Преподобный Макарий Оптинский: путь в Оптину

Часть 1

Преподобный Макарий Оптинский Преподобный Макарий Оптинский     

Преподобный Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона

Жизнь преподобного Макария в Площанской пустыни складывалась довольно хорошо: он имел и служение (и клиросное, и переписчика святоотеческих трудов), и хорошего духовника в лице о. Афанасия (Захарова), к нему хорошо относилась монастырская братия. Но… по-прежнему душа его не удовлетворялась достигнутым, искала большего. Не мог о. Макарий успокоиться в своем стремлении к Богу, в желании стать ближе к Нему; но знал он и то, что в духовной жизни ничего нет опаснее собственных свободных изысканий, попыток идти без опытного руководителя, знающего путь, которого, в свою очередь, прежде наставили на путь спасения другие люди святой жизни. Недаром основа учения Церкви – Священное Предание, включающее в себя и Священное Писание, и литургические тексты – неотъемлемой частью своей имеет и живой опыт Церкви, передаваемый «из полы в полу», от духовного отца к чадам, чтобы до конца времен горел этот огонек истинной веры в человеческих сердцах.

Святые призывают всеми силами искать себе подлинно трезвенного наставника; иметь такого руководителя – величайшее благо для человека

Многое, конечно, можно постичь через книги – Само Евангелие, труды святых отцов; но настолько непроста духовная жизнь, так легко в ней увлечься чем-то второстепенным, а то и вовсе принять ложное за истину (ведь хитер враг рода человеческого), что людей, хотящих спастись, святые призывают всеми силами искать себе подлинно трезвенного наставника; иметь такого руководителя – величайшее благо для человека, ведь он, наставник, может уберечь ученика от множества искушений, которые неизбежны для идущего самостоятельно, «вслепую»:

«Если… кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал вам наставника или наставницу незаблудную, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного» (преподобный Антоний Оптинский)1.

«Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей» (преподобный Симеон Новый Богослов)2.

Из последних слов преподобного Симеона, однако, видим и предостережение – не ошибиться,

«чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (преподобный Иоанн Лествичник)3.

Были в России того времени и талантливые проповедники, и ученые богословы, но в данном случае этого было мало: здесь нужна была подлинная духовная жизнь.

Преподобный Паисий (Величковский) Преподобный Паисий (Величковский) Все это, конечно, прекрасно понимал и преподобный Макарий, много лет тщательно изучавший святоотеческие труды и имевший пред собой пример о. Афанасия, до конца жизни трепетно сохранявшего заветы своего духовного отца – преподобного Паисия (Величковского) , смиренно оставшегося в пределах того, что было ему позволено старцем, проходя лишь устную Иисусову молитву, и не любившего «говорить от книг»4; понимал и смиренно молил Бога, чтобы Он, если Ему угодно, послал ему духовного наставника.

Шел 1824-й год – четырнадцатый год пребывания преподобного в монастыре; о. Макарий, с благословения начальства, совершил паломническую поездку в Ростов, к мощам святителя Димитрия, «списателя житий святых», и по дороге посетил впервые монастырь под Козельском на реке Жиздре – Оптину пустынь – и незадолго до того устроенный при ней скит. Вероятно, Оптина, восстановленная за три десятилетия до того по образу Пешношского монастыря, который «был одним из очагов монашеской традиции преподобного Паисия (Величковского)»5, и ее скит произвели на о. Макария благоприятное впечатление; но до того времени, когда жизнь его теснейшим образом будет связана с этим местом, когда место это станет совершенно особым из-за присутствия в нем подлинных старцев, стать одним из которых суждено было Богом и самому о. Макарию, оставалось еще несколько лет. Пока же преподобный вернулся в Площанскую пустынь.

Следующий, 1825-й, год был для о. Макария грустным: проболев несколько времени, скончался духовник его, о. Афанасий (Захаров), и иеромонах Макарий остался один. Конечно, к тому времени он и сам был уже человеком духовной жизни; но, по вышеназванной неполноте опыта о. Афанасия (хотя сей последний был человек жизни истинно христианской, удивительно добрый и молитвенный), да и, надо полагать, по молодым летам и, конечно, глубокому смирению (в котором есть странная для мира, непонятная нам до конца, но какая-то самая настоящая правда), преподобный Макарий чувствовал нужду иметь духовно опытного наставника. И от всей души молил Господа послать ему его.

