Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

«Моя задача – сохранить в памяти образ нашей святой Родины»

Беседа с художником Василием Кураксой

Василий Куракса – чрезвычайно одаренный современный русский художник. Мы поговорили с ним о его творчестве, жизни и вере.

Василий Куракса Василий Куракса

«Для меня центральное место занимает Русь Православная, церковная, храмовая»

– В вашем творчестве большое место занимают маленькие русские города – Суздаль, Ростов Великий и другие. Чем они вам интересны, и что вы в них видите?

– Я вижу в них в первую очередь образ нашей Родины. Вообще, в моих планах сделать картины, посвященные как можно большему количеству небольших старых русских городов. Это и Вологда, и Углич, и Ярославль, и всё «Золотое кольцо». То, что я уже успел сделать, – это Ростов Великий, кое-что по Суздалю, а также по Москве, по Нижнему Новгороду и т.д.

Правда, я никогда целенаправленно не путешествовал – вот сейчас поеду в такой-то город и напишу его. Просто идет постоянное наблюдение. Да, хорошо, что сегодня есть Интернет: можно – раз, набрал в поисковике город – и уже представляешь, какой он. Но у меня тема – даже не то чтобы специально русская провинция, старые русские города. Для меня центральное место занимает Русь Православная, церковная, храмовая. Если мы посмотрим на старые русские города, очень часто в центре будет кремль и какой-то главный большой храм. Это образ нашей тысячелетней Родины. Он до сих пор сохранился в некоторых местах.

Но это всё уже уходит, перестраивается, переламывается. Красивые места стараются отбить и построить там коттеджи или особняки. И моя задача – именно показать в картинах те старые, более-менее еще нетронутые уголочки, чтобы сохранить их в нашей памяти, и в первую очередь – образ нашей святой Родины.

– Интересно, вы сказали, что в Интернете можно буквально на счет раз-два получить представление о городе. А зачем тогда вообще художники? Как вы думаете, что вы показываете в картинах, что не увидишь по Интернету?

– Дух города. В Интернете его не передать.

– Что такое дух города?

– Его надо прочувствовать. Если почувствовал его, ощутил на себе, понял всем своим нутром, какой он, – тогда да, картина может получиться.

Василий Куракса. Дом в Сусанино, 2018 Василий Куракса. Дом в Сусанино, 2018

Я не спорю, что есть, конечно, хорошие фотографы, которые тоже могут почувствовать дух места и сделать хорошую фотографию. Это отдельная история, мы сейчас не об этом. Но провокационность вашего вопроса вот в чем: сегодня мы можем войти в Интернет и понять, что нас ждет в данном городе, хотя сами ни разу там не были. Но всё равно, когда приезжаешь на место, ты видишь и чувствуешь его по-другому. Фотография никогда не передаст этого. Здесь все работает больше на чувствах, на ощущениях.

– Какие темы еще вас очень трогают, кроме небольших русских городов? Что еще вас по-хорошему задевает и интересует?

– В принципе, я пейзажист, и меня интересует и задевает очень многое. Вчера, например, я стоял и рисовал иван-чай в поле. Мне нравится каждая березка, каждая речушка. Каждая из них по-своему хороша.

Мне нравится каждая березка, каждая речушка

Еще мне очень интересна история, исторические события нашего времени. В принципе, я с удовольствием писал бы и исторические картины.

– Какие события в русской истории вам особенно интересны?

– Если взять жития святых, на их основе столько всего можно сделать. Сергий Радонежский, например, – много уже написано разными художниками. Тема, казалось бы, в принципе раскрыта. Но если покопаться, там столько всего можно сделать – более образно, более глубоко. Например, попытаться написать какую-то внутреннюю жизнь того времени.

