«Я приведу тебя в храм»,
или Возможность вспомнить о том, кто мы есть

Первый онлайн-форум православных экскурсоводов, собравший участников как со всей России, так и из-за рубежа, состоялся на прошлой неделе в Общественной палате РФ и в Историческом парке «Россия – Моя история». Это первое мероприятие в рамках масштабного проекта Патриаршего совета по культуре «Объекты культурного наследия Русской Православной Церкви. Миссия экскурсовода».

Слайд одного из докладов Слайд одного из докладов     

О чем молчаливо свидетельствуют храмы,
или О чем мог бы рассказать экскурсовод

В течение трех дней представители музейного сообщества и экскурсоводы обсуждали возможности более углубленного осмысления таких экскурсионных пространств, как действующие монастыри и храмы. И даже если службы идут не везде, эти «объекты культурного наследия» не только хранят память о поразительной истории страны, но и всем своим архитектурным совершенством, гармонией в убранстве, фресками и иконами молчаливо свидетельствуют о том, о чем экскурсоводам следовало бы рассказывать.

Дело миссии и катехизации является сегодня первостепенным

«Зачастую говорится о чем угодно, но не о самом главном, – открывая Форум, посетовал митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, показав, как иногда строится рассказ экскурсовода, скажем, о какой-нибудь книге: – ‟Вот перед нами большая красивая книга. А знаете, сколько она весит, каковы её габариты и количество страниц? А сколько бумаги на неё было затрачено, и как вообще в те времена книги печатали? Мы вам сейчас об этом расскажем...”. А о смыслах, которые несет эта книга, для чего и о чем она была написана, так ничего и не говорится... То же самое и в отношении святынь: зачем были построены эти храмы, написаны эти иконы? В чем суть?

Миллионы людей ежегодно сами приезжают в наши храмы и монастыри. К ним не надо идти на стадионы, как это делают некоторые священники, чтобы выступить перед каким-нибудь рок-концертом, – там не самое подходящее место для спокойного разговора о Боге. А тут люди сами приехали к нам – в церкви, в обители, ожидая, конечно же, узнать и об истории, и о художественных особенностях стиля этих храмов, но главное, что они хотят услышать: для чего всё это создавалось? Почему из века в век люди ехали в это святое место? А некоторые и монашество принимали, чтобы остаться здесь навсегда. Зачем? Что такое – важнейшее для себя – открывали они здесь?»

Владыка отметил, что дело миссии и катехизации является сегодня первостепенным. Почему? Об этом были доклады следующих рабочих дней.

Сказать, ничего не сказав

«Христианизация нашей страны – это единственное условие продолжения ее существования, – этот тезис аргументировал в своем выступлении протоиерей Андрей Ткачев. – Нужно возделывать корни, а корни у нас христианские. Дерево высоко настолько, насколько глубоки его корни, всё остальное – это мох и лишайник, и нам нельзя на этом уровне находиться. Сейчас власти по инерции эксплуатируют всего одну тему – Великой Отечественной войны. В пространстве нашего исторического мышления нет даже Отечественной войны 1812 года. И почему мы не празднуем победу в Куликовской битве? Сконцентрировались на боях под Сталинградом – и всё? Надо вернуть русскому человеку историю во всей ее полноте».

Процитировав сожаление А.С. Пушкина о том, что «рыцарство не одушевляло наших предков», отец Андрей добавил, что у нас было рыцарство Белого движения: «Это те, кто не мог видеть свою Родину изнасилованной». И возвращение от «мрака красного миража», по мнению докладчика, возможно только через храмы.

Надо вернуть русскому человеку Церковь. Тогда, обретя свою историю и храм как образ вечности, пусть, может быть, и не сразу, а годы спустя, наши люди перестанут быть «туристами» в собственной стране. Не в том смысле, что они перестанут ездить по объектам культурного наследия, – это-то как раз одно из средств возвращения и укоренения в своей истории – при условии адекватного экскурсионного сопровождения. «Вернуться в Россию» – так названа раскрывающая эту тему книга генерала Л.П. Решетникова о русской трагедии. «Наш народ обескровлен, – отмечал отец Андрей, – и реанимировать его в историю, оздоровить силы можно, только библейски окультурив и литургически воцерковив его».

