Иеромонах Никодим Карейский, духовник (1926–1986)

Часть 1. Воспоминания о старце

Монах Дамаскин Григориат

Иеромонах Никодим Карейский Иеромонах Никодим Карейский Воля Божия часто состоит в том, чтобы дивные дела подвижников и добродетельных монахов оставались сокрытыми от наших глаз, пока они живут рядом с нами. Это бывает для их духовной безопасности, чтобы они без лишнего шума и постороннего влияния могли духовно преуспевать и преумножать в своей душе благодать к благодати. А мы эту потаенность бесценных жемчужин воспринимаем с сожалением, потому что узнаём о подвижниках и начинаем их ценить, только когда они уйдут из жизни сей, и тогда бросаемся искать людей, знавших их, чтобы выведать об их подвигах и наставлениях.

Иеромонах и духовник Никодим из Кареи был одним из таких подвижников. Влюбленный в Бога и ни во что не ставящий здешнюю жизнь, он много лет жил среди нас, но мало кто задумывался о его добродетелях. Поэтому наш долг перед его новейшими духовными чадами, а также перед знавшими его монахами, равно как и перед христианами, живущими в миру – нашими братиями во Христе, – изложить здесь, из любви и благоговения к незабвенному батюшке, несколько эпизодов из его жизни и те его поучения, которые нам удалось собрать.

Родился он в Греции, в селе Крусона на острове Крит, в 1926-м году. Родителей его звали Георгием и Екатериной, и было у них 5 детей. Четвертым был отец Никодим, по Святому Крещению именовавшийся в те годы Еммануилом Калианакисом. С малых лет он отличался от других детишек любовью к храму и богослужениям, благоговением, с каким выстаивал все Святые литургии, служившиеся в селе. Окончив начальную школу, он занялся обычным крестьянским трудом: работой в поле и уходом за скотиной.

Священником в его селе был в те времена блаженный отец Димитрий Фасолакис, очень добродетельный и монахолюбивый батюшка. У его ног и провел детские годы маленький Еммануил, который никогда не пропускал богослужений в храме и помогал священнику как пономарь и певчий.

Уже в юные годы его стало тянуть к монашеской жизни

Дружба с ровесниками, игры и грешки, которыми те предавались, совсем его не привлекали. С малых лет он был украшен глубоким благоговением к Божественному. А характер его, лишенный и малейшей дерзости, вызывал у односельчан огромную любовь. Мальчик горел желанием читать жития святых и другие религиозные книги. Уже в юные годы его стало тянуть к монашеской жизни. Книги, которые он читал, обжигали ему сердце нестерпимым огнем. И он сказал об этом отцу Димитрию. Тот дал ему такой совет:

– Окажи, дитя мое, немного терпения! Отслужи сначала в армии, потом уладь свои домашние дела здесь, в селе, и тогда можешь идти куда хочешь, если на то будет воля Божия. Тогда ты будешь волен идти, куда Он тебя призовет.

И действительно, в 1948-м году 22-летний будущий отец Никодим, свободный от всяких обязательств перед родными, испросил благословения у родителей и духовника, отца Димитрия, и ушел в монастырь Святого Антония (на Крите). Там, в самоотверженном послушании монастырскому братству, он трудился послушником в течение 3 лет. Затем, горя желанием более строгой жизни, с благословения настоятеля перешел в монастырь Пресвятой Богородицы Одигитрии (там же, на Крите). Здесь в скором времени был пострижен в монашество с именем Никодим. Затем тогдашний митрополит Гортинский и Аркадийский отец Тимофей, ныне архиепископ Критский[1], рукоположил его во диакона и иерея, а также удостоил духовнического звания, чтобы он исповедовал верующих.

Отец Никодим и в этом монастыре продолжил в воздержании и самоотвержении проводить суровую и очень аскетичную жизнь. Видя его образцовое монашеское жительство и очевидные добродетели, которые он стяжал, митрополит назначил его игуменом святого монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Кудуме (на Крите). Желание отца Никодима было, конечно же, другим – пребывать в смирении, как простой иеромонах, в безвестности, подвигах и простоте душевной. Но, невзирая на это, он оказал послушание, повиновался увещаниям епископа и прослужил игуменом этого монастыря 5 с половиной лет.

Здесь он являл огромную любовь к богомольцам, приходившим в святую обитель, с отеческой любовью принимал их и исповедовал. Как рассказывают здешние монахи, отец Никодим своей молитвой часто исцелял бесноватых и возвращал больным здоровье. Слух о нем стал распространяться и притягивать в монастырь массу народа, что всё больше тяготило отца Никодима, бывшего по натуре очень тихим. И однажды, испросив благословения и разрешения у своего митрополита, он удалился в родное село, чтобы спрятаться там от наплыва искавших его людей.