Приезжаешь в каждый город, заходишь в храм – там свои святые. Начинаешь читать их жития – столько историй! Ходишь по этим уголкам и уже по-другому на них смотришь. Представляешь, как они жили и что вообще происходило в то время. Кто был царь, какие были бояре, какая промышленность и как она развивалась, какие были крестьяне и т.д. И тогда всё вместе собирается и складывается в какой-то отдельный образ. И уже можно целую серию картин писать по истории. Но это очень сложная работа. Если туда попытаться вникнуть, окунуться, то оттуда уже не вынырнешь. Поэтому я больше занимаюсь все-таки современными пейзажами с элементами истории, и поскольку я учился в пейзажной мастерской, стараюсь не лезть в не свое.

«Глазунов подошёл к одной из моих работ и сказал, что её в пиццерии хорошо повесить»

Илья Глазунов и супруги Кураксы Илья Глазунов и супруги Кураксы

– Вы не могли бы рассказать немного о себе и о своем творческом пути? Как вы формировались как художник, что на вас особенно повлияло?

– Я родился на Украине. Родители увезли меня с братом, когда прогремел взрыв на Чернобыльской АЭС, в 1986-м году. Мы жили прямо в Припяти, в Чернобыле, нас эвакуировали на третий день. После эвакуации мы поехали к маминым родителям в Брянск. Мы прожили с братом две недели в каких-то пионерских лагерях, а потом нас всех отправили подальше от зоны. После этих двух недель мы уже поняли, что не вернёмся в Припять.

В Брянске мой брат начал ходить в школу, я был тогда ещё совсем маленьким. Потом нам дали квартиру в городе, отец её получил как ликвидатор. До десятого класса я не понимал, куда я пойду учиться. Родители хотели, чтобы я пошёл в технический ВУЗ. Про художественную жизнь и деятельность они думали, что это хобби, что этому не учат. Но я, будучи уже десятиклассником, пошёл в художественную школу. Отучившись там год, я поступил в художественное училище. И, отучившись в нём уже три года, я поступил в Москву, в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Причем получилось так, что в училище я пришел из художественной школы, в ней не доучившись. В училище я поэтому пришел очень слабым. Ведь люди поступали туда после пятилетнего обучения. Через три года я поступил в академию, тоже не доучившись в училище, и мне всё время приходилось догонять моих товарищей по учебе. Процесс обучения был очень сложный. Очень многих, кто не справлялся, исключали. Где-то год-два я догонял своих товарищей по учебе.

На третьем курсе мы выбирали мастерские: портретную, историческую¸ пейзажную. Я выбрал последнюю. Мы начали много ездить, путешествовать по разным городам. Начали рождаться образы, мысли, что надо и чего я хочу в жизни. В том числе начал формироваться и мой интерес к образу старинного русского города.

– Образ того, каков он именно сейчас? Или в принципе?

– Большие картины с широко раскрытой темой конкретного места – их можно по пальцам пересчитать. Речь идёт о том, что передать дух города в работе, причём не только дух города современного, но с элементами истории.

Этот образ есть, он в принципе един, хотя, может быть, чуть меняется в ту или иную сторону. Можно сравнять холмы, затопить полгорода. Но образ всё равно будет храниться. А что держит, что является стержнем, сердцем этого города? – Как раз кремли и православные храмы. Например, город Юрьев-Польский, я считаю, совершенно недооценённый. Его надо взять и привести в порядок, как привели в порядок Суздаль. Чем он менее достоин? Красивейший русский город со своей большой историей.

Василий Куракса. Карельские дома, 2006 Василий Куракса. Карельские дома, 2006

– Вы побывали во многих местах. Где вы были, и что произвело на вас наибольшее впечатление?

Ты видишь настоящую, реальную жизнь, где человек живёт в гармонии с природой

– Прежде всего, это Карелия, Кольский полуостров, наш север. Это поразительные места. Там оказываешься наедине с собой и с природой. Ничего не мешает, не отвлекает. Ты видишь настоящую, реальную жизнь, где человек живёт в гармонии с природой. Хоть там есть свои минусы: у людей нет работы, многие спиваются. Но кто хочет и может, трудится и живёт нормально. Ходят на охоту, рыбалку. Рабочий день распределён так, что у них практически нет свободного времени. Человек трудится на земле, и она его кормит.

