15 ноября митрополит Симферопольский и Крымский Тихон выступил на совместном заседании Комиссии Общественной палаты Крыма по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, защиты исторической правды, культуры и патриотического воспитания и Крымского регионального отделения Всемирного русского народного собора. В рамках заседания обсуждалась инициатива принятия регионального закона о запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности на территории Республики Крым.
В своем докладе митрополит Тихон сделал акцент не на законодательных мерах, а на проблеме воспитания молодого поколения, ответственность за которое лежит на семье и школе. Один из способов решения данной проблемы – введение в школьную программу бесед о семейной жизни, которые сейчас находятся в стадии разработки и вскоре станут частью предмета «Разговоры о важном».
Мы приводим основные тезисы из выступления митрополита Тихона.
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов) на выступлении совместного заседания Комиссии Общественной палаты Крыма по вопросам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, защиты исторической правды, культуры и патриотического воспитания и Крымского регионального отделения Всемирного русского народного собора
Если от всего сердца любишь Бога и своих ближних, свой народ, то даже не подумаешь об истреблении человека, которого Бог посылает в мир
Если женщина и мужчина от всего сердца любят своего будущего ребенка, у них не возникнет даже мысли о «прерывании беременности». Если от всего сердца любишь Бога и своих ближних, свой народ, Россию, то даже не подумаешь об истреблении человека, которого Бог посылает в мир. Как же сформировать это здоровое и спасительное для будущего нашей России мировоззрение?
На государственном уровне в нашей стране аборты ввел человек, не любивший ни людей, ни Россию. Он говорил:
«Дело не в России: на нее, господа хорошие, мне наплевать. Это только этап, через который мы проходим к мировой революции» (В.И. Ленин)[1].
Все силы надо прилагать к воспитанию и взращиванию в душах детей любви. К отцу и матери, к родным, к друзьям, к своей школе, к своим будущим детям, к Богу, к тем идеалам и принципам, которыми живут единодушные тебе друзья и близкие, к своей культуре, к малой Родине, к Отечеству. Без любви все превращается в бюрократическую мертвую систему запретов и наказаний.
Быть патриотом – это значит беречь и защищать всех тех, кого ты любишь, и все то, что ты любишь.
***
Школа еще недавно лишь «оказывала образовательные услуги». Воспитание как высочайшая наука и искусство вернулось в школы совсем недавно. Святой Григорий Богослов говорил, что воспитание человека «есть искусство из искусств и наука из наук»[2].
Больше ста лет прошло с того дня, как этот процесс запустили в России[3]. К несчастью, он сумел укорениться, и одними запретами его не победить.
***
В обществе есть два основных мировоззрения: свободы и произвола. Женщина может принять свободное решение о рождении ребенка. А может по принципу произвола «делаю, что хочу» убить во чреве свое нелюбимое родное дитя.
Законодательные меры, возможно, в чем-то и помогут, но бесконечно важнее меры воспитания.
***
Я являюсь заместителем председателя Общественного совета при Министерстве просвещения. И готовил, в том числе, проект «Разговоры о важном». Предмет этот, безусловно, необходимо дорабатывать, но уже сейчас он приносит добрые плоды. В контексте этого предмета вскоре будут введены, начиная с начальных классов, специальные «Беседы о семье», но особый упор останется на старшую школу.
Что происходит сейчас? Большинство молодых людей вступают в прекрасный, но и опаснейший совместный путь совершенно неподготовленными. Возникающие проблемы и трудности решают интуитивно, пользуясь, как правило, сомнительными советами.
Сегодня педагоги, детские и семейные психологи, родительские сообщества работают над программой, где детям будет рассказано о счастье и радости семьи, о проблемах, с которыми сталкиваются молодые семьи, и о путях преодоления этих проблем. И, конечно, большое место в курсе займет тема не сравнимого ни с чем счастья отцовства и материнства.
***
А как же старшая школа? Мы предложили на суд Министерства просвещения «Беседы о семье».
Если угодно, это «инструкция» для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Чтобы вели себя не интуитивно, не пользовались сомнительными советами.
***
Надо вводить в школьные предметы беседы о семье, подготовив их самым серьезным образом. И начав не с девятого класса, а с пятого-шестого, а, может быть, и раньше.
***
Трагедия, когда женщина не может родить! Но юным, 18-летним, этого не объяснишь. Молодым надо объяснять на примерах, говорить, показывать, рассказывать о радости материнства, убеждать, что это – главная цель.
***
Господь Бог, когда сотворил женщину и мужчину, сказал им: «Плодитесь и размножайтесь!» Это позитивный посыл, его надо культивировать в нашей молодежи. Чем раньше, тем лучше.
***
Не надо путать мировоззрение с идеологией, которая меняется в зависимости от политических интересов государства
Еще один аспект – мировоззрение. Не надо путать мировоззрение с идеологией, которая меняется в зависимости от политических интересов государства. Отсюда и разрыв поколений. В ХХ веке Россия пережила идеологию самодержавной Империи, большевистскую ленинскую идеологию, идеологию сталинского периода, с развенчанием сталинских идеологем пришла идеология хрущевская, затем идеология брежневского периода. Дальше горбачевская перестройка и ельцинский капитализм. Сегодня – идеология времен Путина. И все это всего за сто лет! Как видим, идеология лишь разделяет людей.
А что соединяет? Мировоззрение. Это как раз те высшие и вечные, передающиеся из поколения в поколение ценности и взгляды на жизнь, то, чему учили нас мамы и папы: любить людей, заботиться о старших, быть верными в дружбе, хранить честь, быть благодарными, до конца преданными Родине, защищать ее до последней капли крови, но быть великодушными к поверженным врагам. Презирать лень, ложь, измену. И, наконец, более всего почитать Бога и исполнять Его заповеди.
Вот, хотя и не полно, – наше мировоззрение. Оно актуально и для нынешнего века, и для прошлых времен. Оно – объединяет. Передавать это драгоценное духовное наследие из поколения в поколение – наш святой долг.
***
Сможем это сделать – многое изменится, в том числе сократится или даже минимизируется количество абортов.
Еще раз повторю: чтобы это произошло, нужно с детского сада учить мальчиков и девочек больше жизни любить своих будущих детей.
P.S. Митрополит Тихон говорил, как гарантировать защиту от принудительного склонения к аборту, но ни о каких штрафах за аборты в своем выступлении не упоминал.