Зануда, бестолочь и непослушный мальчик

Лет 10 назад прочла книгу Марины Журинской «Мишка и другие коты и кошки». Как и автор книги, я никогда не была кошатницей. И даже огребла пару лет назад с полдюжины гневных откликов на рассказ «Апофеоз стройки». Но здесь было много такого непредвзятого желания понять живое существо... такого самоотверженного и богоугодного желания!

Праведник, как известно, и скотов милует. Ту самую бессловесную тварь, которая «покорилась тлению (из-за падения человека) и доселе стенает и мучается, ожидая избавления» (Рим. 8, 20). Ту самую тварь, которая может нагадить в неположенном месте, заупрямиться, боднуть... Но праведник всегда всему найдет объяснение, которое поможет потерпеть от бессловесных данную неприятность.

А мы, грешники, часто и человека не желаем понять, хотя разве человек в этом падшем мире не стенает и не мучается? И у человека в подавляющем большинстве случаев есть причины, по которым он неправильно себя ведет – то гадит, то бодается... И нам, между прочим, обещано, что если мы будем считать, что у других людей есть извинительные причины быть неправыми, то Господь найдет, чем оправдать нас. Проще говоря: «Не судите, и не будете осуждены».

Если мы будем считать, что у других людей есть причины быть неправыми, то Господь найдет, чем оправдать нас

Восьмой год работая в городской Комиссии по делам несовершеннолетних, я помню множество примеров того, как страшно и практически непоправимо деформируются люди от дурного воспитания. Как Господь будет судить таких людей?! Не знаю. Но пусть тему воспитания поднимет кто-то другой, потому что у меня нет права рассказывать эти истории. Я приведу примеры того, что люди ведут себя раздражающе по причине простых физиологических особенностей своей психики. Возможно, кого-то это знание тоже примирит с другими...

Непослушный мальчик

Сеня – мальчик доверчивый и открытый, и в этом плане с ним легко. Но у него дефицит внимания. Это значит, что внимание его рассеивается. Конкретно у него это происходит из-за ускорения ассоциативных связей. То есть особенность мыслительных процессов, которая сделала его родителей докторами наук, у него идет чуть-чуть иначе и приводит к тому, что мысль постоянно убегает куда-то в сторону. Скорее всего, он со временем научится с этим как-то управляться, и даже достаточно продуктивно, но в 5 лет всё выглядит так:

– Сенечка, не трогай шприц.

– Шприц?

– Да, это шприц. Мама сейчас будет делать бабушке укол, и игла должна быть стерильной.

– Стерильной?

– Да. Значит – совершенно чистой.

Далее следует рассказ о микробах, который Сенечка выслушивает с явным удовольствием. Он любит общаться с родителями, и он любит узнавать новое. Он задает вопросы и покладисто соглашается – да, шприц ему сейчас брать нельзя.

А чем бы тогда заняться?

Мальчик отворачивается от стола, смотрит на полки с книгами – до потолка. Вот где хранятся все знания! Здорово! Мальчик поворачивается к столу, смотрит на инструменты. Да это же шприц! Ух ты! Хвать...

– Арсений!

Шприц, уже не стерильный, зажат в его руке. Мальчик испуганно смотрит то на маму, то на свою руку – он вспоминает, что 7 секунд назад ему объясняли: брать шприц нельзя. А он взял. И это психотравмирующая ситуация не только для родителей, у которых нет личного опыта жизни с дефицитом внимания, но и для мальчика, который рано или поздно замечает, что другие люди не забывают сказанного им 7 секунд назад.

Учитывая, как много споров на портале было о психологии, поясняю: психотравмирующая – это не та ситуация, о которой любят поговорить психологи, а та, от которой тварь, в частности, стенает и мучается.

А когда тварь сильно мучается, тогда склонна совершать нелепые, неадекватные поступки. И оттого мучается еще больше.

На любого человека в нашем падшем мире что-то давит, но на этого малыша жизнь давит чуть больше среднего. «Чуть» – потому что он живет с интеллигентными, православными, чуткими родителями. Они относительно быстро поняли, какая имеется проблема, и теперь бесконечно терпеливо учат мальчика преодолевать свою неспособность сосредоточиваться.

Но у недалеких и эгоистичных родителей рассеянному ребенку придется куда как тяжелее. Если его до школы не задергают упреками и наказаниями, криками и подзатыльниками, то во время учебы задергают точно. И он, не выдерживая, обязательно будет срываться на какие-нибудь дурацкие поступки.

Шпыняя ребенка, такие родители умудряются шпынять и учителей. Разве что без подзатыльников. И учителя, вынужденные заниматься с рассеянным и неподготовленным к учебе школьником, получая еще и черную неблагодарность от его родителей, тоже не выдерживают – перестают сочувствовать такому ученику.

А потом мы встречаем на своем жизненном пути того, в кого вырос этот малыш, и говорим: «Я не понимаю, как можно быть таким противным типом!»

Не понимаешь? Твое счастье... Но бойся – вдруг Господь тебе объяснит. На твоей собственной коже.

Безалаберная Маша

– Машка-то? Да она ж безалаберная. Экономить не умеет, спланировать никогда ничего не может... – говорит женщина о своей соседке.