Также очень интересен Крым, например, древний Херсонес. Очень понравился Санкт-Петербург. Там соприкосновение с нашей царской Россией, с хорошо сохранившимися старинными особняками, где можно погулять, прочувствовать историю. Удивительные места, когда едешь на север по дороге: Вологда, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри.

В Кирове, это бывшая Вятка, меня поразило множество местных частных предприятий, которые делают свою продукцию, настоящую и вкусную. И я не могу понять, почему этого нет в Москве, почему здесь не продают то, что мы пробовали там? Нам всё завозят откуда-то из-за границы, а там шикарные настоящие продукты: что ни возьмёшь — всё натуральное. Это город Киров. И у них там пашут поля, сеют рожь, подсолнухи, кукурузу, горох. Я зашёл на гороховое поле, сразу вспомнил детство, провёл там полтора часа. Работают комбайны, ездит техника. Вот что меня поразило: дальше на север, в Сибири, всё ещё сохраняется культура работы на земле. А в центральной части России народ уже разучился: есть только работа, бизнес, магазин, театр, кино, работа. Люди уже не хотят работать на своей земле.

Василий Куракса. Юрьевец на Волге Василий Куракса. Юрьевец на Волге

– Возвращаясь к вашей истории, когда вы начали писать картины, связанные с историей России и Православием? Это было с самого начала или происходило само собой и постепенно?

– Всё происходило само собой. В 2007-м году, когда я написал первую картину «Юрьевец-на-Волге», я понял, что это моя тема. Нужно её дальше развивать и продолжать. И опять же, все мои учителя – Павел Рыженко, Илья Сергеевич Глазунов, Александр Павлович Афонин и многие другие – говорили: смотри, есть вещи, которые у тебя неплохо получились. Это нужно закрепить. А как? Написать что-то новое, чтобы оно не было хуже, а наоборот, лучше. Но надо делать так, чтобы картины даже близко не были похожи друг на друга.

– Вы имеете в виду создание своего стиля?

– Здесь не собственно стиль или техническое исполнение имеется в виду. Работы должны всегда друг от друга сильно отличаться. Чтобы не было так: листаешь художника и видишь почти одно и то же. Всё пестрит, но всё одинаково. Да, мастер хорошо в этом себя проявил, но только в этом. Задача – не зациклиться и не замылить взгляд. Поэтому бывает так, что хочется написать картину. Начинаешь прокручивать в голове. Но она будет похожа на ту, если её сделаю.

– На свою прежнюю?

– Да, будет что-то близкое. И уже сознательно отказываешься от этого варианта и начинаешь думать над чем-то другим.

Василий Куракса. Утро в Венеции, 2013 Василий Куракса. Утро в Венеции, 2013

Я честно скажу, что некоторые картины из зарубежной жизни писал не вживую, по фотографии. Например, этюды в Венеции. И мне всё нравилось, всё было здорово. Но я понимал, что это не моё. На этом можно заработать денег, продать кому-то интерьерный пейзаж. Как-то лично Глазунов подошёл к одной из моих работ и сказал, что её в пиццерии хорошо повесить. И что дальше? А ведь он был прав. Для нас это пейзажик, который висит в закусочной, в ресторанчике, не более того. Он красивый, с архитектурой. Но душа лежит к нашему, русскому, настоящему.

Мы по Италии написали много вещей. Они хорошо продаются, нравятся людям, которые, уехав из деревни, обрели достаток в жизни и очень боятся туда вернуться. Им не нужна развалюха, им подавай итальянские красоты.

– А вас почему привлекают такие пейзажи? Наши, как вы говорите, развалюхи?

– Это наша страна. Мы приезжаем в деревню, начинаем рисовать старый дом. Он покосился, где-то подразвалился. Мимо идут деревенские прохожие, идут и спрашивают: зачем вы этот разваленный дом рисуете? Посмотрите, там новый коттедж построили красивый. Вы что, хотите нашу деревню опозорить? Как им объяснить? В их сознании позорят их край. Но разве я должен пластиковый коттедж с ровным забором и выкошенным газоном рисовать?

– Это неинтересно?

