Прихожане, захожане и верующие

Источник: Фома.Ru

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Николай Генсицкий / eparhia-saratov.ru
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Николай Генсицкий / eparhia-saratov.ru
Я думаю, что облегченное восприятие православной веры – это лишь одна из многочисленных проблем существования христианства в современном мире.

«Облегченное Православие», на мой взгляд, – это «вера мира сего». Если мир и соглашается сегодня говорить о Церкви и вере, то именно в усеченном варианте, принципиально не приемля ничего более серьезного, глубокого, сложного. Для него проявления веры сводятся к каким-то внешним обрядам, традициям, этнографическим обычаям – ко всему тому, что не только не является сутью веры, но и вообще довольно условно и видоизменяемо во времени.

Эта принципиальная боязнь всего серьезного вообще характерна для современной культуры. Человек боится остаться наедине со сложными, как раньше называли – проклятыми вопросами, и пытается реализовать в своей повседневной жизни такую формулу, в которой все должно быть нормально, легко и весело.

И, конечно, подлинная вера со сложным ее содержанием, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку, все труднее и труднее вписывается в победно шествующую по планете идеологию потребления, легкой жизни.

«Православие-лайт» нужно не столько людям верующим, сколько тем, кто называет себя таковыми при социологических опросах. Известно, что сегодня не прекращается дискуссия, сколько же в России православных. Одни говорят, что 80%, другие – что не более 1-5%. При таком разбросе мнений найти истину бывает нелегко. В последнее время пытаются подсчитывать количество верующих людей и по числу присутствующих на Пасхальном богослужении. Недавно я прочитал, что в этом году на службе в Пасхальную ночь в Москве было около 300 тыс. человек. Конечно, цифра это сомнительная, хотя бы потому, что храмов в Москве не 64, как об этом писал недавно «МК», а гораздо больше – несколько сотен. Но даже и увеличенная в два-три раза эта цифра не отразит реальности. Например, в наших храмах на позднюю Пасхальную литургию, которая совершается не ночью, а днем, приходит почти столько же людей, сколько остается к концу ночной службы. В этот день – огромное количество причастников, многие с детьми…

Дальше происходит еще более интересное. Всю неделю – Светлую седмицу – в храмы направляется огромный поток людей, церкви переполнены. На подсвечниках пылают костры свечей. Все эти люди – тоже наши прихожане, но уже те, для кого вопрос «облегченного Православия» актуален. Как правило, именно такие люди говорят про себя: «Да, я хожу в церковь, регулярно, почти каждый день. Вот когда на работу еду или с работы – обязательно захожу свечку поставить». Чаще всего такие «захожане» не интересуются ни содержанием, ни смыслом богослужения, не участвуют в Таинствах, однако иногда заказывают требы, крестят детей, отпевают усопших родственников. Они не пришли еще в Церковь окончательно, но они представляют собой большую часть россиян, искренне считающих себя верующими. Потому-то «Православие-лайт», к сожалению, становится все более распространенным.

Другая опасность «облегченного Православия», причем, гораздо более серьезная – уклонение в бытовой оккультизм, когда некая декларируемая причастность к Церкви не мешает человеку обращаться к бабкам-целительницам или относиться к святыне с магическим суеверием: детей крестят – чтобы ночью не плакали, соборуются – чтобы спина не болела… То есть человек преследует чисто утилитарные цели. Например, многие священники сталкиваются с тем, что люди приходят на исповедь, потому что их присылают бабки, «госпожи Лилианы» и прочие экстрасенсы, обычно строго-настрого наказывая об этом не говорить. Такой утилитарный подход в принципе свойственен современному человеку: ко всей жизни, к общению с другими людьми он подходит прагматически. И так же он пытается отнестись к Богу: взять то, что ему полезно, удовлетворив только свои земные потребности.

Выход здесь только один: необходимо просвещать людей, вести разъяснительную работу. Прежде всего, рассказывать людям, что такое Евангелие и жизнь по нему. Хочу напомнить, что возрождение Церкви в нашей стране после семи десятилетий гонений началось чуть более пятнадцати лет назад. И это время по максимуму было использовано на восстановление наших святынь, что отняло у нас много сил, средств и энергии, которую Церковь, конечно же, должна расходовать на более важные цели.

