«Лики древнего собора». История во фресках

    

К 625-летию основания Сретенской обители в Москве вышел альбом «Лики древнего собора». Он посвящен фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, созданным в начале XVIII века. В альбоме представлены наиболее яркие и выразительные образы, сохранившие особую художественную красоту. Составитель альбома – насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), – предлагает нам остановить внимание на отдельных фрагментах – ликах Спасителя, Божией Матери, апостолов, святых.

Лики древнего собора: фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери : фотоальбом/ составитель иером. Игнатий (Шестаков); вступ. ст. А.Л. Баталова, иером. Игнатия (Шестакова). – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. – 112 с.: ил. Лики древнего собора: фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери : фотоальбом/ составитель иером. Игнатий (Шестаков); вступ. ст. А.Л. Баталова, иером. Игнатия (Шестакова). – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. – 112 с.: ил.     

– Отец Игнатий, в конце 2021 года в Издательстве Сретенского монастыря вышел альбом «Лики древнего собора», посвященный фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Большинство фотографий из книги принадлежит Вам. Почему возникло желание сделать этот альбом?

– Когда в 2005 году проводилась реставрация, которая сама по себе была более объемной и длительной, чем сейчас, я воспользовался моментом и сделал достаточно много фотографий на разных ярусах собора, что позволяли очень внушительные леса. Тогда действительно удалось очень многое увидеть, рассмотреть и отснять в достаточно хорошем качестве.

    

Тогда же снимали и другие фотографы. В основном Владимир Чистяков, который, насколько помню, провел объемную съемку уже ближе к концу реставрационных работ. В 2009 году в издательстве «Белый город» вышел альбом, в который и вошли в основном его фотографии. Альбом так и назывался «Фрески собора Сретенского монастыря» и был приурочен к 15-летию возрождения нашей обители. Это, по сути, было целое классическое научное издание, в котором были даны схемы расположения фресок, имелась большая научная статья Светланы Липатовой о истории монастыря, архитектуре собора, отдельно об истории бытования и реставрации фресок, иконографической программе росписи и ее художественных особенностях.

    

Тем не менее, фотографии, которые там были представлены, тоже имели некоторые недостатки. И по качеству съемки ракурсов, и по тому, что, на мой взгляд, было пропущено достаточно много по-настоящему красивого, интересного, яркого.

Притча о сучце и бревне Притча о сучце и бревне     

Фотографии хранились у меня и в издательстве, только частично использовались на сайте Православие.ru. Некоторые из них давно бродят по интернету: изображение святого Варлаама Хутынского, Крещение Господне, Рождество Христово. Или известный сюжет про осуждение, где у одного в глазу сучок, а у другого бревно. Ее растащили, и очень многие статьи про осуждение ей иллюстрируются. Не исключено, что где-то они использовались для печати. Как-то несколько лет назад мы выпустили небольшую серию отдельно напечатанных изображений в формате больших открыток.   

Весной прошлого года у нас родилась идея сделать небольшой современный альбом с монастырскими фресками, приурочив это к 625-летию основания монастыря.

Исцеление слепого Исцеление слепого     

Идея этого издания – выбрать самое яркое и выразительное. Мы не претендовали на то, чтобы представить и описать весь ансамбль росписи собора четкими схемами или фундаментальными научными статьями. Новизна издания как раз в том, что мы показали в первую очередь самое выразительное и одновременно то, что практически недоступно, не видно большинству молящихся, приблизили, раскрыли эти прекрасные образы.

Ученики и апостолы Христовы. Ученики и апостолы Христовы.     

По сути дела, даже люди, которые ходят в наш монастырь 20 лет, многого не видят. Во-первых, это образы, лики и сюжеты, скрытые в алтаре, в разных дверных и оконных проемах, часть расположены на стенах под самым потолком или на нем. Некоторые сюжеты можно различить: сцены Крещения, Рождества Христова, Благовещения и другие, но увидеть близко лики Спасителя, Божией Матери, святых, ангелов очень сложно. Мы постарались, используя фотографии, приблизить эту молитвенную красоту.

– Собор несколько месяцев был закрыт на реставрацию. Расскажите, пожалуйста, кто автор фресок и почему их понадобилось реставрировать?

– Об авторстве фресок как раз хорошо и достаточно подробно написано в этом первом научном издании 2009 года. Авторами считаются художники из артели костромских мастеров и, возможно, из артели ярославских мастеров. Возможно, что артель была и сводная, но конкретных имен мы не знаем.

Праотец Авель. Праотец Авель.     

Что касается реставрации как таковой, то ее необходимо проводить в том или ином объеме регулярно. Со временем происходят серьезные разрушения и изменения.

В таких старых зданиях, как наш собор, идут процессы разрушения. Даже если сделать какую-то современную новую кровлю, но если туда уже попадала влага и если сильно меняется температурный режим, то появляются просолы и иные нежелательные явления, остановить полностью которые мы не в силах.   