– Не то чтобы неинтересно. Можно. Но мы всё-таки последователи старой русской традиционной школы, ученики выдающихся мастеров Третьяковской галереи. Мы весь период обучения ходили и смотрели на них. И там формировалось наше художественное мировоззрение. Хочется правду показывать, не врать. Что приходит из Европы, это всё не наше, понимаете? Вот все железные заборы поставили, в пластик зашили старинные дома. Это ужасно, я считаю. Красоты уже нет. Так, квадраты обычные.

Хотя у меня есть, например, и современные пейзажи с Москва-сити.

– И как вам Москва-сити: красиво или нет?

Современный пейзаж с мерседесами и девочками в коротких юбках – это неинтересно

– Пришлось и этому посвятить кусочек души. Я писал серию «Старые московские вокзалы». Киевский вокзал, а через речку – Москва-сити. Современная архитектура, без этого никуда. Но современный пейзаж с мерседесами и девочками в коротких юбках – мне это неинтересно. Почему я должен это писать? Меня это не привлекает.

Я работаю для человека: его души, сознания. Человек каждый день это и так видит в пределах МКАДа, а за МКАД почти не выезжает. Я ему привезу пейзаж и покажу, что за МКАДом вот так. Не только мерседесы и короткие юбки, а вот ещё люпины цветут, птички летают, храмы красивые стоят. Человек, соскучившийся по настоящему и живому, воспринимает это с большим удовольствием.

Работа Василия Куракса Работа Василия Куракса – В ваших картинах большое место занимает религиозная тематика. Как вы пришли в Церковь?

– Я думаю, в Церковь меня привела моя бабушка. Благодаря ей родители крестили меня в храме недалеко от Припяти, которого уже нет. Он был деревянным, и когда мы приезжали к бабушке на летние каникулы, она всегда нас водила в этот храм. Она пекла просфоры, пела, работала в храме. У меня в памяти – общение с батюшкой, первое Причастие, звон колоколов. Всё благодаря бабушке. Родители тоже нас водили в церковь уже в школьные годы. Но я думаю, это больше от бабушки: она за нас молилась.

Также моя тётя, родная сестра папы, работала в Киево-Печерской лавре. В детстве мы видели, как они утром встают и молятся, вечером ложатся спать и тоже молятся. Кстати, совсем недавно бабушка Анна скончалась на 93-м году жизни, и её похоронили прямо на территории храма под Киевом, где она работала последние годы жизни.

Однако должен признаться, что в годы учебы, в юношеские годы, я воцерковлённым человеком не был. Возвращение в Церковь началось позже. Я всегда рисовал храмы. А каждый храм в каждом городе особенный. Там он высокий, здесь – как бы разнёсся в стороны. Здесь купола такого вида, там – другого. Когда мы приезжали в какой-нибудь город, первым делом бежали в центр и смотрели, какой здесь храм, и только после этого начинали смотреть остальное.

«Представьте, что во времена Репина кто-нибудь бы привёз ‟Чёрный квадрат” в деревню»

Работа Василия Куракса Работа Василия Куракса

– У меня такой вопрос. Что, на ваш взгляд, из себя представляет современный художественный мир? Как вы относитесь к постмодернизму, и какое место в современном художественном мире занимает то направление, которого вы придерживаетесь?

– Повторюсь, у нас классический путь. Мы продолжатели школы реализма. Мы придерживаемся традиционной Московской художественной школы, которую заканчивали Саврасов, Левитан, Коровин. Они являются нашими первыми учителями.

То, что сейчас есть большое разделение в художественном мире, – я с этим согласен полностью. Появляются совершенно дикие для меня вещи в искусстве, и их поддерживают. Например, искусство, которое ломает сознание людей: эротические и порнографические вещи. Авангард, абстракция – я не понимаю их и не признаю.

– А, скажем, Пикассо или Матисс?

