Вышла в свет новая книга митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна «Небо нашей жизни. Бог, человек, Церковь» (Москва, 2017). Первая презентация издания прошла в митрополичьей литературно-художественной гостиной. В предисловии автор пишет: «Эта книга о самых важных моментах в жизни человека, увиденных через призму вечности. Приближение к небу нашей жизни рождает много вопросов о нашем прошлом, настоящем и будущем. Кто-то обходит эти вопросы, как бы не замечая. Кто-то задает их постоянно, себе и другим, в том числе священникам. Ответы важны как верующим, так и неверующим, потому что узнанное меняет людей и преображает их жизнь».
Известно, что владыка рос в культурной среде Иркутска, его отец, литератор, был дружен с крупнейшими русскими писателями современности — В. Распутиным, А. Вампиловым, В. Высоцким. Более того — его отец был крестником Валентина Григорьевича Распутина, с которым и владыке привелось много общаться...
Из биографии архипастыря также известно, что он, выпускник истфака Иркутского государственного университета, уже тогда, в советское время, писал в Новосибирской аспирантуре исследование по истории Церкви, читал Евангелие. И, даже будучи преподавателем в советском вузе, пел в церковном хоре. Об этом рассказывается в новой книге в главе «Как я пришел к вере» и в других публикациях.
Зададим и мы несколько вопросов владыке Иоанну.
— Ваше Высокопреосвященство, предыдущая ваша книга «Любовь долготерпит» вышла в 2013 году. Была также книга «Корабль спасения» (2008). Что вызвало к жизни новую книгу, как она создавалась?
— Сегодня мы наблюдаем, как растет тревожное настроение многих людей. Безотчетный страх, боязнь за завтрашний день порой рождают очень неуверенное отношение к жизни, когда человек без веры, без доверия и уверенности (обратим внимание на однокоренные слова) принимает какие-либо решения. Когда я вижу, как страхи одолевают и берут верх над надеждой, мне как пастырю хочется призвать всех победить верой, надеждой, любовью те страхи, которые распространены в нашем обществе, а исходят они, конечно же, от врага рода человеческого, то есть дьявола, но принимают различные окраски — в зависимости от социального положения, религиозности, воцерковленности. У людей возникает много проблем, когда они свои жизни строят и измеряют не по христианским мерам, а применяют мерила страха. Вместо того, чтобы руководствоваться заповедями Христовыми, прочитать Евангелие и взять за образец поведение Самого Христа, люди пользуются неправильным подходом к жизни, основанном на страхах, принимая решения, разрушающие их жизнь, становясь сторонниками того, что им приносит меньше беспокойства.
Помочь людям выбраться из этого искушения и призвана моя новая книга. У каждого есть свое небо, свой способ и опыт личного общения с Богом. Я же в этой книге поделился своим личным опытом богообщения. Основой ее стали беседы, проповеди, богословские комментарии последних лет, со времени выхода книги «Корабль спасения».
— Владыка, уже двадцать два года, с 1995-го, вы возглавляете Белгородскую и Старооскольскую епархию, а в нынешнем году отмечено и пятилетие Белгородской митрополии под вашим пастырством. Сделано за эти годы немало, и это известно далеко за пределами региона. Неслучайно словосочетание «Черноземье — красный пояс России» ушло, его заменил словесный образ «Святое Белогорье». Мы видим, как Белгородчина украсилась и храмами — старинными восстановленными и нововыстроенными, и памятниками святым, и как возросло число прихожан, и насколько роль нашей Церкви на Белгородчине выросла и в духовной жизни, и в повседневной, и в историко-патриотическом воспитании. Как этого удалось достичь? И удовлетворены ли вы результатами своих усилий?
