В СМИ, Интернете часто вспыхивают скандалы вокруг Церкви. И хотя формально Церковь не всегда является стороной конфликта, ею прикрываются, «защищая» православные ценности, так что она оказывается втянутой в полемику. Сторонний наблюдатель напрямую связывает Церковь с православными активистами и общественностью. Таким образом, она невольно с этим «багажом» предстает перед разночинным и многоконфессиональным российским обществом. Каковы причины этого явления, и как с ним справиться?
«Скандалы, интриги, расследования»
Сегодня самые громкие новости о Церкви – это скандалы. И, увы, многие православные подпитывают конфликты своей бурной реакцией, а иногда и просто своим участием в провокациях. Таким образом, они каждый день рекламируют то, против чего сами же выступают. А в глазах общества православные становятся конфликтными людьми, что косвенно портит репутацию всей Церкви.
Разберемся в причинах и мотивах.
Цель провокации – реакция, конфликт. Иногда провоцируют на конфликт неосознанно, стремясь удовлетворить некие психологические потребности: из-за агрессивности, самолюбия, жажды борьбы, обидчивости, желания обратить на себя внимание. Возможно и полное неприятие: как выразился протоиерей Андрей Ткачев, «человек просто не любит Церковь и не хочет ничего, что с ней как-то связано». Кроме действующих неосознанно и любителей поспорить есть профессионалы: политики, представители шоу-бизнеса – они делают на конфликте деньги. И порой неважно, хорошо о них говорят или плохо: если говорят – значит популярны. Значит, будут внимание, рейтинг, влияние, прибыль. В СМИ каждое заявление с упоминанием провокатора – это монета в его копилку. Чем выше статус того, кто упоминает, чем ярче и активнее реакция – тем выгоднее провокатору.
Безмолвию как ответу учит Господь. Он молчит, когда знает: у вопрошающего нет иной цели, кроме как скомпрометировать Его
Провокация бессмысленна без реакции. Какими бы ни были мотивы провокатора, лучшее, что можно сделать в ответ, – просто молчать и таким образом не добавлять теме рейтинга. Кто-то скажет: «Если мы не участвуем в дискуссии, то она пройдет без нас. Разве молчание может быть хорошим ответом в нашем информационном мире?» По мнению иерея Димитрия Фетисова – может. «Некоторые православные люди считают необходимым участвовать в дискуссиях с такими вот агрессивными и, прямо скажем, недалеким фантазерами. Я позволю себе не согласиться с таким апологетическим подходом. Безмолвию как ответу в некоторых спорах нас учит Сам Господь. В Евангелии иногда встречается такой сюжет, когда Он, будучи вопрошаем, или отвечает вопросом на вопрос, или вовсе молчит, потому что знает: у вопрошающего нет иной цели, кроме как скомпрометировать Его, спекулируя различными интерпретациями ответа, или просто почесать языком с очередным пришельцем в этом большом, но наскучившем ареопаге», – пишет отец Димитрий.
«Святые» несвятые
Реакция на провокацию может быть оправданна, когда «задевают» не самолюбие, но святыни, да и то лишь в том случае, когда провоцируют лично, а не «кидают» в СМИ или Сеть информационную «приманку». Как полагает протоиерей Максим Козлов, «когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете». Тут же вспоминается глава «О смирении» из книги «Несвятые святые», где герои не реагировали на брань и провокации в свой адрес, хотя могли дать отпор, а действовали только когда провокаторы «стали поносить Господа Бога и Божию Матерь».
Отстаивать непогрешимость всего, что связано с Церковью: людей, их решения, а тем более своего мнения, – недальновидно. Как выразился священник Димитрий Шишкин, «святость Церкви заключается не в нашем совершенстве, а в Самом Господе, Который есть Глава сотворенной Им Церкви. Сотворенной для нашего покаяния, исправления и возвращения к Богу… “Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив” (Рим. 3: 3–4)».
