Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о главной роли Харьковского Архиерейского Собора, напомнил об условиях, при которых он состоялся, и последствиях, предопределивших историю развития Православия в Украине.
Напомним, что исторический Архиерейский Собор в Харькове проходил 27-28 мая 1992 года.
– Харьковский Архиерейский Собор стал спасительным не только для Православия в Украине. Его значение трудно переоценить.
В экстремально сложных условиях, на фоне царящей нестабильности в стране, при постоянном давлении со стороны тогдашних украинских властей, подстрекаемых ложью и кознями на то время митрополита Киевского Филарета (Денисенко), практически на последней точке возврата состоялся исторический Собор в Харькове, благодаря которому удалось сохранить церковное единство и не допустить растерзания Матери-Церкви.
Историческая ретроспектива
Вспомним некоторые предшествующие Собору события.
В июне 1990 года в Загорске на Поместном Соборе Русской Православной Церкви тайным голосованием был избран Патриарх всея Руси Алексий II. Это не входило в планы митрополита Киевского и Галицкого Филарета, который видел себя на патриаршем престоле и заблаговременно до выборов ездил в Кремль с требованием вмешаться в деятельность Собора и упразднить тайное голосование архиереев, так как все, по его мнению, уже было решено и именно он (Филарет) должен был возглавить Русскую Церковь. Но в Кремле ему сказали, что ничем не могут помочь, поскольку времена изменились и выборы будут происходить тайным голосованием.
Таким образом, на Поместном Соборе 166 голосов было отдано Патриарху Алексию, 153 – митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану) и 24 голоса в пользу Филарета. Цифры красноречиво говорят сами за себя.
Это краткая предыстория, о которой нужно помнить, когда мы вспоминаем зарождение масштабного раскола в Украине. Кроме того, в начале 90-х годов происходят события геополитического значения. Рушится нерушимый союз братских советских республик. Появляются новые государства, которым нужны новые идеологии. Но Христова Церковь всегда должна сохранять чистоту своей веры и канонического устройства.
В конце марта – начале апреля 1992 года состоялся Архиерейский Собор Русской Церкви, на котором рассматривались претензии к Филарету (Денисенко) как относительно его методов управления, так и по причине многочисленных жалоб на его безнравственную жизнь. Филарет, видя серьезность ситуации, поклялся перед присутствующими на Кресте и Евангелии, что по возвращении в Киев сразу же соберет Архиерейский Собор с целью избрания нового Предстоятеля УПЦ. Сохранилась аудиозапись этой клятвы.
Но вернувшись из Москвы, митрополит Филарет начал распространять ложь: мол, его не выбрали «московские попы», а украинские епископы, присутствовавшие на Соборе в Москве и слышавшие клятву Филарета, так и не дождались приглашения от него на свой Собор.
Обиженный Филарет начал активную подрывную деятельность. Заручившись поддержкой нецерковных людей, представителей власти, депутатов, он распространяет неправдивую информацию, создавая, таким образом, раскол в Церкви и в стране, напоминая своим поведением безрассудного человека из евангельской притчи, который построил дом свой на песке: «Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился» (Мф. 7:26–27). Это неотвратимая участь «храма», построенного не на евангельской истине, а на гордыне и властолюбии.
Забыв о своей борьбе с автокефалией Украинской Церкви, Филарет на 180 градусов развернул свою политику, декларируя украинский национализм.
Поскольку митрополит Филарет и не собирался выполнить свое обещание собрать Архиерейский Собор, на котором должен был подать прошение об отставке, эту миссию возложили на старейшего иерарха УПЦ – митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Именно на его плечи легла ответственность по созыву епископов на Архиерейский Собор для избрания нового Предстоятеля УПЦ. Это было сделать крайне не просто, так как царили неопределенность и в какой-то мере паника в церковной среде, которая активно поддерживалась Филаретом и его приверженцами, так что принявшие в Соборе участие архиереи показали высоту стойкости и мужества в защите чистоты Православия и единства нашей Церкви.
Святое предназначение
27-28 мая в сложных условиях, под пристальным вниманием властей и непрекращающемся давлении, в Харькове провели Архиерейский Собор, на котором была явлена воля Божия. Большинством голосов Предстоятелем Украинской Православной Церкви избрали митрополита Владимира (Сабодана), достойного сына украинского народа.
Архиерейский Собор милостью Божией сыграл важную историческую роль и выполнил свое святое предназначение: не допустил уклонения от соборного и канонического принципа церковной жизни, сохранил истинную Церковь и веру для миллионов прихожан Украинской Православной Церкви и для всего православного мира.
Законность действий Харьковского Архиерейского Собора была признана подавляющим большинством духовенства и мирян УПЦ, всем Вселенским Православием.
Отголоски Собора
Сегодня, 25 лет спустя, с трепетом и благодарностью смотришь на те события, которые определили судьбу Православия в Украине.
Благодаря Харьковскому Архиерейскому Собору мы не разорвали двухтысячелетней связи со Вселенским Православием, которая укреплялась на протяжении веков подвигами мучеников и новомучеников, праведников и святых, крепших в страданиях и испытаниях в вере, в любви к Господу и Его Святой Апостольской Церкви.
Мы, православные, должны следовать прекрасным примерам высоты духа, стояния в вере, любви к Церкви, своему народу, которые были явлены как нашими соотечественниками, так и всеми святыми подвижниками православного мира.
Каждый сегодня может сделать свой вклад в сокровищницу добра и мира. Это возможно с помощью искренней молитвы о мире, молитвы о ближнем (а тем более об обидевшем нас или оступившемся), молитвы о нашей Украине. Молясь, мы смягчаем свое сердце, а значит, впускаем в него Господа, Который всегда рядом с нами, Который ждет нашего приглашения.