Да, не может. Не скажу обо всех безалаберных людях, но этот конкретный человек именно что не может планировать. У нее к этому крайне слабые способности, это ей очень уж трудно дается. И потому она этого не любит. Ну, научилась по минимуму, чтоб совсем уж не развалить семейный бюджет, и всё. Нашла себе мужа, которого это не сильно раздражает. И живет, где сознательно, а где подсознательно смиряясь со своей неспособностью.

Но когда Маша стала свидетельницей ДТП на трассе, то приняла верные решения по спасению раненых и предотвращению пожара быстрее, чем водитель со стажем и попутчики-мужчины. И это закономерно, потому что любая неспособность включает компенсаторные механизмы. При неспособности планировать человек может научиться быстрее решать внезапные проблемы.

А мы не понимаем, что конкретная способность человека нередко является оборотной стороной какой-то его неспособности. Или неспособность является отрицательным побочным эффектом способности. Способности мы рады и не прочь получать причитающиеся за нее бонусы, а неспособность не желаем потерпеть. Как сказал праведный Иов? «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2, 10). Именно так: приятное, пожалуйста, подайте мне в личное пользование, а неприятное пусть кто-нибудь другой потерпит.

Где уж с таким настроением найти в себе силы потерпеть исключительно чей-то недостаток? Там, где к нему вообще никаких бонусов не прилагается, там, где он – исключительно крест.

Люди могут упрямиться потому, что медленно соображают. Особенно это заметно у стариков

Например, люди могут упрямиться потому, что медленно соображают. Особенно это заметно у стариков. Страдает от разных болячек кровоснабжение мозга, замедляются мыслительные процессы, и человек уже просто не может бойко проанализировать ситуацию, быстро принять решение. Что и само по себе мучительно, тревожно и гнетет чувством беспомощности. Тогда он начинает цепляться за какую-то старую, привычную схему решения вопросов. А окружающие говорят: на старости стал упрям.

Зануда

В отце N сочетаются трудносочетаемые качества: он человек занудный, но легкий. Легкий оттого, что смиренный. А занудный оттого, что при соприкосновении с любой темой у него в уме возникает слишком много ассоциаций. И он не способен в них разобраться, отделить важные от второстепенных. Поэтому начинает углубляться во множество ненужных, ничего не определяющих, неинтересных деталей. Слушатели утомляются, и их вид говорит: «Зануда...». А батюшка чуть виновато улыбается, и его вид говорит: «Хорошо-хорошо... а о чем вам интересно? Давайте я вас послушаю...».

Не так много встречается людей, кто так же, как он, нашел безбедный путь преодоления своего своеобразного искушения. Хотя, конечно, еще преподобный Антоний Великий говорил, что всех сетей диавола, распростертых по земле, может избежать лишь смирение.

Смирение ведь не только в том, чтобы потерпеть чью-то грубость или несправедливость; себя потерпеть – тоже потребно смирение. И вообще, первое, в чем проявляется смирение, – это не перекладывать свой крест на других.

В этом путь спасения: свой крест ни на кого не перекладывать, а чужому сочувствовать

Если человеку плохо дается какое-то нужное дело, если его ребенку никак не освоить учебу или дисциплину, если его старенький отец страдает провалами в памяти – это крест этого человека. Его, а не учителей, врачей, начальника или соседа по лестничной клетке.

Никто не должен заниматься дополнительно с нашим рассеянным ребенком, никто не должен терпеть нашу безалаберность и занудство. Мы можем лишь просить сочувствия и помощи, но никак не требовать. И мы должны смиряться с тем, что люди нам вполне могут отказать. Что ж – это наш крест... И с нас должно быть довольно переживания того, что нам сочувствуют Господь, Его святые и ангелы.

