Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Приход не создается. Он рождается

Сложно задумываться над тем, как приход создать, когда уже несколько лет являешься прихожанкой храма, в котором этот приход есть. К хорошему привыкаешь быстро, оно становится столь же естественным, как чистый воздух и нормальные человеческие отношения. Оценить его в полной мере можно, только потеряв.

Мне кажется, что хороший приход не создается, а рождается, как ребенок, стихотворение или научное открытие. Есть причины его рождения, есть условия, которые способствуют его появлению на свет, но никогда с уверенностью нельзя сказать, родится или нет. И все же об условиях и причинах рождения прихода я могу немного поразмышлять.

Главная причина рождения православного прихода — это богослужение. Прихожан храма в первую очередь объединяет совместное участие в Таинствах и молитва. Именно это отличает приход от всевозможных клубов «Для тех, кому за…» или, наоборот, домов творчества детей и молодежи. Чем дороже и ближе для человека богослужение, тем прочнее его связь с церковной общиной, с приходом.

Когда мы выбираем себе друзей, мы создаем круг общения исходя из своих интересов, вкусов и взглядов на жизнь. Центр этого круга — наше «я». Приход же призван объединить людей вокруг Христа. И только в этом случае он жизнеспособен. Все остальное — настоятель, который приход создает, добрые дела, совершаемые прихожанами, красивое здание храма — должно прилагаться. Иначе приход будет подобен дому, построенному на земле без основания (см.: Лк. 6, 49).

Церковь Христову часто сравнивают с кораблем. А можно сравнить и с целым флотом, состоящим из множества небольших кораблей-приходов. А настоятель схож с капитаном корабля, и роль его в плавании по житейскому морю сложно переоценить. Неслучайно советские реформы, направленные на развал Церкви изнутри, в первую очередь вводили демократическое управление на приходе — печально памятные «двадцатки».

А Церковь по природе своей иерархична. И потому на приходе должен быть глава, который управляет его жизнью. Не просто издает властные директивы и требует почтительного отношения, а несет отеческую ответственность за всех и за все, что происходит на его приходе. Если настоятель сам горит любовью к Богу и к людям, если он на деле, а не на словах готов жертвовать ради своей паствы временем, силами, здоровьем, люди обязательно это увидят и оценят. И он станет настоящим примером и образом.

Очень важно, чтобы настоятель, несмотря на свою занятость, находил время для личного общения с прихожанами. И хорошо, если это общение строится вокруг духовной жизни. Например, у нас, в Свято-Троицком соборе, очень важную роль в развитии приходских отношений сыграли еженедельные встречи-беседы настоятеля игумена Пахомия с прихожанами. На этих встречах отец Пахомий читает вместе с прихожанами творения святых отцов, прихожане вместе с батюшкой рассуждают о духовной жизни. И не только сами многое узнают, но и своим близким впоследствии смогут рассказать, каково мнение священника по тому или иному вопросу. Особенно это важно для людей, только перешагнувших порог храма.

Укрепляет приход совместная молитва, не только в храме за богослужением, но и в домашнем правиле. Келейное или домашнее правило — дело сугубо личное. Но иногда и здесь может быть место общему деланию. Практикуются, к примеру, молитвы по соглашению, когда несколько человек договариваются молить о чем-то Бога в определенное время, где бы они сами в это время ни оказались. Но к такому усилию над собой нас, к сожалению, чаще всего подвигает беда.

А вот чтение Псалтири во время многодневных постов — это усилие запланированное. В нашем соборе читать Псалтирь начали по благословению настоятеля с Рождественского поста 2004 года. Двадцать человек ежедневно на протяжении всего поста прочитывали по одной кафизме в соответствии с графиком, поминая на славах священнослужителей, участников чтения, а также их живых и усопших сродников. Таким образом, все вместе прочитывали полностью Псалтирь за день, а каждый участник — за пост. Сейчас в чтении Псалтири участвует более восьмидесяти человек. Для многих это чтение стало первым по-настоящему вдумчивым знакомством с Псалтирью. Помимо этого, каждый участник чтения учится брать на себя ответственность за общее дело.

Целым событием в жизни и важным этапом воцерковления стало для многих прихожанок нашего собора создание женского любительского хора в 2006 году. В раннехристианской Церкви не существовало хора, песнопения за богослужением исполнял молящийся в храме народ. Создание любительского хора дало возможность нашим прихожанкам участвовать в богослужении и лучше его узнать. У многих не было даже начального музыкального образования, но всех объединяло горячее желание научиться петь, и петь именно в храме. И благодаря терпению нашего регента Светланы Пьянковой это желание осуществилось.

Участвовать в богослужении могут в силу разных причин не все, но принять посильное участие в жизни прихода может каждый. Помощь в уборке храма или прилегающей территории, в трапезной или в подготовке к празднику — все это дает гораздо больше самому помогающему, чем храму и его настоятелю. Помню, когда я начинала ходить в храм, мне очень хотелось стать как-то причастной к его повседневной жизни. Но даже самая простая помощь в храме казалась мне тогда чем-то недостижимым: как это я так, запросто, не зная никого из священников и прихожан, начну в чем-то участвовать? И была просто счастлива, когда на Крещение мне предложили разливать святую воду.