– Пикассо, Матисс не совсем подходят под эти понятия. Они – художники. Они самовыразились в своё время по-своему. Но в целом авангард – это то, что пришло в Россию, что изначально было ей чуждо, чуждо русскому человеку. Представьте, во времена Репина кто-нибудь привёз «Чёрный квадрат» в деревню. Или что-то в этом духе – пару треугольников или квадратов привезли в деревню крестьянам показать на пароходе. Они даже к художникам-реалистам относились с большой осторожностью. Когда Репин сидел и писал этюд на Волге, а вокруг него крутились детишки, мама им кричала: отойдите от него, в нём бесы. А здесь реальную бесовщину привезли и показали.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г. Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.

– А вы считаете «Чёрный квадрат» бесовщиной?

– Считаю, что да. А что в нём? Он повесил её на первой выставке, как икону, как шедевр небывалого масштаба.

Я на самом деле к Малевичу прекрасно отношусь. У него есть замечательные учебные вещи. Но что с ним случилось? Не было раньше чёрного квадрата в искусстве. Есть такое понятие – «вентиляторная живопись». Это когда ставишь белый холст, пускаешь воздух из вентилятора и льёшь краску. Она будет разлетаться. Или медведь лапами походил по холсту. Всё, мишка нарисовал картину. Но это всё дешево и бездарно, и никому, по идее, не нужно.

– Почему тогда это стало спросом пользоваться, в чём причина?

– Вы же знаете, как всё сейчас устроено. Есть хороший художник, но о нём никто не знает, никто про него не слышал. А есть художник недоученный, который практически ничего не умеет. Но у него есть знакомые, которые могут создать бренд, раскрутить его и пропиарить. Продать можно что угодно. У нас ребята на Арбате продавали иностранцам простые кирпичи. – «А что это за кирпич?» – «А из Кремлёвской стены». – «А можно купить?» – «Да, сто баксов».

Можно что угодно наврать, навешать лапши на уши людям. И народ поведётся и будет покупать. Это тоже война добра со злом, в художественном мире она тоже идет. Есть целые премии, например, Кандинского. Идёшь в ЦДХ – на ее вручении ни одного человека! Для кого это было сделано? Люди не идут, им это не нужно и неинтересно.

– Вы, когда пишете картины, ставите цель, чтобы они еще и воспитывали зрителей?

– Конечно, я же не для себя их делаю. Я хочу, чтобы человек смотрел на картину, и у него пробуждались настоящие чувства. Чтобы грязь, омрачившая душу, слетала с неё. Со временем отпадает всё неестественное, ненатуральное, искусственное, и пелена с глаз у людей, и окаменелость, и ожесточение. Когда человек смотрит на что-то нормальное, естественное и живое, у него пробуждаются иные, подлинные чувства. Он их помнит, они у него заложены внутри, в душе. Я считаю, что живопись должна быть позитивной, и сам стремлюсь к этому.

Когда человек смотрит на что-то естественное и живое, у него пробуждаются подлинные чувства

– Что значит «позитивной»?

– Это значит – живопись, которая несёт положительные чувства.

– Ну, вот вы рисуете, условно говоря, старые развалюхи, уходящие деревни. Это позитивная живопись?

– Да, это позитивная живопись. Она может разозлить только помрачённого человека. Посмотрите, например, этот пейзаж на Волге. Какие у вас возникают чувства: отрицательные или положительные?

– Положительные, потому что это всё устойчиво, самодостаточно.

– А ведь там полгорода затопили.

Василий Куракса. Вороньё Василий Куракса. Вороньё

– А вот ваша картина «Вороньё»?

– Да, она отрицательная, к сожалению. Но здесь какой смысл вы видите? Мне интересно.

– Уходящая деревня.

– А вот это вороньё налетевшее, что вы под ним понимаете? Каждый видит по-своему. Кто-то увидел в чёрном воронье, налетевшем на нашу Россию, тех, кто её сегодня просто оккупировал. Деревня уходящая – она развалена, разрушена, никому не нужна с её покосившимися заборами. Когда я писал эту картину, я даже сам её не понимал. Когда её видели старики и художники уходящего поколения, они начали подсказывать. И в дальнейшем я уже потом сам стал понимать окончательно, что я делаю. Уходящая деревня, а эти вороны — это пусть каждый по-своему понимает, что именно налетело и с каких сторон, понимаете? А пейзаж сохранился: наше светлое небо с облаками, речушки, холмы, деревья.

