Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

Монастырская скукотища,
или Почему имеет смысл быть осторожнее со словами

Фото: Андрей Хитайленко / Православие.Ru Фото: Андрей Хитайленко / Православие.Ru

Путешествуя по монастырям России, мы с приятелем стараемся быть полезными тому монастырю, куда приехали: если останавливаемся здесь больше чем на два дня, просим разрешения побыть трудниками. Квалифицированные рабочие из нас так себе, поэтому спокойно и с удовольствием выполняем какую-нибудь простую работу: были и дворниками, и дрова кололи, и мусор со стройплощадки вывозили, и штукатурили в меру возможностей. Чаще всего нам с радостью позволяют помочь монастырю, потом благодарят, и мы, чувствуя, что были не просто туристами-верхоглядами, едем или идем дальше.

Во время работы в одной из обителей мы обратили внимание на то, как инок, который вовсю трудился вместе с нами, реагировал на восторженное «Благодать какая! Вот бы здесь остаться!» от «свежих» паломников или туристов, приехавших сюда на час-другой. Группа проходит мимо нашей «полумонашеской бригады», шипят телефоны-фотоаппараты, раздается негромкое «Благодать! Хочу остаться!», и мы или сурово продолжаем заниматься своим делом, или вежливо улыбаемся. А наш монах-бригадир, смотрим, очень сухо отвечает на проявления чувств гостей. Нет, он не грубит, не вступает в споры – просто видно, что ему эти слова то ли мешают, то ли досаждают. Как только туристы уходят, улыбка возвращается, инок вновь смягчается.

После работы, уже за трапезой, мы спросили его о причине такой реакции. Имеем право, в конце концов: мы ж коллеги, хоть и ненадолго! Инок объяснил:

– Мне кажется, мы слишком легко относимся к словам, не видим их действительного значения. Видите ли, «благодать» – слово очень важное, нельзя его разменивать для обозначения своих эмоций, часто просто душевных, а то и вызванных физиологией. Положим, мы едем в поезде: купе чистое, кофе свой пьем, пейзаж за окном великолепный – холмы, а то и горы, как у нас здесь. Домики стоят – чистые, на деревьях фрукты, на скамеечке у дома люди отдыхают. Взять бы и сойти, да? Прямо сейчас, именно сейчас, чтобы вот так всё и осталось, и ты с этим своим восторгом здесь бы всю жизнь и прожил?

– Бывает такое, – говорим. – А если зимним днем, да баня у дома топится, да солнце светит, да храм виднеется – ух!

– Вот-вот. Но будем честными: это же только эмоции. Предположим, сошли мы с поезда. Но обязательно обнаружим, что идиллия эта, приводящая нас в восторг, требует огромного труда: баня, оказывается, сама по себе не топится, сад надо обрабатывать, дом нужно подметать каждый день. И далеко не каждый человек, сидящий на скамеечке, окажется ангелоподобным. А мы: «Ах, благодать-благодать!» Это слишком серьезное слово, оно подразумевает огромный труд – и тела, и души, и духа. Кстати, никакой гарантии получения благодати нет: тут всё от Бога зависит. Я бы предложил различать наш душевный восторг, эстетическое наслаждение, и Божественную благодать. Первые два состояния путать с высоким духовным устроением христианских подвижников не стоит. Вывод: осторожнее со словами!

– Но, а если речь о монастыре? Вот уж где благодать!

– Тем более – осторожнее со словами! Да и вообще… Пару недель назад приезжал к нам человек: «Благодать у вас, пустите пожить на месяц. Любое послушание дайте – всё выполню. Хоть поживу по-монашески». Мы и предложили ему дрова поколоть. Он счастлив. Знаете, когда уехал? На следующее утро! Потому что на службы тоже ходить надо. Кроме того, когда он остался один на один с самим собой во время работы, «благодать», о которой он говорил, куда-то исчезла. Нету больше восторга, запал иссяк, взгляд потух. «Монастырь, – говорит, – штука серьезная, а я и не знал...» Что ж, тоже наука. Для нас не в последнюю очередь. А то ведь тоже забываем иногда о том, насколько это «серьезная штука – монастырь», да и духовная жизнь вообще.

– Хорошо, раз от Бога зависит, по вашим словам, давать человеку благодать или нет, то мы-то что должны делать?

Монах улыбнулся:

– «Скукотищу» мы должны делать! То есть помнить о постоянстве и жить в нем: «скучно» работать, «скучно» каяться, «скучно» молиться – проза жизни, в общем. Кто-то в этой «скукотище» в пустынях жил, скитался в милотях и козьих кожах…

– Что ж вы тогда улыбаетесь?

– А потому что совсем это не скучно: жить с Богом где бы то ни было. Вы-то когда ехать собираетесь?

Дрова мы все-таки докололи. Без лишних слов. Но скуки не было, уверяю.

Петр Давыдов

4 октября 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1280 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Какое - покосим?! Идите сначала молитесь! Какое - покосим?! Идите сначала молитесь!
Современный патерик Успенской Феклиной женской Пустыни
Какое - покосим?! Идите сначала молитесь! Какое – покосим?! Идите сначала молитесь!
Современный патерик Успенской Феклиной женской Пустыни
Ольга Рожнёва
Казалось, Сам Господь и Пресвятая Богородица обнимают нас за одни наши намерения поселиться здесь, молиться и возрождать старинный храм.
Игумен Давид (Дубинин): «Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся» Игумен Давид (Дубинин): «Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся» Игумен Давид (Дубинин): «Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся» «Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся»
Беседа с игуменом Трифонова Печенгского монастыря Давидом (Дубининым)
В прошлые времена люди серьезно относились к исправлению души. Это вам не нынешняя «пушистость» и теплохладность.
Место, где небо встречается с людьми Место, где небо встречается с людьми
Протосингел Иустин (Мирон)
Место, где небо встречается с людьми Место, где небо встречается с людьми
Протосингел Иустин (Мирон)
Монастырь этот со строгими порядками, с неусыпаемой молитвой и богослужением с 3 часов ночи до 8 утра, а затем труд, вечерня и снова молитва. И превыше всего – огромная радость делать всё это вместе.
Комментарии
Ольга 5 октября 2022, 19:01
«Если бы люди знали,какое это блаженство–быть монахом и какое блаженство ждет монаха если он будет достоин Царства Небесного,то все пошли бы в монахи.Но если бы люди знали, какая духовная брань,какие искушения и скорби ждут монаха,–не пошел бы никто…»(pravoslavie.ru/59396.html).Но мон-ри бывают разные.Не в каждой обители монахам приходится колоть дрова и доить корову.А если есть какое-никакое хоз-во,то трудятся там наемные рабочие.И изданием книг насельники не каждого мон-ря обременены.И не секрет,что большую помощь в обеспечении жизни мужских монастырей оказывают женщины (и уборка храмов,и трапезная,и экскурсии...)–честь им и хвала.А монахам остается лишь быть "ответственными" за благодать.
Александр 5 октября 2022, 12:58
Для того чтобы познать и испытать радость монашества, нужно опытно пройти его настроение и стезю его подвига.
Hola 5 октября 2022, 10:20
С удовольствием прочитала. Кратко, образно и доходчиво.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×