24 ноября 2022 года Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области естественных наук за 2022 год. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам церемонии со словом.
Уважаемые Геннадий Яковлевич и Александр Николаевич! Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!
Сердечно приветствую всех участников торжественной церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области естественных наук за 2022 год.
В этом году возрожденная Макариевская премия отмечает свой 25-летний или, лучше сказать, первый юбилей. Отрадно отметить, что за минувшее время премия стала авторитетной и почетной наградой, которая вручается как по гуманитарным, так и по естественнонаучным дисциплинам. Все это свидетельствует о том, что дело митрополита Макария живет и показывает реальную востребованность в современных условиях и затрагивает жизнь Церкви, государства и научного сообщества. Действительно, к этой премии, к нашей общей работе имеют отношение и государственные мужи, и представители Церкви, и, что для меня очень важно, представители нашего научного сообщества.
Следует отметить, что все это помогает установить более тесные и плодотворные отношения между Церковью и научным сообществом, преодолеть, может быть, рудименты того недопонимания и даже противостояния, которые были спровоцированы не научными знаниями, а идеологией, потому что, согласно господствовавшей на протяжении десятилетий идеологии, Церковь — это пережиток прошлого. Но если прошлого нет, почему она еще существует? Зачем нам пережитки, если от прошлого отказались? Эта нестыковка очень ясно сознавалась государственными деятелями, теми, кто был ответственен за идеологию, и вся мощь государства направлялась на то, чтобы эти пережитки искоренить. А что получилось? Церковь осталась, а вот с государством, которое искореняло эти пережитки, произошло то, что произошло. Поэтому сегодня мы уже можем сказать, что эти искусственные средостения легко преодолеваются, если есть добрая воля и есть некое общее целеполагание.
«Истина существует, и целью науки является ее поиск»[1]. Эти слова, принадлежащие Андрею Анатольевичу Зализняку, известному своим мужеством и своим вкладом в нашу национальную жизнь, очень точно выражают суть всякого научного познания.
Обращаясь недавно к участникам торжественного акта в честь 30-летия создания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и рассуждая об актуальных направлениях взаимодействия Церкви и научного сообщества, я позволил себе напомнить высказывание видного богослова и церковного ученого XX века — священномученика Илариона, архиепископа Верейского, которое хотел бы привести и в настоящей аудитории, поскольку оно представляется мне емким и верным. Священномученик Иларион подчеркивал, что Церковь и наука являются в определенном смысле союзниками, ибо в науке каждая отдельная личность познаёт истину, а Церковь как сокровищница истины может и должна быть руководительным авторитетом для всякого ищущего истины[2].
Замечательно, что Макариевский фонд вносит значимый вклад в укрепление этой важной связи между церковной и светской наукой, которые, как мы знаем, нередко могли непротиворечиво соединяться и в деятельности одного человека. Так, если взять историю XX века, можно вспомнить труды таких известных церковных и одновременно светских ученых, как священник Павел Флоренский, который, помимо богословских наук, немало сделал для развития инженерной мысли. Разумеется, невозможно не сказать о святителе Луке (Войно-Ясенецком), чьи труды по хирургии и анестезиологии не потеряли своего значения и по сей день.
Сегодня человечество сталкивается со множеством серьезных вызовов, одним из которых является, в частности, отсутствие вдумчивого отношения к информации, что приводит к опасному размыванию границ между правдой и ложью, подмене подлинного знания частным мнением и созданию параллельной реальности — мира так называемых фейков и откровенно ложных суждений. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), вспоминая известную мысль Фрэнсиса Бэкона о том, что «знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него», с горечью свидетельствовал, что полузнание — настоящий бич нашего времени[3]. В этих условиях общая задача Церкви и ученых заключается в том, чтобы твердо стоять в истине, поддерживать подлинное знание и свидетельствовать о правде.
Мы живем в неспокойное и непростое время, хотя не знаю, существуют ли спокойные времена, а если смотреть на историю нашего Отечества, то много в ней было неспокойного и критически опасного. Тем не менее Отечество наше прошло и проходит через испытания и остается великой Россией, чему, я думаю, мы все должны — каждый на своем месте — служить. В связи с этим хотел бы пожелать Макариевскому фонду долгих лет плодотворной работы, потому что и Макариевский фонд, и эта премия вносят и должны вносить свой вклад в развитие отношений между Церковью и научным сообществом, содействовать поддержке тех молодых ученых, которые в ней нуждаются.
Сердечно поздравляю всех лауреатов и номинантов конкурса и выражаю надежду на то, что и впредь пример жизни и просветительской деятельности приснопамятного митрополита Макария будет вдохновлять современных исследователей на благородное и жертвенное служение Отечеству и науке.
Призываю на всех вас Божие благословение, желаю успехов в дальнейших трудах, а также желаю развития тех добрых отношений между Церковью и современной российской наукой, которые установились, в том числе, и через наши встречи. Благодарю вас за внимание.