В этом путь спасения: свой крест ни на кого не перекладывать, а чужому сочувствовать. Собственно, это взаимосвязанные вещи: если мы по-настоящему будем сочувствовать людям в их скорбях, то не будем перекладывать на них свои. И если мы пожелаем идти по этому пути, то увидим, что всякому человеку есть в чем посочувствовать.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила25 сентября 2021, 17:12
Как Вы хорошо пишите: доходчиво, понятно и радостно от Ваших статьей! Просветление! У меня умная доченька Ксеньюшка, вымоленная девочка, но сложная) Дай Бог воспитать ее хорошим человеком!)
инокиня Наталья -- Елене 6 марта 2021, 19:15
Вы обращались к специалистам? У вас именно дефицит внимания? Или за ним стоЯт более серьезные проблемы? Дефицит внимания в подростковом возрасте так или иначе преодолевается, важно с терпением дотянуть ребенка до этого возраста. А вот если за ДВ стоИт что-то более серьезное, то чем раньше это увидят, тем лучше поправят))
Елена 6 марта 2021, 02:13
Благодарю матушку Наталью от всего сердца. Я мама ребенка с дефицитом внимания. "Вдруг Господь тебе объяснит" - в точку. В молодости я осуждала знакомую за нежелание, как мне тогда казалось, воспитывать своего ребенка. Теперь точно такое же "невоспитанное" поведение у моего сына, а окружающие делают замечания мне. Мне всегда было горько и обидно за свою кровиночку, ведь я-то знаю, что он ни в чем не виноват. А вот понимание того, что все упреки надо принимать со смирением, так как это мой крест, и что сочувствовать мне никто не обязан - пришло только после Вашей статьи. Низкий Вам поклон!
Игорь Александрович 3 марта 2021, 02:23
Иоанна_, святые отцы, как Вы знаете, зачастую противоречат друг другу по внедогматическим темам, а о вариативности аскетических практик мы поговорим в другой раз, если не возражаете. Всего доброго!
другой Андрей 2 марта 2021, 18:41
P.S. К тем людям, что слишком много на себя берут хотя бы даже из жалости и милосердия порою приезжает кардиологическая скорая помощь. Если конечно успеет сработать вся цепочка, начиная с их собственных ближних и заканчивая медработниками. Интересно, зачем всегда и везде доводить любое дело до абсурда?
Иоанна_ 2 марта 2021, 16:25
Сверяйте свои уверенные и опытные познания в данной теме со святыми отцами, Игорь Александрович, это путь безопасный. А вот самому себе принято не доверять в православной аскетике. Я тоже желаю вам всего наилучшего.
Игорь Александрович 2 марта 2021, 01:24
Иоанна_, всё верно, ясность только у Бога, а также у человека неотступно приобщающегося священных тайн этого Бога с благими целями. Конечно, ясность человека на фоне ясности Бога ничтожна, но... ясность человека, на фоне его прошлого помрачения на тот же порядок значительнее, как и в предыдущем сравнении. Вы можете меня сколько угодно не понимать и обвинять, но это никак не отменяет мой пройденный путь и незначительные, но уверенные и опытные познания в той теме, на которую пишу. Моя позиция не изменится, как и позиция того прозревшего евангельского слепца, познавшего свою долю ясности, так что не стоит тратиться попусту, мир дому Вашему...
Наталья 1 марта 2021, 15:56
*28 февраля 2021, 23:42. Спасибо, что поправили. Запуталась, с каждым бывает.)
Игорь 1 марта 2021, 15:33
Игорь Александрович, где же "безответно"? Очень даже много всего вы напоследок наотвечали. И начали тыкать людей в их заблуждения тоже вы а не я. И кстати: говорить монахине "дорогая" это как-то уж через чур снисходительно. Может конечно вам 90 лет тогда еще куда ни шло но вообще дерзко.
Иоанна_ 1 марта 2021, 14:44
Ясность - только у Бога. Никакой "ясности" у человека, духовный взор которого (после грехопадения) замутнён страстями, быть не может. Очищение от страстей - долгий и трудный путь длиною в жизнь. Но тот, кто не имеет даже доброжелательности (хотя бы, для начала) - едва ли сделал на этом пути и первые шаги.
Игорь Александрович 1 марта 2021, 04:06
Игорю: Тёзка, Вам надо ткнуть меня в мои грехи? Вам хочется унизить мою ясность? У Вас нет других возможностей, дабы донести до меня свою позицию и успокоиться на время? Если нет, то тогда я готов безответно принять Ваши прямые и доступные моему сердцу энергии негодования, но при одном условии - ответа от меня Вы не дождётесь. Согласны?
Игорь Александрович 1 марта 2021, 03:48
Автору: Нет, дорогая, возражений у меня быть не может, ибо свобода выбора каждого священна. Что касается меня, то я переболею и с Божией помощью успокоюсь, как бывало не раз, оставляя за спиной печаль о нереализовавшемся "возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы"... Ну то такое, рабочие моменты. Согласен, любить враждующих незлобно против твоей позиции, пусть даже и благословенной, сложно, но как известно - архиполезно, чего, собственно и впредь желаю с Божией помощью, конечно.
И. на Наталия Ростова 28.02.2021 1 марта 2021, 03:02
А моя бабушка, имея больные суставы, не обижалась, когда ей место в транспорте не уступали или прямо перед ней что-то заканчивалось. Говорила, что у нее времени полно, она еще может в очереди постоять, а молодым некогда, трудно им везде успеть, забот много, устают) Но те времена безвозвратно ушли. И когда неоднозначные поступки не отпускают, следует себе ответить честно: изводит, что мы сами не на высоте оказались (самоистязание может быть бесконечным), или действительно проснулось сочувствие к когда-то невольно обиженному человеку. Правильно Вы подметили "спустя годы", может это время нам отпущено, чтобы стать немного мягче и внимательнее, не повторять те ошибки, если исправить уже нельзя.
