«Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723 г.) является известным догматическим и символическим документом Православной Церкви[1]. В его основу лёг текст «Исповедания веры Досифея, Патриарха Иерусалимского», одобренного на Иерусалимском Соборе 1672 г. (далее – «Исповедание Досифея»). Отношение Русской Церкви к этому символическому документу выразилось в его принятии Священным Синодом в 1723-м г. Более века спустя, в 1845 г., Св. Синод постановил:
«Снабжать сею книгою безмездно всех воспитанников семинарий при переводе из среднего отделения в высшее, с тем, чтобы при окончании курса и по выходе из семинарий, они удерживали книгу сию y себя для всегдашнего употребления»[2].
Факторы, затрудняющие богословский анализ «Послания Патриархов»
К сожалению, выход в свет этого документа с самого начала сопровождался некоторой путаницей и разночтениями, которые мы хотели бы рассмотреть ниже.
I. Во-первых, необходимо принять во внимание, что существует две редакции «Исповедания Досифея». Первая редакция оригинального текста «Исповедания», написанного на греческом языке, датируется 1672-м г. Эта редакция стала наиболее распространенной и претерпела 11 переизданий в разные годы. Однако после того, как Патриарху Досифею поставили на вид некоторые заимствования из католицизма, он исправил и дополнил свою работу противокатолической полемикой. Вторая редакция «Исповедания» была издана в Бухаресте в 1690-м г. вместе с актами Иерусалимского Собора под названием «Ἐγχειρίδιον κατὰ καλβινικῆς φρενοβλαβείας» («Пособие, опровергающее кальвинистское повреждение ума») и переиздана в 1949-м и 1968-м гг. проф. Иоанном Кармирисом[3].
В 1725-м г. Восточные Патриархи во главе с Константинопольским Патриархом Иеремией III одобрили исправленный текст «Исповедания», его вторую редакцию с антикатолической полемикой, но между тем в переписке с англиканами цитируется первая редакция 1672 г. (парижское издание). Это небольшое, но досадное недоразумение вызывает недоумение у некоторых исследователей «Послания Патриархов» и должно учитываться при богословской интерпретации данного документа.
II. Вторая сложность, с которой сталкиваются русскоязычные богословы, изучающие этот важный документ, связана с разночтениями при переводе его на русский язык.
Как это нередко бывает с богословскими трудами, где рассматриваются сложные для понимания вопросы, один из абзацев «Послания Патриархов» стал предметом острых богословских дискуссий. Исследователи разошлись во мнениях по поводу слов о Крещении, которые встречаются в 15-м Оросе «Исповедания Досифея»:
«Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную»[4].
Эти слова стали настоящим «камнем преткновения» и подвергли сомнению авторитет этого выдающегося документа.
Греческие богословы не отмечают в этих словах никаких расхождений с Православным вероучением. Они понимают под словами «получили Крещение совершенное» Таинство Крещения, совершаемое в Православной Церкви[5].
Между тем русскоязычные исследователи интерпретируют эти слова по-разному. Есть авторы, которые так же, как и греческие богословы, понимают под словами «получили Крещение совершенное» таинство Крещения, совершаемое в Православной Церкви[6]. Другие считают, что эти слова относятся к «крещению», совершаемому в еретических сообществах. В частности, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) в своей работе «Обзор существующих символических документов и вопрос составления нового» называет это высказывание «ценным свидетельством, говорящим против обязательного перекрещивания католиков и протестантов, переходящих в Православную Церковь»[7]. Звучат утверждения о том, что эти слова подтверждают действительность таинств, совершаемых вне Церкви.
Почему носители греческого языка и русскоязычные читатели по-разному толкуют текст «Послания Патриархов»? Может быть, это происходит из-за того, что перевод на русский язык позволяет давать этим словам другую интерпретацию, отличную от исходного текста на греческом языке? Ответ на эти вопросы может быть найден при сравнении греческого оригинала и существующих переводов «Послания Патриархов».
Переводы «Послания Патриархов» на русский язык
«Послание Патриархов» впервые было издано в 1827-м г. в переводе святителя Филарета Московского (Дроздова). Этот перевод неоднократно переиздавался и широко цитировался в богословской литературе, поэтому именно он негласно считается официальным переводом «Послания».
