Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

О двух видах беснования

«Гордость – демон, – говорит наш великий святой Иоанн Кронштадтский, – злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной»[1].

Совершая паломничество, я всегда в первую очередь отправлялась в Троице-Сергиеву лавру. На поклон к преподобному Сергию, за благословением на всю дальнейшую поездку.

Однажды, в одну из таких поездок, рядом со мной в электричке сидела бабушка. Такая славная, с улыбкой на лице и тихим голосом. Мы о чем-то беседовали, делились своими наблюдениями и радостью, что едем в сердце православной России, к любимому святому. Подъезжая к Загорску (это было ещё в советские годы, когда Сергиев Посад был принудительно переименован большевиками в Загорск – Ред.), она обратилась ко мне с просьбой – проводить ее до лавры, к отцу Герману. Зная, ради чего едут именно к этому батюшке, я удивилась.

– Но вам-то зачем? – спросила я, уверенная в ее грамотности и правильном воцерковлении.

– А кто его знает, – улыбнулась моя попутчица.

Тихонечко, пешочком по гололеду, мы достигли древних стен монастыря. Пройдя ворота, завернули во вратарный храм Иоанна Предтечи, где и принимал для изгнания бесов отец Герман. По длинной и старинной лестнице мы начали свой подъем.

В этот момент, поддерживая бабушку, я услышала мощный голос:

– И зачем вы ко мне пришли? На отчитку? Ждете особых молитв? Так помните: Кто попустил до вас дьявола, только Он и исцелит. А ваше дело – работа и еще раз работа над собой. И это – воцерковление, таинства Исповеди, Причастия, Соборования, и изменение себя. Пост и молитва. При этом – полное доверие Богу, что всё в Его руках.

Мы медленно поднимались, а голос все гремел и гремел. Обличающий, и в то же время обнадеживающий и вселяющий доверие Тому, Кому подвластен сам князь тьмы. А мне, после подступившего мимолетного страха – а стоит ли туда заходить, вдруг изгнанный бес облюбует в качестве новой жертвы меня, – вдруг стало на сердце легко и просто. Тут моя милая бабушка повернулась, обняла меня, и мы попрощались, как старые знакомые. И такой у нее был умиротворенный вид, что сомнения в ее «бесновании» опять вернулись в мою душу. А не была ли она милым ангелом, который окончательно рассеял мои сомнения в том, существуют ли отчитки.

Надо признаться, что до этого в своем городе я знавала лишь нашего местного Андрюшеньку, известного своей одержимостью. О бесновании лишь читала и слабо представляла, что такое отчитка. Андрюшу я не боялась, он был свой, и при виде его обострений, которые, как правило, наблюдались во время постов, и особенно в Великий, напряжения не было. Хотя один раз и моя душа дрогнула от непривычного для него рыка во время литургии. Стоило батюшке начать читать Евангелие, Андрюшин подселенец зарычал: «Неправда, все это ложь!» Сомнений не было, кто отрицал Слово Божье. Его в очередной раз вывели на улицу. Как-то, в святительский праздник Иннокентия Иркутского, Андрюша решил приложиться к его мощам. Ранее ему это не удавалось. Четверо крупных иподиаконов подтащили худенького, со скрюченной рукой Андрюшу. И я, стоя рядом, увидела, какой мощной силой в этот момент обладало его тело, выгнувшееся в чужих руках. Какая-то секунда – и четверо с неимоверными усилиями приложили Андрюшу. Он сразу обмяк и утих.

Вспомнила и Санаксарский монастырь, где стекались к отцу Иерониму такие же болящие люди, а он, в свою очередь, служил обычные молебны – просил о милости Господа к болящим, чьи детки мирно засыпали под монотонный перечень огромных списков имен.

Далее был Псково-Печерский монастырь, известный своими великими насельниками и старчеством ХХ века. Вот где я насмотрелась удивительных вещей.