«Но в благодать с разбегу не прыгнешь. Это тот ‟тяжелый свет”, в который пробираются потихонечку, – через культуру, историю, – тут всё взаимосвязано. Это как нотная партитура: что ни возьми из произведений искусства или какую страницу истории не перелистни – и там, где с Богом борются, и там, где проповедуют Его, – всё о Боге. Только ноты до тех пор молчат, пока не появится тот, кто умеет их читать, и не сядет за рояль», – это, образно говоря, и есть миссия экскурсовода.

Музыка – это искусство сказать, ничего не сказав. Так и экскурсоводу-миссионеру надо подчас действовать, опосредованно доносить до своей аудитории библейские смыслы.

XXI-й – век русского благовестия,
или К апостолату призваны все христиане

А иногда, может быть, и просто помолчать. Как приводили на Форуме слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла:

«Много говорится о святой убиенной Царской семье, столько написано книг, но лучше – молчаливое предстояние на земле, политой их кровью, и духовное шествие в Царство Небесное».

Сергей Комаров Сергей Комаров

Нам многое отпущено не сразу. У нас при Крещении Руси не было столько мучеников, сколько у других народов при их обращении в христианство. Наша голгофа – XX век. Но тогда XXI-й должен стать веком русского благовестия. Об этом – доклад катехизатора московского Сретенского монастыря Сергея Комарова, постоянного автора портала Православие.Ru.

«Древняя Русь свидетельствовала свою веру молча. Много ли до нас дошло изречений преподобного Сергия Радонежского? Безмолвное переживание встречи с Богом в своем сердце – это главное, без чего не будет всего остального, – согласен и сам практикующий миссионер. – Сначала опыт. Потом слово».

Это в греческой и римской культурах христианство было усвоено в «мехи ветхие» античной словесности со всей ее диалогичностью, полемичностью. На Руси ничего этого не было:

«У нас христианство пришло туда, где не было ни формы, ни содержания, а только жаждущая Бога русская душа».

У нас «мехи новые»: наш церковнославянский язык изначально был создан как сакральный, как язык Священного Писания, богослужения. Оттого-то и так важно хранить его в качестве богослужебного, что в Писании засвидетельствовано (и что мы видим сегодня): «мехи ветхие» прорываются (Мф. 9, 17). Хотя принцип любого миссионера – говорить, конечно, на понятном людям языке: все цитаты из Священного Писания, которые в качестве фразеологизмов и так рассыпаны в нашей речи, приводятся по-русски.

В литургии, что служится на церковнославянском языке, Православная Церковь, храня Истину неповрежденно, являет внутри себя свою сущность, а вовне – в проповеди.

Наш Бог – проповедник. И если мы молчим, мы не даем Христу сказать через нас

«Это два крыла – литургия и миссия. Церковь – Тело Христово – продолжает дело Господа на земле: мы – руки Христовы, глаза Христовы, уста Христовы. Наш Бог – проповедник. И если мы молчим, мы как бы не даем Христу сказать через нас, – убеждал выступающий. – Церковь в первый же день своего рождения по Пятидесятнице начинает проповедовать. Церковь – проповедующий организм, и мы все – его клеточки. К апостолату призваны все христиане. Не только епископы и священники. Грузия и Армения не были бы обращены, если бы не проповедовали миряне, в том числе женщины».

В качестве примера Сергей привел случай из школьной жизни своего приятеля, которого как-то повстречала соседка:

« – Ну, как учеба?
– Плохо.
– А ты, как заходишь в школу, перекрести порог и скажи: ‟Христос Воскресе!”»

Приятель стал так делать, и учеба пошла. Так и уверовал.

Теофания

Именно чудо зачастую является главным фактором миссии. Митрополит Тихон в своем вступительном слове рассказал об экскурсии, разработанной в некогда вверенной ему Сретенской обители, – «Чудо в русской истории». На официальном сайте монастыря экскурсия названа «Бог в русской истории». Всё, конечно, зависит от аудитории, от группы, собранной на экскурсию. Возможно, в своем слове, обращенном к музейщикам и экскурсоводам, владыка как раз и проиллюстрировал, как можно говорить о Боге, избегая церковной лексики. В конце концов, кому-то, может, та же литература, та же русская поэзия помогут догадаться и осознать: «Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог» (Б. Пастернак).

