О гигиене души

Практика «генеральной исповеди»

Заканчивается Великий пост. Грядет Пасха. Прекрасная пора! Самое время покопаться в себе, в своих «добродетелях» и провести их полную «инвентаризацию»: разложить всё «по полочкам», вытащить что-что «за хвостик» из полного забвения, «полюбоваться» со всех сторон на всё это «добро» и полной грудью вдохнуть в себя их «аромат». Одним словом, пост…

Заканчивается Великий пост. Грядет Пасха. Самое время покопаться в себе, в своих «добродетелях» и провести их полную «инвентаризацию»

Но как провести эту «инвентаризацию» максимально эффективно? И максимально безжалостно к самому себе? Да-да, именно безжалостно… Ведь мы, православные, и так порядком деградировали.

– Каюсь, батюшка. В делах, в словах и в помыслах. Грешен во всём, – зачастую слышат священники от нас на исповеди.

Значит, грешим конкретно, а каемся абстрактно, «вообще»? Нет, так не пойдёт. А как надо?

Ни на чём не настаиваю, но в качестве одного из вариантов предлагаю одну историю из своего личного опыта. Это не пересказ умной книжки, а именно конкретный пример из жизни.

«Генеральная исповедь»

Это добровольное самоистязание, наверное, нужно производить один раз в жизни. И то только тем, у кого от крещения до момента исповеди прошло много-много лет, а может, и десятилетий. Для молодёжи, которой повезло иметь верующих родителей и которые регулярно исповедаются с семи лет, скорее всего, это будет излишним.

Но как было у меня.

В январе 1996 года один человек посоветовал мне съездить в Дивеевский монастырь на исповедь. В тот год мои жизненные сложности, наверное, достигли своего апогея. А точнее сказать – дна. К тому времени я не был уже атеистом, но и верующим ещё пока не был. Однако за тот совет ухватился как утопающий хватается за соломинку.

Но как-что, кого спросить, как готовиться? Я не имел об этом ни малейшего представления.

Ответ неожиданно нашёлся сам собой. Чисто логически.

Первое, что я понял, это то, что на этой стадии спешить особо не надо. Прежде, чем куда-то ехать, необходимо составить максимально полный список грехов.

Крещён я был в полугодовалом возрасте и с тех пор, до 36 лет, никогда не исповедовался. Поэтому временным интервалом исповеди мне следовало охватить отрезок от семи лет и до момента составления списка. Хотя, если честно, я это не соблюдал – писал даже то, что было и до семи лет, если данный грех помнил и он тяготил мою душу.

Одним словом, взял бумагу, ручку и вечером в тишине сел за стол.

Шаг первый – выгребание грехов

Лист бумаги я разделил линией по вертикали и решил слева записывать грехи, а справа – примерный год их совершения. Грехи (в делах, в словах и в помыслах) писал хаотично, по мере того как они приходили мне в голову. Не соблюдая никакой хронологии. Главный принцип тут был – не дай Бог что забыть!

Я буквально «инвентаризировал» и пересматривал всю свою прошедшую жизнь. Вытряхивал из её самых удалённых уголков малейшие пылинки грязи – как в делах и в словах, так и в мыслях. И внимательно «вглядывался» в каждую из них, пытаясь понять – грех это или не грех?! Ошибки здесь были неизбежны – иногда очевидный грех я таковым не признавал, а какой-то свой нормальный поступок вдруг классифицировал как грех. Впрочем, в последующие годы моя регулярная церковная жизнь всё расставила по своим местам.

А тогда, идя по улице и вдруг вспоминая ещё один свой грех, но не имея под рукой бумаги, я в панике хватал ручку и скорее записывал грех прямо на ладони руки – лишь бы его не забыть! Вечером, ложась спать, ставил рядом с кроватью настольную лампу и листок с ручкой – случалось, что вспоминал некий грех даже во сне. Я в ужасе просыпался, хлопал рукой по кнопке лампы и скорее записывал его в список!

Длилась эта «инвентаризация» около двух недель. Помню, набралось у меня грехов тогда то ли семьдесят три, то ли семьдесят пять.

