Панельная экспертная дискуссия на тему «Ценности России: крепкая семья» (+ВИДЕО)

19 октября 2023 года в Сретенской духовной академии в рамках проекта «Ценности России» состоялась встреча экспертов в формате панельной дискуссии. Темой обсуждения стало понятие крепкой семьи как одной из традиционных ценностей нашего Отечества.

«Ценности России» – это совместный проект Сретенской духовной академии, интернет-портала «Православие.Ru» и просветительского центра «Русский навигатор». На базе этой дискуссионной экспертной платформы проводятся регулярные мероприятия, посвященные обсуждению традиционных ценностей, перечисленных в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Сергей Комаров, ведущий:

– Здравствуйте, друзья! Сретенская духовная академия, портал «Православие.Ru», Просветительский центр «Русский навигатор», телеканал «Союз» представляют совместный проект «Ценности России». Это экспертная платформа, в рамках которой будут проводиться разные круглые столы и другие мероприятия, посвященные традиционным ценностям России, о которых сказано в соответствующем Указе Президента. Сегодняшняя наша тема – семья. Я с удовольствием представляю наших собеседников:

  • Протоиерей Александр Березовский – клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке;
  • Наталья Игоревна Москвитина – генеральный директор Благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь»;
  • Андрей Борисович Кормухин – учредитель политической партии «За семью»;
  • Мария Михайловна Студеникина – директор кризисного центра «Дом для мамы» православной службы «Милосердие».

Для начала короткий вопрос всем участникам: что такое традиционные ценности? По каким критериям мы определяем, что та или иная ценность, о которой мы говорим, является традиционной?

Сергей Комаров, ведущий Сергей Комаров, ведущий

Что такое «традиционные ценности»?

Протоиерей Александр Березовский:

Традиционные христианские ценности определены в Священном Писании

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Понятие «традиционные ценности» не имеет четкого определения, потому что, к сожалению, у всех людей это понятие разное. Можно сказать так, что традиционные ценности – это те ценности, которые укоренились в обществе в результате воздействия тех или иных социальных, политический и иных обстоятельств. Поэтому мы будем говорить о христианских традиционных ценностях, раз мы собрались в стенах замечательного Сретенского монастыря. Традиционные христианские ценности определены в Священном Писании. Мы от них отталкиваемся, и для нас они являются законом. Закон Божий есть закон для каждого верующего человека. И в Евангелии, и в других книгах Священного Писания о семье говорится немало. Где-то косвенно, где-то прямо, но мы придерживаемся именно тех понятий и принципов, которые там изложены.

Андрей Кормухин:

– Недавно совершенно случайно я с удивлением узнал для себя, что во время правления Николая II, нашего страстотерпца, всё законодательство Российской империи согласовывалось особой комиссией с евангельскими заповедями. Мы все с вами видим, что сейчас происходит в мире. Идет трансформация: два больших цивилизационных проекта находятся в конкуренции друг с другом. То есть идет глобализация. Есть люди, которые хотят, чтобы весь мир принадлежал им, хотят им управлять. А есть другая точка зрения, которую озвучивал президент Владимир Путин. Недавно на Валдае он сказал, что есть государства-цивилизации, которые хотят жить согласно своим традиционным ценностям. Если мы определяем национальные государства, то в основе практически всех из них лежат культура народа, традиции народа, обычаи народа, язык и, самое главное, вероисповедание. Поэтому, когда мы говорим о традиционных ценностях, мы всё равно всегда упираемся в вероисповедание народа. Именно вера и институт, который ее представляет, являются сквозной нитью. Так как у нас христоцентричная цивилизация, то всё то, что создавалось вокруг Христа, культивировалось, укоренялось в нашем народе, – это и есть те самые традиционные ценности.

Наталья Москвитина:

Мы цивилизационно подошли к тупику, для выхода из которого нужна идеология

– Мне кажется, мы так привыкли к фразе «традиционные ценности», что она уже ничего не значит для нас. Порой хочется использовать в данном контексте другие слова. Большинство из нас действительно подразумевают под этой фразой христианские ценности. Но тут сразу возникают другие вопросы: кто мы и куда идем? Что мы из себя представляем? Откуда мы пришли? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна идея, которая нами движет. Мы цивилизационно подошли к тупику, для выхода из которого нужна идеология. Хотя по Конституции ее не может быть в нашей стране, но если мы что-то из себя представляем, то должны сами захотеть поставить себе ее на знамя и следовать ей. Сейчас время, когда на нашем знамени Спаситель. Все наши ценности на этом стяге, это наш флаг. Я у себя дома повесила стяг по Спасом. У нас были разные смыслы. Мы доставали и имперский флаг, и триколор, и всё еще что-то ищем. А что искать, если всё есть в одном образе Спасителя? Все наши традиционные ценности там выражены. Если мы идем за Христом, то всё должно быть в порядке. Христоцентричность – это наш хребет, и важно его не сломать.

Мария Студеникина:

– Полностью присоединяюсь к моим коллегам. Мне кажется, что для традиционного общества всегда была характерна ценность человеческой личности. Считалось, что человек является продолжением Бога, созданием Божиим. К сожалению, все мы сейчас можем констатировать тот факт, что в мире, в котором мы живем, человеческая личность и жизнь не ценны, они ничего не стоят. В нормативно-правовом поле непонятно, когда начинается человеческая личность: когда человек рождается, когда ему год или все-таки с момента зачатия? Когда мы, будучи той страной, которая следует традиционным ценностям, определимся во всех плоскостях, когда начнется жизнь человека. Когда мы будем понимать, что жизнь человека ценна с момента зачатия, многое станет на свои места.

Семья как ценность

С. Комаров:

– Перейдем к теме семьи. Отец Александр, сегодня (в основном на Западе, хотя у нас это тоже встречается) распространено такое мнение, что индивид – это основа общества. Но в то же время есть другое мнение, что основа общества – это все-таки семья. Можно ли примирить две эти позиции? И вообще, что с нашей точки зрения семья дает человеку? Почему семья – это ценность?

Протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

Прот. Александр Березовский:

– Хотя бы потому, что Господь сказал: «Нехорошо человеку быть одному» (см.: Быт. 2: 18). И Господь создал человеку помощника, взяв часть первого созданного человека – Адама. И сам Адам, глядя на созданную женщину, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23). Таким образом Господь Сам установил семью. Хотя некоторые люди усматривают в этих словах собственный смысл, но именно так оно и было. И первая заповедь, данная первым людям на земле, – «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28). Это как раз семейная заповедь. Как может индивидуум плодиться и размножаться сам по себе? Это невозможно. Поэтому так Богом установлено.

Люди отменяют заповеди Божии и ставят на их место собственные измышления

Но люди всё меняют под себя, им нравятся собственные домыслы. Однако мы знаем, как Господь обличал фарисеев, говоря: «Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15: 6). Это продолжается и сейчас. Люди отменяют заповеди Божии и ставят на их место собственные измышления. Потом на этих размышлениях рождаются всякие теории и новые проекты, которые очень созвучны людям грешным. Люди, которые не знают Христа, активно внедряют эти идеи в жизнь. А так как на самом деле наш мир становится всё более безбожным, то эти идеи находят распространение во всё более широких массах людей. И уже на уровне государств принимаются законы, которые опровергают заповеди Божии, которые им противятся. Людей понуждают жить по этим законам. Хочешь ты или не хочешь, а обязан им следовать. К сожалению, у нас наблюдается такая тенденция. И хорошо, что есть люди, которым не всё равно, к чему их подталкивают, которые борются за то, что есть истина. А истина есть Христос.