— Наименование «Святое Белогорье» — скорее, указывает на цель нашей жизни, это вовсе не констатация факта, что мы живем в святости. Но мы должны стремиться к христианскому бытию, чтобы наша жизнь была наполнена православными ценностями. Островки благочестивой христианской жизни были на Белгородчине всегда, даже в безбожное время. Например, отличается в этом отношении город Старый Оскол, где в советский период действующих храмов было больше, чем в Белгороде. Или Красногвардейский район, где в селах удивительным образом сохранились и действовали не только храмы, которые мы теперь отреставрировали, но и сохранялись свои обычаи, устои. Несмотря на то, что Черноземье называли «красным поясом», многолетние традиции открылись и нашли свое новое воплощение в жизни — благодаря личностной и политической воле Евгения Степановича Савченко, губернатора Белгородчины, который создал программу восстановления и строительства храмов, поддержал наши образовательные инициативы и программы по открытию православных детсадов, гимназий. Была учреждена Духовная семинария с миссионерской направленностью, открыт социально-теологический факультет в Белгородском государственном университете. То есть одновременно с воссозданием храмов шло просвещение населения — как подрастающего поколения, так и взрослых, которые были крещены, но не просвещены, не наставлены, не воцерковлены. Воцерковление за эти четверть века происходило очень деятельно, поскольку в большинстве приходов уже сложились крепкие евхаристические общины, со своими традициями, укладами, направленностью социальной помощи, проявляющейся в делах милосердия, участия в судьбах заключенных и так далее.
— Уже более двадцати лет вы являетесь главой Синодального Миссионерского отдела. пастырям Белгородской митрополии удается находить новые формы работы с современной молодежью, с детьми. Как вам видится, отличается ли чем-то молодежь сейчас от молодежи вашей юности-молодости, а также по сравнению со временем вашего прихода на кафедру в середине 1990-х?
— Информационная революция начала XXI века, переросшая в «революцию образов», формирует новое восприятие жизни у нашей молодежи. Раньше мировосприятие и мировоззрение формировались и идеологическими установками, и традиционной русской школой, даже во многом советской, несмотря на безбожные основы, сохранявшей традиции классического образования, которое уберегало молодежь от поверхностного взгляда на жизнь, общение, формировало культуру и даже субкультуру (битломанов, хиппи, другие андеграундные движения). Все воззрения всегда зиждились на культурных основах. Сейчас они формируются на другой основе — чаще всего, в условиях социальных сетей, где виртуальная реальность значительно отличается от повседневной жизни и несет в себе элементы психической зависимости молодых людей от общения в этих сетях. Кроме того, в этом пространстве формируется особый язык общения, где не соблюдаются правила русского языка, и порой язык уходит вообще. А ведь язык является символом и каналом нашего единения с нашими историей, культурой, памятью, верой, со Творцом. К сожалению, происходит ужасающий отказ молодежи, сетевых завсегдатаев от классического русского языка.
Главенствующую роль в молодых умах начинают играть так называемые «социальные дизайнеры», которые упаковывают сознание в некие «контейнеры образов». Семиотика, наука о знаковых системах, говорит нам, что сегодня знаки масс-медиа обладают особым свойством: кроме информационного значения они воздействуют сразу на чувства, настроение, и сегодня мы видим, как многие представители молодого поколения из-за новейших технологий попадают в ловушку виртуальной реальности и не хотят оттуда выходить, поскольку там, как им кажется, удобней. Исчезает авторитет источника. Люди утрачивают критику, перестают отдавать себе отчет, понимать, откуда, кто, как и зачем «вливает» в них информацию, теряют критерий истинности, и даже интуитивно не чувствуют лжи, воспринимая несуществующие в реальности образы — как реальные.
Мы знаем много случаев, когда дети заканчивают свою жизнь трагически, через суицид, потому что путают реальности. Чтобы уберечь наших детей от смертельной опасности, необходимо профессиональное и творческое освоение «виртуальной реальности» современными миссионерами.
— Во время Патриаршего визита на Белгородчину в первых числах мая 2010 года вы подарили Патриарху Кириллу цветную линогравюру Станислава Косенкова (1941–1993) «Борозда памяти», из цикла «Прохоровское поле». Это произошло в Прохоровке, контекст места и смысла понятен. И все же — почему Косенков и почему была выбрана именно эта, весьма аллегоричная, метафоричная работа Косенкова, выполненная нашим выдающимся земляком в 1984 году?
