Сегодня у нас, нынешних, такой веры не найти. Потому что нам нужно иметь в руках доказательства. Мы хотим увидеть от нашего Старца чудеса или высокие деяния: глядишь, тогда уверуем. Но разве мы видели, как Старец Иосиф небо сводит на землю? Нет. Мы верили его словам, верили, что как он говорил, так и жил. И если так жил Старец, то, по его молитвам, и мы старались жить так же. И это происходило.
Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)
«Моя жизнь со Старцем Иосифом»
Иосиф Исихаст (в миру Франгискос Коттис) – выдающийся подвижник благочестия XX века, духовный наставник многих афонских монахов. Канонизирован как местночтимый Афонский святой.
Насколько мало терпения, настолько великими кажутся искушения. И насколько привыкает человек их терпеть, настолько они уменьшаются, и он преодолевает их без труда.
*
Ибо человек имеет право столько благодати иметь в себе, насколько с благодарностью терпит искушение, насколько он безропотно несет тяготу ближнего.
*
Знай, что всегда благодать предшествует искушениям, как некое извещение для предуготовления. И сразу, когда видишь благодать, напрягись и говори: «Пришло объявление войны! Берегись, глина, смотри, откуда протрубит битву зловредный».
*
Человек, как лепечущий младенец, просит у Бога Его святую волю. Бог, как преблагой Отец, дает ему благодать, но дает ему и искушения. Если он безропотно вытерпит искушения, получает прибавление благодати. Насколько больше он получает благодати, настолько и прибавление искушений.
*
Согласно этим непостижимым правилам и законам промыслительного Божия управления творением, в жизни должны быть и разнообразные скорби и болезни, подчиненные некоей общей последовательности. Большинство людей, не имеющих понятия об этого рода искушениях, посредством которых Бог регулирует нынешнюю и будущую жизнь, пытаются их избегать и попадаются в сети сатаны, который прикидывается спасителем.
*
Если кто узнал, каков дар Божий, что он – скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень.
*
Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.
*
Когда унываешь и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда увеличиваешь свои скорби.
*
Без искушения не познаются чистые души, не проявляется праведность, не различается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой.
*
Построй в себе отважный образ мыслей перед лицом приходящих искушений.
*
Искушение – это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны.
Искушение – это лекарство и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и невидимые наши раны
*
Тогда наверняка бойся, когда благодать действует в тебе. Если же видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся.
*
«Мужайся, душа моя», – говори. Вот это все – искушение, испытание и скорбь, а потом много дней у тебя будет мир, и радость, и благодать.
*
Показывает тебе [Господь] немного меда, а под ним спрятал целый склад горечи. Предшествует мед благодати, а следует горечь искушения.
*
Ты с Бога начинай и Богом заканчивай, и не бойся восстающих на тебя искушений. Ибо благодатью Христовой они, как дым, растворяются.
*
Отсутствие естественного pассуждения делает необходимым пpиобpетенное pассуждение, котоpое пpиходит не без мучений, в теpпении жестоких испытаний. Вот почему Божественное Домостpоительство попускает, или, скоpее, теpпит гpеховные искушения, в котоpые впадают несовеpшенные люди, чтобы они могли совеpшенствоваться, пpиобpетая посpедством познания вещей истинный опыт.
*
Если камень не ударится о камень, не появится искра, а муж неискушенный – никуда не годен.
*
Искушение приходит в соответствии с мерой каждого. И ты должен вытерпеть, чтобы выйти победителем.
*
И искушение – где бы ты ни был, где бы ты ни остановился – рядом с тобой. Места без искушения не существует.
*
Всеблагой, доброе мое дитя, не делает ничего, чтобы не было нам на пользу души. Будь то болезнь или искушение, что бы Он нам ни попускал, делает это для нашей пользы.
*
Дитятко мое, это искушение – диавол, и только молитва его попаляет, и пост ему портит нервы, нервирует его.
*
И обители, которые постоянными искушениями и скорбями мы строим, скоро станут нашими.
*
И тогда уже жаждешь, когда снова придут искушения, ибо теперь познал, какая от них польза.
*
Поэтому Господь попускает нам искушения, чтобы мы очистились от предубеждений.
*
Тогда, попущением Божиим, впадает человек все в новые искушения, чтобы научиться прекрасному смирению.
*
И, опять-таки, надобно человеку пройти через многие и великие искушения, превосходящие силу его, чтобы достичь сего познания [собственной немощи]; когда же сделается он его причастником, то одержит верх и над ними, и надо всем иным.
*
Итак, благодать, подвеpгая подвижника матеpинскому наказанию, позволяет ему впасть в сатанинские искушения, чтобы он мог в боpьбе самостоятельно завоевать опыт, словно военный тpофей, и сумел вместе со всей Цеpковью, подобно апостолу Павлу и отцам, говоpить, что «нам не безызвестны умыслы вpага» (2 Кор. 2, 11).
*
И свидетель мне Бог, что в самых больших моих искушениях я нашел самое большое утешение.