Священник Георгий Сунгайла: «Для проповеди слова Божия в Литве очень хорошие условия»

Священник Георгий Сунгайла Священник Георгий Сунгайла Клирик кафедрального собора Вильнюса в честь Успения Пречистой Божией Матери священник Георгий Сунгайла ведет блог о Православии на литовском языке, активно участвует в разработке и издании молитвословов для соотечественников и уверяет, что для проповеди Православия у него на родине буквально «не хватает рук».

– Отец Георгий, как вы пришли к Православию? Родились в верующей семье или же сделали осознанный выбор во взрослом возрасте?

– Мой отец – римо-католик, а мама православная. Когда я был ребенком, был период, что моя мама посещала приход Украинской греко-католической церкви. И меня крестили в униатском храме. В подростковом возрасте я перестал ходить в храм – сказался переходный возраст. Когда началась моя учеба на философском факультете, я открыл для себя Православие. Начал читать, сравнивать с тем, чему меня научили в детстве. Я посещал храмы разных конфессий, но выбор остановил на Православии. С одной стороны, я пришел к вере через знания: читая и углубляясь в книги, я открывал для себя Христа. Это еще и было близко моим убеждениям, как оказалось. С другой стороны, во время посещения православных богослужений я чувствовал себя причастным происходящему на службах, хотя и не понимал церковнославянского языка. Это сильное ощущение богообщения сыграло решающую роль в моем религиозном выборе. Я присоединился к Православной Церкви.

На православном богослужении я чувствовал себя причастным происходящему, было сильное ощущение богообщения

– А почему решили стать священником?

– Священником хотел быть с детства. В подростковом возрасте отошел от Церкви. И на некоторое время сокровенное желание было забыто. Но в детстве я восхищался священниками. Как-то так получилось, что я общался и с римо-католическими, и с униатскими, и с православными священнослужителями. И все они были довольно образованными, добрыми людьми, никому не отказывали в помощи. Мне это очень импонировало: священники стараются ради других людей! И я хотел быть таким же, как они: образованным и стремящимся помочь людям.

Во время учебы на философском факультете на курсе истории религий я познакомился с православным христианством. Читал Новый Завет, изучал труды святых отцов. Затем я присоединился к Православной Церкви, начал молиться, стараться жить так, как учит Священное Писание. Вот тогда-то и вернулось ко мне забытое детское желание. Я служил пономарем, пел в хоре, учился в университете. А когда закончил магистратуру, решил поступать в докторантуру. Все специалисты по моей теме по той или иной причине не могли брать меня дипломником. Мне нужно было ждать год или два, а я этого не хотел. Я пошел к духовному отцу спрашивать совета: может, мне работать пойти или в семинарию поступить? Конечно, он благословил поступать в семинарию. В Варшаву. Я отучился, а затем поступил в докторантуру, как хотел. В семинарии я познакомился с будущей женой… И стал священником.

Вид на город с улицы Бокшто. 1896 г. Вид на город с улицы Бокшто. 1896 г.

– Расскажите о своем приходе и его истории.

– Пречистенский собор – очень древний. Он был построен в XIV веке. Кстати, в центре Вильнюса, в старом городе, сохранилось несколько таких храмов. Построен собор был при великом литовском князе Ольгерде, по-литовски – Альгердасе. У князя Альгердаса была православная супруга. Она попросила мужа построить храм. Была построена маленькая церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Приехал священник-славянин Нестор, который проповедовал слово Божие литовцам. И некоторые воины Альгердаса приняли христианство, услышав проповедь Нестора. Но позже их убили за принятие Православия. Их нетленные мощи до сих пор хранятся в Свято-Духовом монастыре Вильнюса.

Виленские мученики. Фото: wikicommons Виленские мученики. Фото: wikicommons Через несколько лет после смерти этих воинов в Литве появляются десятки православных храмов, быстро начинает расти община. Вслед за храмом святой Параскевы воздвигли Пречистенский кафедральный собор, а рядом устроили резиденцию для киевских митрополитов, потому что земли Великого княжества Литовского относились к юрисдикции Русской Церкви. С этим собором связано имя святителя Алексия Московского, который освятил Пречистенский кафедральный собор, а также святителя Киприана, который мог здесь служить, и священномученика Макария Киевского, служившего в нашем храме. Два придела собора освящены как раз в честь святых Алексия и Макария.

