Великим постом мы читаем всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой просим, помимо прочего, «духа терпения». Что обычно испрашивает у Бога человек? То, чего не хватает. Дефицит терпения преследует нас вообще всегда, но в великопостное время он обостряется. Постящемуся немало приходится потерпеть. Он терпит голод и некоторую физическую слабость, терпит разные запахи, проходя мимо ларьков с курицей гриль; терпит коллегу на работе, жующего бутерброд с колбасой. Терпит других постящихся, которые от голода могут стать злые, как осы. Терпит самого себя, когда живущие в нем страсти начнут поднимать свои головы.
Действительно, терпение – едва ли не самая ценная великопостная добродетель. Поэтому сегодня Церковь и предлагает апостольское чтение о терпении. Апостол Павел призывает нас подражать долготерпению Авраама, ждавшего исполнения Божьих обетований десятки лет: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное» (Евр. 6:13–15).
Интересно, что Павел приводит лишь часть обетования Божьего Аврааму. Полностью оно звучит так: «Благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:17–18). Итак, обетование имеет три уровня. Первый – размножение потомства до числа, подобного числу песка морского. Дождался ли Авраам исполнения этого обетования? Нет. Авраам только увидел рождение единственного сына от Сарры – Исаака. Умножения семени своего, как звезды небесные и как песок на берегу моря, он созерцал уже с неба. Вот терпение, которое простирается даже до небес!
Второй уровень – «и овладеет семя твое городами врагов своих». Это пророчество о завоевании евреями Палестины. Опять же, исполнение этого обетования Авраам увидел уже из мира иного. А вот третий пункт пророчества: «и благословятся в семени твоем все народы земли» – до конца не исполнился и сейчас. Здесь имеется в виду заквашивание евангельским учением всей земли. Христос пророчествовал, что до конца мира «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13:10). От каждого народа должен быть принесен некий начаток веры, какие-то христианские души. Этот процесс давно начался, но не закончился. И сегодня еще есть народы, в которых не проповедано Евангелие. Удивительно, но Авраам даже и теперь ждет исполнения данного обетования. Долготерпение Авраама воистину беспредельно – он ждал при земной жизни, после земной жизни, продолжает ждать сейчас и будет ждать даже до конца мира. Вот какое терпение ставится нам в пример!
Но оставим Авраама и поговорим о нас. Почему мы просим терпения, братья и сестры? Может быть, нужно просто его проявить? Мы просим о нем, так как это дар Божий. Причем в молитве Ефрема Сирина мы просим именно «духа терпения», потому что терпение и есть плод Духа Святого. Вспомним Послание к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение...» (Гал. 5:22). Христианское терпение не от человека, но от Бога, и его нужно просить. Порой Творец дает человеку такое терпение, какому удивляются Ангелы. Не только в житиях святых встречаются подобные примеры – и сегодня в жизни Церкви можно найти образцы великого терпения и веры.
Один знакомый священник некоторое время ездил причащать пожилых супругов, больных раком. Муж еще мог вставать, жена уже была прикована к постели. Она испытывала страшные боли. Священник, молодой и здоровый, однажды робко посоветовал читать ей «Богородице, Дево» по двенадцать молитв несколько раз в день. «Вам будет легче», – пообещал он. Больная посмотрела на него, устало улыбнулась и ответила: «На третьей тысяче мне обычно становится легче...» И священник тот понял на всю жизнь, что христианское терпение – это лестница в небо.
В Послании апостола Иакова есть место, из которого видно, что терпение настолько мощное средство духовного совершенства, что Бог буквально требует его от человека и для этого попускает те или иные искушения. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, – пишет Иаков, – зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2–4). Как мы видим, разного рода трудности житейской и духовной жизни нужны нам – они как точильный камень, оттачивающий наше терпение. Острым лезвием терпения мы можем сражаться со всеми нашим духовными врагами, особенно приступающими к нам Великим постом. Это и уныние, и самосожаление, и малодушие, и прочие другие страсти, немощи и грехи. Все они побеждаются молитвой и терпением.
Поэтому-то и говорит нам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Но какое здесь терпение имеется в виду, вот вопрос. Пассивное терпение тех проблем, которые ты сам и нажил? Например, я регулярно пью спиртное большими дозами, у меня развился цирроз печени, и я это мужественно терплю? Нет, не о таком терпении говорит Христос. Имеется в виду терпение в христианских трудах, активное терпение; стойкость в несении жизненного креста, в гонениях, в борьбе со грехом, при нападках диавола. Только такое терпение спасительно. И только такое терпение, донесенное до конца, увенчивается.
Наше терпение дает Богу возможность действовать в нас. И наоборот, наше нетерпение мешает Богу нас спасать. Был такой случай в практике известного духовника, схиигумена Саввы (Остапенко). К нему ходила женщина, терпящая издевательства от пьющего мужа и непутевых детей. Она плакала и просила отпустить ее в монастырь. Схиигумен Савва выслушивал ее, утешал и всегда говорил одни и те же слова: а ты потерпи. Придет она вновь, рыдает, жалуется, а он снова: а ты потерпи. Терпела она более года. И действительно, вдруг муж образумился, бросил пить, начал ходить в храм, каяться. Дети тоже пришли в себя, извинились перед матерью. Постепенно семья обновилась, укрепилась. Так, терпя и молясь, женщина дала Богу простор действовать в ее жизни – и Он подействовал.
Терпение делает христианина воистину непоколебимым. Иногда ведь стоит задача не то что расти в вере и дерзать, а просто в том, чтоб удержать лодку веры на плаву. Терпение тут незаменимо. «Терпение и пождание, терпение и пождание» – это были любимые слова оптинского подвижника схиигумена Гавриила (Виноградова).
Святитель Димитрий Ростовский, рассуждая об этой добродетели, вспоминает евангельскую притчу о сеятеле. Как мы помним, некоторое семя падает на добрую землю, некоторое на худую. Насчет доброй земли Евангелие говорит: «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Святой Димитрий пишет: «Послушаем эти слова: ‟кто имеет уши слышать, да слышит!” Терпение и есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел» [1].
Святитель также дает замечательное определение терпения: «Это не что иное, как сама вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией».
Прославим сегодня добродетель терпения и попросим ее у Бога. Попросим ее не только для себя, но и для всех постящихся христиан. Попросим ее для тех, кто живет или работает рядом с нами, чтобы они, бедные, вытерпели наш пост. Может оказаться, что наше пощение не так трудно для нас, как для окружающих. За неделю нашего поста могут попасть в больницу с нервным срывом десятки родных и близких. Поэтому попросим терпения и для них. Как однажды сказали друг другу два подвижника в пустыне: давай я буду терпеть, когда ты будешь оскорблять меня, а ты будешь терпеть, если я оскорблю тебя. Так они и жили. Так и нам остается жить, братья и сестры, ибо у нас очень мало любви друг к другу. Давайте же начнем хотя бы с терпения.