Далее мы рассмотрим официальный перевод «Послания Патриархов» и сравним его с другими переводами. Для удобства вместе с переводами будет приведен и оригинал на греческом языке.
Оригинал: «Ἒτι ἀποῤῥίπτομεν ὡς κάθαρμά τι καὶ μίασμα τὸ· ἐλλιπῶς γὰρ ἐχούσης τῆς πίστεως ζημιοῦται ἡ ὁλοκληρία τοῦ μυστηρίου. Οἱ γὰρ αἱρετικοὶ, οὓς τὴν αἳρεσιν ἀποσεισαμένους καὶ προστεθέντας τῇ καθολικῇ ἐκκλησίᾳ, δέχεται ἡ ἐκκλησίᾳ· καίτοι ἐλλιπῆ ἐσχηκότες τὴν πίστιν τέλειον ἔλαβον τὸ βάπτισμα· ὅθεν τελείαν ὕστερον τὴν πίστιν κεκτημένοι οὐκ ἀναβαπτίζονται».
Официальный перевод 1827 г.: «Таким же образом, мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают»[8].
При сравнении русского и греческого текста можно увидеть, что перевод не во всем соответствует оригиналу. Нарушена синтаксическая структура второго предложения – оно разбито на две части таким образом, что нарушаются причинно-следственные отношения между главным и придаточным предложением. Читая последнее предложение, оторванное от предыдущего текста, читатель может сделать вывод, что еретиков не перекрещивают заново, поскольку они приобретают совершенную веру: «И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают». Если же рассмотреть весь абзац целиком, то видно, что последняя группа слов относится к предыдущему предложению: «получили Крещение совершенное», поэтому «их не перекрещивают» (союза «поэтому» в оригинале нет, но об отношениях причины и следствия свидетельствует знак препинания верхняя точка (άνω τελεία), аналог русского двоеточия[9].
Перевод П. Пашкова и С. Фёдорова, 2018 г.: «Еще отвергаем, как сквернейшую мерзость, [мнение], будто «недостаточность веры нарушает полноту таинства». Потому что еретики (которых Церковь принимает по отвержении ими ереси и присоединении их к Кафолической Церкви), несмотря на то, что их вера была изначально неполной, получили совершенное Крещение; поэтому, когда они впоследствии обретают совершенную веру, их не перекрещивают»[10].
Главная проблема этого перевода заключается в том, что в русском тексте добавлено слово «изначально», которого не было в тексте оригинала. Судя по всему, с помощью такого добавления авторы сознательно ведут читателя к принятию своей позиции и, желая внести ясность в перевод, на самом деле продвигают ложную мысль о том, будто Патриарх Досифей мог считать «совершенным» крещение еретиков, полученное ими до перехода в Православие. Такая подача материала накладывает тень на образ Патриарха Досифея, который предельно ясно высказывался о крещении еретиков в других своих произведениях. Например, в «Двенадцатикнижии» Патриарх Досифей называет окропление, практикуемое у латинян, не Крещением, а «еретическим новшеством и попранием Таинства»[11], [12].
Патриарх Досифей называет окропление, практикуемое у латинян, не Крещением, а «еретическим новшеством
Замечания, приведенные выше, ставят под сомнение целесообразность использования имеющихся на сегодняшний день переводов этого отрывка для его богословского толкования. Мы обратились за разъяснениями к греческим богословам и глубоким знатокам древнегреческого языка – прот. Феодору Зисису, почётному профессору богословского факультета Фессалоникийского Университета им. Аристотеля, и монаху Серафиму (Зисису), экс-секретарю Патриарха Иерусалимского Феофила III, и отцы Зисисы предложили нам своё толкование этого непростого отрывка, на основании которого и был выполнен его новый перевод на русский язык:
Исправленный перевод с учетом комментариев греческих богословов: «Также мы отвергаем, как нечто нечистое и скверное, то учение, будто некоторое несовершенство веры препятствует совершению таинства. Ибо еретики – которых Церковь принимает после того, как они отрекутся от ереси и присоединятся к Кафолической Церкви – несмотря на несовершенную веру, Крещение получают совершенное, и поэтому, когда они в дальнейшем приобретают совершенную веру, их не перекрещивают».
