Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Епископ Зарайский Меркурий: «Преподавание основ религиозных культур и светской этики — начало нового этапа церковно-государственных отношений в сфере образования»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий прокомментировал ситуацию с началом преподавания в общеобразовательной школе «Основ религиозных культур и светской этики».

Загрузить увеличенное изображение. 533 x 800 px. Размер файла 292565 b.
 Епископ Зарайский Меркурий. Фото: OtdelRo.Ru
Епископ Зарайский Меркурий. Фото: OtdelRo.Ru
– Ваше Преосвященство! Как и было запланировано, в 19 регионах России в школах начинается преподавание новых предметов по основам религиозных культур и светской этике. Что на Ваш взгляд удалось, а что нет в процессе подготовки?

Действительно, в девятнадцати регионах начинается эксперимент по преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственного содержания по выбору, и мы надеемся, что это станет началом повсеместного распространения преподавания конфессионально ориентированных предметов в общеобразовательных школах России. Со своей стороны в прошедший подготовительный период мы пытались сделать все возможное, чтобы этот процесс начался без осложнений, чтобы новая предметная область стала гармоничной частью учебного плана, а возможность изучения своей духовно-нравственной традиции – реальностью для всех школьников и их семей.

Много вопросов возникло в связи со временем проведения эксперимента, подготовкой методических материалов и обеспечением ими учителей, а также самой идеей преподавания детям курса по истории религий в начальной школе. Все эти и другие вопросы широко обсуждались в печати, на наших встречах с руководством Министерства образования и науки РФ. Считаю, что по ряду позиций были найдены оптимальные в сложившейся ситуации решения. Конечно, остались проблемы, решение которых пока еще осложняется существующими стереотипами и старательно культивируемым призраком клерикализации светской школы. Я бы назвал это страхом преодоления воинствующего атеизма, прикрываемого терминами «гуманистическое мировоззрение», «мировоззренческая нейтральность» и т.д. Сегодня это главное препятствие для части представителей образовательного сообщества и чиновников, не готовых признать право наших сограждан давать своим детям образование, соответствующее их культурным и религиозным традициям.

Наверное, главный вопрос, который встал в ходе подготовки эксперимента не только для нас, но и для большинства участвующих в этом процессе людей: насколько Церковь у нас все ещё отделена от общества? По Конституции религиозные объединения отделены от государства как юридические лица, но никакого их отделения от общества, в том числе от школы как общественного, социального института быть не может. Отсюда другой вопрос: могут ли традиционные религиозные организации принимать участие в преподавании своих, конфессионально ориентированных предметов, в подготовке пособий и дополнительном образовании учителей? Мы убеждены, что могут и должны участвовать. Ведь необходимо это в первую очередь родителям и детям, которые надеются получить знания о той или иной религиозной культуре, что называется, «из первых рук», знания о том, как в действительности существует и чем живет религиозная традиция.

Есть и иное понимание, согласно которому Православная Церковь, другие религиозные объединения не должны переступать школьного порога. Это понимание, замечу, основывается не на законе, а только на упомянутых выше стереотипах или просто на неприятии религии, конкретно – Православной Церкви. Первый этап эксперимента, подготовки учителей основ религиозной культуры показал, что придётся в этом отношении ещё много потрудиться, преодолевая заблуждения, разъясняя, что в XXI веке Церковь, последователи других традиционных религий составляют полноправную часть современного российского общества.

В большинстве европейских стран существует практика преподавания религиозных дисциплин в светской, государственно-общественной школе. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплена норма о том, что государство должно уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Наш отечественный опыт свидетельствует о положительном влиянии традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностей на воспитание подрастающего поколения. Поэтому мы надеемся, что право на добровольное религиозное образование и воспитание детей в светской школе будет гарантировано в готовящемся сейчас новом законе об образовании. Напомню, что ещё в 2006 году Общественная палата РФ в своих предложениях по этой теме рекомендовала закрепить в федеральном законодательстве порядок изучения религий в государственной и муниципальной школе на религиозной мировоззренческой основе и с участием религиозных организаций. Это помогло бы в решении многих вопросов и в процессе эксперимента, и в дальнейшей интеграции изучения религиозных культур в образовательное пространство школы. В конечном итоге это в интересах всех народов России, всех мировоззренческих групп нашей страны, государства в целом.

– Кто будет преподавать данный курс? Как обстоит дело с его методическим обеспечением? Поясните ситуацию, сложившуюся в настоящее время в регионах?

Главной задачей, которая потребовала объединения усилий церковной научной и педагогической общественности стала подготовка пособий по экспериментальному курсу Основ православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской и этики».

Много потрудился отец Андрей Кураев, ему в первую очередь благодарность за интересный учебник. Молитвами всей Церкви во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, совместными трудами православных богословов, психологов, педагогов, работа была выполнена в установленные Министерством образования и науки РФ сроки, и, насколько можно судить, по отзывам наших коллег, представителей епархий, качество учебного пособия соответствует требованиям современного образовательного процесса.

