«В ожидании чуда»: сборник современной рождественской прозы для детей и взрослых

Рождественские и святочные дни наполнены традициями. Мы украшаем дом, печем пряники, дарим подарки, поем колядки. Участвуем в богослужениях – без них вся внешняя атрибутика теряет значение, становится лишь пустой блестящей оберткой. В Рождественские дни семейное чтение (тоже, кстати, традиционное) становится особенным. Хочется не просто интересных и полезных книг, но тех, которые связаны с праздником – и внешней его стороной, и внутренним смыслом. Поэтому рождественские и святочные рассказы издаются и переиздаются. Поэтому появляются новые – созданные на современном материале.

В издательстве «Вольный странник» вышел сборник Рождественских и святочных рассказов «В ожидании чуда». В нем нет любимых и знакомых текстов Ивана Шмелева, Александра Куприна и Николая Лескова. Эта книга включает сказки и рассказы современных авторов, которые продолжают и наполняют новым содержанием знакомую и любимую литературную традицию.

Как и положено книге со святочными рассказами, она подходит для семейного чтения. Причем это по-настоящему универсальное издание: в нем есть истории для разных возрастов, разного объема и на разные темы. Каждый может выбрать что-то свое: например, родители вместе с младшими детьми почитают сказки, с подростками – рассказы, а сами сосредоточатся на рождественской повести.

В книге несколько тематических разделов. Каждый раскрывает какую-то одну грань великого праздника. Благодаря этому сборник получился по-настоящему разнообразным и богатым – и в жанровом, и в стилевом отношении.

В первый раздел книги «Размышления» помещены не художественные тексты, а, скорее, публицистические заметки. Они знакомят с важными деталями праздника, которые нередко в суете проходят мимо нашего внимания. Так, Владимир Щербина раскрывает перед читателями смысл иконографии Рождества Христова – значение каждого элемента в отдельности и вместе, по отношению друг к другу. Недаром икону называют «богословие в красках» – понимая ее, мы яснее видим истинный смысл сошествия на землю Сына Божия.

Еще одно размышление – заметка историка-культуролога Константина Ковалева-Случевского «Рождественский чудотворец». Она напоминает нам об осмысленности празднования Рождества Христова и о том, что традиция дарить подарки связана не с волшебным полумифическим персонажем, а с великим христианским святым. Автор рассказывает о почитании святителя Николая Мирликийского в Европе и о том, откуда появился обычай класть в чулок подарки накануне праздника.

«Родом из детства» – раздел с рассказами, в центре которых детские впечатления и воспоминания о Рождестве Христовом. Детям он поможет яснее прочувствовать собственные впечатления от праздника, взрослым – вспомнить, каково это: радоваться каждой мелочи, как ребенок. Открывает этот раздел рассказ Владимира Крупина «Бумажные цепи». Автор вспоминает скромную деревенскую елочку своего детства, большую и дружную семью, которая готовится к празднику. Это воспоминание становится одной из основ отношения взрослого человека к миру, к жизни, к Родине. «Детство сильнее всей остальной жизни» – заключает автор, и взрослый читатель, невольно вспоминая собственное прошлое, соглашается с ним.

Другие рассказы раздела продолжают тему важности детских воспоминаний, умения радоваться малому, проживать моменты праздника наполненно и со смыслом, а потом бережно сохранять их в сердце.

«Рождественская сказка» – раздел, который погружает читателя в атмосферу чуда. Чудо может быть разным: ангел помогает детям из бедной семьи спастись от стужи, добрые люди помогают одинокой девочке найти отца и дом в далекой стране, писатель отыскивает ключ к вдохновению в таинственной букинистической лавке, которая вроде бы и не существует уже многие годы. Как и в любой сказке, чудо двигает то, что, кажется, сдвинуться не может. И совершается оно не само по себе, а благодаря пришедшему на землю Богу. Его любовь и милость отражаются в людях, которые и становятся проводниками чуда.

Рождественские рассказы не всегда говорят о веселом празднике. Среди них много таких, которые заставляют сжиматься сердце

Рождественские рассказы далеко не всегда говорят о веселом празднике и нарядной елочке. Среди них много таких, которые заставляют сжиматься сердце. Мы жалеем героев – нищих, больных, обиженных, обделенных радостью. Праздник может прийти и к ним, но только с милосердием других людей. Таков, например, «Чудесный доктор» Куприна – рассказ о великом хирурге Николае Пирогове, спасшем от голодной смерти и болезней целую семью.