Разъяснения прот. Феодора и мон. Серафима Зисисов
Высказывание о том, что Патр. Досифей мог считать лжекрещение еретиков действительным, представляет собой либо невольное недоразумение, либо намеренное искажение его позиции, и это следует из общего контекста написания этого документа. Контекст этот таков: Досифей разоблачает протестантские воззрения, а именно: а) что Тело и Кровь Господа становятся таковыми только в тот момент, когда кто-либо причащается, а не прежде причащения, и б) что Таинства освящаются в соответствии с верой того, кто причащается. Таким образом, в том случае, если кто-либо несовершен в вере, его Крещение будет недействительным.
Следует обратить внимание на следующее:
1) Весь текст 15-го Ороса «Исповедания Досифея» не рассматривает вопрос о действительности крещения еретиков и всех остальных, пребывающих за пределами Церкви, а занимается исключительно изучением того, требуется ли личная вера и употребление таинства со стороны христианина – члена Церкви, дабы таинство было освящено Духом Святым. Протестанты, против которых выступают Досифей и «Послание Патриархов», считают, что без зрелости интеллекта, понимания с помощью разума не может быть истинной веры. Именно поэтому протестанты не крестят младенцев, считая их интеллектуально (мысленно) неготовыми для этого. Но это протестантское учение возникло потому, что они трактуют веру рационально, как результат интеллектуальной деятельности, а не как связанную с сердцем человека, которое является центром духовной жизни, как во благо (Лк. 6, 45; Деян. 15, 9; 1 Фес. 3, 5 и т. д.), так и во зло (Мф. 15, 19–20; Ин. 13, 2 и т. д.). Эта протестантская концепция должна была быть отвергнута, поскольку именно из-за нее протестанты отказались от Крещения в младенчестве, объясняя это тем, что младенцы не осознают всего происходящего и в силу возраста еще не могут углубиться (мысленно и на практике) в Священное Писание и подробно изучить христианское учение, соответственно, их Крещение (якобы, согласно позиции протестантов) является несовершенным и бесполезным.
Каждый крещаемый приходит к Богу с несовершенной верой (так как он ещё не совершал дел веры, как, например, святые, которые стяжали дар чудотворения)
2) Каждый крещаемый приходит к Богу с несовершенной верой (так как он является новоначальным и ещё не совершал дел веры, как, например, святые, которые стяжали дар чудотворения). Сначала крещаемый верит в чудеса, которые, как он слышал, совершались для других, при других обстоятельствах, в некоторые исторические моменты в прошлом или в более поздние времена. Позже, по мере преуспеяния в духовной жизни, он на своем опыте убеждается во влиянии Божием и на его собственную жизнь (а не только на жизнь других – ср. Ин. 4, 42), так что в итоге он может полностью доверить свой жизненный путь Богу, как Патриарх Авраам, принесший в жертву Исаака (ср. Иак. 2, 21–22).
3) Когда Досифей пишет, что мы «отвергаем как нечто нечистое и скверное то учение, будто некоторое несовершенство веры препятствует совершению таинства», в этом случае он имеет в виду не догматическую веру, а веру как доверие Промыслу Божию, в которой всех нас призывает совершенствоваться Святое Евангелие. Это важное различие между двумя пониманиями веры является основополагающим в Православном учении.
Существует два понимания веры: 1) догматическая вера и 2) вера как доверие Промыслу Божию. Первая – это вера, о которой апостол сказал: «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4, 5). Вторая – это та вера, о которой Господь сказал, что вера может передвигать горы, даже если она с горчичное зерно (ср. Мф. 17, 20; Лк. 17, 6), и которая подвержена колебаниям («Господи, умножь в нас веру» [Лк. 17, 5]; «...чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22, 32). Об этом существует множество свидетельств у святых отцов, но в целях экономии времени мы приводим вам только два:
Существует два понимания веры: 1) догматическая вера и 2) вера как доверие Промыслу Божию
Св. пр. Иоанн Дамаскин: «Вера, конечно, двояка: потому что есть вера от слуха (ср. Рим. 10, 17). Ибо, слушая Божественные Писания, верим учению Святого Духа. Эта же вера совершается через все то, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Того, Кто обновил нас. Ибо тот, кто не верует согласно с преданием Кафолической Церкви, или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, – неверен. Есть же, с другой стороны, вера – уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1) или неколеблющаяся и неиспытующая надежда как на то, что обещано нам Богом, так и на счастливый успех наших прошений. Первая вера, конечно, составляет принадлежность нашей воли, вторая же принадлежит к дарам Духа»[13].