Не обижайтесь
Православные и церковные люди часто сталкиваются с критикой. Когда в ней есть конструктивное зерно, тогда и конфликт конструктивен – он приводит к развитию, стираются стереотипы, улучшается взаимопонимание. Чтобы состоялся продуктивный разговор, нужно просто постараться понять оппонента, его мотивы и грамотно построить ответ. Бывает так, что никто и не хотел конфликта, но выразил мнение, которое вызвало реакцию. Так, возможно, проявилось непонимание или иное восприятие ситуации. В конце концов, все люди разные и по-разному видят мир.
Предположим, что не было антицерковной акции, но конфликт состоялся: порой для этого достаточно просто не пытаться его избежать. Православная общественность, как правило, бурно реагирует на разные инциденты. Вот что пишет протоиерей Максим Козлов: «У нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там, и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля».
Несимметричный ответ
Если имеет место неадекватная ответная реакция, а тем более агрессия «в защиту» православных ценностей – это может нанести ущерб Церкви. Тогда в провокаторов превращаются сами православные, которые выступают в СМИ с громкими, иногда агрессивными заявлениями, инициативами что-то запретить, что-то осудить. Эта провокация самая опасная. Казалось бы, этот «выпад» направлен «вовне», а не в Церковь и от официальной Церкви (РПЦ) не исходит, но, поскольку инициаторы называют себя в СМИ православными, их реакция воспринимается как позиция многих верующих, а то и всей Церкви. На эти инициативы неизбежно реагирует общество, а страдает – репутация Церкви. Что тут важнее: предпосылка или следствие? В любом случае, без реакции нет конфликта, а значит, реакция должна быть обдуманной.
Какие еще составляющие есть в схеме публичного конфликта? Кроме провоцирующего и реагирующего нужен зритель и ретранслятор информации – СМИ. Провокаторы и люди, выражающие иное мнение, – есть. Православная общественность, которая громогласно заявляет о своем неприятии, – имеется. Публика, готовая читать чужие склоки, – найдется всегда. Журналисты понимают, что скандал – это рейтинг, и будут «вести» тему. Получается, что уравнение сложилось? Но есть еще одна величина – собственно Церковь.
Сильная позиция
Среди всего новостного потока почти не слышно официальной позиции Церкви как организации. Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ не раз высказывались о том, что мнение общественных организаций и частных лиц не есть позиция Церкви, которая выступает против инициатив о запрете фильмов и других неадекватных предложений «православных активистов». Другое дело, что хлесткие и провокационные заявления последних «расходятся» в СМИ как горячие пирожки, а взвешенная позиция просто не так интересна и менее заметна. А ведь именно на официальную позицию Церкви могли бы опереться люди, в том числе те, кто считает, что отстаивает ее, Церкви, интересы. Что можно сделать? Во-первых, подать пример: сформулировать позицию, не осуждая никого. Во-вторых, посоветовать, как людям реагировать на событие, и объяснить, почему. В-третьих, предложить искать официальную позицию Церкви на официальном сайте и аккаунтах РПЦ, а не в случайных источниках. В-четвертых, не единожды донести эту информацию через все средства коммуникации, но и, возможно, внутри самой Церкви до священников на приходах.
Какие рекомендации можно дать православному человеку? Было бы здорово посоветовать не осуждать никого, чтобы сгладить полемику и снизить градус агрессии. Попросить людей с сочувствием и любовью отнестись к ближнему, с чьим мнением/действием не согласны. Напомнить о том, что любая провокация, если таковая имела место быть, ставит целью ответную реакцию. Рассказать о том, что реакция на провокацию наносит ущерб репутации и чистоте Церкви в глазах общества, так как Церковь невольно становится участницей скандала. Пояснить, что даже если провокации не было, то резкая ответная реакция, агрессия «в защиту» православных ценностей тоже дискредитируют Церковь. И, наконец, попросить людей, не только верующих, но и просто неравнодушных к Церкви, не развивать, не поддерживать конфликт, а лучше всего – попросту игнорировать скандальную тему.