После Брестской унии собор отошел униатам. Некоторое время здесь были также помещения Вильнюсского университета. Когда греко-католики Виленско-Литовской епархии присоединились к Православной Церкви в 1869 году при митрополите Иосифе (Семашко), собор вернули православным. Кстати, в соборе хранится диван, на котором владыка Иосиф и умер. Храм посещал праведный Иоанн Кронштадтский и даже числился почетным членом прихода! В соборе сохранился его портрет с автографом, а также подаренная святым Иоанном икона с житием Николы Чудотворца.

Собор освятил митрополит Алексий Московский; этому святителю посвящен и один из приделов нашего храма

В советское время храм не закрывался, верующие собирались на богослужения.

Сегодня община Пречистенского собора – не самая большая и не самая маленькая в Вильнюсе. Действует воскресная школа, есть общество сестер милосердия, существуют молодежный и семейный клубы, проходят библейские чтения для взрослых. Община очень живая.

– С какими трудностями вы, как священнослужитель, регулярно сталкиваетесь в повседневной жизни?

– Наверное, трудности в первую очередь бытовые. Служение приходится совмещать с учебой в докторантуре. Это отнимает силы. У нас с женой маленький ребенок, поэтому мои трудности поймут все, у кого есть дети.

Отец Георгий с семьей Отец Георгий с семьей Что касается непосредственно священнического служения – проповеди слова Божия, – то в Литве очень хорошие условия. Иногда нам не хватает рук. Жатвы много – делателей мало. Кажется, можно много всего сделать, а помощи не хватает. В Литве, согласно статистике, 125 000 человек называют себя православными христианами. Однако если бы все эти люди вели христианскую жизнь, наши храмы были бы переполнены. Но, к сожалению, реальность иная, и у нас есть даже пустующие церкви. Люди хоть и считают себя православными, но они не воцерковлены. Привести этих людей в храм – наша задача.

– Наверное, жатвы еще больше – ведь в Литве немало старообрядцев, которых можно привести в Православную Церковь через единоверие. Какая работа ведется в части миссионерской деятельности среди «ревнителей древлего благочестия»?

– Да, их немало, и в большинстве это беспоповцы поморского согласия. С ними, кстати, на личном уровне у многих священников хорошие отношения. Они общаются с представителями этих общин. Приходилось и мне. Старообрядцы даже приходят на наши мероприятия, и мы, естественно, общаемся. Но они довольно строгие в отношении нас. Не каждому разрешают присутствовать на своих богослужениях. А если и допускают, ставят в определенное место, разрешают наблюдать за ходом их службы, но запрещают молиться.

Пречистенский собор, Вильнюс Пречистенский собор, Вильнюс

На практике у меня была такая ситуация: пришли старообрядцы с просьбой причастить умирающего отца. Но я должен был отказать. Если бы я причастил его, возникли бы проблемы с общиной. Старообрядцы его бы отказались хоронить. Я так и объяснил: отец после Причастия будет считаться членом нашей Церкви в глазах самой общины. Я не очень хорошо знаком с внутренней жизнью старообрядческих общин, но знаю, что иногда возникают подобные проблемы. Они все беспоповцы, а у нас есть Таинства. Перед смертью старообрядцы нередко задумываются об исповеди и Причастии, приглашают священников Православной Церкви. К сожалению, единоверческих общин у нас нет. Хотя в епархии и есть несколько священников – выходцев из старообрядческой среды.

Пречистенский собор. Фото: wikicommons Пречистенский собор. Фото: wikicommons Вообще если говорить о религиозных общинах разных конфессий Литвы, все стараются сохранять между собой мир и не заниматься прозелитизмом. Люди сами принимают решение о переходе в ту или иную конфессию. Мы просто свидетельствуем о своей вере. Выбор за людьми.

Что касается единоверия, возможно, отсутствие прихода такого типа и можно назвать определенного рода проблемой. Ведь для старообрядцев наши службы – определенный вызов. У нас отличаются иконография, пение, богослужебные тексты. А ближайшие единоверческие храмы находятся в Латвии. И некоторые люди из Литвы туда ездят.

– Какое послушание вы несете вне богослужений?

– Я состою в миссионерском и образовательном отделах епархии, являюсь директором воскресной школы нашего прихода. По светской линии учился на философском факультете Вильнюсского университета. А сейчас пишу докторскую диссертацию по философии в аспирантуре университета Витаутаса Великого в Каунасе.

Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. В центре - рака с мощами виленских мучеников. Фото: wikicommons Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. В центре - рака с мощами виленских мучеников. Фото: wikicommons Меня многие знают по светскому имени Гинтарас, потому что много лет я веду блог на литовском языке о Православии. Какое-то время я был радиоведущим на католическом радио «Мария», где вел программу о христианской философии. И еще у нас со знакомым священником открыт ютуб-канал на литовском языке о православной вере. Правда, пока мы его не раскрутили, но работаем над этим. Еще я пишу статьи о Православии на литовском языке во всевозможные журналы. Это и составляет мою миссионерскую деятельность.