Свт. Григорий Палама: «Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не являются тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его обетования по отношению к нам незыблемыми и истинными; «веровать» же «в Бога» заключает в себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и другое; и в том и в другом истинствовать; и то таким образом иметь, чтобы быть уверенными (в обетованиях Божиих нам) более, чем если бы даже своими глазами видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Которого наша вера, и, будучи верными, таким образом быть оправданными. Ибо говорится: «Верова Авраам Богови, и вменися ему в правду» (Рим. 4, 3)[14].
Догматическая вера не оторвана полностью от веры, понимаемой как доверие Богу, поскольку принятие догматов «устами к устам» (2 Ин. 1, 12) от других, то есть наших учителей, когда мы являемся оглашенными (пока мы не преуспели в обожении, лицезрении Бога и «созерцании» догматических истин), также свидетельствует о нашей вере в то, что Бог являет Себя в мире через людей и слова святых мужей, пророков, апостолов и святых отцов Церкви.
4) Досифей в этом контексте говорит о том, что еретики «Крещение получают совершенное». Но какое крещение имеет он при этом в виду: лжекрещение, которое они приняли, будучи в ереси, или Крещение, которое они получили, придя в Православие?
Если мы внимательно рассмотрим все то, что пишет Досифей в дальнейшем тексте своего «Исповедания», например, в 16-м Оросе (в начале второго параграфа), то мы сможем заметить, что он считает условием для правильного Крещения совершение данного таинства православным священником:
«Что касается до вещества таинства Крещения, то им не может быть никакая другая жидкость, кроме чистой воды. Совершается оно священником; по нужде же может быть совершено и простым человеком, но только православным и притом понимающим важность Божественного Крещения».
В последнем параграфе этого же Ороса (16-го) Досифей снова пишет:
«Крещение накладывает на крещаемого неизгладимую печать, так же, как и священство. Ибо как невозможно, чтобы один и тот же человек был дважды рукоположен в одну степень священства, так же невозможно перекрещиваться тому, кто уже единожды был крещен верным способом, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры»[15].
Когда Досифей говорит о еретиках: «Крещение принимают совершенное», то он имеет в виду Православное Крещение, которое те принимают, когда присоединяются к Церкви
Исходя из этих двух утверждений, мы понимаем, что Досифей считает, что Крещение должно совершаться:
- человеком, исповедующим Православную веру;
- верным, правильным способом.
Следовательно, «крещение» еретиков, поскольку оно не совершается православными, а также не совершается правильным способом (в большинстве случаев), не есть «Крещение совершенное». Иными словами, когда Досифей говорит о еретиках: «Крещение принимают совершенное», то он имеет в виду не их еретическое лжекрещение, а Православное Крещение, которое те принимают, когда становятся православными и присоединяются к Церкви.
***
Таким образом, для богословского толкования рассмотренного нами отрывка из «Послания Патриархов» мы предлагаем учитывать исторический и богословский контекст, в котором было написано это важнейшее произведение, а также комментарии греческих богословов. Надеемся, что эта небольшая работа послужит разъяснению сложных и спорных мест в этом вероучительном документе, имеющем всеправославное значение.
Вам также желаю спасения, благополучия в здешней жизни и всех благ. И меня простите грешного, если где задел вас.
Первые не будут препятствовать креститься еретикам желающим присоединиться к Православной Церкви через крещение. Вторые будут смиренны к грядущим к Православной Церкви еретикам не готовым принять дар крещения от Церкви, принимая их без повторения обряда крещения. Согласны?
Дискуссия для вас бессмысленна, пока вы не исповедуете перед Богом, что Церковь не может кощунствовать ни при каких обстоятельствах, нигде и никогда. Церковь Невеста не может осмеивать Своего Жениха Христа, Она не может распинать повторно Христа и перекрещивать истинно крещенных, даже в отдельной Поместной Церкви. Кто не скорбит когда учат лжеучениям, что мол Церковь кощунственно 2-й раз крестит истинно крещенных, тот обнаруживает, что он друг этих лжеучений, а через это самое является врагом Божиим.
