Как работают вербовщики и как защитить своего ребенка от попадания в секту?

Марина Малафеева

Источник: Московский Сретенский монастырь

Фото: rebenok-clinic.ru Фото: rebenok-clinic.ru     

«Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка», – говорят перед каждым полетом на самолете бортпроводники. Мы летаем на самолете или слышим о правилах безопасности на борту, но мало кто задумывался над тем, как точно некоторые из этих правил описывают действия, которые мы должны каждый день совершать самостоятельно. На самом же деле в реальности мы можем часто сталкиваться с правилами, запретами и предписаниями, которые направлены на ребенка, но никак не выполняются родителями/опекунами/педагогами/наставниками. Чем это страшно и как с этим быть? Давайте разбираться.

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, как будут развиваться дети.

Семья во все времена находилась в центре внимания общественной мысли, прогрессивных политических деятелей, педагогов и ученых, от древних философов и до современности. Сегодня мы видим, как в обществе происходит переоценка системы ценностей, а особое значение приобретает формирование личности подростка, молодого человека. Приходит понимание и осознание, что молодое поколение является наименее защищенной частью общества от негативных явлений в социуме. Одновременно возрастает внимание и к формированию детско-родительских отношений, к подходам в воспитании подрастающего поколения.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов

Вопросы отношений родителей и детей – сложный и многоуровневый процесс. Сложность его – в скрытом, интимном характере человеческих отношений. Многоуровневость в том, что, при всей важности, родители, с одной стороны, могут не придавать достаточного значения необходимости выстраивания детско-родительских отношений с самого рождения, а с другой, могут не иметь для этого необходимой психолого-педагогической информации.

Однако именно по этим причинам для ребенка (подростка, юноши) очень важны приоритеты, то есть «доверенные лица» во взрослой среде. В свою очередь, взрослые, кроме кропотливой работы по налаживанию открытого контакта и комплекса детско-родительских отношений, должны понимать, какие барьеры можно поставить и какие особенности необходимо развивать, чтобы повысить сопротивляемость своего и не только ребенка от социально-психологического воздействия или вербовки.

Фото: detki.guru Фото: detki.guru     

Любые попытки вовлечения (вербовки) в деструктивные сообщества, группы, культы происходят с использованием социально-психологического воздействия и осуществляются на нескольких уровнях. Это может происходить как последовательно, так и одновременно. Тактика психологического воздействия – это система конкретных приемов, которые используются при воздействии. Их выбор зависит от целей и задач воздействия. К таким приемам, например, можно отнести лесть, комплименты, сознательное искажение информации, ссылки на авторитетное мнение, унижение, угрозы и т.д.

Самое популярное разделение способов (методов) социально-психологического воздействия – это четыре составляющие: заражение, внушение, подражание и убеждение.

1. Заражение (осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения). Самая распространенная ситуация, при которой усиливается воздействие через заражение, – это ситуация паники. Ситуация возникает в большом скоплении (массе) людей в виде эмоционального состояния. Это состояние может быть следствием дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации (митинг, парад и так далее).

Самая распространенная ситуация, при которой усиливается воздействие через заражение, – это ситуация паники

Здесь очень важно понимать, что никакой рост самосознания не отменяет таких форм психического заражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильности общества, например, в условиях радикальных социальных преобразований. Такие радикальные социальные преобразования в том числе мы можем наблюдать сегодня в мире.

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении происходит процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

В качестве примера можно привести распространение разного рода информации через социальные сети. Из-за отсутствия необходимого уровня критического мышления мы воспринимаем на веру получаемую информацию и распространяем ее среди окружающих. Это может быть аудиосообщение с эмоциональным рассказом якобы из первых уст, мнение «авторитетного врача», участника тех или иных событий, комментарий эксперта и так далее. Основным здесь являются рычаги: эмоции (эмпатия), уже имеющийся уровень тревожности.

Фото: rv-news.ru Фото: rv-news.ru     

3. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе на поведение масс, хотя его роль и в иных группах также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с заражением и внушением, однако его специфика в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Из-за отсутствия необходимого уровня критического мышления мы воспринимаем на веру получаемую информацию и распространяем ее среди окружающих

Суть этого механизма в свойственных каждому развивающемуся обществу особенностях. В частности, групповые нормы и ценности возникают именно в результате подражания. Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание. Работу этого механизма легко увидеть в поведении маленьких детей: мальчик, пытающийся тащить большой пакет с продуктами, потому что так делает его папа, или девочка надевает мамины туфли на каблуке и красит помадой губы. Все перечисленное кажется нам забавным, однако мы просто не замечаем, как эти же принципы работают и во «взрослом мире». В свою очередь, осознание этого может быть использовано не только во благо развития общества, но и во вред. В том числе с целью подчинения.

4. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Если при внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, то в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

Фото: vazhnoznat.com Фото: vazhnoznat.com     

Таким образом, при воздействии с помощью убеждения будут использованы пробелы в знаниях или неуверенность (сомнения) объекта воздействия. Здесь очень важно не принимать импульсивных решений, важно уметь откладывать любое решение и давать себе возможность перепроверить информацию или обсудить ее.

Что же делать? Психологи и не только рекомендуют несколько способов:

1. То, с чего мы начинали разговор, – сначала надеть маску на себя. То есть, если вы хотите оградить вашего ребенка, сначала оградите себя. Любые упражнения, знания, ограничения сначала необходимо применять на себе, а далее или через подражание, или через иные способы – нужная вам информация будет усваиваться ребенком.

2. Развитие «самонавыков» включает в себя понимание себя (осознанность), поддержание себя (снятие стресса, отдых), знание о своих сильных и слабых сторонах (умение с ними работать), видение себя (целеполагание, жизненная стратегия). Все это формирует ментальное здоровье – состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал. Применив все это к самому себе, станет проще перенести это и на ребенка.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что невозможно изобрести волшебную таблетку, которая сделает окружающий мир абсолютно безопасным. Одновременно мы должны помнить, что все в наших руках, особенно наша безопасность и безопасность наших детей. Лучшая профилактика – это знание и понимание. Повышая свои компетенции, налаживая диалог с собой и своими близкими мы можем противостоять деструктивному внешнему воздействию.

Марина Малафеева

Источник: Московский Сретенский монастырь

17 августа 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×