Богородицкая Площанская пустынь. Гравюра конца XIX – начала XX века Богородицкая Площанская пустынь. Гравюра конца XIX – начала XX века     

Прошло 3 года. О. Макарий по-прежнему жил в Площанской пустыни, но положение его изменилось: он был назначен духовником Севского Троицкого женского монастыря (примерно в 50 км от Площанской пустыни), а в родной обители подвизался в должности благочинного. Сознавая ответственность обоих этих послушаний (в особенности же, конечно, духовничества), о. Макарий в то же время воспринимал их как Божие призвание, и потому, уповая на помощь Призвавшего, усердно трудился.

Макарий тотчас узнал в нем того, кого просил у Бога: мудрого духоносного наставника

Но вот настал октябрь, и в Площанскую пустынь, проездом в Оптину, прибыл иеромонах Леонид (в схиме Лев) (Наголкин), ныне известный всей России как преподобный Лев Оптинский. Прибыл не один: с ним из Александро-Свирской обители в Оптину направлялись несколько учеников, в числе которых был и Д.А. Брянчанинов, будущий святитель Игнатий. Преподобный Лев и в то время был уже достаточно известен как старец, и о. Макарий тотчас узнал в нем того, кого просил у Бога: мудрого духоносного наставника. И, по выражению жизнеописателя,

«немедленно вошел в тесное сближение с этим опытным в духовной жизни наставником и окрепшим в духовной борьбе с многоразличными искушениями вождем иноков, который по тому самому мог и искушаемым помогать»6.

Преподобный Лев Оптинский Преподобный Лев Оптинский Преподобный Лев и преподобный Макарий были людьми разных характеров, сословий, воспитания; о. Лев был решительного, прямого и, так сказать, огненного нрава, и, по выражению ученика его, преподобного Амвросия Оптинского, порой «был настоящий лев»7; а преподобный Макарий всю жизнь оставался человеком кротким, тихим, хотя и внутренне очень сильным. Но по духу они были очень близки – ведь о. Лев имел духовным отцом схим. Феодора (Ползикова), который, так же, как и о. Афанасий (духовник о. Макария), был учеником преподобного Паисия (Величковского), возродителя старчества в славянских землях.

Старчество… Удивительное явление, которое в то время (начала XIX века) многим казалось каким-то странным и даже вредным для Церкви нововведением. Между тем оно имеет очень древние корни, «представляя собою прямое продолжение пророческого служения, старчество с этим именем и в этой форме появляется лишь в IV веке, вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало»8.

На Руси оно также не было ново, а в древности, может быть, и очень распространено; однако со временем забылось, особенно в атнимонашеском XVIII веке, ведь именно монастырь есть самое лучшее (и едва ли не единственное) место для процветания старчества.

Старчество – духовная связь духовно опытного старца и всей душой преданного ему ученика. Ученик во всем предается воле старца, а старец его всего, со всеми слабостями и грехами, берет на себя и ведет ко спасению. Ученик ежедневно открывает старцу свои помыслы и получает от него советы, как бороться со страстями, и сильнейшую молитвенную поддержку в этой борьбе. Связь старца и ученика теснейшая и предполагает беспрекословное послушание – поэтому совершенно необходимо, чтобы тот, кто именуется старцем (в значении именно духовного руководителя, а не просто пожилого монаха, что тоже очень часто встречается в русских книгах разных веков), вел жизнь подлинно святую и был истинным старцем, а не просто даже очень хорошим монахом. Это – особое служение в Церкви, и его невозможно принять на себя, на него даже невозможно назначить; оно дается непосредственно от Бога, как дар подвижнику, очистившему себя от страстей, и беспрекословно послушание старцу не потому, что это хорошо для упражнения воли, а потому, что истинному старцу открывается воля Божия о человеке, и не послушаться его – значит отступить от воли Самого Бога.

Истинному старцу открывается воля Божия о человеке, и не послушаться его – значит отступить от воли Самого Бога

Истинный старец потому пророк; узнать же истинного пророка можно по делам: пророк

«лишь тот, кто хранит пути Господни. Следовательно, лжепророк и пророк (истинный) могут быть познаны от путей их (жизни)»9.

