя в общественной жизни не совсем приемлемо для верующего человека, так как зачастую во главе угла у верующих смирение…
– Ну, во-первых, нужно вспомнить историю Православия, во-вторых, историю России и, в-третьих, историю Русской Православной Церкви. Мы все знаем пресловутый спор между сторонниками позиций Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, живших в одно время. Один призывал к спасению через аскезу, а другой утверждал, что православный человек в равной степени должен быть как молитвенником, так и государственником. В этой связи можно вспомнить и извечный спор между православными патриотами и уранополитами, которые говорят, что мы все братья во всем мире. Да, мы все братья, но у нас есть родина – Россия. Дай Бог, чтобы именно такие споры были у нас.
Что же касается смирения, то отвечу вопросом на вопрос. Могло ли появиться государство, которое занимает 1/6 часть суши, если бы все жители этого государства просто смиренно молились всё это время? Есть вызовы духовные, когда каждый человек индивидуально спасает свою душу, а есть вызовы общественные, когда нападают на твое государство, на твоих близких, на твою семью.
К обидам государства, семьи, веры, близких, слабых воин Христов должен быть непримиримым
Мне понравилось в этой связи высказывание протоиерея Андрея Ткачева, озвученное им на наших Сорочинских встречах. Смысл его сводится к следующему: ударили тебя по левой щеке – подставь правую и получишь благодать; ударили при тебе слабого – сломай челюсть обидчику, и будет еще большая благодать. Человек относительно своих грехов должен быть смиренным, но относительно обиды государства, семьи, веры, близких, слабых он должен быть непримиримым воином Христовым.
– К слову о воинах. Сегодня многие стремятся воспитывать детей патриотами, чтобы они служили и Богу, и Отечеству. Но что такое патриотизм?
– Если для тебя Православие и вера имеют первостепенное значение, если ты христианин, то для тебя патриотизм играет теми красками, которые нам позволили стать 1/6 частью суши. Если же ты либерал и при этом патриот, то ты захочешь, чтобы Россия стала европейской державой с либеральными ценностями, чтобы можно было заключать однополые браки и подобное. Это та ловушка, в которую очень легко попасть. Все мы сейчас патриоты, но для каждого это понятие наполнено разными смыслами. Я же уверен, что нельзя родину ставить выше Бога, потому что нас создал Бог-Отец. Отношение к родине как к созданию Божиему правильное. Только в этом случае ты будешь ее защищать как Богом данную тебе страну. А если у тебя Бога нет, то начинается винегрет: каждый воюет за свою родину, у всех она какая-то своя.
Патриотизм и молодежь
– Во многих городах России сегодня создаются клубы, дружины, братства и иные молодежные структуры, которые называются военно-патриотическими и православно-патриотическими. В чем их особенности и отличия друг от друга? Что бы вы, как многодетный отец, посоветовали родителям учитывать и знать при выборе такого клуба?
– Что выбрать, зависит от позиции родителей. Мне, например, военно-патриотическое название ближе, потому что военный компонент для детей имеет значение. Они приходят туда для того, чтобы научиться быть воинами. Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью.
Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье
В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.
– Не так давно патриарх Кирилл призвал духовенство активнее использовать социальные сети в донесении слова Божия. При этом он показал пример, открыв свою официальную страницу в «Елицах», а также в светских социальных сетях. Как вы считаете, что это даст Церкви?
– То, что Святейший появился в соцсетях, несомненно, правильный ход. И то, что пошли бот-атаки, которые мы наблюдаем во «ВКонтакте», – тоже неминуемо. Однако закрыть возможность комментирования, как многие предлагают, не совсем правильно. Закрытая для комментариев страница не представляет интереса. И для Святейшего это важно тем, что он должен видеть реальную народную реакцию на публикации, связанные с его деятельностью. Поэтому, конечно, тот факт, что в «Елицах» патриаршая страница не закрыта и при этом там нет всего того негатива, который есть во «ВКонтакте», делает ее более удобной и безопасной для интернет-пользователей. А то, что к ней «прикреплены» и страницы архиереев, позволит людям в регионах быть в курсе дел и на местах, и в целом в стране. Насколько я знаю, такого функционала в других соцсетях нет. Кроме того, я вижу большие перспективы в православной соцсети именно по работе с молодежью, и я думаю, что в скором времени мы на практике оценим все эти возможности.
– Андрей, в последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Сейчас идет соперничество Православия с язычеством за молодежь. Это уже приобрело характер некоего соревнования за то, «кто круче». Даже всем известный боксер Александр Поветкин, будучи человеком крещёным, стал адептом неоязычества. На ваш взгляд, почему это происходит, каковы угрозы увлечения неоязычеством? Как молодым людям, еще не пришедшим к Богу, вовремя распознать неоязычество и не пойти по неверному пути?