Я пишу о том, что радует мою душу. Однажды я открыл для себя Христа – и этим хочется делиться. В статьях и блоге я делюсь этой радостью со своими соотечественниками.

– Литовцы в основном – католики. А православную веру чаще исповедуют русскоязычные граждане Литвы. Или нет?

– Да, литовцы в большинстве своем католики. Но исторически процент литовцев в Православной Церкви был значительно больше, чем сейчас. В период между мировыми войнами этнические литовцы составляли 8% от всей православной общины страны. Сейчас это примерно 1%, то есть очень мало. Сокращение это произошло, как можно догадаться, в советское время. Наверное, это связано с общей политикой партии. Исследователи пишут о том, что в Совет по делам Русской Православной Церкви СССР обращался лично архиепископ Виленский и Литовский Корнилий (Попов) с просьбой о возможности проводить богослужения на литовском языке. Но прошение было отклонено. Окормление литовцев прекратилось.

В советское время православное богослужение на литовском власти запретили

Плюс пропаганда делала свое дело: Православие представлялось обществу как ветхая русская умирающая религия. И Хрущев обещал показать последнего попа по телевизору. На фоне атеизации общества Литвы прекратилась и евангельская проповедь. Священник не мог действовать за церковной оградой. Проповеди на литовском также были запрещены.

– А в наши дни службы на литовском языке ведутся? И каково его место в жизни православной общины Литвы?

– Число богослужений на литовском языке постепенно увеличивается. Это делается и для литовцев, и для людей из смешанных браков, которые родились и выросли в Литве и почти или совсем не знают русского языка. Службы полностью на литовском совершаются в храме Параскевы Пятницы в Вильнюсе и в часовне святого Елевферия в Кретинге. Есть храмы, в которых богослужение проводится полностью на церковнославянском языке, но установлены отдельные дни, когда служба совершается на литовском. Например, в Каунасе. Община православных литовцев хоть и немногочисленна, но она существует. Мы подготовили новые издания молитвослова на литовском языке, создали образовательные ресурсы специально для литовцев.

Мы подготовили издания молитвослова на литовском, создали образовательные ресурсы специально для литовцев

Основная языковая трудность заключается в том, что литовский народ не принадлежит к славянам. Людям трудно участвовать в службе на церковнославянском. Если сравнить его с русским, украинским или белорусским – общее происхождение, много похожих слов. А среди молодежи у литовцев сегодня довольно мало знатоков славянских языков.

В 1887 году Священным Синодом впервые была издана Литургия на литовском языке, начали совершаться богослужения. В советское время, с 1946 года, Комиссия по делам религий службы на литовском запретила. И совсем недавно, в 2005-м, по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) эта забытая практика была возобновлена.

– Нет ли дискриминации русскоязычного населения по национальному и языковому признаку? И если да, то как это отражается на литовцах – прихожанах Русской Церкви, которая неизбежно ассоциируется с Россией?

– Мне кажется, что у Православной Церкви в Литве самые лучшие условия для деятельности и существования во всей Прибалтике. У нас нет никаких расколов, нет «альтернативных церковных сборищ», в общеобразовательных школах для детей из верующих семей преподаются так называемые «уроки веры» или курс «Религия», в рамках которых ребята изучают свою веру (православные – православный Закон Божий). В аттестате, вручаемом выпускникам школ, есть отметка о посещении этих уроков. У нас есть и русские школы, где большинство учеников изучают именно Православие. Но даже если католиков в школе большинство, все равно для православных организуют отдельный курс уроков. В Литве даже есть система подготовки педагогов по этому предмету. Осуществляется она в Институте православного образования и воспитания.

Кстати, в Литве почти или полностью завершен процесс возвращения в собственность Церкви имущества, изъятого в советский период. Храмы, земельные участки, которые были конфискованы, вернулись Православной Церкви.

Хорошие отношения Православной Церкви и государства в Литве – результат мудрой политики митрополита Хризостома

Надо сказать, что на положительное отношение к нам со стороны государства повлияла деятельность митрополита Хризостома. Он активно заботился о положении Православной Церкви в Литве и грамотно выстраивал отношения с государством. В прошлом они вместе с владыкой Иларионом (Алфеевым), тогда еще священником нашей епархии, «за отвагу и самоотверженность, проявленные при защите свободы и независимости Литвы», удостоились награждения Медалью Памяти 13 января. В 1991 году в Вильнюс вошли советские танки. Владыка Хризостом и отец Иларион выступили за мирное разрешение конфликта. Они просили военных не проливать кровь и обращались к русским солдатам: если среди вас есть православные, призываем не открывать огня по защитникам независимости Литвы. За свою миротворческую деятельность они были награждены и стали очень уважаемыми в стране людьми.

