Иеромонах Исаак (Аталла) 16 июля 1998 года отошел ко Господу один из святогорских отцов, особо почитаемый в Антиохийской Православной Церкви, – иеромонах Исаак (Аталла), выходец из Ливана, ученик великого святого нашего времени – преподобного Паисия Святогорца. Его стараниями была подготовлена первая книга о старце, получившая большую известность и переведенная на многие языки[1]. Но о самом авторе до сих пор известно совсем немного; отрывочные биографические сведения содержатся в предисловии к его книге. Предлагаем читателю восполнить этот пробел на основе некоторых доступных арабских источников. В основу текста положены воспоминания брата отца Исаака Антона, которые записал его зять, священник Мильхим аль-Хаурани, ныне служащий в селении Мхайдсе в Горном Ливане[2].
Будущий иеромонах Исаак (имя в миру – Фарис Аталла) родился 12 апреля 1937 года в селении Набай, расположенном в районе Матн провинции Горный Ливан, в семье благочестивых христиан Нимра и Марты. Он был старшим из 10 детей. Отец, обладавший красивым голосом, пел в храме на клиросе, и от него сыну передалась любовь к Церкви. Фарис любил уединение и часто ходил молиться в безлюдные места. Однажды он ушел в монастырь Пророка Илии[3] с намерением там остаться, но пришлось вернуться домой – в монастыри тогда не принимали тех, кто был старшим сыном в семье и предположительно будущим кормильцем своих родителей.
Фарис любил уединение и часто ходил молиться в безлюдные места
Когда Фарису было 12 лет, его мать скончалась, и отец женился повторно. Юноша освоил столярное ремесло и устроился на работу в Бейруте. Домой он возвращался поздно, и отец упрекал его за это. Вскоре выяснилось, что причиной задержек было посещение занятий византийского пения, которые вел протопсалт Антиохийской Церкви Митри аль-Мурр.
Прежде чем принять судьбоносное решение, Фарис 2 года проработал поваром в ресторане элитной бейрутской гостиницы «Phoenicia Intercontinental». Летом 1962 года он уволился и приехал домой. Сразу же он вручил отцу свою сберегательную книжку со словами: «Это депозитный счет на твое имя. Когда наступит срок выдачи денег, прошу тебя снять их и разделить поровну между членами семьи. Мне ничего не нужно, я ухожу в монастырь». Отец спросил: «Чего тебе недостает в жизни и что мне для тебя сделать, чтобы ты не уходил в монастырь?» Фарис ответил: «Даже если ты предложишь мне все богатства мира, меня они не прельстят. Мое призвание не здесь, а в монастыре». Огорченный отец позвал других детей, чтобы они отговорили старшего брата, но главное решение в жизни было уже принято.
Иеромонах Исаак (Аталла) В тот же день Фарис в сопровождении своего брата Антона отправился в Успенский монастырь в селении Бкефтин[4], где он прежде никогда не был и знал лишь название обители. Впрочем, он был знаком с игуменом – архимандритом Иоанном (Мансуром) († 3 апреля 2018 г.), ставшим впоследствии митрополитом Латакии[5]. Монастырь в то время был наполовину разрушен, и в нем проживал лишь игумен с одним монахом (ныне – архим. Иоанн (Маалули)). Оказавшись перед вратами обители, Фарис преклонил колени и, перекрестившись, сказал: «Благодарю Тебя, Господи! Теперь моя мечта исполнилась».
Вечером Антон вернулся домой, где его с нетерпением ждала вся родня. «Куда поехал Фарис?» – спросил отец. «В монастырь Бкефтин. Судя по убогому состоянию монастыря, уверяю тебя – не пройдет и двух дней, как он вернется домой, ведь он привык к условиям жизни в бейрутской гостинице». Отец вздохнул: «Нет, с какими бы трудностями он ни столкнулся, он больше не вернется». Так и произошло.
В этом монастыре Фарис прожил около трех месяцев, после чего перешел в монастырь Баламанд[6], где получил семинарское образование. Он застал то время, когда настоятелем был епископ Игнатий (Хазим), впоследствии Патриарх Антиохийский (1979–2012).
В 1963-м году Фарис был рукоположен в диакона с именем Филипп, в честь апостола Филиппа. Хиротония состоялась в монастыре Вмч. Иакова Рассеченного в ливанском селении Дедде (епархия Триполи). Он оставался насельником Баламандского монастыря, где нес послушание казначея. Затем он обучался греческому языку на острове Патмос и изучал богословие в университете г. Салоники (Греция), где служил в кафедральном соборе Вмч. Димитрия Солунского. Многие приходили туда специально, чтобы услышать ектению на греческом и арабском. В тот период он познакомился с афонским монашеством и со своим будущим духовником, старцем Паисием.