Страшно читать такое. И без руководства жить крайне опасно, и в руководителе нельзя ошибиться… Но преподобный Лев, ободряя, писал:

«Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику… Не беспокойтесь – свой своего всегда найдет»10.

Слова эти, несомненно, исполнялись не раз в его жизни; исполнились они и для о. Макария – встречей с самим преподобным Львом. Это было то счастье, о котором он давно молил Бога до того и за что благодарил во всю последующую жизнь; ко времени этой встречи преподобный Лев был уже на высоте христианского жития и с радостью принял его под свое руководство (хотя, видя в о. Макарии уже подвижника, «относился к нему скорее как к другу, сомолитвеннику, сотруднику в духовном делании»11. Вероятно, именно в это время преподобному Макарию и «преподано было о. Леонидом таинство высокой Божественной умно-сердечной молитвы»12.

Впрочем, только полгода прожил преподобный Лев в Площанской пустыни и перебрался в Оптину, куда направлялся изначально. Но духовная связь его с преподобным Макарием сохранилась: между двумя подвижниками завязалась переписка, не прерывавшаяся уже до перевода о. Макария в Оптину пустынь. Пока же он был очень нужен в родной своей обители: по свидетельству хорошо знавшего его иеродиакона Палладия (который еще в 1819-м г. ходил в паломничество в Киев пешком вместе с о. Макарием, и в Оптиной же прожил последние свои годы), преподобный Макарий в это время

«пользовался всеобщей любовию, многим помогал духовными советами, а вне своего монастыря, кроме духовных советов, принимал участие, хотя поневоле, и в хозяйственных делах»13.

Но суеты все прибавлялось: о. Макарий вынужден был иногда на продолжительное время уезжать в Севск (по должности духовника упомянутого уже Севского монастыря и другим административным делам), что было совсем несообразно с его стремлением к уединенной и сосредоточенной монастырской жизни; в письмах к преподобному Льву о. Макарий сетовал, что совсем «завязался с комитетами».

Вскоре же последовало и вовсе неожиданное назначение: Орловский владыка Никодим, отправляясь на чреду в Священный Синод, вызвал преподобного Макария и сообщил ему, что решил на должность эконома и казначея взять с собою в Петербург именно его, иеромонаха Макария. Монашеское послушание обязало о. Макария повиноваться, но поездка эта была для него большим огорчением. Некоторой отрадой, впрочем, послужило то, что по дороге он смог заехать в Оптину и повидаться со старцем и духовным другом своим о. Львом, о чем и писал ему уже из Петербурга:

«Хотя малое время сподобил меня Господь быть у вас и видеть вас; но и сие приемлю за неизреченную ко мне милость Божию и благодарю Его благость. Молю, да и впредь сподобит меня, не только временно, но и всегда быть при вас и вашими молитвами и наставлениями устроить мою жизнь»14.

Видимо, уже тогда о. Макарий склонялся к возможности своего перевода в Оптину пустынь; но, будучи назначен на должность, исправлял ее со всем усердием, и лишь писал о. Льву:

«Вижу себя весьма неспособна к распоряжению по части экономической, а паче, когда все еще не устроено; и что будет далее со мною, не знаю; но буди воля Божия! Пошел сюда я не по своей воле и не ради почести или других видов, но единственно за послушание. Хотя в чем окажусь неспособным, и ежели освободят от сей должности, то и в сем Промысл Божий к лучшему ведет»15.

Целый год пришлось преподобному прожить в Петербурге, и год этот был для него весьма тяжелым

Такие смиренные слова, впрочем, и о. Макарию давались нелегко. Целый год пришлось преподобному прожить в Петербурге, и год этот был для него весьма тяжелым. Человек совсем не делового склада (что проявлялось, как помним, еще до монашества при управлении собственным имением), не любивший шума и суматохи, вынужден был, исполняя монашеский обет отсечения своей воли, жить в столице и заниматься совсем нелюбимым (и даже для душевного мира неполезным) занятием. Но для чего-то Господь и это послал Своему подвижнику. И преподобный Макарий терпел и, смиряя себя, писал о. Льву:

«Но и в сем, может быть, Промысл Божий действует непостижимою нам премудростию к пользе. То есть: ежели бы иначе было, то еще бы хуже был… Помолитесь, батюшка, да исправит Господь путь мой пред Ним и дарует прочее дней живота моего время прейти безмятежно в истинном покаянии – в таком месте, где Его святой воле будет угодно…»16.