— Прежде всего, выбор определило мое личное восприятие творчества Станислава Косенкова — как выдающегося графика, выдающегося иллюстратора литературных произведений, который отдал очень много сил для художественного развития нашей Белгородчины. Символично, что в канун 70-летия со дня рождения нашего земляка мы преподнесли Святейшему Патриарху именно эту цветную его линогравюру — «Борозда памяти». Работа очень выразительна по исполнению, и мне кажется, она предельно точно передает настроение преемственности поколений, которые объединяются в исторической памяти — на Прохоровском поле.
— Процитирую ваши слова из последнего номера журнала «Добродетель», который издается по вашему благословению с 2005 года белгородским Марфо-Мариинским сестричеством милосердия: «Зло невозможно остановить какими-то насильственными способами. Его можно остановить только любовью. Как и бороться с тьмой можно лишь одним способом: зажечь свечу, чтобы света стало больше…». Мы с вами беседуем в год столетия двух потрясений нашей Родины — Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Нам предстоит пережить еще и столетие 1918-го, года убиения Государя Николая II Александровича, его семьи - наших Царственных Страстотерпцев…
— Мы готовимся к столетию трагического события — убиения Царской Семьи. И одним из наших действий в этом направлении является открытие нового детского сада в Белгородском районе — в честь Царственных Страстотерпцев. Мы хотим показать, что миссия Церкви состоит не столько в оценке исторических событий, а в примирении в памяти и молитвенном стоянии за веру, которое нам заповедовали новомученики как исповедники этой веры. И именно это чувство и понимание мы должны продолжать и прививать детям. В этом — главная наша миссия в переживании и преодолении столетней Русской смуты.
— Владыка, почему вы не благословили клиру Белгородской митрополии участвовать в обсуждениях этой темы?
— Если священники превратят церковный амвон в ток-шоу по поводу рассуждений — кто был прав, а кто виноват, это будет отходом от традиций новомучеников, тех, кто молитвенно призывали прекратить братоубийственную войну. Ведь героев в гражданской войне нет, все ее участники согрешают. Бог даровал нам жизнь, и когда мы выясняем, какой строй лучше, отнимая жизнь у другого человека и участвуя в гражданской войне, это совсем не то, что защита Отечества и Веры от иноверцев и иноплеменников.
Позиция Белгородской митрополии обращена ко всем людям для прославления подвига новомучеников, чтобы все понимали: Матерь Божия не оставила Россию; ведь в день царского отречения явился образ Богородицы «Державной». И мы не богооставленный народ, а, напротив, находимся под покровительством Пресвятой Богородицы. Мы должны больше рассказывать о духовном значении происходящих событий, поскольку Христос сказал: «вы — соль земли». А «соль» должна придавать всему вкус, христианин обязан иметь христианское измерение происходящих событий, чтобы уберечь наш народ от повторения столетних ошибок, которые привели к страшной трагедии кровавого ХХ века.
— Недавно общественность Белгородчины принимала участие в обсуждении проектов памятника Великой княжне Ольге Николаевне Романовой — при подведении итогов творческого конкурса, проведенного под вашим патронатом. Было представлено несколько впечатляющих скульптурных эскизов, и большинство голосов склонилось к варианту образа как сестры милосердия, что понятно нам и по биографии царевны. Скажите, пожалуйста, почему возникла идея установки в Святом Белогорье памятника этой святой августейшей девушке, а также - где именно и когда он будет установлен.