Необходимость православного просвещения хорошо понимают и сами священнослужители, и враги Церкви. Именно поэтому такое ожесточенное сопротивление вызывают все инициативы верующих, направленные, например, на преподавание в школе основ православной культуры. Такое же ожесточение вызывают и попытки разговора об общенациональном православном телеканале и других серьезных медиа-проектах, связанных с Православием. Это сопротивление не будет уменьшаться, оно будет только возрастать. И мы должны быть к этому готовы.

Ведутся споры и о том, какая форма миссионерского просвещения допустима, какая – нет, в связи с чем нередко упоминается имя диакона Андрея Кураева и его опыт. Так сложилось, что мы очень близки с отцом Андреем, издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве и наше епархиальное издательство много раз издавали его книги, и некоторые из них я даже сам редактировал. Но все же со многими его высказываниями – проповедью вовне – я бы не согласился. Например, когда он пытается оправдать «Гарри Поттера» или делает из фильма «Титаник» чуть ли не пособие для начинающего христианина, – с этим я согласиться не могу. Действительно, есть хорошие вещи в окружающем нас мире, есть произведения искусства вполне достойные, но не надо насильно притягивать к христианству то, что не имеет к нему отношения.

Хотя проблема, в общем-то, и в том, что таких, как отец Андрей, должны быть десятки и сотни, а у нас он, к сожалению, один, и при всех оговорках надо благодарить Бога, что он занимается миссионерством.

Чего мы никак не должны допускать – того, чтобы наша вера профанировалась, превращалась в некий суррогат мирской культуры. Иногда мы создаем своими руками все то, что есть и в миру, но только с православной окраской. Вот своя «православная эстрада»: иеромонах Роман, отец Олег Скобля, Жанна Бичевская, другие исполнители… Это уже некая субкультура – то есть параллельная, отраженная культура, в рамках которой можно жить в том же самом миру, с теми же самыми отрицательными явлениями, в том числе и коммерциализацией, но только под маркой Православия. Вот это совсем недопустимо.

Еще один важный путь – вести социальную работу, выходить в общество. Поле деятельности буквально перед глазами: масса людей у нас сегодня находится за чертой бедности, нуждается в помощи. В Новом Завете сказано, что человек должен напоить, накормить больного и нищего, навестить сидящего в темнице. Вот по этим действиям все узнают, что мы – ученики Христовы, и этому делу мы должны уделять все больше сил, времени, сердечного тепла.

Мы стоим еще перед одной проблемой, которую чуткие священники довольно остро осознают. Люди, пришедшие в Церковь в течение последних десяти лет, воцерковившиеся, сейчас сталкиваются с тем, что им просто нечего делать – в жизненном смысле слова. Нельзя же всех принять на работу в церковные и книжные лавки, нельзя же вдесятером мыть пол и чистить подсвечники. Хорошо, уже и церковь восстановили, и купола позолотили, уже иконостасы стоят, и облачения пошили, и всех уже обучили их шить – все это замечательно. Но дальше – нужно идти в мир, вести социальную работу, нужно людей просвещать. Почему-то у многих Церковь ассоциируется только с духовенством. Мы забываем, что Церковь – это все мы, верующие люди, каждый человек. И я уверен, что для всех членов Церкви должно найтись какое-то дело, которым можно было бы свидетельствовать свою веру во Христа, истинность своей веры. Пожалуйста, если Вы занятой деловой человек – пишите письма заключенным, отвечайте на их письма. Или посылайте им посылки, или помогайте детям в детском доме, или своим соседям. Ищите подсказку среди всех форм общественной работы, известных как в дореволюционное время, так и в советский период, с соответствующими поправками. Если каждый христианин будет исполнять свой долг, Церковь исполнит свою миссию в обществе.

И все же вот о чем необходимо помнить верующему человеку. Начать нужно с исправления себя, соблюсти некое равновесие между внутренним и внешним деланием, потому что без внутренней работы внешняя, как правило, не удается.

Надо постараться всей душой войти в жизнь Церкви, понять и полюбить ее богослужение, открыть для себя мудрость и свет Православия. Осознать, что мы единое Тело Христово: и с нашими современниками, и с преподобными пустынниками Египта, со старцами Афона и Оптиной, со всеми монашествующими и мирянами, которые смогли построить свою жизнь по евангельским заповедям. Нужно постараться принять то богатейшее, ни с чем не сравнимое наследство, которое они нам оставили – нашу веру. Став православным по-настоящему – по духу, человек своей жизнью, без лишних слов, будет доказывать миру истину Православия и несостоятельность «православия-лайт».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина27 апреля 2014, 07:02
Наталии:
У нас в России, слава Богу, есть православные телеканалы и замечательные детские передачи там.