С. Комаров:

– Андрей Борисович, мы говорим о том, что брак и семья – это ценность. Но мы понимаем, что для общественного сознания брак – это давно уже не абсолютная ценность. Люди вступают в брак, потом выходят из него по несколько раз, живут в «свободных отношениях», меняют «партнеров». На сегодняшний день для огромного числа людей это норма. Что с этим делать? Будет еще хуже, или есть какая-то надежда исправить такое положение дел?

А. Кормухин:

Я думаю, что мы в любом случае обречены на исправление. Мы всё равно победим, до апокалипсиса или после. Мы с Натальей Москвитиной были на выступлении Патриарха, на котором он сказал хорошие слова: «Мы все понимаем, что апокалипсис будет, но хотелось бы его отодвигать. От нас зависит, сумеем ли мы его отодвинуть подальше или нет». Семья – это основополагающий институт или основополагающая традиция нашего христианского кода. Пока есть семья, есть надежда на то, что Господь сможет отодвинуть апокалипсис. Но вряд ли это получится.

А что касается того, что сейчас происходит, так это же логично. Мы видим, к чему идет человечество. Урбанизация предполагает, что индивидуум выходит на первый план. Летом я выступал в саду «Эрмитаж». Я говорил о том, что сейчас активно идет урбанизация, строят эти «человейники», а мы здесь рассуждаем про личность, про индивидуумов. Сейчас для молодежи культивируют курсы личностного роста: если ты живешь в отдельной квартире, которую смог оплатить, ты уже успешный человек и успешная личность. Молодые люди растут в этой парадигме. И когда они оказываются внутри нее, тогда институт семьи и сами семьи начинают распадаться. Люди ищут себе удовлетворение не в семейной жизни и не в деторождении. Они ищут «метавселенные», виртуальность мира. Вообще, урбанизация к этому предрасполагает.

Что касается индивидуальности и семьи, у нас в христианстве всё просто. Спасение всегда индивидуально. Но спасаться можно только соборно. Поэтому мы всегда должны помнить золотую середину, или «царский путь». Когда нас уводит куда-то в эгоцентризм, нужно возвращаться в семью. И наоборот, семья тоже не должна отвлекать от индивидуального спасения. Поэтому в жизни всё должно быть равномерно.

Демография и аборты

С. Комаров:

– Наталья Игоревна, тема семьи напрямую связана с рождением детей и, соответственно, с нашим демографическим кризисом. Вообще, в мире ситуация ужасная. По данным ВОЗ, ежегодно совершается более 50 миллионов абортов только официально. Конечно, мы находимся в авангарде этого списка. Вы давно занимаетесь противоабортным движением. Скажите, есть ли подвижки в этом плане? Я слышал, что недавно в Мордовии были приняты противоабортные законы, благодаря, в том числе, вашим трудам.

Наталья Игоревна Москвитина, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь» Наталья Игоревна Москвитина, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь»

Н. Москвитина:

Мы так заигрались с правом на аборт, что права на материнство у нас практически не осталось

О здоровье общества судят по отношению к детям и старикам. Как общество чествует рождение детей, как относится к пожилым людям? Как это отношение проявляется на уроне законодательных актов? Жизнь человека начинается с момента зачатия и длится до естественного исхода. У нас не признают человеческую жизнь с момента зачатия, личностью человек считается только с момента рождения. Это является большой проблемой. Женщина, проходя через аборт, сталкивается с травмой, равной убийству. Всё общество искорёжено и подходит к старости деструктивно. Стариков у нас тоже не уважают. Личность живет в деформированном обществе, что приводит к печальным последствиям. Это и пенсии, и неуважение. Только, пожалуй, на Кавказе стариков уважают, встают перед ними, они возглавляют общество. У нас всё шиворот-навыворот. Самое печальное, что мы сами узаконили аборты. Мы одобрили это понятие на уровне закона, и после этого зло стало равно добру, превратилось в социальную норму.

Мы попытались закрыть этот «ящик Пандоры». Мы начали не с запрета абортов, а с запрета склонения к абортам. Мы поняли, что сразу на федеральном уровне это будет сделать тяжеловато и нашли один регион. Это республика Мордовия. Глава республики Артем Алексеевич Здунов очень поддержал нашу инициативу. Сейчас мы ждем таких волеизъявлений от других губернаторов. Он это сделал первым и, не боясь, погружается в эту тему. Даже если у него нет решения, он предлагает подумать над решением. И так родился закон. Мы рассуждали о том, что аборты – это не норма, и думали, что мы можем предложить. Врачебное сообщество (и не только врачебное) считает, что поможет женщине, если предложит сделать аборт и избавиться от ребенка. А как сделать так, чтобы право женщины на материнство было соблюдено? Мы так заигрались с правом на аборт, что права на материнство у нас практически не осталось. Поэтому мы приняли такой закон, прошли все слушания. Закон был принят 2 августа – в день памяти пророка Илии, а на днях нас совершенно неожиданно поддержала Тамбовская область.

Я очень надеюсь, что будет еще и третий регион, и тогда мы будем выходить на федеральный уровень. Очень прошу ваших молитв. Ведь тогда в нашей стране, которая сто лет живет в этом аду, начнется обратный отсчет. Это вроде как реконструкция нашей страны. Мы должны вернуться к своим корням, к имперскому сознанию. Я недавно видела мебельный салон, который называется «Империя», и подумала, насколько мы стали мелочными, что можем так назвать только мебельный салон. Задача каждого из нас – от рядовых граждан до губернаторов и первых лиц – обладать волей, чтобы на уровне закона решать это проблему. Где заканчивается язык этики и морали, начинается язык закона. И нужно утверждать наши традиции на уровне законов.

С. Комаров:

– А какие проблемы есть в законодательстве в связи с противоабортной деятельностью?

Н. Москвитина:

Где заканчивается язык этики и морали, начинается язык закона. Нужно утверждать наши традиции на уровне законов

– Само появление антиабортной деятельности – это проблема. Мы что-то делаем, и кажется, что это никому не нужно. Долгие годы нас не было видно, над нами смеялись, мы проходили через унижения в кабинетах. И, пожалуй, только СВО обозначила нашу значимость. Потому что ценность жизни стала видна под другим углом. Мы вдруг стали нужны. Нас в стране всего два десятка человек. И каждый из нас сталкивается с тем, что это никому не нужно. Нет никакого горизонта планирования. Еще 20–30 лет – и будет уже очень поздно. Да и сейчас уже поздно, это нужно было делать 20 лет назад. Сейчас мы просто бьемся в конвульсиях, мы уже опоздали. Поэтому помимо нашего активного движения, о котором говорит Святейший, нужна очень сильная молитва. Кроме чуда ничего не поможет. Складывать руки нельзя в любом случае, нужно идти дальше. Но только Господь Бог может переломить ситуацию. Всё очень сложно и очень плохо.

О ценностях важно рассказывать

С. Комаров:

– Спасибо, мы еще вернемся к этой теме. Мария Михайловна, вопрос к вам. Но прежде хотел поделиться результатами социологического исследования. Это исследование американского центра, посвященное отношению граждан США к институту семьи. Традиционная семья (то есть состоящие в браке муж и жена, воспитывающие детей) получила наибольшее одобрение американцев – 90 %. Однако и другие так называемые «формы брака» не сильно отстали.