— Памятник будет установлен к столетию даты убиения, в 2018 году, в Новом Осколе, где Великая княжна Ольга, старшая дочь последнего российского императора, открыла в 1905 году женскую гимназию, которую после освящения стали именовать «Новооскольская Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны женская гимназия», а также просто «Ольгинская гимназия». Хочу обратить внимание, что голосование за выбор варианта проекта памятника прошло весьма демократично — на одном из собраний в литературно-художественной гостиной митрополии. Действительно, больше всего симпатий вызвал образ княжны как сестры милосердия, хотя были и другие интересные проекты. Это говорит, на мой взгляд, о высокой духовной зрелости участников голосования, тех, кто бывает в нашей гостиной. И это весьма символичный выбор — когда милосердие побеждает пустоту, китч, отчуждение, и люди избирают путь к состраданию и спасению.
— Мы вспомнили литературно-художественную гостиную, которую вы организовали на основе местных творческих сил, где нередкими гостями бывают также известные писатели, артисты, музыканты из наших столиц. Начался уже четвертый сезон собраний. По истечении первого года нам приходилось делиться впечатлениями и, если угодно, результатами такого необычного, если не сказать уникального общения духовенства с деятелями культуры и искусств. Вы — человек творческий. Кроме словесного дара известна ваша любовь к изобразительным искусствам, музыке. Митрополичий хор исполняет ваши вокальные произведения. Известно и о вашем «вокально-инструментальном» прошлом молодости. Удовлетворены ли вы творческим и личностным общением, сложившимся в литгостиной, то есть достигнуты ли изначальные целеполагания, посылы, с которыми дело начиналось? Есть ли смысл это дело продолжать? Радует ли вас эта форма общения с интеллигенцией?
— Литературно-художественная гостиная — хорошее пространство для встреч творческой интеллигенции. Катализаторами процессов во время таких встреч являются наши выдающиеся современники, которые помогают возрастать новым талантам. Задача литгостиной — избавить людей от страхов нынешнего времени, на основе опыта дать возрасти молодым талантам. Творчество всегда понималось как соработничество Богу. И когда мы украшаем жизнь плодами своих талантов, — это и есть наше приношение Господу. Считаю, что наша митрополичья гостиная — состоялась.
— Вы однажды сказали, что из-за непроходимой стены, ставшей между духовенством и прихожанами, и случился 1917 год. Выдающийся поэт русской эмиграции Георгий Иванов свое короткое и тяжкое стихотворение завершил словами «российскую интеллигенцию я презираю до конца». Надо признать, что есть известный резон и правота в высказывании поэта-серебряновековца, если мы вспомним о той деструктивной роли, которую сыграла русская интеллигенция в событиях столетней давности, о декадансе, распаде и, не побоюсь этого слова, бездуховности, поразивших как зловредная болезнь многих интеллигентов. О том рассказывает и великий роман Горького «Жизнь Клима Самгина». Как вы полагаете, насколько ситуация в нынешней «культурной среде» отличается от той, давне-недавней, столетней?
— Отвечая на этот вопрос, уместно вспомнить и труд Солженицына об интеллигенции и образованщине, и широкоизвестные сборники ХХ века «Вехи», «Из глубины», «Из-под глыб». Достоевский в свое время определил развитие интеллигенции одной фразой — «красота спасет мир», но тут же, в конце XIX – начале ХХ века, наступил расцвет декаданса, «поиск красоты». Это была все же очень яркая вспышка расцвета искусств. Позже пришло осмысление интеллигенцией пути без Бога, агрессивного внерелигиозного опыта «культурной революции» в СССР. Нужно помнить: подобно тому как в земле существует гумус (особенно это справедливо для Черноземья), плодородный слой, создаваемый в особых условиях, так и в жизни России интеллигентский, культурный слой всегда был мощнейшим. И когда в нем исчезал регулятор нравственных процессов, когда наступало отступление от Бога, это приводило к трагедии. Это страшно. Мне кажется, что промыслом Божьим в преддверии безбожной катастрофы в России, нашим писателям, художникам, композиторам, вообще русским людям был дан творческий потенциал, явленный миру с такой силой, что его хватило потом на весь ХХ век, на все семьдесят с лишним безбожных лет. И сейчас в культуре продолжается во многом подпитка от тех достижений, сейчас мы еще живем на том заделе и потенциале. Однако каждое время предназначено для чего-то, и нынешнее тоже.