Это легко поправимо, давайте прочитаем.
Карф. Собор 256 г. при сщмч. Киприане: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви».
6-й Всел. Собор: «Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, … еще же и Киприана, архиепископа Африканской страны, и мученика, и Собором при нем бывшем изложенное правило…»
Т.к. Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной Церкви – то, это и есть самое сильное убеждение креститься для еретика.
Если вы считаете, что латиняне и протестанты не прервали единство с Церковью и их крещение безусловно, то вы утверждаете прямым текстом, что Церковь крестя их как некрещенных кощунствует. Не удивительно, что вы ничего не понимаете – Дух Святой закрыл от вас возможность понимать, пока вы оскорбляете Невесту Христову в кощунстве и насмешке над Женихом Христом.
Вадим, Вселенский Собор запечатлел согласием крестить всех и любых еретиков в Поместной Карфагенской Церкви, и вопрос о действительности "таинств" еретиков снимается Вселенским Собором. Церковь не противоречит Сама Себе, Своему учению и Символу веры. К сожалению, вы это отвергаете. Но с этим вы отвергаетесь и Церкви. Разные чиноприемы - икономия.
"до конца жизни держать в поражении и ожидании милости, как Вы говорите"
Извините, не смог понять...
- либо потому что, ранее совершенный вне Церкви обряд, наполнится благодатным содержанием в Церкви;
- либо потому что, еретик в будущем примет водное крещение в Церкви;
- либо потому что, он сможет сподобиться крещения мученичеством и кровью;
- либо пройдет крещение слезное, труднейшее.
Учение Церкви о икономии утверждено 6-м Всел. Собором: «Господь, по милосердию своему, силен даровать им [присоединяющимся к Церкви еретикам] прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь [без крещения], в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей.» (акты Карф. Собора).
Но Вадим похоже даже не стал читать, его ответ был: "Не думаю, что прочтение Пидалиона что-то изменит в моем видении проблемы."
Дмитрий, мне кажется, невозможно научить того, кто не хочет учиться.
«значит те кого она крестит некрещеные – это сильный аргумент на который Вадим не смог ответить.» -также Иван не ответил ему «те кого Церковь принимает через покаяние-значит крещённые?!».Надо понимать(учитывая время) что статья имеет больше практическое значение.У меня есть свои мысли,но стоит ли нам ковыряться и делать выводы от своего ума,когда Церковь не посчитала нужным сделать это(иначе не было стольких споров не только здесь но и как отмечалось с 3 века).
«Hy, вылезешь ты в начальники, – кpичит oтeц, – мyндиp нa тeбя, дyбинy, нaдeнyт... Haдeл ты, дypaк, мyндиp, нaцeпил мeдaли… A дальше?»
Слова "надел" и "нацепил" - формально прошедшее, но по смыслу будущее.
«Taк я и пошлa зa нeго зaмyж»
Снова, "пошла" формально прошедшее, но по смыслу будущее, т.e. «ни зa чтo нe пoйдy зa нeгo!»
И так далее...
Никогда нельзя цепляться за букву. Здесь главный ориентир для нас - понимание текста греческими богословами, и автор постарался передать это, как мог, средствами русского языка.
«в греческом письме знак точка вверху строки соответствует двоеточию и точке с запятой.» https://bigenc.ru/linguistics/text/1994460
На счёт статьи-у автора «об отношениях причины и следствия свидетельствует знак препинания верхняя точка (άνω τελεία), аналог русского двоеточия[9].»- ошибка,это точка с запятой, а не двоеточие,вспомнил сегодня на акафисте-там везде между «Радуйся» верхняя точка в греческом и точка с запятой в русском тексте..И судя по «принимает,отрекаются,присоединяются» в настоящем времени, а «получили Крещение» в прошедшем времени(в греческом тексте тоже)-то смысл слов патр Досифея скорее склоняется к «изначальному» Крещению
1. то, что можно крестить человека если НЕизвестно крещен ли он (84 пр. 6-го Вселенского Собора) - вы усвоили хорошо,
2. то, что невозможно 2-й раз крестить того, о котором доподлинно известно, что он истинно крещен (Ев. 6:4-6, Еф. 4:5, Ап. 47, Символ веры 10-й член и т.д.) – вы не усвоили.