  • Вполне приемлемыми считаются гетеросексуальные пары с «чайлдфри» установками – 73 %.
  • «Однополые браки» без детей – 66 %.
  • Воспитание детей одинокими родителями – 60 %.
  • Воспитание детей в незарегистрированном гетеросексуальном браке – 52 %.
  • Воспитание детей в «однополом браке» – 47 %.
  • «Однополые», воспитывающие детей в сожительстве, – 42 %.

При этом сами дети воспринимаются как малозначимый фактор для счастливой полноценной жизни (23–26 %). Более важным считается создать карьеру и иметь любимую работу (71 %), а также близких друзей (61 %). Наверное, эти выводы справедливы не только в отношении США. Это тенденция, которая касается всего мира. Вопрос, как сформировать национальный иммунитет к таким вещам? Мы же не можем закрыться сегодня железным занавесом. Есть интернет, происходит взаимообщение культур. Что нам с этим делать?

Мария Михайловна Студеникина, директор кризисного центра «Дом для мамы» православной службы «Милосердие» Мария Михайловна Студеникина, директор кризисного центра «Дом для мамы» православной службы «Милосердие»

М. Студеникина:

– Мне кажется, что во всех вопросах, которые мы сегодня обсуждаем, роль государства колоссальна. Согласитесь, что когда в 2020 году государству нужно было объяснить обществу, что такое коронавирус, чем он опасен, то на каждом шагу мы видели социальную рекламу. В метро невозможно было ехать, потому что всё говорило о коронавирусе и необходимости носить маски и перчатки. Когда государству понадобилось решить эту проблему, оно перестроилось. Все блогеры говорили об этом, о вакцинации. Мне кажется, что, когда государству на самом деле станет важно сбережение и приумножение народов нашей страны, оно сделает всё возможное для того, чтобы объяснить ценность семьи. Сейчас же наше государство само продвигает среди молодежи, что самое главное – это карьера.

Наша молодежь сейчас не задумывается о семье. Это никому не нужно. Сейчас самое главное – это получить образование, сделать карьеру (и неважно, мужчине или женщине), а потом уже заводить семью, и то, если получится. Мне кажется, что здесь недостаточно только вырабатывать иммунитет, нужно предлагать свою повестку.

Я вижу рекламу продуктовых магазинов или операторов связи, но не вижу рекламы о том, что семья – это ценность

Если мы хотим, чтобы наша страна стала многодетной не только на словах, мы должны говорить об этом на каждом шагу. У нас практически нет социальной рекламы. Я много езжу по стране и, оказываясь в любом регионе, вижу рекламу продуктовых магазинов или операторов связи, но не вижу рекламы о том, что семья – это ценность, что отцовство – это приоритет, что быть отцом – это круто, а быть мамой – прекрасно. Мы не говорим об этом в учебных заведениях. Они у нас являются только образовательными учреждениями, но не воспитательными. Мы не говорим о ценности семьи в школах, вузах. А на самом деле у нашего подрастающего поколения, которое живет в фальшивых ценностях, есть колоссальная потребность узнать о том, что такое ценности истинные.

Наше сообщество – люди, которые работают, чтобы изменить жизнь в нашей стране, – ведет очень большую лекционно-выставочную работу. Мы рассказываем ребятам в школах и вузах о том, что такое семья, о радости материнства, о том, как правильно должны строиться отношения между мужчиной и женщиной, о роли мальчика в качестве отца. Ведь об этом никто не говорит. Никто ни в одном СМИ сейчас не говорит, что мужчина в первую очередь – это отец, а женщина в первую очередь – это мать. И вы знаете, даже после сорокаминутной лекции мы видим, насколько ребята животрепещуще ее оценивают, насколько изменяются их ценности.

Перед лекцией мы проводим опрос на тему, каковы у ребят основные приоритеты в жизни, и даем варианты ответов. Первый вариант ответа – это наслаждение жизнью; второй вариант – это семья, любовь и дети. На одной из площадок меня спросили: «А разве это не одно и то же?» Я ответила, что сейчас в нашем обществе это не одно и то же. Так вот, после сорокаминутной лекции (нам дается очень мало времени) от 12 до 30 % ребят меняют свое мнение и вместо наслаждения жизнью выбирают семью, любовь и детей. Я сама не лектор, у меня другой функционал. Но когда я приезжаю на некоторые мероприятия, меня просят прочитать лекции для ребят. На Камчатке, например, у нас было всего 30 минут. Мы говорили с ребятами о том, что такое семья, когда начинается жизнь человека. Мы показывали, как развивается ребенок на 12-й неделе своего внутриутробного развития. И после лекции девочки встали и сказали: «Поняли, девчонки? Будем рожать!» Это такое нереальное ощущение, когда за небольшой период времени мы стараемся поговорить с ребятами и видим отклик. Я очень надеюсь, что для государства действительно станет ценностью то, о чем оно заявляет.

Мы сейчас говорим о ценности семьи, о том, чтобы многодетная семья стала нормой для нашего общества, но мы недостаточно для этого делаем в обычном пространстве. У нас нет должной социальной рекламы, блогеры не говорят об этом, в школах не преподаются уроки семьеведения. Именно аксиологический ценностный фактор играет колоссальную роль.

Роль Церкви в насаждении традиционных ценностей

С. Комаров:

– Отец Александр, продолжая разговор о том, как сформировать иммунитет, какова роль Церкви в этом процессе? Как она может научить, наставить в этом отношении?

Прот. Александр Березовский:

– Церковь постоянно поднимает тему христианских ценностей. Другое дело, что люди не прислушиваются к этому. Иногда даже к словам собственных родителей дети очень мало прислушиваются. Раньше было иначе. Главой семьи был даже не папа, а, скорее, дедушка. Его мнение было для всех членов семьи если не обязательным, то очень важным. Сейчас у каждого есть собственное мнение. Как достучаться до людей, которым неинтересно?

Церковь на все злободневные вопросы нашей жизни имеет суждения и выступает и от лица Патриарха, и от лица Священного Синода. Священники постоянно об этом говорят, проводятся церковные конференции. У нас есть общефедеральный церковный телеканал «Спас», который доступен везде, и множество других площадок. В интернете точно можно найти любой ответ на любой вопрос. Но люди не это ищут. Если посмотреть на статистику запросов в интернете, то оказывается, что грех гораздо слаще и интереснее, чем чистота, целомудрие и правда. Люди с удовольствием смотрят всякие сплетни, тратят время на бесконечные сериалы. А то, что насущно для каждого человека, им неинтересно.

Государство – это же не один человек, а вообще все люди, живущие в той или иной стране. Каждый человек на каком-то своем уровне есть чиновник. И от него зависит, будет преподаваться в школе Закон Божий или нет. Это зависит от директора школы и от завуча. Если они пойдут навстречу, пустят в свою школу священника, людей, которые могут обучить детей, то они научат. С армией то же самое: Церковь постоянно стучится, а ее не пускают. А где пускают, там меняются взаимоотношения между ребятами, отношение к службе.

Вот два губернатора наших регионов пошли навстречу противоабортной деятельности, и ситуация сразу поменялась. Их же тоже кто-то воспитал, кто-то призвал. Это всё отклик сердца каждого человека на призыв Божий. Чем выше человек по рангу, тем больше он может сделать. Директор школы может на уровне школы, мэр – на уровне города, губернатор – на своем уровне. Каждый человек может собрать команду единомышленников, и они много чего сделают. От них зависит, пустить или не пустить к себе лекторов.