В итоге наступил момент, когда я понял, что начинаю к себе уже просто придираться. Буквально на пустом месте. И лишь только тогда я двинулся дальше…

Шаг второй – расстановка грехов по хронологии

Взял ещё один большой лист бумаги, но чистый, и также разделил его вертикальной линией на две части. После этого внимательно, не спеша, то и дело перепроверяя себя, перенёс все написанные грехи с первого листа на второй, но уже строго по хронологии (вот для чего следовало указывать годы их совершения). Затем первый лист порвал и выкинул, а на второй внимательно посмотрел.

Посмотрел и ужаснулся: было полное ощущение, что волосы на голове слегка зашевелились. И было от чего.

– Господи! Какое же я чудовище, – мысленно воскликнул я, – пожалуй, только никого не убивал!

На этой плотно исписанной бумаге передо мной предстала вся моя жизнь – но только её теневая, отвратительно-греховная сторона

На этой плотно исписанной бумаге передо мной предстала вся моя жизнь – но только её теневая, отвратительно-греховная сторона! В хронологическом порядке, шаг за шагом. Впервые в жизни я увидел в густом, сконцентрированном виде своё духовное «мурло»…

Это пугало – но это было и прекрасно! Ведь в реальной жизни мы же не грешим постоянно – наши грехи и наши добрые дела чередуются: в течение одного и того же дня мы можем и перевести через дорогу старушку, и тут же нахамить на работе своим подчинённым. А значит, мы всегда можем убаюкать свою совесть, мысленно сказав себе:

– Слушай, ну, какой же ты грешник, если ты сегодня сделал столько добрых дел – посмотри и успокойся!

То есть мы равномерно размазываем наши грехи по «шкале времени» тонким-тонким слоем, вперемешку со «вкусным варением» наших добрых дел. Поэтому и нет у нас обычно ни ужасания, ни шевеления волос!

Но когда все наши духовные «подвиги» собраны в одну большую кучу, вот тогда и наступает настоящий шок и трепет. Уже потом где-то у святых отцов я прочитал, что видение собственной греховности, ужасание этого – есть первый, начальный и благотворный этап покаяния.

Но надо идти дальше. Ужаснуться – хорошо, но этого мало, надо эти грехи с души снять. Однако, кроме христианства, все остальные мировые религии на этой фазе покаяния и остановились. Кто-то раз в год запустит в пустыню бедолагу-козла, кто-то придумает что-то ещё.

Впрочем, хотя бы осудили в себе грех – и то неплохо.

А если через час-полтора – смерть? И как тогда быть с «эшелоном» грехов? Да, осужденных человеком внутри себя, но не снятых с души, а продолжающих тяжёлым грузом висеть на ней. Помню, у святого мученика Иустина Философа в «Беседе с Трифоном иудеем» есть такая фраза: «В чём застану, в том и сужу». Это он о Господе, о Его грядущем Страшном Суде.

Так что лишь одно христианство идёт дальше – к полному снятию этих грехов с души кающегося. Происходит это в рамках церковного Таинства Исповеди.

Шаг третий – принуждение себя к исповеди, приход в храм

А вот тут ситуация резко меняется. Когда подробнейший список грехов составлен и первое потрясение от осознания оного произошло, здесь уже тянуть с исповедью нельзя.

Увидев, что «гипс снимают, а клиент уезжает», бесы приложат все усилия, чтобы не допустить до церковного покаяния! В ход будет пущено всё: вы внезапно можете заболеть, вдруг появятся неотложные дела. Или вы из «абсолютно надёжных источников» узнаете, что в храме, в который собрались идти на исповедь, все священники – сплошь лицемеры и греховодники…

Что на это сказать? Надо помнить, что сатана, будучи «отцом лжи» (Ин. 8: 44), имеет гигантский опыт обольщения людей. Но нужно иметь в себе ненависть ко греху и огромную жажду от него освободиться.

В моём случае я смог преодолеть все эти искушения, быстро собрался в дорогу и через день уже стоял у аналоя в Троицком соборе Дивеевского монастыря рядом с мощами преподобного Серафима.

И уже здесь выяснилось, что утренняя температура сама по себе спала, дела, якобы неотложные, на поверку оказались ничтожными; а целая армия греховодников в рясах – милейшими и добрыми батюшками. Дай Бог им всем здоровья!