http://www.radostmoya.ru
http://tv-soyuz.ru/tvprogramma
Наталия21 апреля 2014, 20:48
Спасибо за статью,батюшка.Оч.хочется,чтобы у нас в стране появился православный канал и детский сайт. Детям нашим необходимы моральные ориентиры, которые несет в себе православие.
Ариана22 января 2014, 11:18
Замечательная статья!!!
Одно "но": насчет выхода в мир и просвещения людей - как бы не вышло у нас сходства со Свидетелями Иеговы и прочими сектантами. Насильное просвещение вряд ли кому понравится. Каждый из нас в меру своих сил влияет на свое окружение, но по опыту скажу - откликаются единицы. "Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи..."
А главное дело в Церкви все-таки - богослужение, молитва, Таинства. Без этого никакого дела у нас не выйдет.
Анастасия Клепикова22 января 2014, 10:22
Ольга, согласна.
Читаю сыну на ночь сказки и русских писателей, и зарубежных - особого отличия от Гарри Поттера не вижу. Даже Золушку возьмите - и та с волшебством. А Хроники Нарнии? Там вообще злая колдунья. А считается христианской сказкой (причем замечательной!). Так что я тоже не понимаю, почему Поттера заклеймили.
Сергей25 февраля 2013, 15:14
Спасибо за правильные и нужные слова.
Ольга25 февраля 2013, 13:17
Гарри Поттер то чем провинился? Мало наших сказок про волшебников? Тихий Дон откройте - там полно резни, блуда, ужаса. И ни разу книгу не осудили, из-за того что в избе при входе крестились и иконы целовали это считается целомудренной книгой?
Тавифа27 ноября 2011, 01:52
Спасм Господи, отче,подмечено правильно о легком православии и статья Ваша понравилась.
С одним позвольте не согласиться, что в этакую "православную
эстраду" в Вашей статье попало имя иеромонаха Романа.Уверена, что незаслужено относить его проникновенные стихи,песни
к некоей субкультуре, к отраженной культуре - это что ни наесть прямая миссионерская деятельность,которая помогала
"понять и полюбить богослужение, открыть для себя мудрость и свет Православия. Осознать, что мы единое Тело Христово: и с нашими современниками, и с преподобными пустынниками"
Своему началу пути в церковь Божию,думаю, что и не только моему -поспособствовали именно его удивительные, глубоко в душу западаюшие и зовущие к Богу,произведения.На зов и плач его души,выраженный в стихах и песнях, уверена, откликнулись и обратились к Отцу Небесному многие, лет 15-17 назад пришедшие в храм.
Феодосия25 ноября 2011, 16:50
Спаси Господи Вас за такие правильные и актуальные слова и выводы! Помоги нам, Господи Иисусе Христе, претворять их в дела в Православном духе!
Любовь24 ноября 2011, 19:45
Светлана, спасибо Вам за эти правильные слова. Полностью с Вами согласна.
Tatjana24 ноября 2011, 16:02
Из комменариев на сайте www.optina.ru:
"Я помню, была такая шутка, что на Пасху храм преисполнен народа (многие пришли посмотреть на крестный ход), но после пения "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его" народ начинает рассасываться. :)))



Александр24 ноября 2011, 12:13
Спасибо!
Светлана24 ноября 2011, 10:12
Спасибо Вам за статью! Все ПРАВДА!Очень много в современном мире ложного и неправильного.Порой трудно сразу понять где черное,а где белое.И в Православии тоже...Согласна с вами полностью.А вот с миссионерством пока не получается. Пыталась несколько раз побеседовать с людьми о вере и церкви-столько негативного услышала!Почему только плохое люди выбирают в церкви? А хорошего как бы и не видят.А потому, что так удобнее оправдать свое нежелание трудиться ради Господа,хотя бы немного приложить усилий к своему исправлению.Гораздо легче все свалить на церковь, а себя во всем оправдать. Трудно согласиться , что нужно бороться со своими страстями, нужно отказать себе во многом, хотя бы во время постов,нужно смиряться,нужно прощать,нужно молиться...Гораздо легче жить и вообще не задумываться ни о чем таком.Вот поэтому появилось"Православие-лайт"- это продукт нашего избалованного,ожиревшего( простите )и разленившегося времени.
Алексей23 ноября 2011, 17:53
Спаси Господи, отче!
Вера23 ноября 2011, 14:11
Все очень и очень правда.Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×