*28 февраля 2021, 23:42
Наталья, Замечательная мысль, что Вам понравилась в комментарии матушки Натальи от 27 Февраля, принадлежала Н.В. Гоголю, а не Антону Павловичу Чехову. :)
другой Андрей28 февраля 2021, 21:27
Р. 27 февраля 2021 22:54: "Вот поэтому мудрые настоятели и не благословляют служительницам в храме делать кому либо замечания." Как помнится, женскому полу в храме и так предписывается более помалкивать, без каких либо дополнительных указаний. Однако стоило бы немного уточнить по поводу "напугают и более не придёт". Надежда на постепенный прирост прихода посредством снисходительности к захожанам понятна, но возможен и обратный эффект, ибо и прихожане тоже люди, а не ангелы безплотные. Быть может всё же имеет смысл повесить на вратах объявление, что здесь есть правила поведения для взрослых и детей, а кто не знал да очень уж надо войти, то в притворе можно взять на время платочки и фартучки?
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу28 февраля 2021, 14:47
Хорошо, поняла. Обязуюсь с Вами больше не делиться, дабы не увлечь Вас в ямы. Но Вы ведь не будете сильно возражать, что с другими я продолжу делиться? Публиковаться? Вы уж меня извините - у меня благословение...
инокиня Наталья -- Наталье Ал-не28 февраля 2021, 14:32
А никак. Нельзя воспитать в себе сострадание, сохраняя дистанцию. Любовь возвела Господа на Крест; любовь делает человека беззащитным. Дистанцию можно устанавливать по временам в воспитательных целях. Такие небольшие бойкоты после очередного неадекватного поведения бывают полезны. Но, во-1-х, не всем - бывает, что человек уже сильно реальность потерял, и бойкот им воспринимается просто как враждебное поведение, без единого правильного вывода. А во-2-х, целью должна быть польза этого человека, а не наш комфорт. Со стариками терпение достигается как с детьми. Только с детьми мы делаем поправку на то, что он не понимает, потому что мал, а со стариками - потому что организм разрушается(
Игорь28 февраля 2021, 07:44
Игорь Александрович, может вами и движет Христоцентричность но отвечать людям от имени Господа - это совсем не она. Больше похоже на эгоцентричность. Зашкаливающую причем. Да еще и теми словами отвечать которыми Господь обличал. Или вы что-то другое имели ввиду? Но тогда обратите внимание: для человека который приобрел ясность ума и сердца вы слишком витиевато выражаетесь.
Наталия Ростова - И28 февраля 2021, 06:04
Конечно же, Вы правы. /а посторонний попытается посочувствовать или нет../. Спустя годы, есть сожаление о своем жестокосердии, именно к немощным. За здоровых люлей, которых обидел, воспоминаний почему-то нет. Помню старушку, которая стояла за мной в очереди за талончиком к врачу в 99-м. Очередь занимали в 4 утра. Последний талон достался мне. Вот что мне стоило отдать ей своё, вроде законное право на приём к доктору? Я молодая, могла бы на следующий день попытаться опять прорваться на приём.А она так жалобно на меня посмотрела...А я развернулась довольная, и ушла....Вот так обижаем вольно или невольно бедных, больных, убогих...а потом мучаемся всю жизнь...
Р.27 февраля 2021, 22:54
Наталия С.26 февраля 2021, 23:30 "были обязаны сделать замечание, что исполнили." Вот поэтому мудрые настоятели и не благословляют служительницам в храме делать кому либо замечания. Иногда после таких *замечаний* люди из Церкви уходят и не возвращаются. А женщине с ребенком можно просто помочь, если видим что не справляется.
Наталья27 февраля 2021, 22:25
инокиня Наталья27 февраля 2021, 18:46. Замечательная мысль, спасибо. Всё-таки не зря Антон Павлович один из моих любимых писателей.
Р.27 февраля 2021, 21:51
Наталия Ростова - Галине27 /Я НЕ ЗНАЛА, что мальчик болен. Призвала мать к порядку. А что это плохо?/ Ну, если Вы всё сделали правильно, то в чём проблема? Значит Ваша совесть чиста. А вообще это характерно для нашей падшей природы. Каясь в проступках мы часто вовсе не каемся. А напротив, ожидаем услышать оправдывающие нас слова: "Ну что ты! Ты ни в чем не виновата, всё правильно сделала". Мы часто для этого и "каемся", собственно. А вот если услышим в ответ согласие, типа: "да, ты виноват". Ооо, тут такое начнется: "это Я то виноват???" Вот такой парадокс.
Наталья Ал-на27 февраля 2021, 19:39
Матушка Наталья, спасибо за статью и за обратную связь. Можете что-то посоветовать по общению с пожилыми людьми с описанной вами проблемой мышления исключительно по определённым схемам? Когда этот человек пытается их навязать в злобной манере, то не то что переубедить, остаться доброжелательной и спокойной - на грани невозможного. Возможно, он искренне верит, что только так правильно, и надо меня, дурёху, ради моего же блага научить. Напоминаю себе, что это возраст, что он много для меня сделал, что я христианка в конце концов, но толку мало, увы. Как воспитывать в себе сострадание, но сохранить дистанцию, чтобы негатив ближнего твоего не порождал негатив в тебе самом?