И ещё хочу посоветовать следующее. Для «генеральной исповеди», когда на руках огромный список грехов, рекомендую выбирать храм крупный, в котором на литургии служат одновременно несколько священников. Кто-то непосредственно священнодействует, а кто-то – только исповедует и никуда не торопится. Это очень важно, чтобы во время исповеди батюшка никуда не спешил и вас не поторапливал.

Обычно это кафедральный собор или храм, где служат благочинные. Причём день для такой исповеди лучше выбирать будний, а не воскресный и не праздничный, когда в храме много исповедников и священник физически не сможет уделить вам должного внимания – дать совет, поддержать словом. К тому же, придя на исповедь, я встал в очередь последним, чтобы за моей спиной никого уже не было. Соответственно, не было и суеты.

Короче – быстро выбираем крупный храм, выбираем будний день и, пропуская всех вперёд себя, встаём в очередь последними…

Шаг четвёртый – Таинство Исповеди

Это, наверное, самое сложное – выдавить, наконец, из себя, как из тюбика, все свои многолетние «подвиги»: в делах, словах и помыслах. Вслух. Незнакомому человеку. Среди толпы. А вдруг услышат?!!

Это, наверное, самое сложное – выдавить, наконец, из себя, как из тюбика, все свои многолетние «подвиги»: в делах, словах и помыслах

Стоя в очереди, по мере приближения к аналою, я подвергался в тот день всё большему и большему накату хульных мыслей:

– Ну и куда ты припёрся? Посмотри! Людишки-то здесь все какие убогие, разве это твой уровень? Иди отсюда!

Между тем верующие, подойдя к священнику, кто плакал, а кто, наплевав на всё, в голос рассказывал батюшке свои грехи. Один мужчина упал на колени, а ладони, словно приваренные сваркой, остались на аналое. Его крутило, выворачивало, но он продолжал что-то рассказывать о себе священнику.

Моё напряжение нарастало с каждым шагом вперёд. Я не мог себе представить: как я открою рот и произнесу хоть что-то из своего поганого списка?!

– Нет, ты посмотри на него – какая у него противная, жирная и самодовольная рожа, – продолжал мысленно атаковать меня некто, имея в виду батюшку.

Но было поздно – для себя я уже всё решил: я сдаюсь!

И шагнул к аналою. Как в тумане…

***

Батюшка спокойно и ласково накрыл мою голову золотистой епитрахилью и наклонился ко мне, чтобы лучше слышать.

Надо что-то начинать говорить.

К горлу подкатил комок.

Батюшка, увидев в моих руках огромный листок с грехами, с сочувствием произнёс:

– Ты, наверное, в первый раз пришёл?

Я молча мотнул головой.

– Ну… давай… – он тяжело вздохнул и сделал движение рукой к листку – мол, давай, я сам прочту.

– А можно, батюшка, я сам буду читать?

– Читай, – священник не возражал.

– Нууу, в общем… короче… – вполголоса, почти шёпотом, кое-как начал я.

Сначала «подсовывал» ему грехи ерундовые, но, чуть осмелев и освоившись, постепенно перешёл к «жести».

***

Тут мне хочется сделать одно важное отступление и дать очередной совет.

А именно – когда подойдёте к аналою со списком грехов, попросите батюшку не забирать у вас листок, чтобы ему быстро прочитать самому (для ускорения движения очереди священники иногда это любят делать), а чтобы он позволил прочитать их именно вам, самостоятельно.

Почему? Не претендую на истину, но, на мой личный взгляд, это чрезвычайно важно.

Есть в духовной жизни серьёзнейшая проблема: как сделать так, чтобы человек от исповеди к исповеди, постепенно, полностью избавлялся от тех или иных грехов. Подчёркиваю – полностью. Чтобы не было такого, что человек годами ходит на исповедь с одним и тем же списком грехов. А это, к сожалению, случается очень часто.

И важнейшим помощником здесь является стыд. Именно – простой человеческий всепожигающий стыд.

Проблема состоит в том, что, когда человек на исповеди снял со своей души некий грех, то через какое-то время он попадает в ситуацию, когда бесовня снова предлагает ему этот же грех повторить. Тот самый случай, когда, по слову апостола Петра, «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2: 22).