Русская Православная Церковь представила учебник, отражающий своеобразие и жизненную силу православной традиции. И это несмотря на жесткие временные рамки для его подготовки, а также часто неоправданное желание некоторых наших коллег «по цеху» «поправить» православную традицию в соответствии со своим пониманием и идеологическими пристрастиями.

Параллельно с подготовкой пособия для учащихся сотрудниками Отдела религиозного образоания и катехизации Русской Православной Церкви в экспериментальные регионы были направлены электронные конспекты пособия для учителя, видео и аудио материалы. Серьезную поддержку в этой работе Отделу оказали специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии образования, методисты, подготовившие пособие для учителей к учебнику Основ православной культуры, которое доступно в сети Интернет. Это позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу Основ православной культуры, который будет развиваться.

На курсах повышения квалификации в Москве многие педагоги отмечали существенные недостатки в подаче содержательной части модулей, в том числе Основ православной культуры. Поэтому важно, чтобы именно профессионалы занимались не только преподаванием, но и изложением основ религиозной культуры в процессе подготовки учителей по конфессионально ориентированным дисциплинам. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ выразил свою озабоченность подходом руководства Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования к процедуре и содержанию работы с педагогами, которые должны продолжить это дело в регионах. Фактически конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, были отстранены от участия в этой работе. Мы будем вести дискуссию с руководством Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы участия Русской Православной Церкви и Отдела религиозного образования и катехизации в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего профессиональный подход к изучению религиозной традиции, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно и других конфессиональных предметов. Это наша базовая позиция.

Кроме этого, совместно с Министерством образования и науки РФ планируется создание учебно-методического объединения по Основам православной культуры для ведения более согласованной работы по подготовке учебного и методического обеспечения в рамках эксперимента. Нужно чтобы учителя православной культуры использовали весь богатый опыт Церкви в области духовно-нравственного воспитания, а не только в преподавании одного небольшого курса. Я не хочу сказать, что именно священники должны заниматься этим делом, хотя такого запрета не существует. Важно чтобы как можно больше школьных педагогов, сознающих себя православными и желающих преподавать православную культуру детям, сами больше узнали о ней, получили качественные и систематические знания. Поэтому в данном методическом объединении ведущую роль предполагается отвести православным специалистам в области духовно-нравственного образования, создать объединение профессионалов и единомышленников, заинтересованных в возрождении православных традиций в отечественном образовании. Связь обязательно должна быть двусторонней.

– Вы сказали, что существует общее видение Отдела религиозного образования и катехизации и Министерства образования и науки РФ того, как существующий опыт преподавания «Основ православной культуры» будет интегрирован в проводимый эксперимент. В чем оно заключается?

Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма, простого желания здесь недостаточно. Поэтому одна из главных задач эксперимента – заложить прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов – епархиальных Отделов религиозного образования с региональными органами управления образованием.

Для этого в рамках работы Межведомственного координационного совета при Министерстве образования и науки РФ с участием наших специалистов подготовлено методическое письмо в регионы. В нём разъясняются наиболее важные и ответственные вопросы эксперимента, в том числе, необходимость более активного участия религиозных организаций в подготовке учителей, формировании содержания и процессе преподавания учебных предметов по религиозной культуре. Это методическое письмо направлено в регионы, оно включает все согласованные позиции.

В настоящее время в регионах, участвующих в эксперименте, созданы или создаются Координационные советы для контроля над реализацией проекта и взаимодействия всех образовательных и религиозных структур. Рекомендации по работе в этом направлении, а также документы, отражающие имеющийся позитивный опыт преподавания Основ православной культуры, были переданы представителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на совещании 25 ноября 2009 года в Паломническом центре Московского Патриархата. Тогда же в регионы было направлено письмо директора Департамента госполитики в образовании И.М. Ремаренко «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» (№ 03-2375). В этом письме указано, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить имеющийся опыт преподавания православной культуры в регионах, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику. Для конструктивной интеграции эксперимента с существующей практикой изучения истории и культуры религий в школах рекомендовано опираться на разработанное в 2007 г. Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ с епархией Русской Православной Церкви (письмо от 13 июля 2007 г. № 03-1584).

Со своей стороны мы намерены провести экспертизу существующих учебных пособий по православной культуре и предоставить список одобренных ОРОиК РПЦ пособий Министерству образования и науки РФ с тем, чтобы школы могли на их основе выстраивать изучение православной культуры по всем годам обучения. Вопрос только в том, чтобы у школ была такая возможность в рамках учебного планирования.

– В связи с этим, в каких отношениях находится эксперимент с вводимым в настоящее время Стандартом общего образования. Будут ли учитываться результаты эксперимента в процессе доработки или изменения Стандарта?