Лена27 февраля 2021, 19:34
И.27 февраля 2021, 03:56 "А посторонний либо попытается сочувствовать им, сопереживать, не углубляясь в причины, либо нет". Именно так. Всё прочее - просто попытки красиво и рационально оправдать своё жестокосердие. А в этом мы все большие мастера...
Лена27 февраля 2021, 19:25
Антон27 февраля 2021, 11:45 "По-моему, вы поступили правильно, что сделали замечание. Ребенок действительно мог что-то уронить или испортить." Это точно. Главное чтобы эти больные дети не испортили чего. Это самое важное. Одной маме с больным ребёнком так и сказали милосердные тетушки в храме - с больным ребенком дома сидите, не мешайте другим молиться. До чего же добрые и душевные люди у нас...
Игорь Александрович27 февраля 2021, 19:10
Иоанна_ и ещё - "о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой (Игорь Александрович) сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Игорь Александрович27 февраля 2021, 18:54
Иоанна_, "разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?", отвечает Господь людям, покушающимся на дары исцелений ближних... "возьми свое и пойди..."
инокиня Наталья27 февраля 2021, 18:46
А я понимаю, почему Наталия Ростова до сих пор мучается. У меня тоже были моменты в жизни, когда приоткрывалась цена нашей вседневной жестокости. Помните, у Гоголя в "Шинели"? Бедный Акакий Акакиевич всего лишь сказал молодому человеку, решившему, что обидеть его будет весело: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Но "в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости..." Вот так приоткроется вдруг, "сколько свирепой грубости" в наших замечаниях - и плачешь потом всю жизнь.
инокиня Наталья -- Галине27 февраля 2021, 18:25
Вообще-то, в материале речь не идет о том, чтобы увидеть "как действует грех в другом человеке" - это уже из комментариев дополнительные темы набрались. В статье речь о том, чтобы предположить: Может быть поведение человека вообще продиктовано не грехом? Может человек ведет себя не вполне адекватно просто потому, что испытывает какое-то, непонятное нам, давление?
Галина27 февраля 2021, 17:55
Наталья Ростова, а Вы разве до этой ситуации не догадывались о том, что люди в большинстве своём имеют огромное количество проблем. Ну да, в моем понимание это уже осуждение. Кто говорит о блюдечке, просто благодать стяжается другими инструментами,о которых Святые писали, и сочувствие даруется Богом нам через жизненные обстоятельства.А как Вам, кажется, вот теперь Я знаю, Я смогу посочувствовать?
Ксения27 февраля 2021, 15:23
Подпишусь под каждым словом! Спасибо за статью! Все беру на заметку. И еще кстати у меня как раз один из детей импульсивный и гиперактивный. Слова инокини как раз то что мне надо. Спаси Господи.
Наталия Ростова - Галине27 февраля 2021, 12:57
/Невозможно знать проблемы впервые увиденных людей/ Вот как раз ЗНАНИЕ о том, что невозможно знать проблемы впервые увиденных людей и может вызвать сочувствие. А где сочувствие, там и понимание. А где понимание, там и помощь (хоть словом, хоть делом). Я НЕ ЗНАЛА, что мальчик болен. Призвала мать к порядку. А что это плохо? Это обязательно осуждение, в Вашем понимании?. Если б, я раньше прочитала бы эту статью, то сначала бы задумалась...а может у мамы вымученные глаза не от баловства её дитя, а от того, что он может болеть...Понимаете? А благодать - это то, что мы хотим на блюдечке сразу. Но так не бывает. Правильно сказала матушка, надо хвататься за всё, что может помочь в духовной брани...
Антон27 февраля 2021, 11:45
>> Мне до сих пор стыдно за свой поступок... По-моему, вы поступили правильно, что сделали замечание. А что было бы если-бы вы его не сделали? Ребенок действительно мог что-то уронить или испортить. Был бы грех мамы и стыдно уже ей.
другой Андрей27 февраля 2021, 09:33
Наталия Ростова 26 февраля 2021 14:49, болезненность ребёнка повышает нагрузку на родителей, но не даёт разрешения на опрокидывание подсвечников и сбрасывание образов. Другое дело, что ответственные лица в подобной ситуации чаще предпочитают наказать подвластных, хотя бы те и были правы. Так проще чем напоминать мнящему себя равным богу существу о человеческом естестве. Нажаловаться же может, отчитывайся потом перед начальством. Тяжела она, шапка Мономахова, ой тяжела.
Иоанна_ 27 февраля 2021, 08:51
Игорю Александровичу. "Слушай только Христа" - это хорошо, но Бог спасает нас через ближнего, никак иначе. Он Сам так захотел, так устроил, поставив заповедь любви к ближнему сразу после заповеди любви к Богу. Из обделённости вниманием в детстве христианин должен был сделать совсем другой вывод: щедро дарить своё внимание всем, кто в нём нуждается. Вы приобрели "ясность ума м сердца"? Дааа, немногие могут этим похвастаться!))
И.27 февраля 2021, 03:56
Наталия Ростова26 февраля 2021, 14:49 А если бы ребенок баловался, а маме не хватало опыта, знаний, понимания, пока не научилась справляться с его баловством? Она не достойна сочувствия? Только порицания? В Вашем примере мама знала, что ее ребенок так поведет себя из-за заболевания. В другом месте (например, рядом с проезжей частью) она бы возможно по-другому себя повела и постаралась ограничить свое чадо. Какая бы ни была причина, мамы и в том, и в другом случае могут просто устать от необходимости повышенного внимания к ребенку и захотеть передышки. А посторонний либо попытается сочувствовать им, сопереживать, не углубляясь в причины, либо нет, только от его желания зависит.