И нужно сделать так, чтобы этот человек подумал:

– Да чтобы я опять перед батюшкой так краснел?! Да ни за что!

Перспектива повторного жгучего стыда перед священником, возможно, кого-то и удержит от повторения греха

И тогда перспектива повторного жгучего стыда перед священником, возможно, кого-то и удержит от повторения данного греха.

А если он прошлый раз отделался на исповеди «малой кровью» (батюшка быстро прочитал листочек сам, половину написанного не разобрал из-за нашего почерка или своего слабого зрения), а человек простоял молча, с опущенной ниц головой, то будет ли такое его покаянное состояние мощным препятствием, которое удержит от повторения греха? Не уверен. Может, и будет, а может, и нет. Не случайно ведь в Церкви всё громче звучат голоса священников, призывающих нас именно каяться, а не превращать Таинство Исповеди в формальный и холодный «отчёт о совершённых грехах».

Безусловно, список грехов, прочитанный батюшкой, а не лично исповедником, снимает грех с души. Но вопрос в другом: когда человек читает лично, вслух – степень стыда на порядок больше. И это очень хорошо, поскольку стыд – прекрасный «тормоз», спасающий от повторения одного и того же греха.

В церковной литературе приходилось встречать упоминание о том, что в раннехристианской Церкви существовала так называемая открытая исповедь. Это когда кающийся выходил на амвон и лицом к молящимся громко исповедовал все свои согрешения на весь храм. Никакой тайны исповеди не вводилось. Представляете степень стыда человека?!

Мы, сегодняшние, готовы к этому?! Как выясняется, некоторые готовы. В качестве примера приведу рассказ молдавского священника Виорела Кожокару об исповеди одной цыганки.

Вы, наверное, обращали внимание, что, когда сегодня человек собирается подойти к аналою на исповедь, он поворачивается к людям в очереди и со скрещенными на груди руками просит у всех прощения:

– Простите меня, братья и сестры!

– Бог простит, и мы прощаем, – слышит он в ответ и, как на «эшафот», идёт к священнику.

Современный Устав Церкви этого не требует. Думаю, это не что иное, как слабый отголосок той давней и почти забытой у нас благочестивой традиции открытой исповеди.

***

Тем временем мой кошмар на первой исповеди подходил к концу. Были пара-тройка «пунктиков» списка, когда у меня слегка задрожал голос и чуть не выступили слёзы. Я остановил речь и наглухо «встал». Но ничего, пересилил.

Когда закончил читать, повисла пауза. Батюшка прекрасно понял – что сейчас произошло и каких трудов мне это стоило. Было видно, что он очень сопереживал и сочувствовал. И для меня это было поистине спасительно – ведь рядом стоял друг.

До сих пор ежедневно поминаю его, отца Владимира Семёнова, в нашем домашнем синодике…

У кого-то после исповеди облегчение наступает мгновенно – «словно камень с души свалился», у меня же это облегчение приходило постепенно. Это был именно процесс, который длился около трёх дней. Как будто священник взрезал в моей душе огромный гнойник, и этот гной начал из неё медленно и неохотно вытекать. Каждое утро, просыпаясь, я чувствовал себя всё лучше и лучше – душевная боль утихала всё больше, а будущая жизнь начинала казаться всё светлее и радостнее. И, наконец, наступило то незабываемое утро, когда, проснувшись, я ощутил себя полностью исцелённым!

Вот такая вот, друзья, гигиена души!

Шаг пятый – Таинства Соборования и Причастия. «Иди и больше не греши»!

Я не стал тогда объединять такие глобальные события – первую полноценную исповедь, первое соборование (елеосвящение) и первое причастие. Потрясения от каждого из них могут быть настолько сильными, что лучше прочувствовать их по одиночке.

Конечно, перед причастием надо будет опять исповедоваться, но «генеральной исповедью» это уже не будет. Это будет уже исповедь «обычная» – от даты «генеральной исповеди» и до исповеди новой.

Таким незаметным образом вы будете постепенно входить в нормальный «рабочий график» православного христианина: грех – исповедь – причастие, упал – поплакал – утёрся – попросил у Бога сил идти дальше – и пошёл.