Апостол Иаков Апостол Иаков     

Еще существуют такие факторы как копоть от свечей, которая оседает на фресках. Это общая известная проблема всех храмов, и новых, недавно расписанных, и древних. И, конечно, бывают всякие вольные и невольные физические воздействия, если кто-то неудачно где-то прислонялся, постоянно задевал росписи. С последней реставрации прошло уже 15 лет очень интенсивной эксплуатации собора. Конечно, через какой-то период времени не мешает делать реставрацию, если не капитальную, то хоть что-то делать нужно.

Богоматерь. Сретение Господне Богоматерь. Сретение Господне     

– Что больше всего Вас затронуло и впечатлило в этих фресках, когда Вы готовили материал для альбома?

– Меня впечатлили сами образы. Это, собственно говоря, не давало мне покоя. Может быть, и нельзя сказать, что фресковая роспись Сретенского собора – это такой шедевр невероятной высоты, но, тем не менее, в некоторой своей выразительности (особенно, если ты начинаешь заниматься альбомом, более внимательно начинаешь смотреть, и какая-то структура появляется по красоте) сами лики, сюжеты действительно очень интересны. Во многих из них четко прослеживается оригинальная авторская манера и внутренне настроение автора. Когда мы делали альбом, то обратили внимание на множество радостных ликов: святых, херувимов, Божией Матери, Христа.

Херувим Херувим     

– Да, на некоторых заметна легкая улыбка…

– Да. И действительно, это очень необычно и интересно. В них светится радость. Они очень теплые и радостные. И есть, конечно, несколько интересных сюжетов по евангельским событиям и притчам. У нас есть изображение Пастыря Доброго, который копьем гонит волков. Или сюжет про осуждение, то есть притча о сучке и бревне в глазу: двое стоят, и у одного из них в глазу ветка, а у другого буквально огромная шпала. Есть и другие выразительные сюжеты. Хотя бы эти херувимы радостные и очень выразительные, которых на самом деле действительно много и в алтаре, и в сцене Вознесения Господня.

Апостол Павел Апостол Павел     

– Обращает на себя внимание цветовое оформление внутреннего пространства собора. Эти цвета были изначально или появились уже после последней реставрации?

– Цветовая гамма, конечно, сохранена. Это как раз то, что реставраторы практически не меняли. А если меняли, думаю, только в лучшую сторону. Понятно, что в реставрации один из моментов, что они вообще делают, – это чистят от копоти, от проступившей соли и восстанавливают утраченные фрагменты. Но сами фрески аутентичны тем, которые были. Просто они подновлялись, освежались.

Крещение Господне Крещение Господне     

– Цвета росписей не яркие, но гармоничные. Во времена, когда не было электричества, при свечах эти цвета, наверное, казались темнее…

– Изографы обладали технологиями, разбирались в подборе этих цветов. Так что, естественно, у них это все было гармонично. Сейчас, благодаря электрическому свету, мы даже, может быть, лучше их видим, чем когда-то. Это как с многими иконами и фресками. Ведь многое было открыто уже после того, как в XX веке стали храмы закрывать. Потому что много было скрыто под окладами. Мы сейчас благодаря освещению дольше и лучше видим многие вещи.  

– Что бы Вы хотели добавить еще по самому альбому «Лики древнего собора»?

Выпуск такого издания важен, потому что преследует сразу несколько целей. И в большей степени достичь этого удалось.

Мученик Гурий Мученик Гурий     

Мы представили то, что люди действительно не знают. Это особенно важно в том числе для иконописцев, которые здесь начинали постигать свою науку. У нас когда-то была в монастыре очень серьезная иконописная мастерская. И эти люди сейчас работают много где. Вообще, для профессионального направления очень важны такие издания, мастера ими пользуются.

Спаситель с учениками Спаситель с учениками     

Все-таки удалось приблизить через альбом эти лики к людям. И это хороший подарок для любителей русского искусства и зодчества. Этот альбом получился легким и в хорошем смысле слова современным в плане дизайна и исполнения.

Конечно, к этому набору изображений можно прибавить еще что-то. Тем не менее, при совокупности всех факторов, мне кажется, получилось хорошее издание. Оно действительно нравится читателям, его приятно держать в руках, и в нем находят много нового.

    

Что касается самих фотографий, то в альбом вошли фотографии нескольких авторов. А предисловие написал доктор искусствоведения Андрей Леонидович Баталов, что для нас тоже важно.

Это издание может быть интересно и иностранцам. Можно смело сказать, что это хороший подарок.

Оно может быть интересно большому кругу читателей: нашим прихожанам, всем ценителям церковного искусства, иконописцам, искусствоведам, преподавателям и просто всем тем, кто хочет нести эту красоту миру.

Видео об альбоме
продолжительность 2:48

  

Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Беседовала Александра Калиновская

Источник: Московский Сретенский монастырь

12 февраля 2022 г.

Книгу можно приобрести:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса_14 февраля 2022, 17:09
Огромная благодарность за альбом и за отдельные фотографии из альбома. В фотографиях часто открывается то многое, что взору неподвластно. Да что благодарность - нижайший поклон всем кто принимал участие. Это не просто интересно, это востребовано. Лучшего подарка не найти.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×