Всякое искушение имеет начало и конец; святые говорят, что нужно лишь с молитвой и терпением дождаться этого конца, когда Господь изведет от тесноты. И преподобный Макарий дождался: 21 октября 1832 года он был уволен от казначейской должности и смог возвратиться в свой монастырь. По дороге в Площанскую пустынь он, конечно, побывал в Оптиной; на этот раз преподобный уже прямо попросил у старца о. Льва и настоятеля оптинского, преподобного Моисея, согласия на свой перевод в Оптину, и, получив их благословение, подал прошение и отбыл в Площанскую пустынь – ждать решения своей участи.

Было и здесь несколько препинаний; особенно беспокоило то, что Площанский строитель о. Маркеллин тяжело болел, и шла речь о назначении нового настоятеля; а в числе кандидатов был и преподобный Макарий. Но Господь благословил желание святого быть при его духовном наставнике и друге, и, хотя целый год протянулось это дело, но наконец 14 января 1834 года о. Макарий получил указ о своем переводе из Площанской в Оптину пустынь.

Преподобный сердечно простился с братией и не без светлой грусти покинул Площанскую обитель. Она была его первым монастырем, местом пострига, молитв, трудов и утешений. Здесь он жил под руководством доброго и сердечного о. Афанасия, здесь и похоронил его. 20 с лишним лет жизни отдал преподобный этой обители, много дала и она ему за эти годы, и благодарность и любовь к Площанской пустыни о. Макарий сохранил навсегда.

Но впереди было новое поприще: Оптина пустынь.

Елена Бутарова

9 октября 2024 г.

1 Прп. Антоний Оптинский. Цит. по: Поучения Оптинских старцев [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/lection/19/#3 (дата обращения 24.09.2024)

2 Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена обители Святого Мамаса Ксирокеркского. Главы богословские и практические (100 глав). № 49.

3 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 4.

4 Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 28.

5 История Оптиной пустыни [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/history/optina/ (дата обращения 24.09.2024)

6 Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 33.

7 Схиархим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 2010. С. 47.

8 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. СТСЛ, 1995. С. 8.

9 Дидахе. Гл. 11, ст. 8. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/#0_12 (дата обращения 02.10.2024)

10 Прп. Лев Оптинский. Цит. по: Поучения Оптинских старцев [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/lection/20/#4 (дата обращения 02.10.2024)

11 Полное житие прп. Макария Оптинского. [Электронный ресурс]. URL: https://www.optina.ru/starets/makariy_life_full/ (дата обращения 02.10.2024)

12 Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 33.

13 Там же. С. 34.

14 Там же. С. 36.

15 Там же.

16 Там же. С. 37.

Смотри также
Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Прп. Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона Преподобный Макарий Оптинский: духовный путь от дворянина до иеродиакона
Елена Бутарова
В 1810 году он отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь. Ему было тогда неполных 22 года. И обратно в мир он уже не вернулся…
«Макарий идет!» «Макарий идет!»
Памяти прп. Макария Оптинского
«Макарий идет!» «Макарий идет!»
Памяти преподобного Макария, старца Оптинского
Ольга Рожнёва
Опаленный смирением старца, бес тотчас же оставил страдальца, который упал без чувств к ногам благодатного посетителя и пролежал долгое время в совершенном оцепенении…
Слово на пользу вашу Слово на пользу вашу
Прп. Макарий Оптинский
Слово на пользу вашу Слово на пользу вашу
Преподобный Макарий Оптинский
В сборник вошли избранные письма преподобного оптинского старца Макария (Иванова), адресованные мирским особам. В письмах содержатся ответы на самые распространенные вопросы духовной жизни — борьбы с грехом и стяжания христианских добродетелей, отношения к скорбям и болезням, проблемы воспитания детей и др. Советы старца, содержащиеся в письмах, актуальны и в наше время.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×