Игорь Александрович27 февраля 2021, 01:47
Автору: Человек духовно опытный различает отсутствие сочувствия в себе неисправном и присутствие сочувствия Христа в нём. Если же такого различия нет, значит нет опыта плодоносной внутренней жизни, а значит, как говорит Писание, совсем не стоит таким образом "делиться", дабы "оба не упали в яму". Точно таким же образом ясность моего ума и сердца является милостивым даром мне немощному, познавшему свою полноту душевного мрака и заблуждений ума, ежели Вы сакцентировали на этом...
Наталия С.26 февраля 2021, 23:30
Наталия Ростова, /хотя уже и прошло много времени и каялась не раз/, может быть вы сожалели многократно об этом поступке, а каялись в нем все же один раз, иначе можно предположить недоверие к таинству покаяния. Далее, из того, что написано, нужно понять, нет ли ложного чувства вины в таком длительном сожалении. Вы не желали обидеть женщину, а были обязаны сделать замечание, что исполнили. Вы не могли знать причин недолжного поведения ребенка, пока мать их не объяснила. Вы приняли ее объяснение, и ситуация разрешилась. После этого уйти из храма было ее личным выбором, за который, как и за свое душевное состояние, ответственна уже она, будучи взрослым человеком.Это с точки зрения психологии.
Инокине Наталье Галина26 февраля 2021, 22:20
"Кто любит, тот, как исполняющий главнейшую из всех заповедей, хотя бы и имел какие-нибудь недостатки, при помощи любви скоро может приобрести знание!, подобно Корнилию и многим другим; а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретет, но часто теряет и то, что имеет, впадая в гордость. и как правило всю жизнь. И мне до Вашего опыта , наверняка далеко. Только вот знания мои те светские, что я получила, очень хорошо мне помогали анализировать и видеть как действует грех в другом человеке, а не в самой себе.Таким образом знание не производит любви, а напротив удаляет ее от человека невнимательного, порождая в нем гордость и надменность." А до любви мне неопытной далеко.
Галина26 февраля 2021, 22:11
Наталия Ростова, так Ваш пример как раз доказывает мое вИдение. Невозможно знать проблемы впервые увиденных людей, потому мы и призваны смотреть всегда в себя, чтоб на других времени не оставалось. Те Вам стыдно не за то, что Вы осудили кого-то , а за то, что ребенок был болен? А если здоров и мама вдруг не справилась, или вообще впервые в храм вошла... Не суди и не будешь судим- не от сочувствия же...А просто никого и всё.
инокиня Наталья -- Галине И. 26 февраля 2021, 21:58
Простите за занудство, но этот факт не говорит о низких когнитивных способностях. Есть дети с интеллектом выше среднего, даже существенно выше, но учебный процесс у них не идет. И социальное окружение тоже далеко не всегда определяющее. Есть дети, которые не могут соблюдать дисциплину, хотя растут в среде наиделикатнейших людей, и их старшие/младшие братья/сестры прекрасно воспитаны. А в школе, к сожалению, долгое время старались как раз-таки всех подогнать под одну гребенку. Без Бога... Вот, на днях говорила с женщиной, которую в первом классе били линейкой по рукам за то, что левша. Учитывая что их, детей лесных хантов, насильно забирали от родителей в интернаты, это было вдвойне жестоко..
инокиня Наталья -- Галине 26 февр. 10:4826 февраля 2021, 21:31
Никак не могу понять Вашей терминологии - за каким словом у Вас что стоИт. Попробую сама. Любовь и сочувствие не идут через запятую. Любовь - верх добродетелей; сочувствие - начало пути к этому верху. Святоотеческое понятие любомудрия предполагает, что любви человек еще не стяжал, но понуждает себя на такое поведение, которое диктует любовь. Даже не уговаривает, а понуждает, понимаете? Любовь принимает и тех, кто раздражает других, кто ведет себя нелепо, неудобно и т.п. А у нас любви нет.. но мы используем все доступные нам способы самопонуждения, говоря себе: 1.так хочет Бог 2.и я кого-то раздражаю 3.потерплю за свои грехи 4.что я знаю о скорбях и проблемах этого человека?.. - и т.д. и т.п.
Наталия Ростова26 февраля 2021, 14:49
Галина/"Если мы по-настоящему будем сочувствовать людям в их скорбях"-Вот это, мне видится, не даётся знаниями, это даёт благодать, а труд по стяжанию благодати совсем другое./ Не совсем соглашусь. И даже приведу пример. Мне до сих пор стыдно за свой поступок, хотя уже и прошло много времени и каялась не раз. Я заменяла свечницу в храме. И зашла как-то женщина с ребёнком. Ребёнок стал бегать по храму и мотылять подсвечники. Потом залезал на скамейки и чуть не уронил одну икону со стены. Я сделала маме замечание. Видели бы вы, КАК она на меня посмотрела...И потом сказала, что её ребёнок не балуется, а он - больной. Схватила дитя и вышла из храма. А я стояла, как соляной столб. Я ж не знала...
Галина И.26 февраля 2021, 14:32
