Фото: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"
Вопрос бессмертия будоражил умы людей на протяжении всей истории человечества.
Современный атеист рассуждает прагматично: «Даже если поверю в Бога, не стану бессмертным. Я все равно умру, и никакая вера в «Высшее Существо» не избавит меня от страха смерти». Однако любой человек бессмертен по своей природе, независимо от того, верит он в это или нет.
Так не бывает, что после земной кончины христианин обретает нетленное бытие, а атеист подвергается полному уничтожению. Все люди неизбежно перейдут в вечность, но для одних это окажется сюрпризом, а другие верят в это и даже подобно апостолу ожидают, как приобретение (см. Фил. 1, 21).
Каждый год в первые дни Великого поста, вчитываясь в строки Великого покаянного канона, мы размышляем над судьбами людей, о которых упоминает его автор — преподобный Андрей Критский. Вспоминая, как они шли к спасению, падали и снова вставали или же окончательно погибали, мы можем точнее уяснить свой собственный духовный путь.
Пусть мало кому приходится буквально оказаться в тех же обстоятельствах, что и, например, царь Давид. Но каждый, чувствующий угрызения совести, может научиться у него покаянию. В одном из псалмов он обращался к Господу: «Помянух дни древние, поучихся о всех делех Твоих» (Пс. 142, 5). Вспоминая древние для него события, царь Давид сам поучался в деяниях Божиих и убеждался, что Господь всех людей ведет к спасению. Но одни отзываются на Его призыв, а другие на свою погибель остаются глухими к словам Божиим.
С первых строк канона мы вместе со святым Андреем задумываемся о грядущей смерти: «Приближается душе конец, приближается. И не радиши, не готовишься». Верующие сожалеют о своей неготовности к переходу в вечность, а кому-то может показаться излишним всю жизнь готовиться к такому печальному событию, как смерть. «Не лучше ли наслаждаться каждым днем, — думает такой человек, — дышать полной грудью, радоваться, трудиться для себя, для людей, а не мучиться вопросом о том, что там со мной будет после смерти?»
Конечно, плыть по течению удобнее, но нет никаких гарантий, что в результате окажешься у цели. Гораздо чаще приходится налегать на весла и преодолевать волны, чтобы попасть туда, куда стремишься. Конечно, хорошо стараться делать добрые дела, быть полезным людям. Подготовка к смерти заключается как раз в том, чтобы усвоить добродетели, избегая явных злодеяний и тайных грехов. Проблема в том, что далеко не всегда человек делает то, что обещает или намеревается сделать (ср. Рим. 7, 15). Гораздо чаще под словами: «дышать полной грудью», он подразумевает получение самых разных удовольствий, большинство из которых будут греховными.
Можно льстить себе, полагая, что «я живу честно». Но если беспристрастно исследовать себя, то можно увидеть, что это далеко не так. Любой человек большую или меньшую часть своего времени тратит на то, что является грехом, саморазрушением. Человеческий ум изворотлив. Мы очень быстро учимся и привыкаем закрывать глаза на компромиссы с собственной совестью.
Ведь это тяжело — осознать себя далеко за пределами тех норм, которые сам для себя определил как правильные. Ум всегда находит способ объяснить человеку, что всему миру только кажется, что он поступает дурно, что на самом деле в его ситуации это вполне допустимо и оправдано, просто никто не понимает его «тонкую душевную организацию». Покаянный канон призывает нас воздерживаться от подобного образа мыслей и поведения.
Готовиться к смерти вовсе не означает ходить с угрюмым видом. Православный верующий избегает искусственности, напускного поведения, как лживости, чуждой Христа. Он заповедал нам, постясь, оставаться жизнерадостными, чтобы наши постовые подвиги совершались не напоказ пред людьми, а внутренне перед Богом (см. Мф. 6, 17—18). Это наставление Господне читалось в последнее воскресенье накануне Великого поста.
Вся наша временная жизнь имеет своей целью обретение блаженства в вечности. Пост помогает хотя бы немного приблизиться к ней, настроиться на нее. Постовой устав требует от нас делать лишь то, что нам полезно, что соответствует человеческой природе. Ведь грех для человека противоестественен. Он приносит временные удовольствия. Но потом человек получает от своих грехов гораздо больше страданий. Медики говорят, что грипп опасен осложнениями. Так и в духовной жизни грех опасен осложнениями: вследствие привычки к греху человек оказывается отделенным от Бога и в итоге может навечно лишить себя пребывания в Его Царстве.
Верующий человек страшится оказаться вне Бога подобно притчевым юродивым девам, которые растратили свое время на что угодно, только не на соединение с Христом (см. Мф. 25, 1—12). Страшно при встрече с милосердным любящим Богом, как чуждые Ему, стать от Него «по левую сторону» (см. Мф. 25, 41—46). По этой причине для христианина актуален не столько страх смерти как противоестественного процесса, сколько ожидание праведного Суда Божия, который решит его вечную участь. Понимая его неотвратимость, верующий человек готовится предстать пред Господом, совершенствуясь в евангельских добродетелях, чтобы уподобиться Богу в праведности (см. Мф. 5, 48). Для этого христианин прибегает к молитве, воздержанию и другим аскетическим подвигам.
Есть ошибочная точка зрения, что из-за страха смерти люди начинают верить в Бога, желая обрести защиту в Его лице. Но религий множество, и человек может ухватиться за любую. Сам по себе страх смерти не обязательно приведет человека к осознанному христианству. Его, например, может усыпить вера в перерождение душ. А вот в христианине страх смерти может положить начало спасительным изменениям.
В своем каноне преподобный Андрей Критский напоминает, что «время сокращается». Это значит, что все меньше времени остается на исправление, на покаяние. Святые подвижники призывают нас благодарить Бога за каждую пережитую ночь, которая стала последней для многих людей, и за каждый начавшийся день, как за дарованную Богом возможность покаяться, переосмыслить свою жизнь и исправить ее. Автор покаянного канона взывает к своей душе: «Восстань, близ, при дверях, Судия есть, как сон, как цвет время жизни течет, что всуе мятешься». Преподобный Андрей говорит, что время нашей жизни проходит быстро, как сон, как пора цветения: сегодня цветок прекрасен, а назавтра уже поник и завял. Мы же только напрасно мятемся по жизни, тратим ее время впустую на удовольствия и страсти.
Теперь настал Великий пост, чтобы направить все наше стремление к Богу, исправить нашу жизнь по Его заповедям, обратить нас от временных забот и греховных привычек к жизни духовной, соединяющей нас с Богом. У нас есть возможность хотя бы эту малую часть года посвятить, насколько это возможно, общению с Богом и, как пишет, святой Иоанн Кронштадтский, «борьбе с грехами, скорбями, болезнями, различными искушениями… иногда до пролития пота и крови». Постараемся обрести спасительный страх смерти, который помогает в этом благом делании.