– Неоязычество – это технология. Причем чистой воды деструктивная технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри. Вспомним, что было в начале 1990-х годов. На Россию спускались многие религиозные проекты: протестантизм, сайентология, свидетели Иеговы. Да, кто-то попал в секты, но в целом, учитывая то, что в русских людях всё же православный код, все эти секты начали постепенно отторгаться обществом. Их либо запрещало государство, либо они закрывались, либо уходили в подполье. А вот язычество включило другие коды, чем оно и опасно. Они по сути сделали подмену понятий: евангельское начало заменили национальным, этническим, которое подразумевает, что племенная кровь выше Крови Христовой. При этом они говорят, что Православие – это хорошо, это вера предков. Получается, что человек может декларировать себя христианином, но в практической жизни быть язычником.
Неоязычество – это технология. Запущена она была для того, чтобы разорвать русский мир изнутри
Технология эта не новая: когда нельзя разорвать извне, нужно сделать это изнутри. А дальше всё просто: нашли определенные силы, в лице того же Поветкина, и запустили массированную информационную атаку. Им удалось найти близкий понятийный аппарат для молодежи. Причем их целевая аудитория – это футбольные фанаты, молодежь, увлекающаяся спортом, компьютерами, гаджетами и в большинстве своем не читающая книг. Развитие клипового мышления привело к тому, что определенная часть молодежи просто перестала думать. И вот для них вбрасываются понятные и простые посылы плакатного характера, типа «Мой бог меня рабом не называл».
Каждый человек ищет Бога, тем более русский человек, который имеет такой бэкграунд – 1000-летнюю историю Православия. И в то же время каждый хочет остаться самостоятельным в принятии решений. Язычество в этом плане очень удобно. Можно грешить, не стремиться избавиться от своего греха и при этом оставаться верующим человеком. Поэтому, опять же, не сможет вот этот паренек в очках, которому батюшка поручил руководить молодежным отделом, пойти в качалку и сказать: ваши боги – это просто истуканы, вырубленные в лесу плотником дядей Васей, а история христианства на Руси – это цивилизация, равной которой практически нет.
– Андрей, хотелось бы затронуть и такую важную проблему для молодежи, как создание семьи. Вы уже озвучили эти страшные данные: на 100 браков 80 разводов. Как вы пришли к созданию большой семьи? Что бы вы посоветовали молодежи?
– Еще будучи ребенком, я заявлял родителям, что когда вырасту, то у меня будет трое детей, потому что русских должно быть много. Я не ставил себе цель иметь много детей, просто жить православной жизнью по-другому нельзя. Сколько Бог послал, как говорится. Молодым людям я посоветую быть счастливыми. Есть счастье большое – быть православным человеком, а есть счастье маленькое – семейное. Залогом семейного счастья всегда были и будут дети. При этом один ребенок – это одно счастье, два ребенка – два счастья, а девять детей… Одним словом, я очень счастливый человек!
Иван, неужели не понятно, что, объявляя оппонентов врагами церкви, такие как вы отталкивают людей от последней?
А это значит, что без храмов не будет литургий. А это самое главное! Это значит, что без храмов не будет освящаться столица России. Именно поэтому силы зла воюют против храмов, любыми средствами, в основном клеветой и ложью.
Появятся храмы - постепенно вслед за литургическим служением будет освящаться город, будут к вере приходить люди. Литургия - ключ ко всему.
В целом по-прежнему настороженно отношусь к "боевым ячейкам" и "христианству с кулаками", но тут Сорок Сороков правое безоговорочно дело делают, ради которого собственно и собрались, и выхода другого просто нет. Чтобы освящалась наша многогрешная Москва, нужно чтобы были храмы. И никак иначе.
Понятно, что христианин не может действовать "любыми средствами", но сидеть и вообще ничего не делать, "выбирая идеально верное средство" нельзя. Можешь и знаешь, как действовать - действуй, веришь в силу молитвы - молись.
Термин "жидовствующие" это также исторический термин. Была такая ересь в конце 15в. И на соборе 1504 г. она была осуждена. И этот термин также подразумевает определенный вид идеологии. Идеологии антицерковной и антихристианской, но тихой и скрытной, умело маскирующейся под православие...
Борьба с жидовствующими показала, как необходимо просвещение, подняла вопрос и о церковном настроении. Геннадий жалуется, как сказано выше, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники, и прямо заявляет о необходимости училищ.