Частоту причастия и объём ежедневного молитвенного правила должен установить ваш семейный «лечащий доктор» – опытный духовник

Частоту причастия и объём ежедневного молитвенного правила должен установить ваш семейный «лечащий доктор» – опытный духовник. И надо просить Господа, чтобы Он его даровал.

Самому себе эти нагрузки лучше не выдумывать: или они окажутся слишком малы, и вы впадёте в теплохладность, или они станут слишком велики, и вы «свернёте себе шею» – соскользнёте в прелесть и самопревозношение. Все, кто серьёзно занимался спортом, согласятся, насколько важно иметь отличного тренера.

Короче, лучше святого апостола Павла тут не скажешь: «Блюдите, како опасно ходите!» (Ефес. 5: 15).

Жить как в последний день

На этом заканчиваю. Надеюсь, что для кого-то мои занудные нравоучения окажутся полезными.

Обидно, что мы с великой ревностью относимся к своей внешней чистоте и ухоженности: чистим зубы, умываемся, холим своё тело, тщательно стираем одежду и убираем дома малейшие пылинки, между тем как единственно в нас вечное – наша душа – остаётся вне нашего внимания. В лучшем случае – на втором-третьем плане.

И смешон тот, кто думает: «Ну, вот состарюсь – и тогда пойду каяться!» А с чего мы решили, что доживём до старости? Не исполнятся ли на нас евангельские слова: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12: 16–21).

Мы забываем, что Православие неотделимо от памяти смертной, от готовности умереть. Православие призывает нас быть готовыми дать ответ Богу ежечасно, в любой момент, «24/7». Поэтому забота о постоянном поддержании нашей души в максимально чистом состоянии должна стать основой для каждого православного человека.

Иногда, возвращаясь после исповеди и причастия из храма в неземном, благостном состоянии, ловлю себя на дикой для нехристианина мысли: «Ну вот, сейчас и умирать не страшно»!

Поэтому, у кого душа горит ревностью к своей чистоте, могу пожелать лишь одно – трудитесь!