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева

Сам факт основания Сретенского монастыря Москвы связан с чудом. Непобедимый завоеватель Тамерлан, чьи полчища уже подошли в 1395-м году к Москве, вдруг... отказался от ее захвата, хотя столица и питала финансовое благополучие его главного врага! Более того: отступая от московских пределов, Тамерлан разбил того самого Тохтамыша, который тогда обложил Русь данью. Это и есть чудо двойного освобождения по всенародной молитве ко Пресвятой Богородице перед Ее Владимирской иконой.

Ныне эта святыня пребывает в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, также выступавшая на открытии Форума, рассказала, как у нее градом текли слезы, когда в храме у этой величайшей святыни крестили ее внучку, на тот момент тяжелобольную.

С одной стороны, чудо обнаруживает присутствие Бога в жизни отдельных людей или целого народа, и эти события в прославление Его запечатлеваются строительством храмов, монастырей, написанием икон. Однако, с другой стороны, и сами эти произведения духовной культуры, церковного искусства – Теофания («Богоявление», от греч. Θεος – Бог и глагола φαινω – я являю). «Се – Сама Она», – процитировала Зельфира Исмаиловна слова священника Павла Флоренского перед Владимирской иконой Богоматери и его же слова: «Есть ‟Троица” Рублёва – значит, есть Бог».

«Троица» Рублёва и «Отказ от Исповеди» Репина

На съемках фильма «Андрей Рублёв» На съемках фильма «Андрей Рублёв» К иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева еще неоднократно обращались на Форуме докладчики. Сергей Комаров признался, что, ещё будучи хиппи, зашел как-то вместе со своей музыкальной группой в гости к приятелю. Ночь, веселье. И вдруг он нечаянно заметил какие-то черно-белые кадры по телевизору… Это был фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». И больше на том квартирнике, что некоторое время еще гремел гулянкой, будущий катехизатор-миссионер никого уже не видел и не слышал. Всю оставшуюся ночь так и просидел перед экраном, а под утро, когда по экрану пошли цветные фрески и иконы преподобного Андрея Рублева, это была та самая Теофания. В то утро он и уверовал.

О воздействии искусства говорил и отец Андрей Ткачёв:

«Но на Руси-то что во времена Андрея Рублева творилось! Что за жуть, которую Тарковский разве что на черно-белую пленку позволил себе заснять. И то его потом замордовали, чтобы кадры жестокости вырезал! Так это по отношению к животным! Он эти сцены включил, чтобы хоть так передать дух эпохи… А преподобный Андрей Троицу посреди всего этого кошмара созерцал. Предвечный Совет: ‟Пойдешь ли, Сыне, искупать человечество?” – ‟Пойду”.

Пабло Пикассо тоже, что видел, то и рисовал, – ту же “Гернику”. Кстати, написана она в 1937-м году. Что у нас тогда в стране коммунистами творилось? Этот зверский оскал братоубийства и спустя полтысячелетия после написания Троицы Андреем Рублевым остается! И спустя 2000 лет после Искупления человечества от всего этого ужаса!!

П. Пикассо. Герника П. Пикассо. Герника

Сравните эти лица… – отец Андрей привел педагогический прием одного из учителей. – Посмотрите на Лик среднего Ангела на ‟Троице” Рублева, Которого традиционно отождествляют со Христом. А теперь сравните: картина И. Репина ‟Отказ от Исповеди” – здесь ведь тоже этот революционер готов жертвовать собою ради человечества… Но вы взгляните на его физиономию – тут же всё написано: дайте ему маузер или пулемет – и начнется!

Я не знаю лучшей антикоммунистической проповеди, – прокомментировал отец Андрей, – чем вот этот прием: сравните эти лица».

Кто будет катехизировать катехизаторов?

Светлана Мельникова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказывала об угрозах, а то и репрессиях, которым подвергались ее предшественники при советской власти даже просто за концерт колокольного звона – тех колоколов, что музейщики собирали у колхозников. А те обычно этим звоном просто созывали народ с полей на обед, вовсе не отдавая себе отчета в том, что это артефакты каких-нибудь ранних веков и требуют совсем другого к себе отношения… Да и звучат они совсем иначе у мастеров колокольного звона, в чем даже партийное руководство убедилось и примолкло. С музыкой не поспоришь.

Светлана Мельникова Светлана Мельникова

Переломным, как известно, стал 1988 год – 1000-летие Крещения Руси. Посвященное этому событию полотно спасенного в России иностранца Сальватора Тончи только тогда удалось выставить без последующих «вызовов на ковер». А до этого нынешняя директор, и сама начинавшая экскурсоводом, получила в начале 1980-х выговор от методистов «за отсутствие включения атеистического материала в показ экскурсии по Рождественскому собору Суздальского Кремля».