В тот период он познакомился со своим будущим духовником, старцем Паисием
По возвращении в Ливан о. Филипп был рукоположен в священники Антиохийским Патриархом Илией IV (1970–1979) в Баламандском монастыре. В 1973-м г. он поселился в монастыре Св. Георгия «Хаматура»[7], который долгое время был заброшенным. Его стараниями обитель была восстановлена, он также отдавал много сил духовному окормлению паствы из соседнего селения.
В 1975-м г. в Ливане вспыхнула гражданская война, и монастырь оказался в зоне военных действий. Отцу Филиппу пришлось уехать оттуда, и он вернулся в Салоники. В то время он служил в храме Св. Варвары и окормлял баламандских семинаристов (в связи с военными действиями Баламандский богословский институт эвакуировался в Салоники в 1975-м г. и функционировал там до 1979 г.). В 1978-м г. по его просьбе митрополит Гор Ливанских Георгий (Ходр) выдал ему отпускную грамоту, и отец Филипп окончательно переехал в Грецию. На Святой Горе он принял монашество с именем Исаак, в честь прп. Исаака Сирина.
Первый год отец Исаак провел в монастыре Ставроникита под руководством своего духовного отца – старца Паисия, затем перебрался в келлию Воскресения Господня в Капсале близ Кареи, административного центра Афона. Отстроив разрушенную келлию, 4 года он прожил там один, ведя аскетический образ жизни и борясь с многочисленными искушениями. Однажды, во время сильной мысленной брани, он увидел в чаще леса старую могилу. Остановившись перед ней и помолившись, он сказал сам себе: «Здесь я умру», и мучившие его помыслы тотчас исчезли. По афонской традиции, ради непрестанной памяти смертной, отец Исаак выкопал себе могилу в саду возле своей келлии и ежедневно совершал там каждение.
Отец Исаак выкопал себе могилу в саду и ежедневно совершал там каждение
Отец Исаак был известен как строгий к себе подвижник, аскет и молитвенник – это то направление духовного пути, которое он воспринял от прп. Паисия. Поначалу казавшийся суровым, вскоре он обнаруживал искреннюю отеческую заботу о приходивших к нему за духовной помощью. Особое внимание он уделял таинству Покаяния и призывал всех чаще прибегать к Исповеди. Удалившись от мира, он не порывал с ним связи, являясь, по меткому сравнению прп. Паисия, одним из тех «радистов Божьих», которые вдали от шума настраиваются на нужную духовную частоту и ловят сигналы, чтобы посылать их обратно в мир.
Основанное им братство жило в крайне аскетичных условиях: в келлии не было электричества и газа, монахи не пользовались ни душем, ни обогревателем, не имели собственных денег. Для приготовления пищи и обогрева заготовляли дрова, воду брали из колодцев. Братия занималась духовным окормлением паломников, рукоделием, издательской работой.
Отец Исаак переводил с греческого на арабский духовную литературу. Арабоязычным христианам он открыл духовный мир своего святого покровителя прп. Исаака Сирина, издав перевод его книги «Слова подвижнические» с приложением жизнеописания святого и полного текста посвященной ему службы (первое издание вышло в 1983-м г. в Ливане). Также в его арабском переводе вышли «Лествица» и труды прп. Паисия Святогорца: «Письма», книга «Афонский старец Хаджи-Георгий», житие его духовного отца, русского старца Тихона и др.
Приношением отца Исаака всему православному миру стала первая биография старца Паисия Святогорца. Работу над книгой о своем духовном отце он начал через 2 года после его кончины. Самому отцу Исааку не суждено было довести дело до конца (он преставился вслед за прп. Паисием, спустя 4 года), и подготовку книги к изданию довершил его ученик о. Евфимий вместе с братством келлии Воскресения Христова. Первое издание вышло в 2004-м г. под именем иеромонаха Исаака.
На Афоне отец Исаак прожил 20 лет, периодически совершая короткие выезды в Ливан, Сирию, Иорданию и Египет. Единственный арабоязычный насельник Святой Горы, он принимал у себя в келлии всех православных паломников из Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского Патриархатов. Через него многие из них впервые знакомились с афонской монашеской традицией. Келлия Воскресения даже снискала среди православных арабов неформальный титул «Антиохийские врата на Афоне». Он часто говорил им: «Я здесь ради вас и ради Антиохийской Церкви».