Позитивная повестка
Громкими новостями должны быть не конфликты вокруг фильмов, а достижения Церкви в духовной и общественной жизни
«Успокоение и реформы» – что-то подобное можно применить и в конфликтной ситуации. После того как градус спора снижен, нужно перенести внимание на другие новости – отвлечь (родители знают, как это работает, когда дети капризничают, им обидно или больно). Необходимо иметь свою новостную повестку, свои рейтинговые темы. Что это может быть? Всё то же, что волнует людей: как и на что жить, как и где работать, как строить семью и поднимать детей, как быть здоровым душой и телом, где и на что лечиться. Вопросов, которые Церковь может поднять, очень много: кредитование, социальная политика, бедность. Это сложные темы, но есть эксперты с православным взглядом на жизнь.
Выражение позиции по этим вопросам не противоречит идее разделения Церкви и государства. Высказать мнение, предложить решение – это не то же, что брать на себя функции государства: собирать налоги, следить за выполнением законов и т.д. Сегодня тысячи организаций лоббируют свои интересы и взгляды, порой не самые полезные для общества. Что Церковь может предложить? Посмотреть на повестку с точки зрения добра и зла, а не государственных, политических, отраслевых или коммерческих интересов. Тогда, возможно, «громкими» новостями станут не скандалы и конфликты вокруг фильмов и книг, а достижения Церкви не только в духовной, но и в общественной жизни. И пусть это может вызвать реакцию общества, но это будет уже совсем другая дискуссия и повод.
А выбор у человека между праведностью и грехом всегда будет, потому что "весь мир лежит во зле". На то нам и дана свободная воля. Грубо, индеец, никогда не слышавший об огненной воде, никакого выбора не сделал - при первой же возможности сопьется. Или фильм "Дорогая Елена Сергеевна", где учительница носила розовые очки до тех пор, пока школьники ей их не сняли.
До абсурда доводить тоже не нужно. Ребенок, например, в силу возраста не способен в чем-то разобраться - следует оградить и т.д.
Соответственно, нельзя переходить ту грань, за которой могут последовать открытые столкновения сторонников светской и церковной позиции. Если кто-то к этому народ подводит, то, на мой взгляд, он действует неправильно - нужно остановиться.
Некоторые радикально настроенные граждане уже призывали к каким-то противоправным акциям (не буду здесь повторять, думаю, все в курсе). Ну а к чему это приведет? Фильм запретят? Нет. А вот позиция христиан в современном российском обществе станет слабее.
Ну и небольшой личный пример. Когда у меня во дворе кто-то орет матом - я закрываю окно.
"Далее,попробовал бы режиссёр снять фильм с мусульманским героем или святым в искажённой форме?"
Почему-то и у Поклонской в блоге появляются постоянные заигрывания с мусульманами...
Нет в исламе святых. У них поклонение кому-то кроме Аллаха - это ширк, непрощаемый грех. Нет у них ни икон, ни мощей.
И они отрицают божественную природу Иисуса Христа, его жертву на кресте. А ведь вера в Христа как Сына Божия - самое главное для нас, без этого невозможно спасение.
Но вот где должна проходить та грань между почитанием святых в Православии и поклонением им? Это очень серьезный вопрос.
Лично по мне, так никакой фильм, никакая выставка, книга и т.д. не может оскорбить то и Того, что и Кого в принципе оскорбить НЕВОЗМОЖНО. Оскорбить можно только несовершенное человеческое самолюбие. У православных в том числе.
Сожалею, что этот опус, идущий категорически вразрез с мнением Святейшего Патриарха, опубликовало Православие.ру.
Если бы не активная позиция Православных, мерзости вокруг нас было бы гораздо больше. А "гламурненькое православие", которое так хочет продвинуть "в массы" автор этой сомнительной публикации, не наше Православие.