Сергей Серюбин

10 апреля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Василий14 апреля 2023, 12:44
Сергей, спасибо за искренний рассказ!
Алла13 апреля 2023, 17:10
Игорь Ковалев, знаете, разговоры в духе: "я грешнее всех" - это не более, чем лицемерие. Ибо очевидно же, что это не так. А что касается вашего возмущения, что человек почувствовал себя исцеленным поле исповеди, так а если бы исповедь не исцеляла душу, зачем она вообще нужна? Никто же не говорит, что человек навсегда после неё остается чистым. Собственно, недаром статья называется "гигиена души". Ведь если говорить о физической гигиене, то как бы мы тщательно ни отмылись в ванной, все равно на следующий день опять надо душ принимать. Но то, что мы в любом случае снова становимся грязными, не отменяет той чистоты, которая бывает сразу после помывки. Аналогично и с исповедью.
Галина И.12 апреля 2023, 14:42
Серюбину Сергею:"ничего нонсического" я в своём ответе Светлане не вижу".Ув. Сергей, может быть, вы и искренни, никто не возражает. Однако к решению проблемы "генеральной исповеди", с целью оптимизации ее степени, вы подходите со своей, человеческой позиции, пытаясь стандартизировать выбор священников для исповеди с помощью отрывочных методов познания: наблюдения, анализа, сравнения и рекомендаций. Данный подход практически ничего общего не имеет с евангельской, святоотеческой позицией и может только навредить людям. Конечно, все священники разные, но мы идем к Богу. Сейчас большое количество рекомендаций опытных священников и богословов, при желании можно ознакомиться и избежать крайностей.
Александр12 апреля 2023, 11:53
Генеральная исповедь ещё не даёт полного бесстрастия. Не может человек победить страсти самостоятельно. Даже от одной не может совершенно освободиться, потому что не может в один момент принять всего Духа Святого. Не пройдёт день, как состояние станет таким же, как и до покаяния, если не стремиться убежать от мира и от всего, что в мире (от настоящей временной жизни, от всего окружающего нас, что повелевает нам Господь оставить). Исходя из этого, отбеливание души будет длиться до конца жизни, являясь бесконечным совершенствованием.
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 23:24
Дорогие читатели! В своей статье и комментариях я искренен перед вами. Какой есть. Помолитесь обо мне. Буду очень благодарен.
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 23:18
Галине И. - "Ответ Светлане- вообще нонсенс." Извините, сестра, но ничего "нонсического" я в своём ответе Светлане не вижу. Вы вчитайтесь в суть её вопроса. И в мой ответ. Фотиния не затрагивала сакральную сторону Таинства Исповеди, а уточняла лишь чисто человеческий, если угодно, "тактический" подход.
Иоанна_ 11 апреля 2023, 21:43
/По идее, с генеральной исповеди должно НАЧАТЬСЯ наше вхождение в Церковь.// Откуда вы это взяли?? Начаться должно С ПОКАЯНИЯ, когда говоришь от сердца о том, в чём совесть обличает, о чём не забудешь, даже если и хотел бы! С осознания своей греховности НАСКВОЗЬ, с понимания того, что и на миллиметр не можешь сдвинуться с места без помощи Божией. И цель надо ставить правильную: стремиться к святоотеческому, евангельскому устроению души, когда видишь свои грехи как песок морской. Без этого все списки, хоть там и тыща пунктов будет - формализм сплошной, по-церковному "фарисейство" называется.
Галина И.11 апреля 2023, 19:04
Прп. Иоанн Лествичник говорит, что Бог "добродетели многие даровал нашей природе..: милостыня, ..любовь.., вера.., надежда,- эти "добродетели недалеки от нашего естества...Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их"(ст. 26). Быть "полностью исцеленными", т. е. запросто достигнуть бесстрастия? "..бесстрастие есть воскресение души прежде воскресения тела;...совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов" (ст. 29). И еще: шагаем, шагаем.. куда? зачем? Ни слова об Иисусе Христе. Ответ Светлане- вообще нонсенс. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18,20),"..и вид четвертого подобен Сыну Божию" (Дан 3,92). И на исповеди тоже.
Майя11 апреля 2023, 18:53
Сергей, спасибо вам! С Великим Вторником вас!
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 16:37
Светлане - смотрю кто передо мной, к кому попал. На возраст, на стаж священнический (если в курсе), на статус: монах - на одно акценты в исповеди, "белый"-целибат - акценты на другое, "белый"-многодетный батюшка - акценты на третье. Если знаю, что он признанный творец Иисусовой молитвы -акцент сюда, если вижу, что он построил 5-10 храмов - тут другое, если вижу, что он "простяк", "от сохи" - один стиль, если маститый протоиерей с академическим образованием - стиль иной и т.д. Потом - степень личного знакомства играет роль. Если он исповедует Вас годами, бывал у Вас дома - один разговор, если Вы друг друга впервые видите - то другое. Но в любом случае, грех нужно выковыривать. Любой ценой!