Келлия Воскресения снискала среди православных арабов неформальный титул «Антиохийские врата на Афоне»
Отец Исаак снискал любовь и почтение многих православных в Греции. Священник Мильхим, зять его брата, свидетельствует о том, что в домах многих греков в разных частях страны ему встречалась фотография «геронды Исаака», а на Афоне упоминание Ливана непременно ассоциируется с его именем, и среди святогорцев он почитается как святой подвижник.
В начале 1980-х гг. его отец Нимр Аталла решил разделить свое имущество между детьми. Он желал, чтобы этим делом руководил его старший сын, отец Исаак, подвизавшийся на Афоне. Братья написали ему о желании отца. Вскоре они получили письмо, в котором отец Исаак спрашивал их: «Готовите ли вы себе хотя бы маленький удел на небесах, вместо того чтобы заботиться о материальных вещах, которые принадлежат этому миру?» Так как отец Исаак не приехал, отец самостоятельно занялся распределением наследства, которое он разделил поровну между всеми, не исключая и старшего сына. Через несколько месяцев отец Исаак оказался в Ливане. Он навестил отца, и тот сообщил ему о распределении наследства и о причитающейся ему доле. Поблагодарив отца за любовь и заботу, святогорец попросил разделить его долю поровну между остальными братьями и сестрами, поскольку он посвятил себя Богу, в надежде унаследовать хотя бы скромный удел на небесах.
В начале лета 1998 г. здоровье отца Исаака ухудшилось, и ему пришлось выехать с Афона в Салоники для лечения в больнице. Весть об этом дошла до его родных. Отец Мильхим вспоминает об этом так:
«Мы с братом отца Исаака Антоном и его племянником Джорджем (сыном его брата Иосифа) решили поехать в Грецию узнать о его состоянии. В Салониках мы сразу направились в больницу. В палату к отцу Исааку входить не разрешали, но администрация больницы, узнав о прибытии родственников, пустила нас. Первым вошел Антон. Увидев брата в тяжелом состоянии, он не мог сдержать слез. Но отец Исаак встретил его с улыбкой и заговорил первым: ‟Брат, что тебя привело сюда? Тебе сообщили, что я болен, и желательно меня навестить? Я думал о тебе. Я долго подвизался в молитве и посте ради встречи с Господом и теперь чувствую, что готов к этому благословенному часу. Но я переживаю о тебе, брат, потому что ты все свое время посвящаешь работе. Делаешь ли ты что-то, чтобы подготовиться к этому часу? Готов ли предстать пред Господом?”
Во время пребывания отца Исаака в больнице запомнился такой случай. Когда его духовный сын отец Евфимий (впоследствии настоятель келлии Воскресения в Капсале) читал над ним молитвы, в одной из них несколько раз прозвучало слово ‟смерть”. Отец Евфимий, смутившись, сбился и не смог продолжать чтение. Отец Исаак попросил его продолжать молитву с дерзновением, сказав: ‟Чего бояться? Я много трудился ради этого часа, и я готов”.
В один из последних дней пребывания отца Исаака в больнице в палату вошла медсестра, которой он раньше не видел. Он обратился к ней с упреком: ‟Стыдно тебе стесняться своего имени, Султана!” Медсестра замерла на месте, так как старец, не спрашивая, узнал ее имя и связанную с ним проблему. Тот продолжал: ‟Зачем стыдишься, дочь моя? Потому ли, что родители назвали тебя чужеродным именем, которое ты считаешь турецким и нехристианским? Знаешь ли ты, что в моей стране – Ливане – мы именуем этим именем Владычицу нашу Богородицу, Которую зовем Царицей[8] Небесной? Радуйся великому имени, которое ты носишь, и гордись им”. Медсестра поклонилась старцу, поцеловала ему руку и вышла, совершив медицинские манипуляции. С этого момента она стала усердно прислуживать ставшему ей близким чужестранцу, который открыл ей ее тайну и исцелил от душевных страданий. Она была рядом до конца пребывания старца в больнице. После его выписки она поспешно зашла в палату и забрала к себе домой простыни, на которых он лежал. Когда стало известно о кончине старца, Султана поняла, какое сокровище ей осталось от прибывшего из Ливана подвижника. Когда открывали шкаф, где хранились простыни, по комнате распространялось благоухание. Она непременно приглашала православных ливанцев, близко знавших отца Исаака, приложиться к этим благоухающим простыням для благословения».
Антиохийские паломники у могилы о. Исаака
Незадолго до кончины состояние отца Исаака немного улучшилось, и он попросил перевезти его из больницы в монастырь Св. Иоанна Предтечи в Метаморфоси[9]. Там он и почил 16 июля 1998 г. Погребен иеромонах Исаак (Аталла) в той самой могиле при келлии Воскресения Господня на Афоне, которую он заранее себе приготовил.