Отец Никодим своей молитвой часто исцелял бесноватых и возвращал больным здоровье

Здесь он был определен в монастырь Святой Ирины, располагавшийся неподалеку от села. Полтора года служил там священником, продолжая свои душеспасительные подвиги и труды. К себе был очень суровым и требовательным, а к христианам, которых исповедовал, – невзыскательным и снисходительным, чтобы не повергнуть их в отчаяние, как он говорил.

Все ночи отец Никодим бодрствовал на молитве, на кровать не ложился никогда, и лишь после операции на миндалинах его заставили пролежать 20 дней. В управление монастырем не вмешивался никогда. Все предоставлял решать игумену, целиком доверяя ему, и только когда тот просил совета, говорил ему что-нибудь. Вечерами уходил для бодрствования в одну из часовен, располагавшихся вокруг монастыря.

Такими аскетическими подвигами отец Никодим стяжал обилие Божественной благодати и стал точкой притяжения и утешением для всех братий, проходивших мимо монастыря. Но давнишнее глубокое желание жить в безвестности и уединении, посвятив себя умной молитве, не покидало его. Частые приходы людей не давали ему такой возможности, и он принял решение уйти и оттуда.

В 1962-м году отец Никодим пришел в Сад Пресвятой Богородицы – на Святую Гору Афон. Остановился сначала в каливе Святых Архангел Кутлумушского скита. Жил там один, без учеников, ужесточил свое аскетическое правило и проводил в посте и подвигах весьма суровую жизнь. В это время монастырь Ставроникита пребывал в довольно жалком состоянии, он еще не стал киновией, и в нем не было даже священника, который проводил бы богослужения. Так что однажды отца Никодима пригласили служить в монастыре Святую литургию. Он с радостью согласился и каждую субботу, воскресенье и по большим праздникам ходил пешком из своей каливы в монастырь. А располагалась его келлия примерно в часе пешего ходу от монастыря.

Один из его духовных чад рассказал мне следующий случай. Дело было в июле, и духота стояла невыносимая. Отцу Никодиму нужно было идти в монастырь для служения литургии, и он думал: «Как же мне добраться до монастыря по такой жаре?» И вдруг, хотя небо было кристально чистым и ясным, откуда ни возьмись над его головой появилось облачко и шло за ним, осеняя, до самого монастыря. Так решилась проблема хождения по жаре.

Другой духовный сын рассказал мне о следующем случае.

«Однажды вечером отец Никодим пустил нас к себе на ночлег. Поужинав и вычитав повечерие, мы разошлись по келлиям, чтобы передохнуть. Ночью молодому монаху понадобилось подышать воздухом. Выйдя на улицу, он прошел к маслинам – и вдруг видит там отца Никодима, стоящего под маслиной на коленях и молящегося с воздетыми к небу руками. Лицо его сияло в темноте каким-то Божественным и сладчайшим светом, что, собственно, и выдало его присутствие. Поняв, что юноша это видел, отец Никодим попросил его никому не рассказывать об этом до его кончины».

Через несколько лет он ушел и из скита Кутлумуш и поселился в другой келлии, располагающейся между Кареей и Иверским монастырем, минутах в 20 ходьбы от Кареи. Келлия эта почитает Успение Пресвятой Богородицы, там есть сады, вода и красивый вид на Иверский монастырь и море. Принял он ее пустующей, в довольно плохом состоянии, и привел в порядок. Правда, никогда не погружался чрезмерно в хозяйственные хлопоты, потому что всё его попечение было нацелено на блага небесные. Работы по огороду, цветы, украшения в доме он считал излишними. Украшением для него служили ночная молитва, строгий пост, смирение, простота и приготовление к жизни вечной.

И здесь, на Святой Горе Пресвятой Богородицы, святость жизни отца Никодима стала известной довольно скоро. Его посещали монахи, причем не только отшельники, но и общежительные иноки, чтобы испросить совета в делании умной молитвы. Православные братия даже из других стран приходили к нему, чтобы послушать его наставлений. В конце этой заметки мы приведем беседу, которая состоялась у него с румынским батюшкой Иоанникием (Бэланом).