Посеянное некогда богоборцами дало свои всходы, и сейчас экскурсовод никогда не знает заранее, кто окажется в составе группы: если это будет человек «старой закалки», то при нем любое слово о Боге может спровоцировать непредвиденную реакцию. Приходится действовать ситуативно, чувствовать, понимать, кто перед тобой.

По словам Ольги Конюховой, заместителя директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника по научно-просветительской работе, и сами экскурсоводы, осваивая церковную тематику, вздыхают порой: «Как же мы от этого далеки…». В Великом Новгороде сейчас трудятся порядка 50 экскурсоводов – на миллион с лишним ежегодно приезжающих туристов. Из них 16 человек – это штатные сотрудники музея, остальные – внештатники.

В Великом Новгороде сейчас трудятся порядка 50 экскурсоводов – на миллион с лишним туристов

«Около половины всех экскурсоводов имеет порядка 30–40 лет стажа в экскурсионной деятельности, то есть пережили две-три смены идеологий. И приходится только догадываться, что за смесь установок в их головах. Поэтому идеализировать сейчас ничего нельзя: дескать, ‟вот, составим методичку – и пойдет работа”. Главный вопрос: кто будет катехизировать катехизаторов?»

Лучше всего с этим, конечно, справятся священнослужители:

«У нас с туристами постоянно выходит пообщаться отец Димитрий (Батуро), скитоначальник Перынского Богородице-Рождественского скита. Его и группы слушают, и индивидуально он с кем-то успевает поговорить. Задержится, бывало, человек буквально на 5–7 минут в храме, а выходит – преображенный. Такие результаты катехизации, конечно, вдохновляют», – поделилась выступающая.

Однако участвовавшие в Форуме священники ссылались на загруженность: «не доспи, не дообедай, всё крести да исповедай», а еще надо храмы строить, воскресные школы организовывать и т.д. Так что катехизические и миссионерские экскурсии – это все-таки дело экскурсоводов.

А в том же Новгородском музее-заповеднике, ставшем после революции правопреемником церковного древлехранилища, созданного в 1865-м году, основа коллекции – иконопись. Так что и сами фонды располагают к работе в катехизическом ключе, – соглашалась музейный сотрудник, – но надо решать вопросы подготовки экскурсоводов-катехизаторов, миссионеров.

Чтобы мы могли постоять за себя

Прежде всего катехизация и миссия обращены к детям и молодежи. «7 лет – 22 года – это тот возрастной спектр, когда уже осознанно формируется ценностная шкала», – подмечали участники Форума. Светлана Мельникова отметила, что именно у них впервые в России был создан детский музейный центр. Детские экскурсоводы, а тем более катехизаторы, миссионеры – это отдельное, как подчеркнул и директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин, направление работы, которое надо развивать.

Экскурсия «Я приведу тебя в храм» во Владимире Экскурсия «Я приведу тебя в храм» во Владимире

Для школьников во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике специально разработали экскурсию «Я приведу тебя в храм». Она включает предварительный рассказ о поведении в храме. Это один из педагогических принципов: перед знакомством со святыней человеку надо помочь настроиться на ее восприятие. На экскурсиях, в том числе и для взрослых, камертоном служат исполнение молитв «Отче наш» и «Жертва вечерняя» хором «Благовест», с которым музей сотрудничает вот уже 30 лет (так что не все экскурсоводы в эти годы были подвержены колебаниям идеологий). А с музыкой, опять же, не поспоришь. Она способна быстро пробудить в душе возвышенные чувства.

Директор Исторического парка «Россия – Моя история. Свердловская область» Наталья Прошина отметила:

«Дошкольникам и младшеклассникам нужен яркий образ, захватывающий их внимание. У нас на уровне подачи материала всё под стать восприятию нового поколения: нейросети, параллакс-эффекты, все стенды и тачпанели интерактивны. Без этого сейчас никак. Им нужен способный заинтриговать сюжет рассказа, а также непременно диалоговая включенность. С ними надо говорить».