Каждый человек, находясь на своем месте, может стучаться в души и сердца людей и сделать очень многое

У нас была ситуация, когда священник приходил в школу, а ему давали пустой класс и говорили, что, кто захочет, тот к нему зайдет. Его не пускали на родительское собрание. И из 40 родителей, сидевших на собрании, к нему заходили 5–6, а остальные просто мимо ушей пропустили информацию о том, что в школе есть священник, которому можно задать вопрос. И так, к сожалению, у нас во всем. Хорошо, если мы не будем сидеть на месте, а каждый на своем месте будет стучаться в души и сердца людей. Это могут быть соседи, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения. Мы можем поинтересоваться их состоянием. Бывает, что одна семья крепкая, дружная, дети целеустремленные, а у соседей дети не знают, как собраться. Так давайте им тоже поможем, создадим клуб по интересам и привлечем их туда. И это тоже наша задача. Да, есть общегосударственные высокие цели. Хорошо, если у нас будет федеральный закон, которые предписывает, обязует, помогает, но когда этот закон будет принят? Поэтому мы пользуемся тем, что есть, и стараемся дать детям то, что мы с вами получили от Господа. И так потихоньку вырастут из этих детей губернаторы, мэры, которые будут не бояться говорить о христианских ценностях и их отстаивать. Тогда у нас в стране, может быть, что-то и поменяется.

Проблема разводов

С. Комаров:

– Спасибо, отче. Андрей Борисович, мы говорили о том, что сейчас много разводов. Но ведь и в церковной среде их тоже немало. Получается, что вера не удерживает людей. Что с нами происходит? Почему даже в Церковь, где благодать, таинства, проник этот «вирус»?

Андрей Борисович Кормухин, учредитель политической партии «За семью» Андрей Борисович Кормухин, учредитель политической партии «За семью»

А. Кормухин:

– До Октябрьского переворота 1917 года структура населения Россия была следующая: 80 % составляло сельское население, 20 % – городское. Но кто знает архитектуру городов того времени, тот понимает, что даже из этих 20 % огромное количество людей занимало одноэтажные частные дома с участками земли.

Сегодня структура населения в России такая: 70 % (а может быть, и больше) – это городское население, и только 30 % – сельское. Для меня как человека пытливого и очень любящего ездить в деревню, ходить за грибами, ягодами и на рыбалку нет вопросов соединения человека с небом. Когда ты идешь в лес, когда ты наблюдаешь, как Господь сотворил природу, переживаешь, сам видишь воочию бегущего вдалеке оленя или лося, то ты понимаешь, как это вообще всё происходило. Когда я хожу с детьми и вижу, как какой-то грибник пошел и бросил пластиковую бутылку в болото, то для нас она смотрится как инородный элемент. Ты видишь, что это болото существовало до тебя, при тебе и будет после тебя. Дети у меня тоже любят деревню. А недавно я вышел с сыном из кафе в городе и попросил его встать и посмотреть на поток машин, мчащихся по Садовому кольцу. Я попросил его застыть и представить, что мы стоим в деревне. И в этот момент нам стало понятно, что эти машины – тоже инородные элементы, которые мы внесли в свою жизнь для её удобства, для комфорта, ложной успешности, самореализации.

Мы за этим гнались много веков и добились, что скоро искусственный интеллект будет всё делать за нас. И вот мы видим, к чему это ведет. Человек как венец природы, которого создал Господь, уже теряет свою ценность. Невозможно родить ребенка без того, чтобы встретиться, полюбить друг друга, создать семью. А сейчас уже делают искусственные матки, клонируют людей. Можно сделать всё что угодно с технологиями и прогрессом. И мы не можем взять это в одночасье и убрать. Мы вынуждены в этом жить, и наши дети вынуждены в этом жить. Я стараюсь воспитывать своих детей правильно, они хотят с юных лет создать семью, рожать детей. Трое моих старших сыновей уже женились, это воцерковленные люди, они ходят в храм, у меня уже пятеро внуков. Я не говорю, что только так хорошо.

Государство начинает меняться, когда к нему начинают взывать

В силу своей общественной деятельности я знаю, что в семейных отношениях, в отношениях между людьми наблюдается кризис, и с этим нужно что-то делать. Делать всегда очень просто: либо революционно, либо эволюционно. Я сначала хотел революционно и уже доставал «шашку». Но потом поумерил пыл и понял, что это обоюдная дорога. Мы должны понимать, что государство начинает меняться, когда к нему начинают взывать. Спасибо нашему равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году как государственный деятель Киевской Руси принял важное решение: сказал, что теперь Русь будет православным государством, и повел всех креститься в днепровской купели. И с тех пор мы существуем как тысячелетняя русская православная цивилизация. Но для того, чтобы совершить этот шаг, нужно было пройти определенный этап – и ему, и обществу. Мы же помним, что общество было языческим. Всего за несколько лет до Крещения Руси мы приобрели первых русских мучеников – Феодора и его сына Иоанна, которого должны были принести в жертву. И этот приказ давал тот же самый князь Владимир. И тут мы видим уже другого князя Владимира. Наверное, внутри него что-то произошло, как и у императора Константина в Византийской империи. Были христианские общины, которые жили согласно Христовым заповедям. Люди со стороны видели, как они живут, как они между собой общаются, любят друг друга, и тоже хотели становиться такими. Эти общины росли, потом в них начала вступать элита. И потом уже император Константин и князь Владимир, видя эти изменения, объявляли государство православным. У нас, кстати, была соседская община, а не семейная, как в феодальной Европе. Поэтому нам нужно опять это всё возрождать, а в городе это тяжелее, чем в деревне. В городе, к сожалению, семьям быть крепкими очень сложно.

О государственных постановлениях и наших усилиях

С. Комаров:

– Наталья Игоревна, важным этапом государственной политики стало принятие в 2014 году Концепции государственной семейной политики. Документ важный и большой, но есть проблема исполняемости масштабных программ. Что удалось сделать? Что еще в процессе исполнения? И вообще, какова роль этих документов? Ведь всё время что-то принимается, а каково соотношение документов и реальной жизни?

Н. Москвитина:

Если бы мы все действительно хотели, чтобы аборты закончились, то это бы постепенно произошло и на уровне законов

– На самом деле, это очень важные документы. К ним нужно дойти. Именно общественное движение может привести общество к этому. Мы говорим, что государство – это только чиновники, власть, а мы – обычные люди, но, в общем-то, всё наоборот. Если мы сильно чего-то желаем, то государство оборачивается в нашу сторону, оно не хочет никаких волнений. Если бы мы хотели, чтобы аборты закончились, то это бы постепенно произошло и на уровне законов. Но ведь такого движения общества нет. Законы принимаются от движения снизу. Если движение говорит, что нужен закон о многодетности, то мы к этому придем. Мы говорим, что нужно разделять многодетных и малоимущих. Главное, чтобы люди не замолкали. Потому что тезис о том, что не нужно «плодить нищету», настолько нас деформировал, что понятия многодетности и нищеты срослись. В СМИ недавно сообщали, что многодетная мать 15-ти детей что-то натворила, давала детям запрещенные лекарства. Потом выяснилось, что ее родных детей было только двое, троих она родила через суррогатную мать, а остальных усыновила. Думали, что она вообще ими торговала. СМИ очень лукавы в подаче новости. На первый план выставляется, что она мать 15-ти детей, и образ многодетности опять маргинализируется.