Внешне он не производил особого впечатления. Роста был среднего, всегда в ветхой, залатанной рясе, в зимнее время надевал ботинки с толстыми подошвами. Ходил прихрамывая, опираясь на посох. Людей встречал загадочной улыбкой, но без всякого смеха и ненужных разговоров. В Карею ходил только раз в неделю, обычно по субботам: там ему надо было закупить самое необходимое по дому, взять богослужебные просфоры, которые посылал ему монастырь, обычно Григориат, и забрать корреспонденцию.

Расписание богослужений отец Никодим соблюдал неукоснительно. Ночью вычитывал полунощницу, утреню, часы, а Святую литургию совершал каждое воскресенье и в великие праздники. Во второй половине дня вычитывал час девятый, вечерню, каноны Иисусу Христу и всем святым, читал «Богородичник» и молебен Пресвятой Богородице.

Один из его духовных чад рассказал мне о следующих двух чудесных происшествиях, из которых явствует дерзновение отца Никодима ко Господу и брань, которую воздвигали против него бесы.

«Однажды во второй половине дня я был у отца Никодима. И тут подходит к нему, мяукая, голодная кошка. Он говорит ей:

– Ну, чего тебе? Мне нечем тебя угостить. Иди, поймай себе птичку и съешь!

И кошка действительно уходит. Не прошло и трех минут, как она вернулась с птичкой в зубах».

В другой раз тот же молодой монах остановился на 3 дня в келлии отца Никодима. Ночью слышит в его келлии сильный шум, напоминающий драку. Утром спросил у двух рабочих, трудившихся там уже несколько дней. Они ответили:

– Мы тоже слышим этот шум каждую ночь. Насколько нам известно, это бесы борются с отцом Никодимом на ночной молитве.

В этой лютой борьбе с демонами он подвизался на Святой Горе в продолжение 24 лет

В этой лютой борьбе с демонами он подвизался на Святой Горе в продолжение 24 лет. За год до ухода из земной жизни отец Никодим принял к себе в новоначальные послушники своего друга и односельчанина Павла (Панамеритаки). Тот был старше отца Никодима на 12 лет и к монашеской жизни тяготел с самой юности. Но вышло так, что женился, нарожал детей, и только когда всех переженил, а супругу провел в последний путь, он, свободный от земных попечений, решился прийти к отцу Никодиму. Ему был уже 71 год.

Перед тем как прийти, отец Павел заболел раком. Поехал в Германию на операцию. Состояние его было очень тяжелым, но он в слезах обратился к Пресвятой Богородице с молитвой: «Матерь Божия, помоги мне умереть не здесь, в Германии, а на Святой Горе!» – и действительно, на другой день у него взяли анализы, и все они показали, что он полностью здоров. Так он вернулся домой, уладил свои мирские дела, и, когда отец Никодим приехал на Крит, встретился с ним. Батюшка тут же, дома постриг его в малую схиму и забрал с собой на Святой Афон.

Когда я попросил отца Павла рассказать мне о его старце, он сказал мне следующее:

«Отец Никодим был святым человеком. По ночам почти совсем не спал. Ничего его не интересовало из относящегося к земной жизни, только духовное. Распорядок богослужений, которого он держался, и я теперь тщательно соблюдаю. Он был очень строгим к себе. Никогда не вкушал растительного масла в понедельник, среду и пятницу. О зилотах и слышать не хотел, и не перестал поминать Патриарха, когда многие келлии и даже монастыри это сделали, потому что не получил от Бога извещения на молитве.

Проводя строгую жизнь, он не позволял, чтобы ему прислуживали в случае необходимости. Иногда вел себя со мной резко и сурово, а я этого не понимал и осуждал его, считал странным человеком. А он вел себя так со мной потому, что очень хотел утаить свои подвиги и добродетели.

Всегда давал мне советы. Один из советов, который и теперь помню, был таким:

– Проси Господа, чтобы подал тебе силу Святого Духа!

Переносил все лишения, всю скудость, неудобства, связанные с климатом, стужу зимой и жару летом, с невероятным терпением. Никогда не роптал в телесных болезнях, хотя страдал артритом и другими недугами. В последние месяцы ему уже тяжело было служить Святую литургию.

Однажды он упал во дворе с двухметровой высоты. Сильно ушиб колено и домой добирался на четвереньках. Ему было очень больно, но мне не сказал ничего. И когда я стал обрабатывать ему ушибы, с ужасом обнаружил у него на теле две открытые старые раны. Тут же повез его с Афона в Салоники, в больницу. Там врачи прочистили ему раны и вырезали сгнившее мясо.

В 1986-м году, когда закончился Великий пост, он говорит мне:

– Отец Павел, эту Пасху я проведу с вами, но другой уже не увижу.