Наталья Прошина, директор Исторического парка «Россия – Моя история. Свердловская область» Наталья Прошина, директор Исторического парка «Россия – Моя история. Свердловская область»

Ставку там делают на молодых гидов, так как с теми же подростками и старшеклассниками надо общаться на их языке, – вот только не занижая планку, а наоборот – поднимая ее. Учитывать близкую молодым энергетику удали. Ей только надо дать нужное русло. В экспозиции – масса оживающих страниц решающих битв нашего народа. Есть зал Георгиевской славы России.

Учитывать близкую молодым энергетику удали

Недавно в эту мультимедийную панораму многовекового бытия страны был интегрирован первый исторический экспонат – меч с Куликова поля. И резвые посетители, которые могут примерить тут же кольчуги и шлемы, – замирают. Известно: Куликовская битва – бой за веру. Сама вера может удерживать мир от кровавых баталий. Впрочем, пока иные из докладчиков умилялись тому, что китайцы зачастили в наши духовные центры – в Троице-Сергиеву лавру и т.д., – «наверняка эта святость коснется чьего-то сердца, евангельски разбудит его», – Светлана Мельникова поделилась историей. Однажды она попросила знакомого вузовского преподавателя перевести на русский, что гид-китаец рассказывает соотечественникам-экскурсантам, и была в шоке, что за идеологическая работа ведется на территории наших святынь на этом редко кому из нас понятном языке… Так что постоять за себя, осознавая величие героической истории нашей державы, не проморгать ее, как папуасы, в погоне за пластмассовыми благами цивилизации, – это то, чему молодежь надо учить.

Представил этот новый экспонат исторического парка – меч с Куликова поля – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Он в свое время поддержал проект «Императорский маршрут», связанный с посещением мест памяти Царственных страстотерпцев, а также благословил выезды сотрудников Исторического парка в отдаленные районы митрополии, откуда детям сложно добраться до областного центра. Для них действует передвижной просветительский проект «Императорская Россия детям и молодежи».

Святой гид: Царь Николай как вел, так и сейчас обращает народ ко Христу

Царской семье посвящен был на Форуме не один доклад. Светлана Сидорова, директор Тюменского музейно-просветительского объединения, рассказала о тобольской ссылке Страстотерпцев и о том, как память об их пребывании здесь легла в основу не только совместной с епархией музейной и просветительской работы, но и в целом возрождения всего региона.

А об уже уральской голгофе Августейших страдальцев рассказал Юрий Пыльцын, научный сотрудник Исторического парка «Россия – Моя история». Храм-Памятник на Крови – место убиения Царской семьи – посетить стараются сейчас, как правило, все приезжающие в Екатеринбург. Общаясь с экскурсантами, приходится развенчивать массу мифов и стереотипов, вплоть до вопрошаний: «А они разве не спаслись?» – «Конечно, спаслись!» Только приходится объяснять: в каком смысле спаслись, что для многих вопрошавших зачастую оказывается откровением.

Общаясь с экскурсантами, приходится развенчивать массу мифов и стереотипов

В деле миссии помогают и мероприятия в расположенном рядом с Храмом-Памятником культурно-просветительском центре «Царский», и Музей святой Царской семьи, основанный в монастыре Святых Царственных страстотерцев на Ганиной Яме. Если ты впервые о чем-то услышал, то возможность воочию увидеть исторические документы, посмотреть фильм, реконструирующий эпоху, позволит прояснить нечто важное.

«В этих связанных с памятью Царственных страстотерпцев местах до сих пор идет борьба за историческую правду, – отметил ученый. – Светские экскурсоводы часто, чуть ли не извиняясь, поясняют, что Царя Николая прославили-де исключительно только за страдания в узах и мученическую кончину. Мы на примере жизни и правления Императора Николая II показываем, что он не только в своей частной жизни был христианином, но и во всей своей деятельности руководствовался Законом Божиим: вел народ ко Христу, когда был Государем-Самодержцем в силе и славе, точно так же, как остался с народом в этой всеобщей беде, попущенной за вероотступничество возжелавших перемен. Как и сейчас уже Страстотерпец-мученик обращает ко Христу наших современников».

Почему в храмах и монастырях
должны работать именно православные экскурсоводы?