Мы рассчитываем на то, что в результате эксперимента будет выработана национальная модель образования, в которой существующий опыт изучения дисциплин по религиозной культуре станет органической частью образовательного процесса. Первый шаг на этом пути уже сделан. В новом Стандарте для начальной школы в настоящее время официально закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающая предмет «Основы православной культуры». Однако пока в проекте Учебного плана для начальной школы на эту область отведено всего 17 часов в четвертом классе, т. е. столько, сколько отпущено на эксперимент. Надеемся, что с окончанием эксперимента ситуация изменится и образовательный Стандарт нового поколения будет отражать реальную потребность общества в духовно-нравственном воспитании детей, то есть возможность изучать религиозную культуру будет обеспечена по всем годам обучения в школе.

С расчетом на такую перспективу в Отделе религиозного образования и катехизации были подготовлены предложения о включении, по выбору школы, в новый Стандарт варианта Учебного плана, предусматривающего преподавание учебных предметов по религиозным культурам не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения. Эти предложения были официально направлены Заместителю Министра образования и науки РФ, Председателю Совета Министерства по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине ещё 18 августа 2009 года. Мы надеемся, что в любой российской школе дети будут иметь возможность полноценно изучать религиозную культуру, и Стандарт в этом отношении должен сделать шаг вперед.

– Один из наиболее обсуждаемых в настоящее время вопросов – данные прошедшего в сентябре 2009 г. в регионах выбора одного из шести предметов в рамках новой предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики». Не могли бы Вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?

Приходилось не раз высказываться по этому вопросу. Еще раз подчеркну, что первые данные явно не отражают реальную ситуацию с выбором того или иного конфессионально ориентированного предмета. Скорее, они красноречиво свидетельствуют о нежелании в некоторых регионах органов управления образованием менять привычное положение вещей в школе и «осложнять» себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями, сотрудничеством с конфессиями.

Для Русской Православной Церкви это ещё и показатель уровня нашего взаимопонимания с государственными образовательными структурами, во многом зависящего от личной инициативы правящих епархиальных архиереев. По сведениями Отдела религиозного образования и катехизации только в Биробиджанской, Тамбовской и Тверской епархиях Основы православной культуры выбрали более 50% семей школьников. В остальных регионах показатели не превысили 30-35%. Очевидно, что даже по статистическим данным процент людей в этих регионах, считающих себя православными, выше. Причина такого несоответствия – отсутствие разъяснительной работы с родителями, рабочего взаимодействия епархий и государственных образовательных структур.

В этих условиях чиновники решили «упростить» процедуру выбора предмета, фактически делая выбор за родителей. Например, в Пензенской области Основы православной культуры выбрали… 0% родителей учащихся. По свидетельству представителей епархии, выбор проводился только между предметами «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Наверное, здесь есть о чём задуматься представителям местной власти, которую, по всей видимости, не интересует мнение населения своей области. Есть о чём подумать и православной общественности в регионе, фактически принявшей навязанный им «выбор».

Обо всех таких случаях мы будем говорить открыто, и совместно с Министерством образования и науки исправлять ситуацию. Кстати, и в методическом письме, о котором я сказал выше, четко сказано о том, что выбор предмета – только за родителями, и лучше, если он будет зафиксирован письменно протоколами родительских собраний или личными заявлениями.

– Каковы на Ваш взгляд конечные цели эксперимента, что Вы ожидаете видеть на выходе? Какие задачи являются наиболее актуальными в перспективе?

Самый ожидаемый для нас результат эксперимента – позитивный опыт сотрудничества традиционных религий России, всех образовательных структур в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно мы сможем преодолеть разрушительное влияние экстремизма, вражды и ненависти. Хотелось бы сказать о том, что начало эксперимента – это еще и новый этап во взаимоотношениях государства и традиционных конфессий в сфере образования. Это важная социальная инновация, требующая осмысления и бережного к себе отношения.

Сам факт начала массового изучения в общеобразовательной школе предметов духовно-нравственного содержания, в том числе религиозных предметов по выбору семьи школьника – безусловно, долгожданный и важный. Потребность в таком образовании существует, она достаточно велика. Эксперимент заключается не в том, чтобы выяснить, преподавать или нет. Этот вопрос уже давно решен. Главная цель в другом – совместными усилиями создать оптимальную модель участия религиозных организаций в образовательном процессе. И сделать это разумно, безболезненно и эффективно, с учетом законных интересов всех заинтересованных сторон.

Нет сомнения, что сообща мы в силах преодолеть существующие разногласия и со временем найти наиболее адекватные и приемлемые формы возвращения в российское образование его главной составляющей – воспитания нравственной и ответственной личности, укорененной в исторических и культурных традициях своей семьи, Церкви, государства. Эту задачу мы планируем решать через систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе – центральный элемент этой системы.

Источник: Отдел религиозного образования и катехизации

15 апреля 2010 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×