Сегодня уже митрополит Иннокентий (Васильев) продолжает линию по выстраиванию добрых отношений с государством. Конфликтов Церкви с властью в Литве нет. Национальных конфликтов и религиозных расколов в стране нет. В соседних странах, например, расколы происходят потому, что есть межнациональные распри. Мы этого сумели избежать. В том числе благодаря мудрой политике митрополитов Хризостома и Иннокентия.

Владыка Хризостом с 1990 по 2010 год управлял Виленско-Литовской епархией, позже его заменил митрополит Иннокентий. Митрополит Хризостом запомнился обычным прихожанам своей прямотой. Он говорил то, что думал. Есть интервью из 1990-х, где он ответил президенту Литвы на его предложение по оказанию государственного финансирования религиозным организациям: Церкви не нужны ваши деньги, Церковь будет жить со своих средств. Сейчас владыка на покое.

Назначение владыки Хризостома на литовскую кафедру выпало на очень непростое время. В Литве существовал конфликт между русскими и литовцами, связанный с распадом СССР. Запомнились его слова, обращенные в 1990 году к местным коммунистам, протестовавшим против независимости страны: «Вы отсюда уедете, а нам, русским, здесь жить». Вот он и положил все свои силы на то, чтобы русским людям и вообще всем православным в Литве жилось хорошо. У него получилось. Он не поддавался ни на какие провокации, в которые его пытались втянуть, о чем тоже открыто говорил в СМИ.

Остробрамская икона Божией Матери Остробрамская икона Божией Матери

Митрополит Хризостом стал первым архиереем, открыто заявившим, что при советской власти сотрудничал с КГБ. Он объяснял, что делал всё в интересах Церкви. Но когда провозгласили независимость Литвы, владыка об этом открыто и честно заявил, чтобы в будущем избежать всяческих спекуляций. Он говорил обо всем прямо, честно, открыто. Наверное, в этом был секрет его успеха.

Ну, а владыка Иннокентий стал продолжателем дела митрополита Хризостома. При нем никаких конфликтов с властью также не было.

Собор всех святых, в земле Литовской просиявших Собор всех святых, в земле Литовской просиявших – Какие православные святыни Литвы должен обязательно посетить паломник?

– Мужской Свято-Духов монастырь, в котором покоятся мощи святых виленских мучеников. Острую браму (Острые ворота), где хранится Остробрамская икона Божией Матери. Каунасский собор, в котором хранится Сурдегская чудотворная икона Богородицы. В Вильнюсе еще можно посетить храм великомученицы Параскевы Пятницы, где были крещены виленские мученики. И, конечно, наш древний Пречистенский собор.

– Какая ваша любимая цитата из Евангелия?

– «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1: 1) – моя самая любимая цитата. Эти слова меня часто поддерживают. Через них я открыл для себя Христа.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Священник Сергий Нейфах
«Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство» «Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство»
Беседа со священником Сергием Нейфахом
Очень большую роль в духовном росте ребёнка играет семья. Важно, чтобы рядом с детьми были родители, показывающие христианство своей жизнью.
Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути» Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути»
Не получается ли так, что в храме я священник, а в миру – простой «дядя»?
Православие в Литве Православие в Литве
Мнение священника-литовца
Православие в Литве Православие в Литве
Сергей Мудров
Протоиерей Виталий Моцкус о своем пути в Церковь, перспективах литовского языка как языка православного богослужения, о том, кто и как приходит в православные храмы в традиционно католической стране.
Комментарии
Тимофей28 августа 2020, 18:23
Я прихожанин Пречистинского кафедрального собора г. Вильнюса. Отец Георгий очень внимательный и отзывчивый! Хочется с ним общаться! Храни нас всех Милосердный Господь!
Галина25 августа 2020, 11:55
Интересно было узнать православии в Литве. А Остробрамская икона в костеле или в православном храме?
евгений24 августа 2020, 14:29
Помоги,Господи,иерею Твоему Георгию в его служении Тебе и укрепи семью его.+++++++++++++++++
Елена24 августа 2020, 10:44
Спаси Вас Господи , отец Георгий! Спасибо за добрую, интересную статью. Мира, любви, терпения, всем нам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×