Осмысляя опыт новомучеников и исповедников, многие сегодня воцерковляются. В 1930-е годы на Большой Лубянке перебывал чуть ли не весь цвет тогдашнего разоряемого новой властью русского общества. Был, например, среди подследственных у сотрудников НКВД философ А.Ф. Лосев. «Всех, кто проходил через лубянскую тюрьму, мы тоже считаем насельниками обители», – отметил митрополит Тихон, возрождавший действовавший тут в течение 600 лет, до советского безвременья, Сретенский монастырь. Когда в начале 1990-х годов братия только начала разгребать на его территории завалы, нашли множество останков расстрелянных здесь людей. Всех убиенных при советской власти захоронили справа при входе в монастырь, под голгофой с Распятием.

Некоторые экскурсоводы ищут на иконах... инопланетян и даже их показывают!

«Потому-то и должны в храмах и монастырях работать именно православные экскурсоводы, что коллеги из светских турфирм чуть ли не игровые челленджи в этих святых местах, в XX веке еще и обагренных мученической кровью, устраивают – прямо в храмах. Могут и неуместную шутку отпустить или выпад в отношении религии себе позволить. Или проинтерпретировать икону так, что это явно несовместимо с православным вероучением», – отметила руководитель паломнического центра Сретенского монастыря Яна Кофанова.

Катехизатор обители Сергей Комаров добавил, что некоторые такие экскурсоводы ищут на иконах... инопланетян и даже их показывают!

И это при том, что тут просто в воздухе витают серьезнейшие темы и вопросы. Что помогло тем, кого здесь пытали, не сломаться? Исповедовать свою веру перед лицом смерти?.. Об этом рассказали в разобранной в качестве примера катехизации одной из проводимых в Сретенском монастыре экскурсии «Крещальная купель – рождение в жизнь вечную».

Суть постигается при обращении к истокам

К эпохе Крещения Руси обратилась в своем выступлении Елена Александровна Морозова, директор Музея-заповедника Херсонес Таврический. Здесь крестился князь Владимир, ставший равноапостольным крестителем нашего народа. Возможно, проблемы с катехизацией тянутся еще оттуда: «Русь была крещена, но не просвещена» (Н. Лесков). Хотя именно в Херсонесе это утверждение легче всего опровергнуть, так как эти места освящены проповедью еще апостола Андрея Первозванного, а после – равноапостольных создателей славянской письменности, нашего культурного письменного кода – равноапостольных Кирилла и Мефодия и т.д. Да и известны слова тех же иностранцев: «Народ, который имеет такие откровения, как Троица преподобного Андрея Рублева, не нуждается в просвещении извне».

Как этот единственный в России византийский город виден при полете «Грифона» Как этот единственный в России византийский город виден при полете «Грифона»

Работа Форума православных экскурсоводов – это предложение вспомнить о том, кто мы есть на самом деле.

«Херсонес – это место зарождения исторического смысла русской цивилизации», – отметила докладчица. Суть постигается при обращении к истокам. Целенаправленная просветительская работа в этом направлении вновь стала возможна благодаря возвращению 6 лет назад Крыма в Россию. «Здесь, в Херсонесе, ты получаешь критерии исторической глубины, правды. Соприкосновение с этой святой древностью особенно взрослит», – поделилась Елена Александровна как своим собственным опытом, так и наблюдениями за «Волонтерами Наследия» и туристами, отметив назревшую необходимость создания при музее именно паломнического центра.

«В последние годы к нам стали поступать запросы на рассказы о христианской истории этих мест, – сообщила заведующая сектором подготовки и реализации духовно-просветительских программ этого музея Анна Угрюмова. – Если раньше при упоминании Херсонеса ассоциации были: ‟объект ЮНЕСКО”, ‟античный театр”, ‟оборонительные стены” и т.д., то теперь: ‟сакральное место”, ‟колыбель русского Православия”, ‟место Крещения князя Владимира”».

Рассказать обо всем этом решили в виде театрализованного путешествия в историю «Грифон» (по пьесе митрополита Тихона). Херсонес, кстати, единственный на территории России византийский древний город. Здесь храмы, в отличие от полоненного Константинополя, могут быть храмами… Хорошо бы извлекать уроки.

Для чего же строились храмы?

