Медийное пространство и блоги недавно опять лихорадило. На сей раз из-за программы Первого канала «Минута славы». Точнее, из-за реакции жюри на танцевальный номер Евгения Смирнова, который несколько лет назад попал в аварию и потерял ногу.
Честно признаюсь: у меня нет однозначного ответа на вопрос, нужно или не нужно людям с ограниченными возможностями участвовать в подобных конкурсах. И все же я однозначно рад, что такая дискуссия состоялась. Почему? Все просто. Ведь предметом широкого внимания и даже острых споров стали не очередные сплетни и скандалы про псевдозвезд и их гламурную псевдожизнь, а вопрос, имеющий нравственное измерение. Связанный с заботой о людях, с уважением к человеку, с достоинством человека — увы, почти забытой сегодня категорией.
Можно соглашаться или не соглашаться с реакций общества на слова членов жюри (а реакция была разной). Важно другое: людям не все равно, что говорят представители интеллигенции. Будь в жюри кто-то другой, и резонанс мог быть иным. Или вовсе отсутствовать — даже если бы сказано было то же самое. Значит, к интеллигенции по-прежнему предъявляют высокие требования, от нее по-прежнему ждут безукоризненной нравственной позиции. И это хорошо.
Теперь о грустном. Увы, не бывает не только худа без добра, но и добра без худа. Многие дискуссии в соцсетях быстро переросли в беспардонную ругань. Образно говоря, защищая «слезинку ребенка», захотели заставить плакать других людей.
Оставим в стороне тех, кто участвовал в виртуальных битвах просто потому, что хочется подраться. Скажу об искренних защитниках достоинства другого человека. Искренность не дает индульгенции на любые действия. Защищая одного человека, не стоит задевать достоинство другого. Нельзя в благородном порыве наносить обиду и оскорбление другим людям. Можно спорить по поводу высказываний Литвиновой и Познера, — но нельзя принять и многое из того, что было сказано в их адрес. Да, лично меня сильно резанули слова Литвиновой, которые стали, пусть невольной, но бестактностью. По меньшей мере. Но я также против того потока оскорблений, который вылили и на членов жюри, и на участников шоу, и, наконец, друг на друга сторонники и критики прозвучавших позиций.
Видимо, одна из особенностей современного, с позволения сказать, дискурса — в том, что вежливость и уважение к оппоненту считаются проявлением слабости. Но ведь на самом деле — это свидетельство силы.
Повторю: я не могу сказать однозначно, стоило или нет Евгению Смирнову участвовать в этой программе. Для меня однозначно другое: в сложившейся ситуации он повел себя очень достойно. Я сейчас не про его решение не продолжать участие в шоу. Про другое: даже если в сердце Евгения и закралась обида, он поступил как сильный человек. Не позволил себе ни одного слова, ни одного намека, которые кого-то бы оскорбили или обидели.
И это — его главная победа в «Минуте славы».