Раздел «Не плачь, девочка» в сборнике «В ожидании чуда» тоже говорит о тех, кому трудно и больно, – даже в Рождество. Эти рассказы призваны взбодрить сердце, уколоть его жалостью: иначе праздник будет только поглощением лакомств и распаковыванием подарков, потеряв при этом свой внутренний смысл.

«Трудно быть Дедом Морозом», – заявляет в названии своего рассказа протоиерей Николай Агафонов. Действительно непросто, особенно если решение помочь меняет жизнь, накладывает на тебя ответственность. Она пугает героя рассказа, но свое непростое решение он изменить не может. И обретает счастье.

В этом разделе вы найдете рассказы о силе детской молитвы и настоящих рождественских чудесах. Они разные, происходят в разных обстоятельствах, но все одинаково важные: и рождение маленького братика накануне Рождества Христова, и удивительное спасение от грабителей, и молитва, которая исполняется под градом снарядов в оккупированной фашистами деревне под Ленинградом.

Есть в книге и раздел с рассказами о любви. Они будут интересны и старшим подросткам, и взрослым. В каждом – трогательная история двоих, которых соединяет Бог. Иногда думается, что это невозможно: люди проходят рядом, не замечая друг друга, или замечают только себя, свои обиды. Но – встречаются, сталкиваются, смотрят друг другу в глаза. А объединяет их практически зримое участие Господа, который любит, знает и бережет каждого.

«Случай в храме» – раздел, в котором воцерковленный человек с теплым чувством узнает и найдет приметы жизни собственного прихода. Например, героиня рассказа Сергея Мурашева «В ожидании тепла», пожилая учительница, совершает настоящий подвиг во имя Господа и его Рождества, добираясь в храм морозной ночью. Но подвиг свой она не осознает – просто стремится попасть на богослужение. Наверное, такие мужественные, но бесконечно скромные люди есть в каждом приходе, рядом с каждым из нас.

Настоящая святочная повесть – с захватывающим сюжетом, опасностями и тайнами. Немножко страшная, немножко смешная

Завершает книгу повесть Олеси Николаевой «Ничего страшного». Настоящая святочная повесть – с захватывающим сюжетом, опасностями и тайнами. Немножко страшная, немножко смешная – она продолжает традицию святочного рассказа. Олеся Николаева раскрывает перед читателями череду ярких характеров. Люди и обстоятельства встречаются разные, и искушения тоже, особенно в рождественские дни. Но все заканчивается хорошо, и вообще, ничего страшного, если Господь с нами.

Произведения из сборника «В ожидании чуда» близки к нашей повседневной жизни. Многие герои словно бы живут на соседней улице, их жизнь знакома нам по своей собственной. И даже сказки близки современному читателю своим языком, риторикой. Но все художественные методы и сюжеты, как разные дорожки, сходятся к одному-единственному центру – великой тайне рождения Бога на земле. Именно об этом писал Иосиф Бродский:

Знал бы Ирод, что чем он сильней,
Тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
Основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде,
Что Его приближенье, сдвигая
Все столы. Не потребность в звезде
Пусть еще, но уж воля благая

В человеках видна издали,
И костры пастухи разожгли.

Мария Минаева

30 декабря 2022 г.

Приобрести книгу можно на сайте издательства «Вольный Странник»

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тамара 1 января 2023, 02:51
Спасибо огромное за напоминания нам всем добра и света, чудесных наших православных праздников!!
Антоний31 декабря 2022, 15:20
Все верно, символ Нового года - Дед Мороз, а Санта Клаус это коммерциализированная карикатура на святителя Николая Чудотворца. В русской Википедии он назван "новогодним дедом", а в американской ее версии представлен на одной из иллюстраций целующим какую-то девицу. Запад опошляет всё: Николай Чудотворец становится торговцем колой, св. Валентин - проповедником свободной любви и т.д. Спасибо, нам такого не надо. У нас есть традиционные сказочные персонажи и неискаженные образы святых Отцов. У нас есть праздники в честь Николя Чудотворца, есть Православное Рождество и единый для всех Новый год (праздновать который каждый может и должен в строгом соответствии с канонами своей религии).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×