О собственно русской древности, сосредоточенной и сохранившейся более чем где-либо в России, а именно на псковской земле, рассказал клирик псковского Троицкого собора иеромонах Анастасий (Байков). Святые стены как раз и располагают к разговору о взаимоотношениях человека с Богом, потому как они сами и есть результат Богообщения и созданы для молитвы. И без обращения к исходным устремлениям их творцов вся эта красота лишена смысла, но тогда закономерно попускается, что эта красота может быть замазана известкой или заставлена некими ширмами, как у нас при богоборческой власти или в той же Святой Софии Константинопольской ныне…

Слайд одного из докладов Слайд одного из докладов

Миссионерские и катехизические экскурсии и призваны этот смысл вновь вдохнуть – и не только в эти формы и краски, но, прежде всего, в жизни приходящих под эти своды людей.

Подспорьем проводимых ныне в Псковской митрополии подобных экскурсий являются организуемые, например, Псково-Печерской обителью выставки, посвященные ее старцам. Что это за люди такие особые – старцы? Почему духовная реальность рядом с ними почти осязаема?

Разрабатывается сейчас, как проанонсировал митрополит Тихон, в Пушкинских горах, а точнее, в Святогорском монастыре, где упокоен Александр Сергеевич Пушкин, рядом со всем нам известными имениями Михайловское и Тригорское, экспозиция о вере русских писателей, их церковной жизни. Пушкин, Тютчев, Лермонтов и другие: как они с Богом общались? А в чем драма Толстого? Как сохраняли веру при советской власти писатели этого трагического XX века? А кто-то ведь от веры и отошел…

Взаимосвязь, что в основе действенной катехизации и миссии

Но через русскую классику миллионы наших современников возвращаются в Церковь, – как об этом написано на страницах той же книги «Несвятые святые». По местам, связанным с жизнью ее главных героев (а это разные концы в том числе и Псковской митрополии), также колесят в наши дни экскурсанты: тут жил отец Рафаил (Огородников), здесь – Старчишка Виктор (кому повезет, может с ним и пообщаться, но уже с иеромонахом Нилом).

Помимо чуда, есть еще только один, не менее убедительный фактор миссии и катехизации – примеры жизни. Сказано же: никто не может уверовать, если не увидит свет вечности в глазах хотя бы одного человека.

«Чудеса – это свидетельства того, что все управляется свыше Творцом, а пример из жизни – это правда о том, что во все времена бытия человечества возможно жить по заповедям, тогда и совершение чудес возможно будет», – поясняет взаимосвязь, что лежит в основе действенной катехизации и миссии, протоиерей Валериан Кречетов. А если таковых примеров жизни станет больше, в том числе благодаря работе экскурсоводов-катехизаторов и миссионеров, скольких бед можно избежать, насколько радостнее и созидательнее будет жить!

Не говоря уже о спасении в вечности как самих потрудившихся экскурсоводов, так и обращенных ими соотечественников:

«‟Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5, 20). – ‟Чьих грехов?” – ‟Своих”. – ‟А спасет душу чью?” – ‟Его”», – привел слова Писания, прокомментировав их, Сергей Комаров.

А кто из нас безгрешен? И кто из соотечественников и интуристов в спасении не нуждается?..

«Хватит говорить о зданиях, – как это обсуждали на площадках Форума по обмену опытом, – давайте вспомним – о людях». И о Боге.

Ольга Орлова

1 декабря 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пешком от Москвы до... Гроба Господня (+ВИДЕО) Пешком от Москвы до... Гроба Господня (+ВИДЕО)
Наталья Сухинина
Пешком от Москвы до... Гроба Господня (+ВИДЕО) Пешком от Москвы до... Гроба Господня (+ВИДЕО)
Беседа с писательницей Натальей Сухининой
Всё, что произошло в моей душе после возвращения из Иерусалима, очень-очень серьёзно. Это какая-то сокровищница чувств.
Путешествие по православным святыням Крыма Путешествие по православным святыням Крыма
Ольга Рожнёва
Путешествие по православным святыням Крыма Путешествие по православным святыням Крыма
Ольга Рожнёва
Суровые скалы всевозможных оттенков, лазурное море, благоухание южных цветов – все это непередаваемо прекрасно и утешительно для души, любящей красоту Божьего мира.
«Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…» «Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…»
Станислав Минаков
«Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…» «Да диво дивное, Дивеево, намолено среди дорог…»
Записки паломника
Станислав Минаков
Силуэты храмов обители – будто ворота в неведомый, горний град. И – вертикаль колокольни рядом. Мы молчали. Как важно не только молчание внешнее, нераздражение окружающих, но и внутреннее!
Комментарии
Natalie 3 декабря 2020, 07:44
Спаси Господи! Как всё верно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×