У нас всего процента два традиционалистов, и какой силой нам надо обладать, чтобы были эти законопроекты! У нас есть общая проблема, вокруг которой мы объединяемся. Мы – это люди, которые исповедуют одни ценности. Мы вроде бы что-то пытаемся сделать, но как сложно это дается! Очень много всего делается. Слава Богу, что есть люди, и они пассионарны. Но нам все-таки надо быть сплоченнее. Наши братья-мусульмане, если видят в обществе своего единоверца, сразу начинают ему помогать, держаться вместе. У нас этого нет, это какая-то проблема времени. Не знаю, когда именно она возникла. Кажется, что есть консолидация, пришли православные, но внутри них тоже всё непросто. Бумаги нужны, чтобы можно было к чему-то апеллировать, что-то просить у власти. Но эту бумагу мы должны сами инициировать и найти союзников, которые нам ее напишут, и после этого государство ее примет, потому что мы – это сила. Но если мы сила, то должны обладать духом. И наш дух – это наши же молитвы и сопричастность телу Христову в Церкви.

С. Комаров:

– Что может сделать простой человек, чтобы помочь этому движению? Просто молиться?

Н. Москвитина:

– Всё просто: ты объединяешься с союзниками. Хотя иногда и одиночные пикеты – это тоже хорошо. Но первое – это, конечно, молитва.

С. Комаров:

– Молитва именно об этом?

Н. Москвитина:

Да, мы начали молиться больше года назад, уже провели 13 молебнов в храме Александра Невского при МГИМО. Это антиабортный молебен. В том числе мы просим, чтобы было принято антиабортное законодательство. В какой-то момент мы поняли, что это вообще невозможно без молитвы.

Сейчас начали молебны о создании семьи и рождении детей в храме Симеона Столпника на Новом Арбате. Этот процесс идет в нескольких измерениях. С одной стороны, ты ногами ходишь в кабинеты, прописываешь эти документы и молишься. Но человек ведь трехсоставен: есть дух, душа и тело, и ты должен действовать в трех измерениях. Обязательно нужна постоянная молитва о том, чтобы у тебя и у людей, которые занимаются тем же самым, всё получалось. Бог должен быть вовлечен в этот процесс или ты сам должен быть вовлечен в Божественные процессы. На человеческом уровне это всё настолько далеко зашло, что мы одной ногой уже в апокалипсисе, но нам помогла СВО. Война не бывает без попущения Бога. Нам дана пауза, возможность подумать, умыться кровавыми слезами и понять, как дорого время. Оно куплено очень дорогой ценой – смертью других людей.

С. Комаров:

– Отец Александр, насколько вы поддерживаете такие мысли? Нужна ли сегодня Церкви особая молитва о семье? Может быть, нужна Патриаршая молитва на эту тему?

Прот. Александр Березовский:

– Конечно, очень нужна. Потому что мы опираемся на слова Спасителя, который говорит: «Просите, и дастся вам» (Мф. 7: 7) и «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 19–20). Поэтому объединяемся, конечно! В первую очередь, в молитве. Потом во всех наших усилиях, направленных к одной цели. Это наша традиционная христианская семья. Обязательно должна быть молитва. К счастью, она совершается. Патриарх всегда является инициатором таких молитв, и они творятся во всех храмах. И по инициативе настоятеля зачастую совершаются молебны и крестные ходы. Всё, что в силах церковных общин, имеет место быть.

С. Комаров:

– Мария Михайловна, как мы можем показать красоту отцовства, материнства, семьи? Мне вспоминается советский фильм «Однажды двадцать лет спустя». Главная героиня – это многодетная мама, которая приходит на встречу выпускников спустя 20 лет, где каждый говорит о своих достижениях. А она говорит, что она – мама, и все недоуменно смотрят и не понимают, в чем здесь достижение. Сегодня не хватает проектов, которые показывают красоту семейной жизни. Что же нам делать? Нужен прорыв в сфере культуры или еще чего-то?

М. Студеникина:

Когда мы обучаем наших церковных и социальных работников, то говорим, что первое, с чего надо начинать, – это молитва

– Нужен прорыв во всех сферах. В Церкви уже давно есть четыре вида молебнов. Они служатся по всей Церкви по благословению настоятеля. Это молебен о прощении греха детоубийства, молебен о создании семьи, молебен о благополучном течении беременности и родов и молебен для бесплодных пар. Они проходят в разных храмах страны, есть подтвержденные чинопоследования этих молебнов. Когда мы обучаем всех наших церковных и социальных работников по стране, то говорим, что первое, с чего надо начинать, – это молитва. Очень многие священники, которые занимаются социальной деятельностью, первым делом начинают служить молебны. Не только у себя в храме, но и в медицинских учреждениях, в женских консультация (по разрешению). Как я уже сказала, безусловно, нам не хватает положительных примеров многодетных семей, отцовства и материнства.

Не могу не поделиться наблюдением, которое я сделала. И я, и мои знакомые иногда смотрим фильмы, которые есть в общем доступе. Так вот, с этого года во всех иностранных фильмах в каком-то фрагменте показывается нетрадиционная «семья». Я увидела один раз – выключила. Потом мне об этом же начали говорить родные и знакомые. Так происходит формирование общественного мнения, когда через фильмы, песни, социальную рекламу преподается, что это норма. С 2023 года это очень ясно и четко прослеживается на Западе и, слава Богу, не прослеживается у нас. Я, конечно, не знаток российского кинематографа и сериалов, но мне кажется, что этого нет.

У нас очень много рекламы сериалов. О чем они? Я помню, насколько наша просемейная общественность была возмущена рекламой сериала, где низлагается образ учительницы. О чем сейчас говорит наш кинематограф? О чем говорит наша культура? Они не говорят о семье. Они показывают либо мам-одиночек, либо малодетные семьи. Они не показывают, что семья – это ценность, что это круто. Наша молодежь не знает и не понимает, где найти эти истинные ценности, потому что из всего информационного пространства она этого не получает. Она получает совсем иное.

Что можно сделать – и делается против абортов

Безусловно, здесь нужно объединение всего общества. В обязательном порядке необходимо транслировать истинные ценности семьи. На самом деле, каждый человек на своем месте может сделать очень многое. В Русской Православной Церкви, в сообществах защитников жизни мы занимаемся этим давно. Противоабортная деятельность началась с отца Димитрия Смирнова, Царствие ему Небесное, когда он первый заговорил о том, что такое вообще аборты. Когда он сам спасал жизни детей. Первое, что он начал делать, помимо молебнов и молитвы, – это распространять информационные материалы и листовки о том, что такое аборт. До сих пор на наши форумы приезжают коллеги, который раскладывают эти информационные листовочки. Мы размещаем информационные стенды о радости материнства, чтобы, приходя в любое медицинское учреждение, женщина могла понять, что такое беременность. Что материнство – это счастье, и жизнь человека начинается с момента зачатия. Мы организуем автопробеги, фестивали для беременных с целью привлечения общественного внимания к проблеме аборта, к радости материнства и отцовства. Мы размещаем социальную рекламу. Например, наши активисты-добровольцы по всей стране идут и договариваются с департаментом культуры своего города или региона, показывают пример социальной рекламы и получают разрешение на размещение баннеров. Мы, в свою очередь, помогаем им оплатить размещение.