«Челом бью государю, – пишет он митрополиту, чтобы велел училища учинити, да его разумом и грозою, а твоим благочестием то дело исправится; а ты бы, господин отец наш, государям нашим, а своим детям, великим князьям, печаловался, чтобы велели училища учинити; а мой совет учить в училищах азбуке с толкованием да псалтырь с объяснениями, а потом могут читать всякие книги. А то мужики-невежды учат ребят, только речь им портят. Выучат прежде всего вечерне, за это мастеру (т. е. учителю) надо принести каши да гривну денег; за заутреню также, даже больше того, за часы особо, да сверх того еще подарки, как рядился. А кто отойдет от такого мастера, то ничего не умеет – только по книге бредет, а церковного устава совсем не знает». (ИванIII и его эпоха. М. МГУ 1999г.)
Мария, о каком просвещении Вы все время говорите?
Что касается ереси жидовствующих, оно возникло по злому умыслу врагов Церкви Православной и Святой Православной Земли Русской. И к чему здесь Ваше просвещение? Здесь твердость в вере должна быть и верность Церкви Православной, в чем всегда были сильны черносотенцы.
Сторонниками и подвижниками ереси,любой ереси и не только ереси жидовствующих, всегда были люди весьма просвещенные и образованные, но не были они верны Церкви Христа. Как говорится - горе от ума.
P.S. Мария, Вы можете уточнить, где и когда Свт. Геннадий Новгородский, говорил, что ересь жидовствующих это отсутствие просвещения среди православных?
Ещё раз хочется повторить главную мысль моих комментарий - не пойти по пути прошлого, не скатиться! Помнить о просвещении!
Так и термин "жидовствующие" - тоже исторический термин. Была такая ересь в конце 15в. - нач. 16 в. И на соборе 1504г. эта ересь была осуждена. И этот термин, "жидовствующие", также обозначает определенный вид идеологии. Идеологии антиправославной, антирусской, антигосударственной. Идеологии тихой, скрытной, проникающей и разрушающей изнутри...
Олег, а кто Вы такой, что бы "ответственно заявлять" чье суждение враждебно Церкви, а чье нет? Кто Вас уполномочил?
Вот что меня всегда поражает в наших "либералах", так это категоричная, предельная НЕТЕРПИМОСТЬ к любому другому мнению, отличному от своего. Эти люди как-бы выступающие за как-бы "свободу слова" затыкают рот любому, кто выступает с суждением, отличным от их суждения. Так своеобразно, видимо, понимают они "свободу слова". Забавные эти наши "либералы"...
Что касается термина "черносотенство" это не ярлык, а исторический термин обозначающий определённый вид идеологии. И я писала, что очень опасно повторять ошибки прошлого. И когда я вижу в деятельности организации элементы этой идеологии, то достаточно грамотно приметить данный исторический термин.
Интересно, что при этом Вы сами, совершенно не стесняясь, навешиваете на оппонентов ярлыки вроде "черносотенцы", "мракобесы" и "антисемиты".
Как так получается? Двойные стандарты? Когда на Вас навешивают ярлык - это плохо. Когда вы вешаете ярлыки на оппонентов - это хорошо?
Между прочим и в XIX бывало.
К сожалению у сект есть деньги и они прекрасно покупают себе землю и строятся по-тихому, а люди узнают об истине только когда дело сделано. Вот и нет возмущения, не успевают узнать. А с храмами можно устроить шум, можно прикрыть спекуляции с землёй выставив на щит церковь.
Иногда очень обидно когда община вместо хорошего участка удобного, получает опушку леса, и начинается конфликт.
Мы забываем, что сейчас не все Православные, не все ходят в храм и видят как нужны эти новые церкви на окраинах. И порой необдуманные и зачастую спекулятивные действия властей дают лишние аргументы в пользу системных противников строительства храмов, а такие есть это конечно факт.
Ответственно заявляю, что именно Ваше суждение враждебно Церкви. Оно пролезает в Церковь с первых веков. Его выметают, оно опять пролезает. Под именем ригоризма, монтанизма, потом тертулианства, потом богумильства. Да, гностицизм тоже брат Вашему суждению. Потому что ненавидит весь сотворенный Богом мир, даже то благое, что еще осталось в нем после грехопадения. Вкупе ненавидит. Потом под именем иудействующих. И наконец, под именем протопопа Авакума. Никон состоял с ним в одном "кружке благочестия". Никон спорная фигура, но он увидел к чему приводят идеи этого кружка. Ситуация и в государстве, и в Церкви напоминала ситуацию когда девочке перетянули косички и у нее глаза вылезают из орбит. Виновниками были Авакум и процентов 10 крайне активных "благочистивцев" от общего населения. Они нивелировали значение смирения и любви в Церкви. Никон увидел каких монстров он же сам породил. Понимал, что сами они не уйдут из Церкви, и просто спровоцировал их. Наверно, он выбрал легкий путь. Но терпением он не отличался. Так что давайте с термином враги Церкви аккуратней. У Вас, Иван нет монополии на правильное суждение. В глобальном смысле.
