Новый старый монастырь

Название остановки – «Монастырь» – сохранялось и в советские годы

23 сентября в Сочинской и Туапсинской епархии произошло знаменательное событие. Епископ Герман возглавил первую Божественную литургию в разрушенном Свято-Троицком монастыре. Находится он на горе в пятистах метрах от дороги на Красную Поляну. Когда едешь из Адлера, то видишь остановку «Монастырь». Эта остановка так называлась и при коммунистах. Монастыря не видно, но остановка с таким необычным для атеистического режима названием была. Странно, но мне никто из жителей Красной Поляны (даже воцерковленных) не мог объяснить, что это за монастырь и где он находится. Говорили лишь: «Когда-то был». Мне не повезло. Просто я не тех спрашивал. А между тем многие не только знали об этом монастыре, но и приходили в День Святой Троицы, приносили иконы и свечи и молились перед покрытыми мхом камнями, оставшимися от алтарной апсиды Троицкого храма.

В день первой за 99 лет после разорения литургии обещали дождь с утра и до вечера. Поэтому над старой кладкой было сооружено два шатра. Так что служба проходила не совсем под открытым небом. Вернее, под открытым небом для тех, кому не хватило места под шатрами. Небо с утра было мрачным. Низкие тучи обещали пролиться дождем в любую минуту. Но отслужили молебен – никакого дождя. Встретили владыку – ни капли, закончилась литургия, прошли крестным ходом, прослушали проповедь епископа Германа, и только тогда начался обещанный дождь.

В следующем (2022) году будет отмечен печальный вековой юбилей разорения этой обители. И эта первая литургия была большой радостью не только для сочинского клира и многих верующих, приехавших на этот праздник из дальних приходов… Как заметил владыка Герман, в этот день перестал скорбеть ангел Троицкого храма.

Некоторые участники торжества развили эту мысль о радости на небесах: должно быть, в Царствии Небесном есть особое русское место для ангелов, скорбящих о десятках тысяч порушенных монастырей и церквей. И для них первая литургия в Троицкой церкви стала большим утешением. Даст Бог – и их обители начнут восстанавливать.

Целый век семья хранила эту икону в ожидании дня, когда можно будет вернуть ее на место, в монастырь

Владыка Герман рассказал о явном знаке Божиего благоволения: накануне одна женщина принесла икону Богородицы, спасенную ее родственниками во время разорения монастыря. Целый век ее семья хранила эту святыню в ожидании дня, когда можно будет вернуть ее на место.

Владыка призвал верующих поучаствовать в предстоящих работах по строительству церкви и монастырских зданий и рассказал об истории его создания. Просуществовал монастырь всего лишь 20 лет – с 1902 по 1922 год. Подвизалось в нем 110 человек. За это время монахи построили храм, братский корпус, дом настоятеля, гостиницу, трапезную и здания, в которых разместились поварня, просфорня, прачечная, баня, кузница и все службы, необходимые для полнокровной монастырской жизни. На пяти десятинах посажен сад, на трех разбит огород, на двух – виноградник. Пахотной земли и сенокоса – двадцать десятин. Для работ были приобретены быки и лошади. Имелся свой завод по выделке кирпича. Всего земли было выделено 213 десятин, а впоследствии добавлено еще до четырехсот. Монастырь был небогат, но славился странноприимством. У него появились подворья в Адлере и Медовеевке. Паломники были частыми гостями монастыря. На службы приходили монахи-отшельники из ближних и дальних келий.

Разоряли эту обитель в то же время, что и Ново-Афонский монастырь. Нескольких насельников расстреляли. Многих сослали и отправили в лагеря. Некоторым удалось уйти в горы, но безбожная власть недолго оставляла их в покое. Облаву на монахов-отшельников в районе селения Псху проводили как войсковую операцию. Были уничтожены скиты и кельи, а с монахами поступили как со злейшими врагами советской власти.

Интересны некоторые детали того, как создавался монастырь. Хлопотать об устроении новой обители иеромонах Маркиан вместе с отставным коллежским асессором Николаем Соколовым начали в 1900 году. Отец Маркиан имел богатый опыт монашеского делания на Святой горе Афон и строительства Кизильташской киновии в Крыму и Свято-Михайловой Афонской пустыни в районе Майкопа на Кавказе. Дело было нужное, но получение разрешения оказалось непростым.

Нужно вспомнить, что наши государи с момента присоединения Крыма и северного побережья Черного моря проявляли заботу о создании духовных центров на этих новых российских землях. Николай Павлович мечтал о том, чтобы Крым стал новым Афоном. Он говорил, что «русским мужикам нечего делать у греков. Их необходимо вернуть в Россию и предоставить им земли в Крыму». Мечта императора частично реализовалась. Только на горе Аю-даг в районе Партенида образовалось несколько десятков скитов и келий.

