Уже достаточно давно отец Николай Агафонов благословил меня подготовить интервью с Марией Евстафьевой, режиссером фильма «Щенок», снятого по рассказу батюшки «Очень важный поступок». Отец Николай тогда как-то так настойчиво благословил меня это сделать, даже перекрестил особо. Мне показалось, что для него это почему-то важно.
Я помнила об этом благословении, но все тянула с его исполнением. И вот только теперь, в преддверии сорокового дня кончины отца Николая, мы с Марией все-таки встретились и вместе вспомнили об этом дорогом для нас обеих человеке.
– Мария, каким вы запомнили отца Николая?
– Простым. В нем было даже что-то детское. Еще батюшка был очень эмоциональным. И искренним.
Если бы он сказал, что ему нужна помощь в каком-то деле, я бы сразу приехала. Думаю, что и он пришел бы мне на помощь.
А еще я очень хорошо помню, что не раз святые молитвы отца Николая помогали нам в трудных и даже горестных обстоятельствах в дни работы над фильмом «Щенок».
– Православных художественных фильмов сейчас немало. Как вы думаете, почему «Щенок» занял особое место в сердцах зрителей?
– Мы постарались сделать историю, близкую восприятию современного ребенка, но при этом выделить главную мысль рассказа – в жизни человека встреча с Богом может произойти каждую минуту (и даже сейчас).
В жизни человека встреча с Богом может произойти каждую минуту (и даже сейчас)
О Господе можно рассказать, даже не произнося Его имени. Например, у Тарковского – все о Боге, но все это иносказательно.
Дети тонко чувствуют подтекст. В ходе обсуждений после просмотра «Щенка» дети такие глубокие вещи говорили! Они все правильно поняли.
– Мария, расскажите, пожалуйста, о работе над этим фильмом.
– Изначально фильм был задуман как экранизация двух рассказов отца Николая: «Самый важный поступок» и «Молитва алтарника».
Но поскольку приблизительно за несколько дней до съемок грянул кризис, вторую часть снять уже не получилось. Такой поворот событий был для нас просто шоком. Ведь от первой части ко второй тянулись какие-то системообразующие нити.
Афиша фильма Пришлось буквально на коленках что-то дописывать, и за три дня мы сняли эпизоды, которые позволили создать новую целостность. Так, несмотря на лавину препятствий, «Щенок» все равно состоялся. Все сложилось благодаря Божьему Промыслу и каким-то светлым людям. И в чем-то сложилось даже лучше, чем мы могли предполагать.
Например, мы не думали, что у фильма будет фестивальная жизнь, а он прошел через 15 кинофестивалей в России и за рубежом. Мы и предположить не могли, что православные педагоги будут включать фильм в программы духовно-нравственного воспитания школьников. Много о чем еще мы и подумать тогда не могли!
– Отец Николай ведь не только написал рассказ, на основе которого снят «Щенок», но и стал автором сценария фильма.
Все сложилось благодаря Божьему Промыслу и каким-то светлым людям
– Не все знают, что отец Николай учился на Высших курсах сценаристов. Мне очень нравилась эта его решительность – седовласый батюшка взял и пошел учиться на сценариста! «Щенок» был его дипломной работой.
Работать над сценарием по собственному рассказу автору всегда очень сложно. Ведь все написанное – часть его души, а в ходе работы над сценарием приходится буквально резать по живому. Отец Николай не был исключением. Батюшке было невыносимо тяжело отказываться от экранизации каких-то сюжетных линий или деталей, но каким-то образом ему удалось перебороть свои чувства.
– Как складывались ваши с батюшкой отношения в процессе работы над фильмом?
– Мы о многом спорили, причем отец Николай был так трогателен в своей убежденности!
Он был совсем не светским человеком, и это не могло не отражаться во всем, что он делал! Зато он умел во всем доверять. На каком-то этапе работы я получила от него безграничный лимит доверия, и для меня было очень важно чувствовать, что он на моей стороне, и ощущать его поддержку.
А как отец Николай обрадовался, когда в первый раз увидел на экране то, что у нас с ним начало получаться!
Я очень благодарна отцу Николаю, что этот проект был.
Водосвятный молебен во время съемок фильма «Щенок»
– Мария, как строилось ваше с батюшкой общение после окончания проекта?
– Когда фильм был уже снят, встречаясь с отцом Николаем, я чувствовала, что для меня это теплый друг. Он даже о чем-то советовался со мной. Но давно уже этого общения не было. Жалко…
Встречаясь с отцом Николаем, я чувствовала, что для меня это теплый друг
Дальше закрутила уже какая-то своя жизнь, свои обстоятельства. Сейчас я чувствую себя виноватой перед отцом Николаем, что мы так давно не встречались.
– Я тоже огорчаюсь, что мы не общались с батюшкой в последнее время. Я все ждала, когда он приедет в Москву. Хотела лично передать ему экземпляры моих книжек «Пишем сочинение: по ФГОС», к которой он написал предисловие, и «Начало доброго пути», куда вошла беседа с отцом Николаем о воспитании в семье.
– А мне очень хочется все-таки продолжить задуманное нами с отцом Николаем продолжение «Щенка» – «Молитву алтарника». «Молитва алтарника» мне так нравится! Она живая и очень мне близкая. А сейчас это было бы еще и данью памяти отцу Николаю.
Хочется сделать ее в том виде, в котором первоначально планировалось. Без нее «Щенок» мне кажется неполным.
«Молитва алтарника» задумывалась нами как фильм о чуде. Чуде, которое человек порой даже не может заметить. В финале сценария чудеса происходят – а главный герой плачет и даже не замечает их. И многие из нас тоже не замечают чудеса, а они происходят. А все по-настоящему. И снег идет. И дорогой человек здоров.
Таким образом, одной из ключевых в сценарии фильма «Молитва алтарника» является мысль о том, что не только чудо, но даже встреча с Богом, о которой в «Щенке» говорит пришедший в школу диакон, порой оказывается незамеченной человеком.
Но сколько ни было попыток начать снимать «Молитву алтарника», все пока бесполезно. Это ведь совсем не коммерческий проект. Хотя, может быть, сегодня и появятся люди, готовые вложить деньги в продолжение «Щенка» – в память об отце Николае.