Началось Елеосвящение, и тут женщина... зарычала

Таинство Соборования. Рядом – элегантно одетая дама, такую редко встретишь в монастыре (разве что среди туристов). И вот запели «Святый Боже»... Началось Елеосвящение, и тут женщина... зарычала. Начался лай. И пока ее помазывали, он не прекращался. Ни страха в глазах, ни горечи, ни печали. Полная покорность воле Божьей. В этот момент пришла мысль: ей недалеко до исцеления. На службах по углам – лай, скрежет зубов. Было ощущение, что все это в порядке вещей и служит своеобразным дополнением к богослужениям и монашеским молитвам.

Помню, мне была дана епитимья – сто земных поклонов за опоздание на службу, и я поплелась в один из таких углов её исполнять. Иначе до Причастия меня не допускали. И тут началось. В окружении активно лающих бабушек я приступила к исполнению, на что раздались возмущения: «Ты что, зарядку пришла сюда делать? Вон отсюда, всю благодать нам испортишь». Самое интересное, что лай и правда прекратился. Говорят в народе, где благодать, там и бесноватый. Но кто из них упорно держится за Бога, тот стяжает подвиг мученичества, покоряясь нелегкому кресту. В последние приезды в далекий монастырь братия мне поведала: нет более благословения на отчитку, – и рассказали одну историю. Как-то раз известный старец Адриан отчитал очередную мучимую бесом девочку, и та, счастливая, со своими родителями вернулась домой, на Украину. Впоследствии они позабыли дорогу в храм. «А зачем? Болезнь-то прошла». Видно, без личного труда над своей душой человека, а порой и его родителей, исцеление бессмысленно для спасения. Судя по рассказам духовных чад старца Иоанна (Крестьянкина), батюшка придерживался такого же мнения.

Без личного труда над своей душой человека, а порой и его родителей, исцеление бессмысленно для спасения

Самое печальное, беснование – это не только внешнее проявление безумства. Святейший Патриарх Кирилл однажды сказал:

«Беснование? Это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в воле диавола, то диавол определяет строй его мыслей и чувств, его поведение, и если захочет, чтобы человек был буйным, бросался в огонь и в воду, – так и будет. Но диавол может захотеть и нечто иное, и было бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый – лишь тот, кто цепи на себе рвет. И сегодня существует множество бесноватых – это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. Смотришь в глаза таких людей и видишь диавольскую злобу и бездну, разверзающийся ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли, когда он толкает его на хулу на Духа Святаго, тогда такой человек – раб диавола <…> Большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам – даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку, – не говоря уже о полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные – ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку – он поднимает ногу, за другую – руку, за третью – вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой».

Вот и вспоминаешь притчу в Священном Писании. Кто в большей степени бесноватый? Тот, кто был таковым, и его исцелил Господь? Или те, которые, лишившись своих свиней, попросили Господа отойти от их селений? Ведь в образе бедных животных изображены наши пристрастия. Вот и выходит, что одержимость страстями есть то же беснование.

Ирина Дмитриева

22 декабря 2022 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1133 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег16 апреля 2023, 12:21
Когда беснование носит видимый характер, бесы чувствуют себя не слишком комфортно, а потому вынуждены беспокоиться и обозначать своё присутствие. Это признак того, что идёт духовная борьба, и человек близок к победе, будь то добровольный подвижник или невольно одержимый. Когда беснование скрытое, бесы хорошо устроились и прочно обосновались, им не надо лишний раз обнаруживать себя, это не в их интересах, человек и так под их властью, которую они не хотят потерять. Беснование под благовидной личной, в овечьей шкуре гораздо опаснее явного беснование.
Дмитрий25 декабря 2022, 11:45
Читал историю о том, что у одного подвижника молитвенника спросили, кто его научил молиться. Он ответил- бесы. Когда они досаждали, я спасался молитвой к Богу. Жалко, что мы часто для своих близких и окружающих являемся именно такими учителями...
Антоний 22 декабря 2022, 21:47
P.S. Мы знаем несколько толкований истории о гадаринских свиньях, в том числе такое: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, − как полагают некоторые, − а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Иероним Стридонский)
Антоний 22 декабря 2022, 21:42
"Сергиев Посад был принудительно переименован большевиками в Загорск" - а затем также в Советские годы принудительно переименован обратно решением за подписью Хасбулатова.
Олег22 декабря 2022, 09:38
Бойтесь дурных привычек более, чем бесов
Георгий22 декабря 2022, 07:58
Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×