Нельзя игнорировать мнение местных жителей и действовать по принципу "неважно где, лишь бы построить". Даже если это храм.
Иванову В.С.
Какого же отношения к себе вы хотите от других людей, с таким-то подходом к ним?
Мария, Ваши доводы из серии - предположим...а я вот где-то слышала..и бывают случаи. Строят Православный Храм, а это богоугодное дело. И мои предки всегда строили Православные Храмы на самых лучших и красивых местах и не жалели для Православной Церкви ни земли, ни денег и себя не жалели. А либералы всегда свой протест против Православных Храмов прикрывают заботой о детях и о парках. Вот почему-то строительство Домов Свидетелей Иеговы с компанией их не возмущает.
Короче, сложно это всё и "по пролетарски" чёрно-бело не решается. Поэтому спорим поменьше, думаем побольше, друг друга не судим, а то до добра не доведёт. И подальше от крайностей!
Всё написанное - сугубо мои личные измышлизмы, кроме цитат из Писания, если они где либо приведены дословно))) Будет кому полезно - Слава Богу!
Здесь видна одна разница - одно дело личная опасность и личное решение, личная беззащитность с бесстрашием веры, а другое дело, служение по благословению, в той же надежде на Бога, любое, вплоть до войны.
В "книгах битв" видно - никто не побеждал, идя на бой по своему произволу, только строго по высшему благословению. И любые попытки по самонадеянности и уверенности в собственных силах что-либо учудить - кончались полным крахом и трупами своих солдат. И наоборот - где Бог с людьми, те побеждают даже многократно превосходящего противника. "Наше дело правое, победа будет за нами!" - не пустые слова, если дело действительно правое. Но беда в том, что стоит только человеку или кучке людей хоть что-то успешно с Божьей помощью сотворить - может пролезть гибельная самоуверенность.
Но самое опасное другое - апология неверия, насилия и обычного страстного гнева, самонадеянности, подмена понятий и извращение Предания. Сегодня я защищаю храм от осквернения, завтра пресекаю кощунную выставку, послезавтра "освящаю руку ударом" в ухо матершинника, а через недельку уже готов идти "давить врагов Церкви и Отечества, они повсюду, их тьмы!". И не по повестке в военкомат с призывом на реальный бой, а по собственному произволу или мнению "самого знающего в нашей тусовке". Короче, постепенное ожесточение и радикализация, превращение "кружка" в "боевую ячейку" и перевод человека из русла духовного в русло чисто политическое, причём с "штурмовыми" оттенками. А оно нам надо???
Давний спор, внешнее делание и внутреннее - где грань? Одной ли молитвой справляться, или всё-таки что-то и ручками делать? И насколько полагаться на эти самые "ручки", когда "без Меня не можете ничего от себя творить"?
Почему христиане не могут сотрудничать вместе? Могут! И верно сказал Андрей, при нарастании числа людей возникает организация. Приходы - организации. Паспорт - тоже принадлежность к государственной организации, которой верующие (кроме сектантов) ничуть не чураются. Есть сообщества политические, есть спортивные, почему не могут быть сообщества верующих относительно мирских дел? И это ж не подмена Церкви, и не может быть, ибо только Церковь имеет таинства и держится Духом.
Есть реальные атаки на Православие, вплоть до убийств и поджогов. Если нам Богом даны две руки, две ноги, голова и возможность остановить, предотвратить подобное законными методами - так не грех ли упускать её? Если есть возможность предотвратить зло каким-то простым и даже может быть примитивным способом - зачем отказываться от неё, пускай способ и кажется примитивным?
Да я именно это имела ввиду, достойнейшие люди, покрыли своими именами то, что стало проказой на теле православного возрождения.
Ведь начала XX века тоже был период когда русское общество начало осозновать, значение общего дела укрепления Веры. Если читать историю многих приходов, монастырей, какой город не возьми, это прослеживается. И общества хоругвеносцев, и общества трезвости, активное строительство школ, выпуск просветительских листков и т.п.