Одна женщина хотела сделать аборт, но увидела в женской консультации стенд о радости материнства и сохранила ребенка

Роль таких людей велика. Казалось бы, это просто доброволец без звания и статуса, а он пошел в свое свободное время, договорился, и благодаря ему размещена социальная реклама. И люди, проезжая по этой улице, ее увидят. У нас однажды был Общецерковный съезд по церковному служению. На нем собрались социальные работники и руководители епархиальных отделов Русской Православной Церкви. После нашей секции по демографии ко мне подошла женщина и сказала, что хотела сделать аборт, но увидела в женской консультации стенд о радости материнства и сохранила ребенка. Теперь она социальный работник храма одной из епархий и сама сохраняет жизни детей. Это просто уникальное явление!

Однажды я была на форуме в Крыму. Проводили круглый стол, на котором показывали противоабортный фильм «Право выбора». Я всем рекомендую его посмотреть, чтобы узнать всё об абортах. И во время перерыва один из представителей СМИ задал мне вопрос: что делать женщине, которая одна или у которой семья, и вот они ждут второго или третьего ребенка, а им, простите, есть нечего? Я попросила задать этот вопрос в эфире, потому что у Русской Православной Церкви есть что ответить обществу, которое, как правило, пинает нас такими аргументами, призывая повышать уровень жизни. У нас в РПЦ на сегодняшний день открыты 263 Центра гуманитарной помощи. Это полноценные центры, где любая беременная женщина, любая семья в сложной жизненной ситуации может получить помощь: одежду, обувь, коляски, кроватки, бытовую химию, средства гигиены, посуду.

У нас открыто 83 дома для мамы. Это центры комплексной помощи беременным женщинам, матерям с детьми и семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. У нас есть ответ на любую причину, которую женщина заявляет как основание для того, чтобы сделать аборт. У нее психологические трудности – у нас есть психолог, который поможет. У нее юридические проблемы – у нас есть юристы и адвокаты, которые готовы вести любое дело. У нее нечего есть и не во что одеться – мы полностью оденем, обуем и накормим. Ей негде жить – у нас есть дом, где можно жить. Очень часто бывает так, что мамы, мужья или родители настаивают на аборте, говорят, что им это не нужно, и женщина либо вынуждена делать аборт, либо, если, она сохраняет беременность, находясь под давлением, она идет к нам и живет у нас то время, которое ей необходимо.

После того как она рожает ребенка, случайным образом появляются родители, которые уже хотят понянчиться с внуком или внучкой и меняют свое мнение. У нас есть дома, где могут жить женщины, их 83 по всей стране, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Это хороший ответ обществу, которое говорит, что бедных женщин заставляют рожать, а им нечего есть.

Около 20 % женщин благодаря доабортному консультированию сохраняют свою беременность

Конечно, этой помощи недостаточно, ее нужно всё больше развивать. Мы как Синодальный отдел готовы помочь, дать средства на открытие центра гуманитарной помощи, на оборудование, на заработную плату сотрудникам. У нас есть специалисты-психологи, которые могут работать в женских консультациях и помогать женщинам сделать выбор в пользу жизни ребенка. Доабортное консультирование очень важно. Около 20 % женщин благодаря доабортному консультированию сохраняют свою беременность.

Каждый из нас может внести колоссальный вклад в дело защиты жизни ребенка до рождения, даже если мы просто расскажем в социальных сетях о том, с чего начинается человеческая жизнь. На самом деле, общество в большей массе не знает, когда же она начинается. К нам приходят девочки и женщины, которые говорят, что это «как вырвать ненужный зубик», после чего все проблемы решатся по щелчку пальцев. Когда мы показываем женщинам и мужчинам модели эмбрионов, то говорим, что это точная копия модели человека на 12-й неделе развития. А сейчас по законодательству на таком сроке женщина по желанию может делать аборт. Не по медицинским показаниям, а просто потому, что она захотела. У нее полностью сформирован ребенок, у него уже известен пол, цвет глаз, бьется сердце – человечек растет. А женщина просто захотела – и с легкостью пришла и сделала.

Сейчас аборт делается очень легко и в государственном учреждении, а в частных клиниках его вообще можно сделать на любом сроке за любые деньги без необходимых документов и анализов. Да что там говорить: в частных клиниках можно просто с легкостью купить таблетки для медикаментозного аборта, и ты прервешь беременность до восьмой недели. Мы сами периодически организуем контрольные закупки в интернете. Просто вводим в поисковике: «женская консультация онлайн». Звоним и покупаем таблетки для медикаментозного прерывания беременность нужной дозировки. По законодательству, если мы говорим о соблюдении законов, эти таблетки должны приниматься только в медицинских учреждениях, а на деле их можно с легкостью купить. Я, как правило, ввожу время, нужную станцию метро, и мне на следующий день курьер привозит эти таблетки, берет деньги без каких-либо чеков. Аборт сейчас сделать легко, но если каждый из нас расскажет в своих социальных сетях о том, с чего начинается человеческая жизнь, то это будет уже вклад в сохранение жизней детей. Спасение даже одного ребеночка – это великое благо и счастье.

Отцовство и информационная повестка

С. Комаров:

– Андрей Борисович, поговорим о ценностях отцовства. Допустим, вы пришли в вуз побеседовать со студентами. Вы им говорите о семье, и, к примеру, второкурсник вам заявляет, что всё сказанное прекрасно для вас, но он хочет заниматься спортом, делать карьеру, путешествовать. Перед ним открывается прекрасный замечательный мир, он хочет жить в свое удовольствие. А дети – это сопли вытирать, жена – с ней ругаться. А вдруг ему понравится другая? Как отвечать в таких случаях?

А. Кормухин:

– Я только что вернулся из Челябинска. У меня была полуторачасовая лекция как раз со второкурсниками Челябинского университета. Вы сейчас не придумали гипотетическую ситуацию, а прямо сказали, что там происходило. Я хитрый, уже опытный и поэтому заранее всё предусмотрел, соломку подстелил. Моя лекция так и называется: «Если хочешь быть богатым, успешным и счастливым, спроси у меня – как».

Я испытал какой-то катарсис, читая новости. Смотрю и не верю своим глазам. Вроде бы слова мои, а фамилия их сказавшего – Володин. Вроде бы десять лет назад я это уже говорил, но сейчас вижу, как выражаются моими словами. О чем я говорил? Как раз об отцовстве. Володин говорит, что мы должны начать воспитывать мужчин как будущих отцов, как будущих мужей. Я на самом деле этому очень рад. Пусть пользуются. Они у нас много чего берут.

Сегодня тоже читаю новость. Мы с вами сидим в Сретенском монастыре, в любимой обители, с любимыми спикерами, с любимым телеканалом «Союз». А вот, например, сегодня в 15 часов в РИА «Новости», крупнейшем агентстве страны, проходил круглый стол «Традиционная семья как основа будущего государства». Читаю фамилии тех, кто участвует. Смотрю попечительский совет – там одни первые лица. Смотрю, кто там выступает, – кто в теме, те их знают, конечно. Но, честно, понятно, что эти люди имеют к традиционной семье очень относительное отношение. Но они хотя бы уже об этом говорят! Они уже у нас повестку перехватывают. Они тоже хотят прикоснуться к этому. У них, конечно, не получится, потому что нужно быть человеком воспитанным. Если не с младенческого возраста, то, по крайней мере, довольно продолжительный срок. Я воцерковился в 1990-е годы и прошел все эти этапы. Но уже то, что эти люди о чем-то говорят, что это РИА «Новости», значит многое.

