В православной службе «Милосердие» есть особая группа людей – добровольцы. Это люди, которые находят время для помощи самым разным людям, попавшим в беду или трудное жизненное положение.
В период пандемии у них появилось особое служение – помощь в «красной зоне». Добровольцы взяли на себя повседневную и психологическую поддержку пациентов московских COVID-госпиталей и ежедневно приходят к тем, кто неделями не может встать с больничной кровати, кто лишен заботы и утешения родных и близких.
О вере, которая приводит добровольцев в «красную зону» и их служении, мы поговорили с координатором добровольцев православной службы помощи «Милосердие» Марией Мериновой.
– Что обычно делает доброволец в «красной зоне»?
– Наша основная задача и цель – поддержать пациентов. У нас в госпиталях прекрасный медицинский персонал, там очень хорошо лечат, все медицинские назначения выполняются. Но человек может провести в стационаре длительное время: не день-два, а неделю, иногда даже месяц. Из-за того, что он «привязан» к кислородному оборудованию, он не может встать, постричь ногти, помыться, почистить зубы, помыть голову – у некоторых просто нет сил на эти простые гигиенические процедуры. Возможности пациента ограничены пределами кровати. И тут незаменима помощь добровольца, у которого есть время, силы и все необходимое, чтобы оказать помощь и поддержку.
– Чтобы стать добровольцем «красной зоны», нужны какие-то особые навыки?
– Когда в больницах понадобились добровольцы, под руководством епископа Пантелеимона – председателя Синодального отдела по благотворительности и руководителя православной службы «Милосердие» – на базе больницы Святителя Алексия были организованы курсы по уходу.
Идти «в красную зону» без подготовки особого смысла не имеет
Все необходимые навыки ребята получают там, потому что идти «в красную зону» без подготовки особого смысла не имеет. Пациенты находятся в тяжелом состоянии, очень важно за ними правильно ухаживать, чтобы помочь, а не навредить. На курсах дают базовые знания: как покормить, как перевернуть лежачего человека, постричь ему ногти, поменять подгузник, постельное белье.
Когда доброволец приходит в «красную зону», его там сопровождает наставник. Есть много нюансов, которые надо учитывать, находясь в больнице, поэтому обязательно в каждой смене есть более опытный доброволец, который в определенное время собирает ребят, координирует их работу, дает инструкции, что нужно сделать, куда лучше подойти, как себя вести в разных ситуациях.
– Как долго длится смена добровольца?
– Три с половиной часа – это то время, которое человек находится в максимальном ресурсе, он погружен в служение ближнему и не успевает устать физически. В отличие от медицинского персонала, который находится в «красной зоне» по 6 часов, мы опытным путем определили, что именно за это время наступает усталость.
Четыре смены по 3,5 часа – переходящие. Мы захватываем завтрак с 8 часов, с 12:30 до 16:00 – вторая смена, с 17:00 до 20:30 – третья. Еще есть четвертая смена – на нее приходят люди после работы. Она короче, с 19:30 до 21:00, но это очень насыщенный промежуток, когда пациенты готовятся ко сну. В 21:00, как правило, все пациенты уже ложатся спать, и наша помощь уже не нужна.
– Вы каждый день встречаете много людей. Наверняка какие-то пациенты становятся вам особенно близки …
– У нас есть такое выражение: «встретить свою бабушку». Каждый из добровольцев встречает пациента, который производит на него неизгладимое впечатление, трогает до глубины души.
У нас есть такое выражение: «встретить свою бабушку». Каждый из добровольцев встречает пациента, который трогает до глубины души
У меня была пациентка, которая находилась в реанимации, необыкновенной красоты женщина средних лет. И в одну из первых смен она мне сказала, что хочет пойти в храм, поговорить со священником: «Мне тяжело. Думаю, о чем раньше не думала». Я оставила ей свой номер телефона и пообещала, что, как только она выпишется, я отведу ее к священнику. На следующий день ее перевели из реанимации, где она провела больше месяца, в палату интенсивного наблюдения. Мы с ней снова встретились, и она попросила меня помыть ее, привести в порядок после реанимации. Для нее было жизненно важно почувствовать себя чистой. Мы много общались потом с этой пациенткой, у нее долго не восстанавливалось здоровье. Я попросила ребят-добровольцев помолиться за нее, и на следующий же день ее перевели на реабилитацию, где она, слава Богу, восстановилась. Когда она вышла из стационара, мы с ней созвонились, и она пришла в храм.
«Красная зона» – это школа смирения
– В чем главный смысл служения? Зачем люди приходят в «красную зону»?
– Я никогда в жизни не встречала такого большого количества разных людей, объединенных одной идеей. Добровольцы, которые ходят вместе со мной в «красную зону», – моя православная семья. Мы не чужие друг другу люди, которые выполнили какие-то дела и ушли. Мы ходим друг к другу в гости, общаемся, в наших встречах принимает участие владыка Пантелеимон. Он говорит, что «красная зона» – это школа смирения. Важно не раздражаться и со смирением все принимать. Этому учит «красная зона».
Среди волонтеров много интеллигентных, очень интересных людей. Есть люди на руководящих должностях, преподаватели вузов, сотрудники полиции, водители метро. Большая часть из них – люди воцерковленные. Они знают, что Бог есть. И приходят, чтобы послужить Ему и ближним.
***
Записаться в добровольцы «красных зон» можно, заполнив анкету или позвонив по телефону +7-991-609-17-81 (в будние дни с 10 до 19).
Добровольцы православной службы помощи «Милосердие» посещают «красные зоны» с июля 2021 года. Все добровольцы проходят обучение на специальных курсах по уходу, которые организованы Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете Москвы на базе Учебного центра церковной больницы Святителя Алексия при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты Москвы.