Уходит деревня, она уничтожена и разрушена. Было сделано всё, чтобы человек ушёл из деревни, поехал в город, жил материальными ценностями. Чтобы он больше никогда не трудился на своей земле и не рожал по 8–9 детей, как раньше, и чтобы его дети тоже не остались на этой земле.

Настоящий художник должен постоянно работать

Художник Василий Куракса за работой Художник Василий Куракса за работой

– А кто такой вообще художник, с вашей точки зрения?

– Художник – это режиссёр. Написание картины – это словно съёмка большого фильма. То есть художник закладывает в картину те чувства, которые хочет, чтобы увидел зритель. Вот старые мастера, например. Они могли управлять зрительским глазом. Сделать так, что вы подойдёте к этой картине, сперва посмотрите сюда, потом туда, потом туда, и только потом вы увидите её в целом и поймёте, о чём она.

Мы показываем зрителю то, что хотим показать, и, если зритель это чувствует, значит, мы успешно написали картину.

– Жизнь художника – она вообще какая? Некоторые говорят, что это какая-то богема: вино, неупорядоченная жизнь и т.д. Или это регулярный труд и налаженный быт?

– Я считаю, что настоящий художник должен постоянно работать, регулярно. Вот мы недавно отдыхали 15 дней – и привезли из отпуска 15 работ.

– Мы – это кто?

– Я и моя семья. Моя супруга тоже художница. И мы без перерыва на отдыхе работали. Не было ни дня, чтобы мы что-то не написали.

Работа Василия Куракса Работа Василия Куракса

Художник должен оставаться свободным, не быть в рабстве у жизненных, бытовых страстей

Художник также должен оставаться свободным, не быть в рабстве у каких-то жизненных, бытовых страстей. Это очень важно. Если вы начинаете на кого-то работать, или вас заинтересовали деньгами – вы потеряли свободу, уже не можете свободно мыслить.

– А кто и какими деньгами может заинтересовать художника и сбить его с его призвания?

– Смотрите, у нас в Академии с нашего курса выпускалось около 20 человек, работать из них в качестве художников осталось только 3–4 человека. Остальные – кто на росписях коттеджей, кто ещё где. Это всё понятно, потому что нужно как-то содержать семью. Иначе ты официально безработный, но при этом пашешь, словно лошадь. Мне даже интересно: когда примут закон о тунеядстве, попадут ли под него художники? Меня тоже могут назвать тунеядцем, поскольку я официально нигде не трудоустроен, хотя работаю очень много.

– Сколько часов в день вы работаете?

– Трудно сказать. Когда пишу картину, я пишу её с утра до вечера. На рассвете встал, позавтракал, вечером стемнело, всё, кисти сложил, помыл, работа на сегодня закончена. Когда пленэр – то же самое. А когда в свободном графике нет каких-то конкретных целей, все равно обязательно надо в день хотя бы один этюд написать, выйти на природу.

– Как вам удаётся содержать семью, если официально вы нигде не трудоустроены?

– С трудом, по-разному. Бывает так, что денег очень много, а бывает так, что их вообще нет, иногда даже хлеб не на что купить.

– Семья у вас большая?

– У меня двое детей, две девочки, и супруга. Одной дочке 9 лет, она учится в гимназии в Сергиевом Посаде, а второй 4 годика, она пока у нас нигде не учится. У нас там рядом свой дом. Ещё мы купили квартиру, чтобы дети могли жить в городе.

– Почему вы решили купить дом рядом именно с Сергиевым Посадом?

– Так всё сложилось, это целая история. Когда мы познакомились с супругой в Академии, мы часто бывали в Абрамцево. Проходили там практику. А когда поженились и у нас появились какие-то свои свободные деньги, мы решили купить там участок земли, поскольку те края были нам знакомы и близки сердцу. Мы купили в деревушке участок земли и только потом узнали, что деревня находится на тропе Сергия Радонежского.