Меня, кстати, в РИА «Новости» не пускают, потому что они меня боятся. Но ничего, мы до них еще доберемся. Но все-таки Наташу они уже стали пускать. Слава Богу! Чем больше будет наших, тем лучше. Она хоть знает, о чем говорить. А иногда их слушаешь – и уши в трубочку сворачиваются. Но зато все говорят, что традиционная семья должна быть основой государства. Они еще скоро скажут, что аборты нужно срочно запрещать, – и я скажу: «Слава Богу». Мы готовы делиться с ними всем, что они у нас захотят взять.

Если точка невозврата все же не пройдена, то, по крайней мере, мы действительно находимся близко к ней

Теперь возвращаюсь к вопросу, что же делать. На самом деле, мы сейчас находимся в очень плохой ситуации. Наташа, конечно, сильно сгустила краски. Действительно, если точка невозврата все же не пройдена, то, по крайней мере, мы находимся реально близко к ней. Но ведь вопрос мужчины в обществе – ключевой, если мы хотим изменить общество или приблизить его к Богу, к Царствию Небесному. Я думаю, что любая человеческая жизнь бессмысленна без этого устремления. И общество, которое не создает для этого условий, тоже пустое, бестолковое. Вообще непонятно, для чего оно живет. Так вот, если мы хотим что-то менять, то мужчина – это первопричина. Господь первым создал Адама. Здесь как раз и возникает этот вопрос.

Убираем всю шелуху о том, как стать успешным. Как я цепляю насчет богатства и успешности? Я рассказываю: «Ребята, вы все можете стать миллионерами». И привожу в пример американский эксперимент, длившийся в течение 50 лет. Ученые взяли на определенной территории людей, начиная с молодого возраста, и в течение 50 лет спрашивали, что для них счастье. И вот они росли: кто-то из них стал бандитом, кто-то миллионером, кто-то многодетным, кто-то бездетным, кто-то гомосексуалистом. Через 50 лет всем задали тот же вопрос и сравнили ответ с тем, какой они дали в самом начале. Тогда кто-то говорил: «мерседес», кто-то – «друзья», кто-то – «дом», кто-то – «карьера». Но через 50 лет все сказали: «Семья, дети». И миллионеры, и бандиты – все сказали: «Семья, дети». Этот ответ лежит на поверхности для нас, христиан. Понятно, почему так происходит. Это естественное состояние любого человека. Только находясь в семье, человек может быть счастливым. Вне семьи он несчастлив, если только он не монах или не монахиня, но там, понятное дело, другое счастье. А так вне семьи очень тяжело быть счастливым человеком.

Вернемся к теме. Так как же воспитать мужчин? Мужчина – это первооснова. У нас сто лет уничтожали институт мужчины. Если мы берем классический марксизм – это классический феминизм. Откройте «Манифест коммунистической партии» Маркса. Там всё черным по белому написано: семья есть пережиток буржуазного прошлого и так далее. Мы понимаем, что такое либеральный период. Поэтому сейчас должны подбирать эти осколки. 30 % неполных семей в стране. А что такое 30 % неполных семей?

Государство должно срочно создавать условия, при которых мальчишки могли бы получать мужское воспитание

Вчера разговаривал на фестивале «Вера и слово». 98–99 % неполных семей – это дети, живущие с матерями. А что такое дети, живущие с матерями? Мы в свое время, когда начинали свою деятельность как общественное движение «Сорок сороков», гоняли гей-парады. Тогда проводить гей-парады в Москве было еще модно. Но мы же умные и мониторим их социальные сети, смотрим, чем они занимаются. Для нас стало открытием, что более 90 % детей, которые вовлечены в эту историю, выросли именно в неполных семьях и их воспитывали матери. Ребенок был лишен мужского воспитания. Так вот, государству нужно сегодня срочно принимать меры для того, чтобы начать создавать условия, при которых мальчишки могли бы получать мужское воспитание. Есть такой опыт. Нет мужа – ты отдай сына в спортивную секцию.

А самое главное, мы сегодня говорили про культуру. Вот Песков выходит и говорит, что никак не удается решить демографический вопрос. Если бы мы знали, говорит, рецепт секретной таблетки, мы бы обязательно ее применили, но мы не знаем. Вот стоит пресс-секретарь президента, который в курсе проблемы, и говорит, что не знает, как с ней быть. Так ты спроси у нас – мы тебе объясним. Ты не знаешь, что происходит? Мы тебе скажем.

Дайте нам три направления: образование, культуру и информационное пространство – и завтра вы не узнаете страну, гарантирую. Вдумайтесь: 4,5 трлн рублей было потрачено на национальный проект «Демография». Знаете, какие целевые показатели этого проекта? Чтобы суммарный коэффициент рождаемости поднять с 1,6 до 1,7. Это значит чуть-чуть приостановить чудовищное вымирание страны. Вот они потратили 4,5 трлн рублей. Знаете, насколько они подняли суммарный коэффициент рождаемости? Он опустился до 1,3. И кто-нибудь у нас понес за это ответственность? Я напомню, что пенсионная реформа в стране, в результате которой повысили пенсионный возраст, была инициирована из-за того, что Пенсионный фонд имел дефицит в 6 трлн рублей. И для всей страны из-за этих денег пенсия отодвинулась на пять лет вперед. Здесь же потрачено 4,5 трлн рублей, а целевые показатели не то что повышены – они еще и понизились. И кто-нибудь понес ответственность за это? Все, кто за это отвечал, – все на местах. Все умничают, все конференции в РИА «Новости» собирают и говорят о том, что традиционная семья – это основа будущей страны. Я понимаю, что они ничего не сделают, как не сделали и в рамках национального проекта «Демография». Но проблема в том, что они спросить даже не хотят.

Если мы не будем ничего делать у себя внизу, если мы не будем давать пример, то очень тяжело будет достучаться наверх

У нас свой мир, и слава Богу. Мы счастливые люди и, как я уже сказал, мы всё равно победим, но просто «за державу обидно», как говорил известный герой. Они настолько «улетели в космос»! Здесь как раз возникает проблема. С одной стороны, мы можем их критиковать, что мы иногда и делаем. Но если мы тоже не будем ничего делать у себя внизу, если мы не будем давать пример, то очень тяжело будет достучаться наверх.

Президент говорил замечательные вещи. Отличные указы, отличные поправки в Конституцию – всё супер, бери и воплощай. И рецепты все есть, и знаем, как это сделать. Но уже со второго уровня начинается такая бетонная стена, которую не прошибешь.

Поэтому учитель-мужчина (я про образование начал говорить) должен прийти в школу. А мужчина не придет в школу, если там будут такие зарплаты, как сейчас. А государство… Для вас это первое.

Мы все любим цитировать известных людей, любим говорить про то, что «если ты не будешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую». По-моему, Бисмарк говорил, что Россия выиграла войну учителями. Если вы не хотите кормить наших учителей, тогда получите. Вам мало того, что вы сейчас уже получаете на внешнем контуре? Я говорю не только про то, что происходит в Малороссии и Новороссии. Мы очень-очень хорошо, пусть и опосредованно, получили «по носу» в Закавказье, в Армении. Мы видели, как параллельно развивались два государства. Я помню ситуацию в 1990-х, когда возник конфликт между Арменией и Азербайджаном, и как за 30 лет традиционный Азербайджан, который рос в традиционных ценностях, сумел вырастить молодежь, а Армения пошла по пути Евросоюза. Они очень хотели в Евросоюз, очень хотели жить, как там, и пошли по пути либеральной истории. Я помню, что там было, и вижу, что происходит сейчас. Нам бы посмотреть на это и понять, почему у нас пробуксовки в Малороссии с Новороссией происходят.