Так как п.2. вы пока не усвоили, то приходиться признать, дорогой Вадим, что либо вы не понимаете суть запрета в Церкви повторного крещения истинно крещенного по какому-то недоразумению, либо намеренно искажаете позицию Церкви и не считаете Православную Церковь Святой.
«Невозможно снова распять Сына Божия» (св. Иоанн Зл)
Учение Церкви о икономии вы называете манихейством. Но это учение Церкви подтверждено Соборами и отцами. Вы не сможете понять суть этого учения, пока вы готовы признать Церковь несвятой и кощунствующей, оно будет для вас закрыто Святым Духом, действующим в Той Церкви, Которую вы уничижаете.
б) тогда как в случае крещения еретика, о котором известно, что он «крещен» (напомню, мы исследуем вопрос при условии признания действительности «крещения» у какого-либо еретического сообщества), было бы трое распинающих и осмеивающих Сына Божьего - это еретик, пресвитер, который крестит, и епископ, который разрешает крестить.
1-тезис Вадима: «Нет никакого кощунства, если требуют обстоятельства крестить человека во 2-й раз.»
2-й тезис Вадима: «если еретик некрещен, как Церковь его приобщает себе без крещения? Таинства без обряда не бывает, это какое-то манихейство.»
И третий момент, относительно, Ин.3:5 – «Одни возрождаются через воду и дух (Ин. 3:5), а другие принимают крещение Духом Святым и огнем (Мф.3:11). Я думаю, что все четыре - вода, дух, огонь и Дух Святой — суть один и тот же Дух Божий.» св. Максим Исповедник.
Здесь необходимо отметить три момента. Во-первых, вы в правилах чиноприема видите запрет на крещение. Это - ошибка. Церковь предлагает дар крещения всем приходящим в Нее (если они не были ранее крещены в Православной Церкви). То, что ариане и пр. еретики (6-й Всел. Собор 95-пр. ) принимаются через миропомазание, не означает, что если арианин и пр. желает креститься, то Церковь должна ему отказать в крещении. Также это действует, например, и в РПЦ, если …
- Собор при бл. Агриппине Карфагенском (220 г. – рецепция Карф. Собора при св. Киприане),
- Собор в Иконии при св. Фирмилиане еп. Кесарии Каппадокийской (230-235 гг. рецепция в кан. пр. св. Василия Вел.),
- Карфагенский Собор при св. Киприане (255 г . и 256 г. – рецепция 6-го ВС),
- св. Василий Великий в канон. правилах (рецепция 6-го ВС),
- 6-й Вселенский Собор,
- Московский собор 1620 г. при св. патриархе Филарете,
- Константинопольский Собор в 1756 г.,
- Собор РПЦЗ теперь самоуправляемой части РПЦ в 1971 г.
В синодальном тексте переведено "ругаются Ему", дословный перевод "выставляют на позор", также:
1) выставлять в качестве (дурного) примера;
2) выставлять на посмеяние, делать посмешищем, позорить.
Т.е. «повторно крестить крещенного» означает «Христа делать посмешищем» (да не будет)!
- св. Ефрем Сирин: "вводящие два крещения допускают (вторичное) распятие Сына Божия и поношение Его"
- св. Иоанн Златоуст: "можешь креститься снова? Двумя доказательствами он подтверждает невозможность этого дела, и сильнейшее из них поставляет после: первое состоит в том, что удостоившийся таких благ и предавший все дарованное ему недостоин снова получить обновление; второе в том, что невозможно снова распять (Сына Божия), – потому что это значило бы подвергать Его поруганию."
Вадим, вполне, точки над i расставлены.
С одной стороны, теория о «таинствах» вне Церкви, подлоги и обман, пренебрежительно-отрицательное отношение к учение Церкви, являющееся результатом латинской пропаганды, обосновывающей т.н. «крещальное богословие» для будущей всеобщей синкретической религии.