И действительно, после Пасхи он позвал двух священников, и мы вместе совершили у нас в келлии Соборование. Затем собрали его в путь, и через несколько дней он уехал на Крит. Он сильно почитал святую мученицу Ирину и хотел предать душу в ее монастыре. Ему было всего 60, а выглядел он на 85.

Приехав на Крит, попал в больницу. Состояние его ухудшилось из-за артрита, и он даже в постели не мог никак уснуть. Но лицо его оставалось спокойным и светлым. Не переставая молился по четкам и ни разу не возроптал в этих испытаниях. Благодарил Бога известным изречением святителя Иоанна Златоуста: ‟Слава Богу за всё!” А стоило заговорить о Святой Горе Афонской, у него каждый раз начинали литься слезы.

Из больницы его перевезли в монастырь Святой Екатерины (в городе Ираклионе там же, на Крите). Там он предвозвестил сестрам свою смерть, сказав:

– Завтра у нас в монастыре будет отпевание. Придет много священников и народу.

Последним его днем на земле было 17 июля, память святой великомученицы Марины. Он в последний раз причастился Святых Таин. Температура поднялась до 41,3˚C, но врач сказал, что сделать уже ничего нельзя. С минуты на минуту он мог умереть. И его снова повезли в больницу.

Лицо его излучало Божественный свет, а уста непрестанно повторяли слова благодарения Богу. В 11 часов вечера того же дня лицо у него просияло еще сильнее. Губы зашептали молитву. Он осенил себя крестным знамением, и душа его тут же отошла в небесные обители.

Среди ночи отца Никодима перевезли в монастырь. На следующий день после обеда состоялось погребение, действительно так, как он предсказал. Огромное множество народу – митрополиты, священники и его духовные чада – съехались со всего Крита, чтобы провести в последний путь преподобного отца Никодима, процветшего на Святой Горе и ныне покоящегося, подобно пшеничному зерну, сокрытому в Критской земле.

На похоронах слово говорил архиепископ Критский отец Тимофей. Сегодня на его могиле горит неусыпаемая лампада, и христиане, приходящие на могилу батюшки, не перестают черпать обилие благословений и исцелений».

Далее приводим беседу отца Никодима с румынским иеромонахом Иоанникием (Бэланом)[2].

(Окончание следует)

Монах Дамаскин Григориат
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Sfântul Munte Athos (Святая Гора Афон)

5 августа 2021 г.

[1] Архиепископ Тимофей (Папуцакис; 1915–2006) был архиепископом Критским, Предстоятелем Критской Православной Церкви, в 1978–2006 гг.

[2] Из книги: Монах Дамаскин Григориат. Наставления со Святой Горы: Беседы с современными афонскими отцами (Monah Damaschin Grigoriatul. Povățuiri din Sfântul Munte. Convorbiri cu părinți athoniți contemporani. Arad: Editura Sfântul Nectarie, 2009. P. 99–110).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Отец Исаак (Аталла): «Меня не прельстят все богатства мира. Мое призвание в монастыре» Отец Исаак (Аталла): «Меня не прельстят все богатства мира. Мое призвание в монастыре»
Свящ. Мильхим аль-Хаурани
Отец Исаак (Аталла): «Меня не прельстят все богатства мира. Мое призвание в монастыре» Отец Исаак (Аталла) († 16.07.1998): «Меня не прельстят все богатства мира. Мое призвание в монастыре»
Памяти первого биографа старца Паисия
Священник Мильхим аль-Хаурани
Приношением отца Исаака всему православному миру стала первая биография старца Паисия Святогорца.
«Не горело ли в нас сердце наше?» «Не горело ли в нас сердце наше?»
Старец Эмилиан глазами духовных чад
«Не горело ли в нас сердце наше?» «Не горело ли в нас сердце наше?»
Старец Эмилиан глазами духовных чад
Архимандрит Илия
Помню, как он плакал среди руин Студийского монастыря. «Поколения монахов, обитавших здесь, до сих пор живы, – говорил он. – Мы в единении с ними здесь и сейчас! Вот что меня трогает и радует!»
«Эй, Иоанн, поди поближе!» «Эй, Иоанн, поди поближе!»
Священник Иоанн Валентин Истрати
«Эй, Иоанн, поди поближе!» «Эй, Иоанн, поди поближе!»
Моя встреча со старцем Дионисием (Игнатом)
Священник Иоанн Валентин Истрати
Слепой старчик знал меня по имени! Он взял мою руку в свою и заговорил. Никто никогда не знал обо мне столько! О моих самых сокровенных мыслях и скорбях, не дававших мне покоя.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×