Я не повторяю агитки безбожников, я пытаюсь обратить внимание, на то как лукавый может извратить благое дело. Когда начинаешь изучать историю и "Союза русского народа" и "Союза Михаила архангела", знакомиться с его программными документами, с социальной средой в котором распространялось это движение становиться видно, где зарождается болезнь и как она развивается.
Вот что беспокоит будем ли мы трезвы! Увидим ли эту ловушку, сможем ли преодолеть! Не повторить!
Вот что я хотела сказать когда сказала, о черносотенстве как о "клейме" на деле объединения Православных.
А объединяться надо! Защищать святыни надо! И опыт прадедов должен стать нам примером.
PS. Прошу прощения у Эдуарда, мой предыдущий комментарий относился к заметке Петра Свиридова.
Т.е. Вы ставите знак равно между Православным Храмом и торговым центом? Вам жалко лакомого куска земли для Православной Церкви? И после всего этого, Вы называете себя православным и чадом Церкви Православной. Не может православный человек протестовать против строительства Православной Церкви и жалеть для храма земли.
Конечно, Иоанн Кронштадтский ошибся, а вот либеральный Василий Н.ошибаться не может.
Василий Н., а может это Вы ошибаетесь, а не св. праведный Иоанн Кронштадтский? Такая мысль Вам в голову не приходила, прежде, чем давать оценки действиям святым?
Уважаемый Эдуард, я писала именно об этом. Что у нас Православие путают с шовинизмом. И к сожалению в вашем комментарии это сквозит.
Теперь по пунктам.
1. Мои предки выходцы из Германии и живут на русской земле уже почти 200 лет. Среди моих прадедов был архитектор который строил Православные храмы. Были врачи, инженеры преподаватели. Да среди них были и лютеране это естественно, но были и Православные. Я сама сознательно выбрала единственную по моему разумению истинную Веру и никогда не жалела, что в 14 лет пришла в Православный храм.
2. Я знаю одну еврейскую по этническому происхождению семью, глубоко воцерковлённых и верующих людей, они для меня во многом пример, которые пришли к Вере в годы повсеместного безбожия и стойко несли свой крест, когда быть христианином было непросто!!! И данная семья не исключение!!!
Причины могут быть, если под строительство выделяются зеленые уголки, которые местные жители, естественно, хотят сохранить. Тем более, что на эти уголки и так покушаются все, кому не лень - от бизнесменов до чиновников. В любом случае с оппонентами нужно искать диалога, а не относиться к ним как к врагам.
Серафиму
И что? Насколько я знаю, даже великие святые ошибались.
Что за ерунда про свастику на груди? В каком кошмарном сне вам это приснилось?
Василию Н
Какие могут быть причины не желать строительства храма в каком то районе ? Вы иноверец или атеист? но даже в этом случае у вас не должно быть каких то доводов против.
Святой праведный Иоан Крондштадтский был членом Союза Русского Народа и Союза Архангела Михаила ! Данные взяты из википедии.
"Имеющий ухо слышать,да слышит!"
Игнатьев Сергей, зачем врать? Где вы свастику увидели? Для того что бы клеветать на православных вы выбрали не тот сайт. Здесь это не пройдет...
Очень прошу опубликовать моё сообщение.
Счастье что мы живем в РОССИИ!И гонящиеся за материальным
благополучием в итоге получают страшное разочарование!
Материальное благополучие не приносит счастья!
А с БОГОМ и в тюрьме,и в бедности,и в болезни,и в несчастье-всегда счастлив!
Вячеслав.Копейск.
И да можете в меня метать комментами ты за запад и т.д. Мне по фигу.Я смотрю по сухому остатку.
Мария, а Вам не приходило в голову что Вы просто повторяете советские антицерковные штампы, старую русофобскую клевету? Союз Русского Народа включал в себя лучших людей России. Членом Союза Русского Народа был, например, святой праведный Иоанн Кронштадский.
Прости меня, Господи, но молодчики, демонстрирующие на фото крепкий голый торс с наколотой на груди свастикой, ко Христу никакого отношения иметь не могут. К чёрной сотне да, ко христианству нет.
К сожалению некоторые черты проступают и сейчас, в том числе по отношению к так называемым "либералам" среди которых есть люди достойные и близкие Православию, а нередко и Православные. Проблема в том что люди таких взглядов вынуждены уезжать за рубеж, уходить в приходы бывшей РПЦЗ, а ведь это то же ресурс строительства нашей Родины, люди образованные, просвещённые в том числе и в Вере.
Не повторить бы ошибок, не поддаться на уловку лукавого, как наши прапрадеды!