«..если его ребенку никак не освоить учебу или дисциплину, – это крест этого человека».Этот факт говорит о низких когнитивных способностях ребенка, чаще всего на генетическом уровне или в рез. социального окружения. Существует множество систем работы и теорий по развитию этих способностей. Долгое время в школе считалось, что каждый ребенок по- своему талантлив и одарен от Бога. А крест?- «Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти все святые заповеди становятся для него крестом, на котором он распинает своего ветхого человека со страстями и похотями» (свт Игн. Брянчанинов)
инокиня Наталья -- Игорю Александровичу26 февраля 2021, 14:23
Я, конечно, не претендую на ясность ума и сердца. Просто делюсь опытом того, от чего люди страдают, чтоб другие люди испытали сочувствие. И вообще-то, Господь наш предложил нам тот же путь, потому что Сам воспринял на Себя человеческое естество, "чтобы во всем уподобиться братии... Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь". И я не совсем поняла предшествующую морали мысль: то, что Вы ни в ком не видели сочувствия, научило Вас, что и Вам никому с подобными проблемами не надо сочувствовать? Но тогда это не Христианство, это индуизм какой-то...
инокиня Наталья -- другому Андрею26 февраля 2021, 14:06
"Небось"? Вы подозреваете, что другие комментаторы начнут жалеть Ваших сослуживцев за Ваш счет? Я не начну. Моя позиция изложена в материале "Доброта за чужой счет" https://pravoslavie.ru/132171.html Но эта позиция (довольно жесткая) не предполагает, тем не менее, уничижения понятий жалости и милосердия.
инокиня Наталья -- Галине26 февраля 2021, 13:55
Смотрите, где Вы неверно смещаете акценты: "замечать чужие грехи" в значении "осуждать" - это плохо, да. Но духовная опытность предполагает вИдение того, как действуют грехи. Вопрос духовного преуспеяния в том, чтобы видеть, не осуждая. И знания тут, конечно, не будут определяющими... но и отказываться от них может лишь крайне неопытный человек. Опытный человек хватается за всё, что помогает в духовной брани. И за знание, которое может вызвать сочувствие, тоже. Помогло? - хорошо. Перестало помогать? - пока отложи, возьми другое. Вы ведь и сами говорите, что ищите ответы. Зачем они, если знание ничего не решает? Да и апостол не сказал, что вера бывает лишь от откровения, но "вера от слышания"
Галина26 февраля 2021, 10:48
Святые до последнего говорили о себе, что они не святы.Почитать дневник Иоанна Кронштадского сколько борьбы было в том, чтобы полюбить, посочувствовать людям. То есть любовь к людям, сочувствие-это высшая ступень. Алексей Уминский, вспоминая Иоанна Крестьянкина говорит, что батюшка "не видел" здоровых/нездоровых, для него человек прежде всего человек, образ Божий. И это уже повод к неосуждению, а мы себя как бы уговаривать пытаемся. Нельзя перепрыгнуть ступни духовного возрастания, поняв псих/физ состояние людей, сам лучше не станешь, да и "устанешь" всем сочувствовать.Мне просто кажется, что вы слишком много придаёте этому значение в поисках любви к ближнему.П.С. Конечно, я могу ошибаться
Галина26 февраля 2021, 10:32
Наталья, огромное спасибо, что всегда откликаетесь на отзывы и вопросы. Я не написала, о том что святые были наивны.Насколько я понимаю, то, что читала у святых, они не греха не видели, а говорили о том, что им "некогда" замечать чужие грехи со своим бы "багажом " разобраться. И можно понимать всё о своих детях, и они могут быть абсолютно нездоровы, но терпения это ни прибавляет ни на грамм и уж тем более любви."Если мы по-настоящему будем сочувствовать людям в их скорбях"-Вот это, мне видится, не даётся знаниями, это даёт благодать, а труд по стяжанию благодати совсем другое.
Наталия Ростова26 февраля 2021, 09:11
Матушка Наталья, это шедевр. Даже распечатаю. Вот как раз этих знаний, нам всем и не хватает...
И.26 февраля 2021, 05:52
Разбираем человека на винтики, тут физиология рулит, там с психологией не лады. Места совокупности качеств, которая испокон веков называлась характер, не осталось. Хотя не так давно считалось, что его можно формировать и даже исправлять никогда не поздно, если того захочет носитель сам. Теперь все чаще пытаются показать, что человек какое-то аморфное неуправляемое создание с диагнозом, куда ветер дунет, туда и занесет либо физиология, либо психология. Только не объясняет медицина, как выходит, что люди с одинаковыми диагнозами и соответственно схожими нарушениями физиологических процессов так по-разному проявляют себя по отношению к окружающим или реагируют на внешние раздражители.
Игорь Александрович26 февраля 2021, 04:43
Галина - спасиБо!"Но без Бога даже посочувствовать мы не можем." Да, всё что не христоцентрично, только пагубно!
Игорь Александрович26 февраля 2021, 04:32
Мальчик с дефицитом внимания во мне усвоил ясно, что никто кроме Христа не стал его терпеть. Теперь у этого мальчика есть ясность ума и сердца с помощью которых он видит ничтожность попыток иными способами разрешиться от уз сего тяжкого бремени. Мораль проста - слушай только Христа.
Игорь25 февраля 2021, 16:40
Галина, как же "знание о проблемах других людей не помогает изменить себя"? Как же не помогает? А откуда взяться сочувствию если не знать о чужих проблемах?
инокиня Наталья -- Галине25 февраля 2021, 12:43