Через полвека Александр III «выразил желание устроения на Кавказе наивозможно большого числа обителей как источника просвещения и утверждения Православия, и чтобы не было препятствий к отпуску земли». Но к началу ХХ века на протяжении шестисот верст от Керчи до Нового Афона не было ни одной обители. Иеромонах Маркиан в своем прошении указал на этот факт и обосновал необходимость постройки монастыря в Черноморской губернии и выделения для этого казенной земли. Разрешение такое было получено. По высочайшему повелению государя императора Николая Александровича Святейший Синод 22 июня 1902 года издал указ об учреждении Свято-Троицкого монастыря с выделением для его нужд казенной земли. Но от подачи прошения до его удовлетворения прошло 2 года, в течение которых просителям пришлось немало поволноваться…

2 года велась переписка с Синодом и разными министерствами, чтобы устранить неожиданные препятствия и начать работу. В ту пору еще не было Черноморской епархии и земля находилась в ведении Грузинского Экзархата. Владыка Флавиан – экзарх Грузии – дал согласие на устроение обители и послал прошение в Святейший Синод о выделении для ее нужд участка в 20 верстах от Туапсе. Прошение было удовлетворено. Но потом начались сложности. Николай Саввич Абаза – тогдашний Председатель Особой Комиссии для выработки проекта законоположений по устройству Черноморского побережья, решил, что землю возле морского побережья лучше разделить на участки и продать под дачи и санатории. Так и поступили. А для монастыря стали подыскивать участок вдали от моря.

Такой участок был найден в 20 верстах от Адлера «в районе горы Ахцу в месте впадения реки Псахо в Мзымту». Но уже в документах расстояние от шоссе до участка указывалось разное. В одних документах полверсты, в других – две. Но место было живописное, уединенное, а, стало быть, пригодное для монашеского делания, и просители удовлетворились.

Но на этом сложности не закончились. В документах будущий монастырь значился как «находящийся в двадцати верстах от Туапсе в сторону Новороссийска». А на деле он находился в ста пятидесяти верстах от Туапсе в сторону Сухума. Кроме того, Министерство внутренних дел дало разрешение на постройку монастыря под Туапсе. Бедный отставной коллежский асессор Соколов предвидел большие трудности в связи с путаницей в местонахождении обители и постоянно обращался в Синод с просьбами устранить ошибки в документах. На это потребовалось 2 года. А вот государь-император сразу же подписал указ о создании монастыря, как только получил бумаги из Синода. Это совпало с желанием Николая Александровича создать духовный центр на юге России вблизи от курортов на Красной Поляне и на побережье Черного моря.

Троице-Георгиевский женский монастырь, Сочи, село Лесное Троице-Георгиевский женский монастырь, Сочи, село Лесное

Так что заслугу владыки Германа в возрождении монастыря еще предстоит оценить. Ему удалось довольно быстро добиться возвращения монастырских земель и оставшихся на них строений. Дело в том, что еще в 1991 году властями уже было разрешено восстановление Троицкого монастыря. Правда, на новом месте, поскольку на его территории находилась дача генерального прокурора СССР (а затем и России). Земля была отведена в селении Лесное. И там в память о разоренной Троицкой обители был открыт Троице-Георгиевский монастырь (но женский, а не мужской). Тогда никто не предполагал, что удастся возобновить прежний на его историческом месте. То, что владыке Герману удалось это сделать, многие восприняли как чудо Божие.

В то время когда в Европе отдают храмы под бары и развлекательные заведения, на побережье Черного моря строят новые церкви

Это действительно чудо. В то время когда в Европе отдают храмы под бары и развлекательные заведения, на побережье Черного моря строят церкви. Одних только церквей и часовен по проекту архитектора Федора Афуксиниди более полусотни. И процесс храмостроительства продолжается. Протоиерей Валентин Свенцицкий в своей книге о посещении монахов, подвизавшихся в здешних местах, назвал их «гражданами неба».

Дай Бог, чтобы дело подвижников, строивших обители в дореволюционной России, и современных продолжателей их подвигов принесло добрые плоды, а Черноморский край, и вся Россия превратились в «землю, устремленную в небо».

Александр Богатырев

13 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пещерные монастыри Крыма Пещерные монастыри Крыма
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Пещерные монастыри Крыма Пещерные монастыри Крыма
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Дмитрий Кирюхин
Фотопрогулка по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен познакомит с уникальными христианскими памятниками древнего Крыма.
Путешествие по православным святыням Крыма Путешествие по православным святыням Крыма
Ольга Рожнёва
Путешествие по православным святыням Крыма Путешествие по православным святыням Крыма
Ольга Рожнёва
Суровые скалы всевозможных оттенков, лазурное море, благоухание южных цветов – все это непередаваемо прекрасно и утешительно для души, любящей красоту Божьего мира.
Кавказ, о котором забыли Кавказ, о котором забыли
ФОТО
Кавказ, о котором забыли Кавказ, о котором забыли
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Анастасия Рахлина
Мы привыкли считать Северный Кавказ исконной землей ислама, однако это не так: свидетельства того, что тысячу лет назад эти земли были православными, находили тут еще в XVIII веке, не говоря уже о прекрасно сохранившихся Зеленчукских храмах на территории нынешней Карачаево-Черкессии.
Комментарии
Наталья14 октября 2021, 09:53
Спасибо, Александр, за ваш приезд в наши святые места, за совместные молитвы на Богослужении 23 сентября! А для нас начались благие труды. Для кого- то и подвиги. Просим молитв за инока Арсения. Приглашаем всех, особенно мужчин, потрудиться во Славу Божию в возрождаемый Троице-Преображенский монастырь.
Надежда13 октября 2021, 23:06
Александр Владимирович Богатырев прекрасный писатель! Статья очень интересная и познавательная, тем более написана она высокохудожественным языком! Спасибо
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×