Игорь Ковалев11 апреля 2023, 15:01
Серюбин Сергий//"проснувшись, ощутим себя "полностью исцелёнными". - Для тех, кто это однажды не испытал, могу лишь это пожелать"//Я вначале подумал,что вы не так выразилисьа теперь видно,что вы реально считаете себя "полностью исцелённым".Это обольщение.Ваши слова напоминают состояние прп. Силуана Афонского до того,как Господь ему посоветовал "держать ум во аде".Покаяние заключается не только в исповеди,но в самоосуждении, самоукорении,оплакивании грехов своих,в том числе и исповеданных и даже добрых дел, которые мы делаем с примесью страстей,видеть свою испорченность,повреждение страстями.Тогда у нас и язык не повернётся заявлять о полном исцелении или о том,что сейчас умереть не страшно.
Светлана11 апреля 2023, 13:35
Спаси Бог за статью. У меня вопрос, который часто возникает при подготовке к исповеди. Как называть грехи? Рассказывать подробно или одним-двумя словами назвать грех из книг. Я не раз встречала рекомендацию не искушать священника подробными рассказами. Да, и самой ковыряться в этом всем неприятно. Как это делаете Вы, Сергей?
Людмила11 апреля 2023, 12:39
Каждый по своему кается,каждый по своему готовится,благо ,что есть свобода некоторая И такая генеральная исповедь многим знакома .Где там глубоко в уголках души есть что то беспокоящее и надо разобрать все по полочкам . Кто то начнет эти раскопки ,а кто то нет .Это просто рассказ о своем опыте,никто не заставляет поступать также.
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 12:34
Павлу - "А публичная исповедь в Интернете - не будет ли это своего рода суррогатом той древней практики в первохристианской Церкви?" - Не будет. Стыд будет колоссальный. По улице ходить не сможет. Ему будет хотеться провалиться сквозь землю от стыда!
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 12:28
Иоанне - "Откуда начну плакати окаянного моего жития",- пишет пр.А.Критский. И не он один, все без исключения святые отцы так себя видели. - На то они и святые отцы, чтобы ВИДЕТЬ всю глубину собственной греховности. Лично я себя к этой славной когорте не причисляю. Я скорее, засидевшийся новоначальный. Мне простительно. А мы тут собираемя "полностью избавляться от тех или иных грехов. Подчёркиваю – полностью", - Да,собираюсь.Это – цель. И к ней надо стремиться. Достигну-не достигну – Бог весть. Но стремиться надо – «Бог даже намерения целует». ждём "то незабываемое утро", когда, проснувшись, ощутим себя "полностью исцелёнными". - Для тех, кто это однажды не испытал, могу лишь это пожелать
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 12:08
Павлу (окончание) - А в чём расхождение наших позиций? Вот цитата из моей статьи: "Таким незаметным образом вы будете постепенно входить в нормальный «рабочий график» православного христианина: грех – исповедь – причастие, упал – поплакал – утёрся – попросил у Бога сил идти дальше – и пошёл."
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 11:58
Иоанне (окончание) - Когда Вы сходите с ума от нестерпимой зубной боли и, наконец, добрались до зубного врача, для Вас принципиальна его национальность, цвет глаз, мужчина-женщина, за кого он голосовал на последних выборах Президента? Вам это, извините, «по барабану» - ты у меня боль убери - ведь, я уже от неё вот-вот с ума сойду! Верно? Благодать священства позволяет любому (законному) батюшке снять наш грех на исповеди. А если мы ставим себе цель выбора священника, то может случиться так, что бесы нас к нему вообще не допустят. Закрутят и отведут. Тут надо действовать по принципу – кого Бог пошлёт! Вот Вам и ответ…
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 11:56
Иоанне (продолжение) - Соответственно, на момент входа в Церковь (хоть в «храм за углом», хоть в Дивеево) я там ни одного батюшку и знать не знаю. Они для меня все незнакомые. А, по Вашим словам Иоанна, выходит, что Вы сначала успели со священником познакомиться (а, значит, бывали на службах) и лишь потом решили поисповедоваться (именно у него). Тоже – путь, и Слава Богу, но на мой взгляд, немного…другой.
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 11:55
Иоанне - Сам приход в Церковь, решение воцерковляться – вообще «очень и очень рискованная затея». Сама по себе. На что только можно не нарваться на этом пути… Что касается выбора географической точки для генеральной исповеди – это вопрос индивидуальный. Лично у меня случилось так – мне посоветовали съездить именно к преподобному. И не жалею. Но можно и в храм «шаговой доступности»… Теперь о контакте с «незнакомым священником». Звучит это нелогично. По идее, с генеральной исповеди должно НАЧАТЬСЯ наше вхождение в Церковь. Как снятие грязных ботинок при вхождении в сверкающий дворец.
