Образ прп. Сергия до реставрации Летний дождь шумит там, высоко, в кронах; здесь, внизу, на лесной тропе, его пока будто и нет – листья дубов и кленов служат зонтиками. Тропинку пересекают узловатые корни вековых деревьев. Кричит иволга, трещат дрозды, усердствуют комары. Я оглядываюсь на маленькую белую часовню, которая хранит образ преподобного Сергия, обретенный здесь, в приволжском лесу, чудесным образом – об этом речь впереди. Часовня внизу, на роднике. Возле родника машины, народ, шум – воскресенье сегодня, вот и подались все на природу, и уж заодно – запастись сладостной благодатной водой. А мы с моим проводником Татьяной Фроловой – руководителем Хвалынского информационного туристического центра, давним сотрудником и экскурсоводом национального парка «Хвалынский» – идем от часовни и родника вверх, к месту монастырского скита и его разрушенного храма. Церковь скита Хвалынского Свято-Троицкого мужского монастыря была освящена во имя радонежского игумена.
По сторонам тропы – заросшие ямы, явно вырытые искусственно, но очень давно. Это могли быть землянки насельников скита – он отличался строгой аскезой, и никаких следов иных жилых помещений, кроме землянок, здесь не обнаружено. Татьяна Джимовна рассказывает, как шла сюда одна, первый раз – тогда еще не было ни поклонного креста на месте алтаря, ни заборчика по периметру здания, ни этого маленького макета Сергиевской церкви. Она заблудилась… А когда поняла, что нашла-таки, что вот оно, это самое место, вон остатки храмового фундамента – неожиданно и необъяснимо для себя расплакалась и долго стояла здесь, среди леса, вся в слезах.
Первая Божественная литургия на месте уничтоженного Сергиевского храма. Протоиеией Павел Усов и иеромонах Пафнутий Сулейманов. 18 июля 2022 г.
Макет на месте разрушенного храма преподобного Сергия А крест, макет и заборчик появились здесь четыре года назад – по инициативе директора национального парка Виктора Александровича Савинова и его сотрудников, по благословению и при участии прежнего Хвалынского благочинного, протоиерея Виталия Колпаченко. Поклонный крест и макет церкви изготовил лесник Хвалынского лесничества, мастер по дереву Валерий Иванович Белоусов.
В прошлом году на «летнего преподобного» благочинный Хвалынского округа протоиерей Павел Усов совершил на месте разрушенного храма первую Божественную литургию; за нею молились прихожане Крестовоздвиженского храма, ребята из Хвалынской православной гимназии. Отец Павел надеется, что в дальнейшем это станет традицией православного Хвалынска: где храм, хотя бы и разоренный, хотя бы и снесенный с лица, – там должна совершаться Евхаристия.
Часовня, в которой сейчас находится обретенная икона преподобного Сергия Кратко – история святого места. В 1903 году по благословению епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева) саратовский мужской Спасо-Преображенский монастырь обзавелся подворьем в Хвалынске. Подворье возглавил иеромонах Виктор (Островидов), выпускник Казанской духовной академии, уроженец недальнего волжского села Золотое (тогда – Камышинской уезд, сейчас – Красноармейский район Саратовской области). Никто тогда еще не предвидел, что и владыку Гермогена, и отца Виктора (в дальнейшем епископа Глазовского) ждет мученический венец и прославление в сонме новомучеников и исповедников российских; что по тому же высокому пути пойдут и постриженник (до 1925 года – насельник) монастыря иеромонах Нифонт (Выблов), и постоянный прихожанин монастырского храма, хвалынский помещик Александр Оттонович Медем; что вольский викарный епископ Досифей (Протопопов) тоже примет свою чашу страданий и умрет в нищете и холоде, без кафедры и куска хлеба, во время войны… Все это было впереди. Через три года после основания подворье стало самостоятельным монастырем во главе с вышеупомянутым владыкой Досифеем. Монастырь был назван миссионерским, ведь эта хвалынская земля ‒ дремучая, горная, пещерная, таинственная – еще с петровских времен привлекала разные раскольничьи согласия. Старообрядческая диаспора и в Хвалынске, и в соседнем Вольске была весьма влиятельна и сильна; просвещение и обращение раскольников было одной из главных задач Саратовской епархии.
Поклонный крест на месте разрушенного скитского храма
Монастырь был назван миссионерским, ведь хвалынская земля еще с петровских времен привлекала разные раскольничьи согласия
Лесной скит был основан, видимо, еще при подворье; во всяком случае, Сергиевскую церковь здесь выстроили в 1904 году. После революции Свято-Троицкий разделил судьбу тысяч русский монастырей. Здания самого монастыря в Хвалынске передали районной больнице (она использует их до сих пор), скит в лесу разрушили, место это постепенно заросло…
Только преподобный Сергий не захотел уходить со своего места.
***
Образ прп. Сергия после реставрации В середине 1980-х годов (более точная дата нигде не зафиксирована) ребята из хвалынской школы-интерната, отдыхавшие в своем летнем лагере и уж точно облазавшие всю округу, нашли здесь старую икону. По одним сведениям, она висела на дереве, по другим – была как бы вставлена в дупло. Вряд ли ребята знали, кто изображен на этой тяжеленной дубовой доске. Но находка их заинтересовала, и кто-то из взрослых посоветовал им отнести ее в музей, находящийся рядом с их интернатом. Музей носит имя Кузьмы Петрова-Водкина, поскольку автор «Купания красного коня» – уроженец славного Хвалынска.