Вы слишком всё упрощаете. В материале "Наивность" я приводила пример из "Лествицы" про святого старца, который увидел, что пришедший к нему человек "горд, суров, зол..." Если бы святость была в том, чтоб не видеть чужих неправд, то как бы он это увидел? И нам свв.отцы и даже Бог не велят смотреть на себя, чтоб не увидеть, что Маша безалаберная, что Вы! Нам велено смотреть на себя, чтоб понять, что Машина безалаберность может быть вообще неподсудна. И как стяжать покаяние, если не задумываться над своей категоричностью в отношении Машиной безалаберности? Покаяние начинается с сожаления о конкретных грехах. А физиологию и психологию не надо ставить в один ряд, это явления разного порядка.
инокиня Наталья -- Наталье25 февраля 2021, 12:12
Вы путаете понятия "попустить" и "наказать", что видно из последней фразы. Господь попускает, да. А как бы Он не попустил того же неправильного воспитания? Можете предложить хоть один способ решения? Есть замечательная книга В.Крапивина "Журавленок и молнии" (кажется, я ее уже советовала), так вот там мальчик мечтает создать машину, которая спасала бы людей от несчастий. Но в какой-то момент он понимает, что так избавиться от зла нельзя, потому что зла желают сами люди. Зло живет в самих людях, и пытаясь уничтожить их зло, неизбежно придется уничтожить и людей. А тогда повредятся и другие люди, потому что не смогут уже добровольно избрать добро. Потому плевелы и оставляются расти до жатвы...
Адриана25 февраля 2021, 01:41
Блеск! Все через себя,свое сердце пропускать, иначе не получится любви к ближнему и правильной любви к себе.
Галина24 февраля 2021, 22:53
"Учитывая, как много споров на портале было о психологии, поясняю". А я как-то поняла, что речь о ней. Просто во многих Ваших статьях слышится как-бы попытка, оправдать те или иные поступки других людей физиологией психологией и тд. Но нам святые отцы да и сам Бог говорит о другом. О том, что мы должны смотреть на себя , и вот тогда мы не заметим, что Маша безалаберная. Разве нет? Дело не в знаниях, а в том на какое место они становятся в духовном возрастании. Я лишь говорю, что знание о проблемах людей не помогает изменить себя.Вроде как, вместо собственного покаяния, думать о диагнозе соседки:)Так? Мне не помогает, может кому-то иначе, я не спорю. Я лишь пытаюсь общаться и искать ответы.
другой Андрей24 февраля 2021, 21:44
Тонкость в том, что среди мира горазда чаще видны осознанно угрызающие окружающих, чем страдающие по медико-биологическим особенностям. К примеру, состарился человек и стал забывать важные вещи, но на пенсию уходить не хочет хотя и прекрасно понимает что происходит. Стало быть кому то придётся работать и за себя и за него, да ещё и массу неприятностей получать. Небось сейчас скажут про потерпеть из жалости и милосердия, да понесённые издержки то оплачивать желающих в среде руководства не много найдётся, тем более если учесть последствия нервного стресса для здоровья. Ни к чему человеку лишние, особенно непосильные подвиги ибо не будет за них награды.
инокиня Наталья -- Галине24 февраля 2021, 20:50
Во-1х, про психологию разговора не было. Речь о физиологии. Во-2х, никто не предлагает знания в противовес вере. Зачем Вы их противопоставляете? От того, что кто-то может придать знаниям недолжное значение, христианам бегать от знаний что ли?
Ирина24 февраля 2021, 20:05
Благодарю сердечно автора!
Наталья24 февраля 2021, 19:45
Спасибо, снова много добрых мыслей и слов о разных людях,сострадания к ним.От этого всегда тепло. "я помню множество примеров того, как страшно и практически непоправимо деформируются люди от дурного воспитания. Как Господь будет судить таких людей?! Не знаю." Но для чего Господь попускает детям такие психотравмирующие ситуации в детстве? Он же знает, что из-за своей невинно деформированной психики эти люди будут мучаться и совершать много ошибок, порой очень тяжёлых. Зачем тогда попускать им такое травмирующее воспитание и детство? "И с нас должно быть довольно переживания того,что нам сочувствуют Господь..."Но Он же Сам и попустил эти страдания.И Сам же им переживает,как бы бьёт и жалеет?
Ирина24 февраля 2021, 14:25
Большое Вам спасибо,матушка Наталья! Вам удалось сложные вещи , их взаимосвязь описать,объяснить доступно и легко с Божьей помощью, когда открываются ОЧИ СЕРДЕЧНЫЯ!Дай Вам Бог здоровья души и тела на долгие годы.
Галина24 февраля 2021, 11:13
Такая огромная роль отводится психологии. Первого ребенка я родила рано, в тот момент училась на факультете , изучающий психологию людей, и очень этим увлекалась, и благодаря интересу перечитала гору книг, и ... наступила на все грабли молодой мамы, на которые можно было наступить. Что толку от знаний, если "яко без мене не можете творити ничесоже". Можно понимать что , от чего и почему. Но без Бога даже посочувствовать мы не можем. Знания сами по себе ни человека не меняют, ни влияют на отношение его к другим.Если кому-то знания помогают не осуждать-ну хорошо, только тогда опасность приписывать знаниям ту силу, которую может дать только Бог...?
Екатерина24 февраля 2021, 08:19
Простая и очень хорошая мысль. Примеры прекрасные. Спасибо.
Наталья24 февраля 2021, 02:52
Спасибо Вам, инокиня Наталья!
Андрей24 февраля 2021, 02:49
Спасибо Наталья, мне понравилась тема, легко, актуально и без заумных рассуждений.))))
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×