Я вообще считаю, что все институты должны согласовываться с Церковью. Как я говорил в начале, сегодня, как и в Российской империи, законодательство должно согласовываться с Евангелием. Делаете символ тысячерублевой купюры – ну, спросите у Церкви: а ничего страшного, что Церковь без креста? Тратите деньги на фильм «Матильда» – спросите: а ничего, что мы будем так изображать страстотерпца царя Николая? И так во всём. Если вы принимаете поправки в стратегию национальной безопасности, идете в школы и говорите с детьми про традиционные ценности, то пойдите сначала в тот же Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ и спросите, а нормально ли, если мы учебник истории будем писать за Ленина, за Сталина? А то создали единый для всех учебник, а там, на самом деле, столько ахинеи написано. Вот в чем проблема. И пока мужчины не придут в школу, в образование, проблема не решится, потому что в школах учатся мальчики из неполных семей, а учитель там – опять женщина. Он дома с женщиной, в школе с женщиной, в смешанном классе его окружают девочки. Я, например, выступаю за раздельное образование. В школе до определенного возраста девчонки физиологически развиваются быстрее, чем мальчишки. И вот последние вырастают в не пойми что. Мы видим, как они ходят: то ли мужик, то ли женщина. Вот что мы получаем. А не будет нормальных мужей, нормальных отцов – не будет нормальных семей.

Мужчина должен брать на себя ответственность, тем более в многодетной семье. Мы говорим – «институт многодетных семей». А что такое многодетная семья? Это ответственность. В первую очередь – отца. Потому что женщина, как минимум, два года выключена из нормальной жизни: девять месяцев беременности она оберегает ребенка, потом год-полтора кормит его, то есть находится рядом с ребенком и никуда не может отойти. У меня девять детей. Мы с супругой прожили в браке 29 лет. Вот и умножайте. Из 29-ти лет на протяжении 18-ти она была за моей каменной стеной. Мужчина должен быть готов взять на себя ответственность.

Проблема детоубийства, абортов кроется там же. Эти страхи очень укоренились в нашем обществе. Родители, глядя на то, что происходит вокруг, хотят своему ребенку счастья, но не понимают, что они его делают несчастным. Мои сестры не дадут соврать. Большой процент абортов происходит тогда, когда девушка объявляет своему любимому о том, что она беременна, и любимый в этот момент берет и уходит, потому что не хочет брать на себя ответственность.

Сейчас система образования и традиционная семья – основа государства. Вы 30 лет не делали абсолютно ничего, а теперь собираете конференцию. Радостно, конечно. Дай Бог. Другого пути у нас нет.

Надо возвращаться к земле. Деурбанизация стране просто необходима

У нашего русского мужика до революции всё было просто. У него была многодетная семья. Сын находился рядом с отцом в поле, в храме – везде. Вместе с ним чинил крышу, делал ложки, подковывал лошадей, ремонтировал телегу, скакал с шашкой на коне, ходил на охоту с ружьем. Он везде был с отцом, он всё знал. К 18-ти годам это уже был готовый боец для нашей армии, готовый землепашец или ремесленник. А что происходит в нашем урбанизированном мире? Где сейчас мужик? Ладно еще, если он любит возиться в гараже с карбюраторами или ездить на дачу, – и то счастье. Это я, опять же, не говорю про неполные семьи, где даже и этого нет. А так в основном все коммунальные истории – отопление, крыша, дорожки, снег – делают коммунальные службы. Пошел на работу, заработал, дал коммунальным службам, они за тебя всё сделали, а ты сидишь спокойно на диване, пивко попиваешь и смотришь «Спартак-ЦСКА», а женщина в это время стирает, убирает, готовит. У нее как всё было, так и осталось, а у мужика кайф. И она начинает его «пилить»: «Давай, вставай, помоги мне!» И вот он превращается в не пойми что, и сыну тоже говорит: «Сынок, идем быстрее, сегодня “Спартак” наш даст!» Вот во что у нас превратилось урбанизированное общество. Надо возвращаться к земле. Деурбанизация стране просто необходима. Много говорю, простите, просто наболело.

27 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
И.30 октября 2023, 15:14
Эта дискуссия какое-то зазеркалье. Сначала была семья, в т.ч. как средство выживания, потом появились традиции, все это было естественной средой обитания. Теперь семья, оказывается, традиция, а не необходимость. Вам специалисты давно сказали, чтО по минимуму надо делать, чтобы хоть как-то выправить ситуацию: целевой показатель сделать нормой семью с тремя детьми. А тут все воду в ступе мелют "не хотят быть многодетными". У вас давно полно традиционных семей, только традиции эти не православные. А все делают вид, что в Подмосковье нет проблемы со школами, где 80% класса из многодетных семей не говорят по-русски. А все большевики виноваты, цари спасение. Лукавство.
Татьяна 30 октября 2023, 07:54
Простите меня, я ошиблась в названии статьи Анны Сапрыкиной. Статья называется "Разрушить семью ради правильного воспитания детей". И это очень важно! Семью (малую церковь) не надо разрушать ради правильного воспитания детей. И нашу страну не надо разрушать ради правильного воспитания граждан.
Татьяна 29 октября 2023, 19:06
А по поводу крепкой семьи, подходит недавняя статья Анны Сапрыкиной "Разрушить семью ради воспитания ребенка". Никакая идеология не сделает семью крепкой. Только Любовь способна сделать семью крепкой, а каждого человека в ней добрым!
Татьяна 29 октября 2023, 18:57
Я согласна с протоиереем Александром, что традиционные ценности формируются " в результате воздействия тех или иных социальных, политических и иных обстоятельств". Например в Советское время ценности были такие: главное - это коммунистическая партия и надо следовать путем, который указывает партия, работать на государство ( и мужчинам и женщинам), где жить и где работать определяет государство, детей тоже воспитывает государство начиная с детских ясель. Я не хочу сказать плохо это или хорошо. Каждый человек сам выбирает свои ценности, потому что каждый человек сам отвечает за свою жизнь. Поэтому надо дать возможность человеку самому строить свою жизнь. Господь дал нам свободную волю!
Читательница (Подмосковье)29 октября 2023, 12:07
Полностью согласна с Антонием (28 октября 2023, 16:28). "Яму" А. Куприн писал "с натуры".
Demetrius28 октября 2023, 21:38
М. Студеникина: "Я, конечно, не знаток российского кинематографа и сериалов, но мне кажется, что этого нет". Зато в каждом российском фильме (как бы ни было больно называть эти опусы "российскими") есть сцена всебрачной близости... И ни в одном фильме нет сцены, где бы такое поведение осуждалось.
Антоний 28 октября 2023, 16:28
"Всё законодательство Российской империи согласовывалось особой комиссией с евангельскими заповедями" - к 1901 году в России уже было зарегистрировано 2400 публичных домов. Как это согласуется с Заповедями? P.S. Закон "О мерах к пресечению торга женщинами в целях разврата" от 25.12.1909 устанавливал ответственность для вовлечения в проституцию женщин, не достигших 21 года, а также принуждение к оному занятию. И всё. А ведь имея абсолютную власть, можно было разом это злодеяние пресечь, возродить Патриаршество и совершить акт всенародного покаяния за триста лет уклонения в беззаконие.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×