С другой стороны, учение Церкви о том, что «никто не может быть крещен вне Православной (Кафолической) Церкви, ибо Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной (Кафолической) Церкви», подтвержденное Вселенскими Соборами, многовековым опытом святых отцов, и действием акривии и икономии, с помощью которых Церковь руководит души ко спасению.
Ув. Вадим, вы думаете, что ваши оппоненты учившие крестить латинян, а именно:
св. Симеон Солунский Мистагог
сщмч. Косьма Этолийский
преп. Никодим Святогорец
св. Макарий Коринфский
св. Афанасий Париос
св. Симеон Мироточивый
преп. Паисий Величковский
сщмч. Ермоген, патриарх Московский
св. Филарет патриарх Московский
сщмч. Иларион Троицкий
св. Лука Войне-Ясенецкий,
а также св. Иоанн Дамаскин, по учению к-рого латинян нельзя считать крещенными,
и многие другие святые и преп. отцы не читали 95-е правило Шестого Вселенского Собора (Трулльского), и вы единственный поняли это правило?
Ни одно правило, ни одного Вселенского Собора не говорит о действительности крещения еретиков. Наоборот, Шестой Вселенский Собор запечатлел Святым Духом, что «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Православной Церкви». Просто, вы путаете вопросы действительности «таинств» еретиков и домостроительства Церкви Христовой. Еще раз очень советую вам ознакомиться с учением Церкви о акривии и икономии преп. Никодима Святогорцв в Пидалион.
Пидалион Никодима монаха (Святогорца). Апостольское правило 46.
apologet.spb.ru/ru/богословие/3207
Что касается искажения формы крещения, патриарх говорит во-первых в общем о крещении: «Крещение, по заповеди, полученной от Апостолов и Святых Отцев, требует трех погружений, и есть опасность, что человек останется некрещеным, если такие погружения не будут выполнены без уважительной причины.» Известно, что клиника можно облить.
Во-вторых, конкретно о латинянах: «Поскольку латиняне творят окропление совсем без погружений, они тем самым смертно согрешают…»
«Святой Дух… исходит от Бога и Отца, … причем Сын совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа… А от тех, кто об исхождении Святого Духа иначе мыслит, или проповедует, или вопреки истине держится этого мнения и пустословно провозглашает его, мы отвращаемся как от еретиков и предаем анафеме.»
Св. Иоанн Дамаскин:
«Быть крещенным во Христа значит креститься, веруя в Него. Но уверовать во Христа невозможно, не научившись исповеданию Отца, и Сына, и Святого Духа.»
Латиняне не научились исповеданию Троицы, стало быть не верят во Христа, и следовательно, не крещены, по учению св. Иоанна Дамаскин
1) В Двенадцатикнижьи он объясняет, что хотя св. Киприан Карфагенский искажал апостольское учение о единственности крещения, но поскольку решения Карфагенских соборов при св. Киприане не содержат анафем - называть св. Киприана еретиком - нельзя
2) Там же Досифей высказывает сомнения в крещении католиков (но не отрицает его) ввиду искажения формы крещения: те, кого крестят окроплением - рискуют остаться некрещенными.
UPD: почему-то сообщение ввелось от имени некоего Александра Шубина
В.Синильщикова
Согласен, Церковь вправе решать и вязать так, как сочтет полезным для спасения своих чад. И по этому праву в Русской Православной Церкви действуют разные модели по приему католиков: как через покаяние и миропомазание, так и через крещение. Более того, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата – РПЦЗ, совершает «крещение всех еретиков приходящих в Церковь, дозволяя применять иную практику только в необходимых случаях, с разрешения епископа». Обсуждаемая статья, согласовывает эту свободу Русской Церкви с Посланием.
Принятие инославных в Православную Церковь происходит на принципах «акривии» и «икономии»[1]. Икономия возможна по отношению к тем христианским конфессиям, где Крещение совершается в соответствии с апостольской и святоотеческой традицией: троекратным полным погружением с исповеданием Пресвятой, Единосущной и Нераздельной Троицы».
https://pravoslavie.ru/91350.html#_ftnref1
Этот вопрос подробно, со множеством примеров и ссылок на святых, описан преп. Никодимом Святогорцем в Пидалион. У него не возникает противоречий со Вселенскими соборами, ибо:
«…в Церкви Христовой действуют два вида управления и исправления ошибок. Один вид называется «акривией», а другой именуется «икономией» или снисхождением. С помощью этих двух руководили души ко спасению домоправители благодати Божией, но никогда с помощью только одного или только другого...»