Не надейтесь, не сдадим Отечества!
Люблю Крылова И.А. К примеру "Волк на псарне"
..." Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой
Как снявши шкуру с них долой."
Предлагается нам, членам церкви, сидеть себе в оградке - "православном гетто" - и не высовываться. Порочат Царя - предлагается молчать, не бороться за запрет кощунственного фильма, в театрах ставятся всякими содомитами спектакли, оскорбляющие и унижающие Христа, предлагается молчать; мерзкие выставки Сидура проходят - где глумятся над Христом - предлагается молчать... официальной церкви предлагают мнение послушать? А разве мы все - православные - не официальная церковь? И те наши братие и сестры, которые не молчат - они просто не трусят, в отличие от автора
Очень хочется процитировать здесь также слова прот. Александра Шаргунова из его книги «Последнее оружие»:
"Когда речь заходит о чести Божией, Христос — воплощенная Любовь — не говорит торговцам в храме: «Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли». Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом".
Мне нравится, что есть активисты, которые защищают наши ценности. Та же Поклонская делает это в рамках закона, а истерику нагнетают СМИ.
Мне кажется, что в этой ситуации в самом деле лучше, если официальная церковь воздерживается от оценок. Момент сейчас сложный. А активисты могут и должны выступать с позицией верующих людей - не Церкви, а именно людей.
PS: я видела первый трейлер фильма (сейчас более "причесанные" крутят) - я была в шоке...
PPS: святитель Филарет: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»
православных??? Дескать, православные, вы должны смириться, вы же смиренные. Вам НЕЛЬЗЯ спорить и сопротивляться, вы должны думать о душе и смиренно молчать. Знакомая манипуляция...
по-русски это. Не получится. Не отсидитесь. Не оценят.
На мой взгляд в этом корень проблемы. Официальная Церковь слишком увлеклась достижениями в общественной жизни. А достижения в духовной? Да, они напрямую тоже будут связаны с общественной и они также будут видны. Но по-другому! От Церкви должны исходить дела любви и милосердия - помощь бедным, престарелым, больным, социально незащищённым. Внутри Церкви могут и должны рождаться удивительные творческие проекты, ибо все таланты от Бога. А что на деле? Заседания, постановления, бизнес проекты, строительство храмов, вручение наград.
Промолчать в ответ - это иногда самое верное. Если бы наши политики иногда пользовались этим принципом, то информационная война, война санкций, холодная война России с Украиной, с США и мн.др. не достигла бы того пике, в котором все оказались. Дипломатические работники теперь совсем не знают принципов дипломатии, а если знают, то не пользуются ими. Каждый, как сварливая жена, на каждое "А" мужа скажет в ответ своё "Б". И понеслось... Никто не хочет остановиться и просто промолчать.
"Как официальная Церковь могла бы действовать в очередном скандале? Во-первых, подать пример: сформулировать позицию, не осуждая никого. Во-вторых, посоветовать, как людям реагировать на событие, и объяснить почему. В-третьих, не единожды донести эту позицию через всевозможные средства коммуникации и предложить искать официальную позицию Церкви на сайте и аккаунтах РПЦ, а не в случайных источниках."
Вот этого как раз и не хватает. Если бы по любому мало-мальски серьёзному поводу сначала было бы выражено мнение официальной Церкви, я думаю, большинство православных не реагировало бы на провокации.
Истерию подняли те, кто отвык от здоровой критики и считают общество обязанным преклоняться перед любым кино.
Дети смотрят много плохого кино.
Взрослые имеют право называть плохие фильмы плохими фильмами.
"я с этим согласиться не могу,то, что небезызвестный режиссёрыжка показывает,- неправда и хула,христиане так, как он показывает, не верят, такого взгляда на Государя Николая нет, на Его святость нет,и он клевещет." Если СМИ поносят меня лично, я могу и промолчать,а если поносят Государя,то молчанием предаем Его.
Тем более Господь заповедовал любить и врагов.