Василий Куракса. Лавра на рассвете, 2018 Василий Куракса. Лавра на рассвете, 2018

– Я знаю, что уже в Академии для вас много значили поездки в Троице-Сергиеву лавру.

– Я часто ездил туда и во время учёбы, и во время экзаменов.

– Зачем?

– Просто садишься в электричку и едешь в Сергиев Посад. Выходишь там и идёшь гулять по улочкам. В лавру зайдёшь, пообщаешься, помолишься, святым мощам поклонишься. Я всегда, если на душе как-то не по себе, или плохо становилось, ехал почему-то туда. Расскажу в связи с этим одну историю.

Вы уже знаете, что я родом из Чернобыля. И когда моя супруга целый год не могла забеременеть вторым ребёнком, мы уже начали волноваться, а было как раз празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Мы по телевизору увидели, как девушка рассказывала про Гремящий ключ, а мы ещё там не были. Что, мол, она тоже не могла забеременеть, но съездила туда, помолилась, искупалась и забеременела. И я говорю: «Тут же рядом, поехали, прогуляемся». Поехали. Мы съездили, и вскоре у нас родилась Лиза, моя вторая дочь.

Замечательно ещё то, в какой день и при каких обстоятельствах она родилась. Мы тогда жили в городе Иваново, ещё не переехали насовсем в Сергиев Посад. У супруги уже отошли воды, она начала рожать. Но прошли сутки, а родить она не может. Приближался день 26 апреля, день катастрофы на Чернобыльской АС. Я думаю, да неужели она в этот день будет рожать, что ж такое?! Я приехал в роддом, жена говорит: «У нас тут храм рядом с роддомом, сходите и помолитесь за меня». Мы туда приходим, а там большое скопление народа – ждут какую-то икону. Её привозят, дарят, а это икона «Чернобыльский Спас» – привезли ко дню памяти катастрофы. Мы прикладываемся, вдруг звонок: «Я родила».

То есть вот такие обстоятельства и такие совпадения. В голове не укладывается, почему именно этому храму подарили эту икону, и причём здесь город Иваново, и почему именно 26 апреля родилась Лиза? Естественно, для нас это очень важные события.

– А что это за икона – «Спас Чернобыльский»?

– Она была написана по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. На иконе изображен Ильинский храм (прим. ред. – единственный действующий храм в Припяти), над которым в небе возвышается Царица Небесная с архангелами Михаилом и Гавриилом с обеих сторон.

Отец Феодор Конюхов освящает икону «Спас Чернобыльский» работы супругов Куракса Отец Феодор Конюхов освящает икону «Спас Чернобыльский» работы супругов Куракса

К земле опустилось облако – так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы

Первое великое знамение Чернобыльской катастрофы, от которой в 1986-м году содрогнулась вся планета, было явлено в пору бурного развития в нем атомной энергетики – задолго до взрыва четвертого реактора на ЧАЭС. Свидетели и очевидцы события вспоминали, что произошло это ровно за 10 лет до аварии: 26 апреля 1976 года – день в день. Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако – так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы. Был виден лик и одежды – все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божия уронила полынь над городом. Затем сияние переместилось в сторону леса и остановилось над храмом Святого пророка Илии. А ровно через 10 лет произошла авария на ЧАЭС. Но тогда такое творилось, что никому в голову не пришло, что между событиями, разделенными десятилетием, есть связь. Только гораздо позже люди вспомнили и начали осознавать, что это был знак Божий.

Одному из ликвидаторов, заболевшему раком из-за огромной дозы радиации, эта икона начала являться во сне. Являлась более двух недель, один и тот же сон. Он пошёл в Киево-Печерскую лавру, его привели к Митрополиту, он рассказал иконописцам, что ему снится. Составили образ, ему показали, он сказал: «Да, вот именно так». На иконе с двух сторон от древа-креста стоят погибшие и живые ликвидаторы, а над всем этим – Господь Иисус Христос со свитком.