Постепенно у меня появились и другие послушания в храме. Но то, первое время — время совместных уборок и помощи в трапезной — я до сих пор вспоминаю с ностальгией. Ведь именно тогда я поняла, что человек для Бога не может сделать ничего. Все, что он делает в храме, ему самому нужно в тысячу раз больше, чем Творцу и окружающим людям. За каждое дело, которое человек постарался сделать во славу Божию, он получает то, что во много раз превышает практическую пользу от его работы. Помогая в храме, человек что-то понял, чему-то научился, увидел себя со стороны. И это становится дороже любого подарка. Мы часто говорим с коллегами, педагогами воскресных школ, о том, что неизвестно, есть ли польза от нашего преподавания для детей и родителей, но для нас самих — несомненно есть, и огромная.

Кстати, именно воскресная школа помогает не только детям, но и их родителям почувствовать себя частью прихода, увидеть поле собственной деятельности. Многие семьи посещают храм вместе с детьми. И более того, я знаю множество случаев, когда именно из-за необходимости водить ребенка в воскресную школу родители начинают регулярно ходить в храм. Бывает и так: то, что преподают в воскресной школе ребенку, все больше и больше интересует его родителей, и они сами втягиваются в этот процесс.

Вообще, воскресная школа, на мой взгляд, является лучшим полем миссионерской деятельности. Ведь в нее приходят и дети, и взрослые, желающие что-то узнать, готовые что-то услышать. Если им в этой школе интересно, они приводят своих родных, друзей, знакомых. Но не стоит думать, что вновь пришедший важнее того, кто на приходе и в воскресной школе постоянно. Воцерковление длится всю жизнь. А правильно организованная воскресная школа воспитывает естественных миссионеров и сознательных прихожан, для которых приход является важной частью их жизни буквально с пеленок.

Развитию приходской жизни содействуют и газета, и сайт Троицкого собора, которые также были созданы по благословению нашего настоятеля отца Пахомия в 2006 году. Ведь в епархиальных, а тем более общецерковных СМИ не освещаются события, незначительные для всей Церкви, но интересные для каждого прихожа-нина храма — реставрация храмовых икон, поездки, праздники в воскресной школе и многое другое. Если приход большой и на нем постоянно что-то происходит, многие прихожане могут даже и не знать обо всех событиях. А газета помогает им почувствовать себя «в курсе последних событий».

Кроме того, в газете и на сайте есть возможность размещать интервью со священнослужителями храма. Ведь часто общение священника с прихожанами происходит либо в личных беседах, либо во время проповеди, посвященной празднику или Евангельскому чтению. А в интервью можно расспросить священника о его пути к Богу, о его отношении к различным явлениям в церковной жизни. Это помогает читателям-прихожанам ближе познакомиться с батюшкой, найти в нем что-то родственное.

Любой человек, имеющий опыт паломнических поездок по святым местам, знает, как отличается поездка в обществе чужих людей, объединенных лишь обращением в одну фирму, от поездки со своим приходом. К сожалению, организовать такие поездки непросто — тут и финансовые сложности, и невозможность вместить даже в самый большой автобус весь приход, и занятость священников, и многое другое. Но когда все-таки получается куда-то выбраться, поездка становится настоящим событием. И настоятель, и прихожане готовят доклады о тех святынях, которые предстоит посетить, по дороге мы слушаем их и все вместе молимся. И, конечно, любое путешествие сопровождают множество больших и малых ситуаций, когда нужно оказать помощь друг другу, проявить терпение, поддержать ближнего хотя бы словом. Эти моменты, как и впечатления от посещения новых мест, остаются в памяти надолго.

Но взаимовыручка бывает нужна не только во время паломнической поездки. Невозможно перечислить, да и ни к чему перечислять все маленькие и не очень ма-ленькие услуги друг другу, которые оказывают прихожане нашего храма. Не у всех есть деньги, чтоб материально поддерживать нуждающихся. Но помочь делом может каждый. У кого-то есть машина, и он подвозит старенькую прихожанку до дома после службы, кто-то работает врачом и может помочь заболевшим. Для приходской газеты и сайта нам постоянно требуются фотографии богослужений в соборе. Заодно наши фотографы печатают и раздают прихожанам их собственные фото, сделанные во время службы. Для человека публичного, привыкшего видеть свое лицо в газетах, это покажется незначительной мелочью. А для пожилой прихожанки храма это целое событие.

Такую помощь нельзя запланировать, ее нельзя назначить в обязательном порядке. Она рождается спонтанно, как практический результат всего того, о чем слышит, что переживает человек в храме. Благодаря ей мы чувствуем себя пусть и не совсем идеальной, но все-таки семьей.

Да, от самих людей — и священников, и мирян — зависит многое. Но все же приход рождается по воле Божией, по Ему одному ведомому Промыслу о нас. Он возникает, когда Господь в ответ на человеческие усилия творит чудо рождения новой человеческой общности — приходской семьи.

Источник: Православие и современность

15 сентября 2010 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р.Б.Фотиния16 сентября 2010, 11:38
Хорошая статья, содержит очень нужные практические советы. Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×