21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилЛитургию в Борисоглебском мужском монастыре г. Торжка Тверской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня великий праздник — обретение Казанской иконы Божией Матери, иконы, которая стала одной из главных святынь нашей земли. Хорошо известна история ее обретения, которое произошло вскоре после учреждения митрополии в городе Казани. Известно, что нашла эту икону десятилетняя девочка, которой во сне явилась Пресвятая Богородица. В то время будущий Патриарх Гермоген был приходским священником в храме, расположенном недалеко от места обретения иконы. Он оставил замечательные воспоминания об этом событии — в частности, его перу принадлежат такие слова, что Пресвятая Богородица дала возможность обрести Свой образ не вельможе, не боярину, не богатому человеку, не тому, кто имеет власть, а простой десятилетней девочке.
Совершенно очевидно, что обретение этого образа было Божественным, промыслительным деянием. Обретение Казанского образа помогло нашему народу, через молитвы перед сим образом, разгромить врага у стен Кремля, освободиться от страшной польской интервенции и освободить Отечество. И в иные тяжкие годины испытаний, в том числе в Великую Отечественную войну, русские люди молились перед этим образом о спасении Родины. По свидетельству духоносных людей знаем, что молитвы эти были услышаны и победа оставалась за нами.
Неслучайно образ был вручен чистому десятилетнему ребенку, — потому что никакие человеческие заслуги, никакое политическое положение, никакой имущественный ценз неспособны открыть сердце человека к принятию Божией благодати. Напротив, Господь прямо говорит, что Он гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Он говорит, что трудно богатому войти в Царствие Небесное (Мф. 19:23). Всем нам сказано, что наши внешние достижения, будь то в области карьеры, в области стяжания материальных ценностей, в области обретения или расширения власти, всего того, что так желанно для многих людей, есть прах и пепел пред лицом Божиим. Невозможно приблизить свое личное спасение, опираясь на имущественное положение, на свою власть, на свою популярность и на прочие обстоятельства, столь желанные для огромного количества людей. Вот почему сегодняшний праздник и учит нас в первую очередь тому, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И чему-то еще очень важному — тому, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Опять-таки — не богатые, не властные, не способные, не талантливые, не известные, а чистые сердцем Бога узрят.
Сказанное совсем не означает, что человек, если ему Бог открывает возможности интеллектуальные или материальные, не должен использовать их во благо и достигать определенного положения в обществе. В этом нет никакого греха, но нет в этом и дополнительного фактора, содействующего человеческому спасению. Выражая уважение всем тем, кто, занимает важное положение в жизни нашего общества и страны, сознавая важность их ответственного служения, молясь за них за каждым богослужением, мы, тем не менее, запечатлеваем великую Божественную истину: чистые сердцем Бога узрят, а чистота сердечная никак не связана с положением в обществе, в государстве, с материальными возможностями человека.
Казанский образ Божией Матери действительно стал неким символом наших побед, начиная с века XVII и включая век XX, но еще большим чудом стало участие Божией Матери в личной жизни очень многих людей через молитвы перед Ее образами. Собственно говоря, именно на личном переживании присутствия Богоматери в нашей жизни через Ее Казанский образ и основывается особое почитание этой иконы в нашем народе. В большинстве русских домов в прошлом были образа Спасителя, Божией Матери Казанской и святителя Николая; такой триптих висел во всех домах, особенно в деревнях у крестьян, но и у горожан тоже. Сейчас, конечно, все изменилось, но светлая память о чудесах, о благодати, явленной от Казанской иконы, бережно хранится в памяти нашего народа и особенно в традиции Церкви, которая дважды в году торжественно прославляет сей образ.
Я рад, что Господь привел меня сюда, в замечательный город Торжок, для того чтобы в день Казанской иконы Божией Матери помолиться вместе с вами в Борисоглебской обители. Борисоглебский монастырь, созданный в 1038 году, старше Киево-Печерской лавры, и я не знаю другого монастыря, который был бы создан раньше Новоторжского. Если и был такой монастырь, то письменных свидетельств об этом я не встречал. Поэтому сие святое место одной только датой основания монастыря в 1038 году занимает совершенно особое место в нашей церковной истории. Поэтому, взирая на нынешнее состояние обители, я молюсь и со своей стороны будет делать все, что могу, чтобы обитель была восстановлена в ее первоначальной красоте. А те, кто еще не понимает значение этого места, пусть услышат мои слова и примут во внимание, что речь идет не о провинциальном полуразрушенном монастыре, а о великой святыне, одном из самых древних, а может, и самом древнем русском монастыре.
И какая же огромная моральная ответственность лежит на нас за то, чтобы эта великая святыня нашего народа была приведена в должное состояние, чтобы сюда вновь устремились паломники со всех концов Русской земли, чтобы здесь прославлялось имя святых Бориса и Глеба, первых угодников Божиих! О том, что эта обитель была действительно одной из первых, а может, и самой первой, свидетельствует сам факт ее наименования в честь Бориса и Глеба. Создали первый русский монастырь и тут же назвали его в честь первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба — неслучайно это совпадение по датам и по обстоятельствам тогдашней жизни нашего народа и нашей Церкви.
Я обращаюсь ко всем, кто только может содействовать скорейшему восстановлению сей святой обители. Это наш долг, долг христианский и патриотический. Нужно помнить историю своей страны. Нужно лелеять памятники, дошедшие до нас из глубины веков, потому что без этих памятников разрушается национальное самосознание и в конце концов подрываются патриотические чувства. Недаром после революции, которая обрушилась не только на Церковь, но на само понятие патриотизма, заменив это понятие другим, чуждым для всех русских людей понятием пролетарского интернационализма, огромные силы были брошены на то, чтобы уничтожать храмы и монастыри — свидетели великой истории нашего народа, нашей страны, нашей духовной жизни.
Да поможет нам Господь восстановить сию святую обитель. Поэтому обращаюсь и к областным, и к федеральным властям, и к людям состоятельным употребить все силы к скорейшему восстановлению этого древнейшего монастыря Святой Руси, Русской Православной Церкви.