Пидалион Никодима монаха (Святогорца). Апостольское правило 46.
apologet.spb.ru/ru/богословие/3207
«антитринитариев было множество во время написания Послания…Поэтому, ваш аргумент ошибочен.»
Хотя Валерий ошибся и во время написания Послания были антитринитарии, но ничего не изменилось бы, если бы их не было. Послание не может противоречить Вселенским Соборам. И если Всел. Собор требует крестить крестящих в Троицу павлиан, то утверждать, что послание называет это «нечистым и скверным», значит сталкивать Послание с Всел. Собором. Такая подача материала накладывает тень на образ Патриарха Досифея, который предельно ясно высказывался о крещении еретиков в других своих произведениях.
Понимаете, споров на тему крещения еретиков много. Просто Послание Восточных патриархов не может быть использовано для обоснования крещения у еретиков, так как автор послания патриарх Досифей не признавал действительности крещения даже латинян. В «Двенадцатикнижии» Патриарх Досифей называет окропление, практикуемое у латинян, не Крещением, а «еретическим новшеством и попранием Таинства».
Гугл по вопросу «Антитринитаризм в Период Реформации (XVI—XVII века)»
Различных течений антитринитариев было множество во время написания Послания, и они были хорошо известны по причине гонений на них. В 1697 году британский парламент [а Послание было адресовано англиканам в Англии] принял закон «О подавлении богохульства и нечестия», где за отрицание любого из лиц Троицы предусматривалось тюремное заключение на три года, а в Шотландии такой же закон предусматривал смертную казнь. Поэтому, ваш аргумент ошибочен.
«Павлиане были саввелианами»
Следовательно утверждение Ивана 9:55 «еретики, несмотря на неправильную веру, являются крещеными людьми, если были крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» является ложным, чтд. Но это ложное утверждение часто вкладывается в уста патриарха Досифея, который такого не утверждал, а напротив, как оказалось, отвергал действительность крещение латинян. Об этом греческие богословы пишут: "Высказывание о том, что Патр. Досифей мог считать лжекрещение еретиков действительным, представляет собой либо невольное недоразумение, либо намеренное искажение его позиции"
//почему Всел. Соборы требуют крестить павлиан? //
Ответ содержится в цитируемой автором главе Дамаскинского "Точного изложения православной веры":
"...подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, так и креститься должно однажды; креститься по слову Господа, — во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. XXVIII, 19), научаясь этим исповеданию Отца, и Сына, и Святаго Духа. Поэтому те, «которые, будучи крещены во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа и научены исповедывать одно Божие естество в трех ипостасях, потом перекрещиваться".
Павлиане были саввелианами - они отрицали триипостасность Божества. Но во времена написания Исповедания таких еретиков не было.
Из статьи:
"Послание Патриарха Досифея также не может вступать в противоречие с Вселенскими Соборами, которое возникло бы, если бы под «Крещением совершенным» имелось в виду не православное таинство Крещения, т.к. в этом случае «нечистым и скверным» было бы охарактеризовано и учение Первого и Шестого Вселенских Соборов (19 и 95 правила), постановивших непременно перекрещивать бывших павлиан, о которых известно, что они «крестили» согласно установлениям Православной Церкви и во имя Святой Троицы. Св. Афанасий Великий сообщает, что павлиане при крещении произносили имя Отца, Сына и Святаго Духа."
Если «еретики являются крещеными», то почему Всел. Соборы требуют крестить павлиан?
Из «грамматического разбора» оказывается патриарх Досифей называет окропление, практикуемое у латинян, не Крещением, а «еретическим новшеством и попранием Таинства», а ему приписывают (как оказалось ложно), что в «Послание восточных патриархов» он обосновывает действительность «крещений» у еретиков. Согласитесь, очень хорошо когда разъясняются такие важные места в «Послании восточных патриархов», имеющем всеправославное значение.
Наверно, от противного - если даже еретики (состояние минус) получают в Православной Церкви крещение совершенное, то уж младенцы (состояние ноль) тем более получают крещение совершенное.