Икону написали в Троице-Сергиевой лавре в 2003-м году. А освятили в Киево-Печерской лавре, на престольный праздник Успения Божией Матери. Когда Блаженнейший Митрополит Владимир освящал образ «Чернобыльский Спас», в небе появились сразу три знамения: прямо над иконой на глазах у сотен людей пролетел голубь, в небе появилась радуга, а затем – крест, в центре которого сияло солнце. И что интересно – ликвидатор, которому являлась икона во сне, после этого выздоровел, Господь его исцелил.

Ликвидатор, которому являлась икона во сне, после этого выздоровел, Господь его исцелил

И когда мне в один день позвонили и попросили написать эту икону, мы с радостью согласились. В городе Клинцы (Брянская область) построили новый храм, там очень много пострадавших ликвидаторов.

И, что примечательно, мы писали эту икону, как и в 2003-м году, с апреля по август месяц, только в 2019-м году. Я даже звонил настоятелю Ильинского храма в Припяти, где находится оригинал иконы, советовался, чтобы не допустить малейшей неточности. А освятил икону отец Федор Конюхов – наш прославленный путешественник и священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в храме на территории своего Дома-музея в Москве 14 августа 2019 года. Мы были там всей семьей.

Совсем скоро икона займет свое место в новом храме, который будет освящать Патриарх Кирилл в сентябре месяце. Для нас это очень важное семейное событие.

С Василием Кураксой
беседовал Юрий Пущаев

2 сентября 2019 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 742 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Официальный сайт художника Василия Куракса: http://kuraksa.com/
Телефон: +7 (916) 704-70-40

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Художник Василий Куракса. Избранные работы Художник Василий Куракса. Избранные работы
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
Василий Куракса (1981 г.р.) – выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества, член Союза художников России.
«Честный разговор с самим собой» «Честный разговор с самим собой»
Художник Павел Рыженко
«Честный разговор с самим собой» «Честный разговор с самим собой»
Павел Рыженко
Александр Невский прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Разве не бред? Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам?
Живопись Татьяны Юшмановой Живопись Татьяны Юшмановой Живопись Татьяны Юшмановой Живопись Татьяны Юшмановой
С 3 по 27 февраля 2011 года в Государственном выставочном зале «Галерея «Измайлово» пройдет выставка «Русский Север». На выставке будет представлена фотоэкспозиция проекта «Общее дело: Возрождение деревянных храмов Севера» и живопись московского художника Татьяны Юшмановой. Портал «Православие.Ru» предлагает вниманию своих читателей галерею работ этого замечательного художника.
Комментарии
Александр19 декабря 2019, 04:54
Восхищаюсь красотой простого Божественного пейзажа
Давид10 ноября 2019, 02:54
Это добротный этюдизм. Хорошие работы, как художник говорю.
Людмила 3 сентября 2019, 22:51
Сколько чистого воздуха и на полотнах и в Вашей душе! Радости Вашей семье!
Наталия_ Васильковая Русь 2 сентября 2019, 14:24
Мир всем! Дорогой Василий, глядя на Ваши КАРТИНЫ, дышу тем воздухом, которым Вы дышали при их рождении. Все очень созвучно моей душе. И воронье не заслонит простора и чистоты земли и неба, потому и взгляд туда устремляется! Слава Богу за ВСЕ!!! И да хранит Вас и Вашу семью Бог!
Любовь 2 сентября 2019, 11:42
От всей души благодарю за Ваше творчество, за предоставленную возможность очутиться в галерее Ваших картин. Будто чистой водой глаза промылись. Сколько поэзии и Солнца! И вспоминаются стихи М.Ножкина Я люблю тебя, Россия, Дорогая наша Русь. Нерастраченная сила, Неразгаданная грусть… И М.Ю.Лермонтова «…и в Небесах я вижу Бога».
Антон 2 сентября 2019, 09:15
Иногда кажется, что искусство умерло, остались одни "хэппенинги" да, прости Господи, "инсталляции". А искусство, оказывается, живо. Только оно вытеснено на обочину жизни, замалчивается.
Надежда 2 сентября 2019, 04:54
Душа возрадовалась. Храни и помогай вам Бог! Солнечно, живо, нежно и с любовью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×