Имен ребят – теперь уже, конечно, взрослых! – директор музея Валентина Бородина, к сожалению, не запомнила. Икона оказалась сильно пострадавшей – скорее всего, она много времени провела под дождями, солнцем и снегом. С чисто музейной точки зрения, ничего особенного в находке ребят не было – таких относительно поздних икон в разных местах находят много. Но место обнаружения этого образа все же заставляло задуматься. Какое-то время икона висела у Валентины Ивановны в кабинете, потом хранилась в запасниках – не числясь даже в официальном списке экспонатов музея…
Любовь Анисимова Однако же пробил ее час. И сыграла свою роль еще одна замечательная хвалынская женщина – Любовь Александровна Анисимова. В начале 2000-х она занимала должность заместителя директора национального парка по экологическому просвещению и туризму. Конечно, она хорошо знала все родники на территории парка и заинтересовалась историей того, который на карте, составленной хвалынским краеведом Валерием Лавровым, именуется Монастырским. Узнала и об иконе, найденной здесь школьниками… И после долгих хлопот добилась строительства часовни на роднике, причем за бюджетные деньги.
– Это действительно чудо, – говорит теперь Любовь Александровна, – ведь я не была тогда даже по-настоящему воцерковленным человеком. Поехать к владыке Лонгину (тогда – епископу Саратовскому и Вольскому, сейчас митрополиту Симбирскому и Новоспасскому. – М.Б.) и взять его благословение на строительство часовни – это было для меня совершенно невероятным событием. Мы столкнулись с массой трудностей и проблем, но в конечном итоге выстроили часовню, и музей отдал нам икону преподобного Сергия.
Татьяна Фролова, руководитель Хвалынского информационного туристического центра В 2019 году икона прошла реставрацию в Москве. Домой, в Хвалынск, она вернулась накануне Крещенского сочельника. Переночевала в хвалынском Крестовоздвиженском храме; утром, после Божественной литургии, была освящена и доставлена в часовню. Для упомянутой уже здесь Татьяны Фроловой это было воистину незабываемое событие… Мы сидим с нею в «Избе» – так называется музей крестьянского быта на территории национального парка, – и она рассказывает:
– Мы обратились к реставратору Дмитрию Паршину из творческого объединения «Собор» (этот же мастер восстанавливал росписи Крестовоздвиженского храма в Хвалынске в процессе его генеральной реставрации. – М.Б.). По словам Дмитрия, икона написана в конце XIX – начале XX века, темперными красками на доске с клеевым грунтом без левкасного грунта и паволоки, с применением золотопробельного письма. Из-за неблагоприятных условий хранения 50% процентов красочного слоя было утрачено; чудом сохранились изображения преподобного Сергия со свитком и Спасителя в левом углу иконы. На свитке можно прочитать слова о необходимости хранить душевную и телесную чистоту, избегать скверны, искать смирения. В руках Спасителя также свиток – Он поручает преподобному донести до людей Его заповеди, Его премудрость. Такая иконография преподобного редка, может быть, даже уникальна. В процессе реставрации выяснилось, что икону неоднократно поновляли, перекрашивая фоны, – фигура святого поновлениями задета меньше. Главная сложность, по словам реставратора, заключалась в том, чтобы снять записи, не повредив при этом авторскую живопись.
***
Мастером высокого класса неизвестный иконописец, конечно, не был, однако основными приемами владел, а главное – был искренним, глубоко верующим человеком. Не исключено, что образ находился в церкви скита, даже создавался специально для нее. Но где же он хранился все эти годы, как попал на дерево… если только это впрямь не «совсем чудо»?
Место скита тайно почиталось верующими все советские годы. Здесь неоднократно находили огарки свечей и другие следы пребывания молящихся
Да, чудеса бывают разными. В ином чуде «естества чин» побеждается полностью ‒ так, что ничем, кроме как Его действием, происходящее объяснить нельзя. А в других чудесах Господь действует, не нарушая Своих же законов и вполне постижимых для нас материальных процессов. Когда «власть рабочих и крестьян» громила православные храмы, верующие спасали то, что могли спасти, и в первую очередь уносили к себе домой иконы. Во многих сельских храмах мы видим теперь эти старые, потемневшие образа, хранившиеся в семьях и затем, когда стало уж можно, когда открыли в селе церковь, возвращенные в нее. Вполне возможно, что вот так же кто-то спас и монастырский образ Сергия – если он действительно отсюда, из скита. Дело в том, что место скита, место разрушенного храма тайно почиталось верующими все советские годы: по словам моих хвалынских собеседниц, они неоднократно находили здесь огарки свечей и другие следы пребывания молящихся. Может быть, кто-то из них принес сюда из дома старую икону… из монастырского или из другого храма – так ли это важно? Важно то, что это образ великого русского святого, духовного отца нации, который не покинул своего места, который с помощью искренних неравнодушных и трудолюбивых людей сделал это место своим уделом. И это действительно чудо.
Хвалынские прихожане на месте разрушенного скита. 18 июля 2022 г.