Серюбин Сергий11 апреля 2023, 11:17
В моём комментарии Павлу(окончание), к сожалению, вкралась ошибка. Последнюю фразу следует читать так: "Так что, я всего лишь затронул степень влияния стыда на неповторение одного и того же греха, а НЕ вопрос тотального насаждения открытой исповеди в нашей Церкви." Извините...
Павел11 апреля 2023, 10:34
(окончание) "Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение". Вот очень хорошая мысль на этот счет, в которой отражен вектор правильной духовной жизни. Лучше, конечно, найти цитату полностью, я привел только ее фрагмент. Вспомним и дневники св. прав. Иоанна Кронштадтского - там до конца дней и борьба, и покаяние.
Павел11 апреля 2023, 10:32
Сергей, благодарю Вас за разъяснение! Я Вас понял. Но, простите, все же, останусь при очень осторожном отношении к подобной практике - учитывая то, как это может повлиять на стоящих в храме людей. А публичная исповедь в Интернете - не будет ли это своего рода суррогатом той древней практики в первохристианской Церкви? И по вопросу неповторения грехов - соглашусь с Иоанной. Здесь тонкая грань. С одной стороны - понятно желание избавиться от грехов, бороться с ними, не допускать их в своей жизни. Но, с другой стороны - стремление увидеть себя победившим тот или иной грех, страсть - дело весьма опасное.
Елена11 апреля 2023, 08:59
Читала и заново все прочувствовала. Как будто про меня написано. Спасибо.
Георгий11 апреля 2023, 08:49
Самое главное, что бы при исповеди душа плакала о своих грехах, как при пришедшей на ум маминой колыбельной, которую вспоминаешь через какое то время,когда её уже нет... Спасибо за статью - СПАСИ ГОСПОДИ!!!
Иоанна_ 11 апреля 2023, 06:30
"Откуда начну плакати окаянного моего жития",- пишет преподобный Андрей Критский. И не он один, все без исключения святые отцы так себя видели. А мы тут собираемя "полностью избавляться от тех или иных грехов. Подчёркиваю – полностью", ждём "то незабываемое утро", когда, проснувшись, ощутим себя "полностью исцелёнными". Получается, куда-то не туда заехали со всеми своими списками...
Иоанна_ 10 апреля 2023, 23:10
Считаю, что идти с генеральной исповедью к незнакомому священнику, да ещё и ехать для этого в далёкий монастырь, особенно человеку неопытному, только начинающему духовный путь - очень и очень рискованная затея.
Серюбин Сергий10 апреля 2023, 20:56
Павлу (окончание) - ...И в тоже время, в исключительных случаях, людям, нуждающимся в таком "выбросе" своей греховности, современный Устав Церкви (как мы видим в случае с той цыганкой) возможность открытой исповеди оставляет. Кстати, вспомнился Раскольников, стоящий на коленях на улице и вслух кающийся о своём грехе. А современный мир интернета эту задачу облегчает дополнительно - кто мешает создать свой телеграмм-канал и исповедываться хоть на весь мир? Так что, я всего лишь затронул степень влияния стыда на неповторение одного и того же греха, а вопрос тотального насаждения открытой исповеди в нашей Церкви.
Серюбин Сергий10 апреля 2023, 20:46
Павлу - А разве я что-то "пытаюсь насадить"? Тема тонкая. Тут важна "дозировка" стыда. Для кого-то подвигом является просто приход в помещение храма, или стояние молча на исповеди (когда батюшка читает его грехи), или исполнение епитимьи на паперти храма (1-2 года) с рассказом всем входящим о своём страшном грехе. Не случайно сегодня в повседневной жизни Вселенской православной Церкви отсутствует тотальное применение исповеди подобного рода. Видимо, Господь не случайно это сделал. И Вы здесь, конечно, правы - современный порядок исповеди в Православии оптимален. Особенно, если учитывать общее охлаждение к вере и разцерковлённость.
Павел10 апреля 2023, 15:47
"Мы, сегодняшние, готовы к этому?!" Все ли стоящие в храме окажутся готовыми выслушивать грехи из т.н. генеральной исповеди современного человека? Да и не только генеральной, а обычной? Не навредит ли кому-то из неискушенных прихожан подобная практика? Ведь и иные пособия к Исповеди, в которых скрупулезно муссируются некоторые грехи, не рекомендованы как могущие замарать душу читающего. Не надо ничего выдумывать и вырывать из исторического контекста, пытаясь насадить это в наше время. Есть Таинство Исповеди, где Христос принимает всякого искренне кающегося, и есть священник, который является свидетелем этого покаяния. И этого вполне достаточно для полноценного возвращения человека к Богу.
Серюбин Сергий10 апреля 2023, 15:28
Благодарю всех за добрые слова!
Мария10 апреля 2023, 11:51
Замечательный текст! Спасибо
Антоний10 апреля 2023, 11:45
"Мы, сегодняшние, готовы к этому?!" - без проблем, честному человеку скрывать нечего.
Вячеслав10 апреля 2023, 11:41
Хорошо написано! Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×