Абдукция, дедукция и гипотеза дизайна

О. Евгений Селенский – священник Московского Патриархата, служащий в Великобритании, и ученый, интересующийся вопросами «гипотезы дизайна», автор ряда статей на данную тему, в т.ч. и на нашем сайте.

Священник Евгений Селенский Священник Евгений Селенский В это статье мне бы хотелось поговорить о роли абдукции в формулировании гипотезы дизайна применительно к биологии.

Статья организована следующим образом. В первом параграфе дан ряд важных отправных понятий. Читатели, знакомые с обсуждаемой темой, могут спокойно его пропустить. Далее на основе ряда свойств, общих для живых организмов и некоторых артефактов, определяются сложнофункциональные системы. Затем характеризуются наблюдения таких систем. После этого мы сформулируем гипотезу распознавания дизайна применительно к живым организмам. Здесь я покажу, как эта гипотеза может быть выдвинута, а также использована в объяснении наблюдений. Затем мы коснемся вопроса использования абдукции в современных научных исследованиях. И, наконец, в заключении я приведу некоторые общие соображения в пользу гипотезы дизайна живых организмов.

Определения

Системой называется сущность, состоящая из одного или более компонентов, рассматриваемая как единое целое. Такое рассмотрение может быть полезно, например, с прагматической точки зрения – с целью изучения как отношений между её компонентами, так и отношений данной системы с окружением.

Паттерн можно определить как повторяющуюся последовательность или расположение компонентов некоторой системы, которое следует определенному правилу или набору правил. Ключевые аспекты паттерна:

  • Повторение элементов.

  • Структура: Расположение или организация элементов.

  • Правила: Основные руководящие принципы, которые определяют, как именно организованы компоненты и как они повторяются.

Это абстрактное определение покрывает паттерны в числовых последовательностях, визуальных дизайнах, акустических ритмах, в поведении, в структуре и функционировании сложных систем и многом другом. Паттерны различаются по своим характеристикам: структуре, динамичности, регулярности, специфичности, сложности (в том числе функциональной) и т.д. Классификация паттернов по происхождению является целью распознавания дизайна. Примеры паттернов:

  • буква А: написанная на бумаге чернилами, напечатанная в газете и выцарапанная перочинным ножом на заборе.

  • алгоритм вычисления функции f: различные имплементации одного и того же алгоритма характеризуются общим паттерном.

Дизайном называется паттерн, имеющий интеллектуальное происхождение.

Интеллектом назовём способность осуществлять выбор из физически (химически) эквивалентных состояний (состояний с минимумом полной потенциальной энергии) по нефизическому критерию (прагматика, эстетика, логика). Однако для простоты изложения можно принять более узкое определение интеллекта, как способности создавать сложнофункциональные паттерны, для чего необходимо осуществлять указанный выбор. Неживая природа не имеет интеллекта, поскольку она безразлична к такому выбору из физически эквивалентных альтернатив.

Неживая природа не имеет интеллекта, поскольку она безразлична к выбору

Функциональными называются системы, состоящие из более одного компонента и работающие совместно/согласованно с целью реализации той или иной функции.

Сложными мы будем неформально называть такие функции, появление которых в результате действия лишь ненаправляемых естественных взаимодействий (без интеллектуального наведения) превышает имеющиеся в распоряжении системы, их реализующей, вероятностные ресурсы. Более строгое определение требует введения понятия функциональной информации, а также максимального количества функциональной информации, способного генерироваться в системе без интеллектуального наведения. Примерами сложных функций являются: функция трансляции генетического кода, программная функция распознавания образов, вычисление квадратного корня. Примером простой функции является функция пресс-папье.
Более подробно термины, относящиеся к распознаванию дизайна, представлены в этой записи.

Класс сложнофункциональных систем

Несмотря на то, что мы не ставим себе целью выявить все свойства, общие для живых организмов и сложных функциональных искусственных систем, тем не менее имеет смысл рассмотреть класс систем с общими свойствами, уникальными для живых организмов и некоторых сложных функциональных артефактов.
Обозначим Х набор свойств подобного класса систем:

  • возможность обратной разработки (наличие структуры и принципов функционирования, которые могут быть повторно использованы).

  • наличие инсталлированной пирсовой тройки «знак-денотат-интерпретант» (семиотическая замкнутость, semiotic closure).

  • наличие описания системы (неймановское пассивное описание, von Neuman's quiescent description).

  • наличие описания интерпретатора описания (семантическая замкнутость, semantic closure).

  • использование дискретного кода для чтения/записи описания из/в память.

  • использование механизмов репарации и защиты от зашумления.

  • отказобезопасное дублирование функций.

Наблюдения

Набор свойств Х (или его непустые подмножества) наблюдается только у некоторых систем, заведомо созданных человеком (размножающийся вредоносный код, например), а также в живых организмах, и более нигде в обозримой вселенной.

Гипотеза дизайна

Итак, (достаточно) сложная функция наблюдается лишь в паттернах, либо заведомо созданных человеком, либо присутствующих в структуре и функционировании живых организмов. При наличии формальной процедуры оценки сложности функции в контексте рассматриваемой системы (данный вопрос мы рассматривали подробно множество раз, и здесь мы его касаться не будем) эти наблюдения могли бы быть компактно объяснены с помощью так наз. гипотезы распознавания дизайна (или, более кратко, гипотезы дизайна):

Сложная функция создаётся только интеллектуально.

Эквивалентная формулировка гипотезы:

Любой сложнофункциональный паттерн является (сложнофункциональным) дизайном.

Основываясь на гипотезе дизайна, можно выдвигать дочерние гипотезы и строить научно-исследовательскую программу, отличную от той, которая базируется на эволюционной парадигме. В качестве примеров можно привести следующие публикации:

Существуют и другие методы, которые в ряде случаев позволяют сделать обоснованное заключение о дизайне (например, сравнение статистического распределения голосов избирателей с эталонным может иногда указывать на подтасовку), однако мы не будем рассматривать их здесь.

Построение объяснений наблюдений с помощью абдуктивного выдвижения гипотез

Каким образом на основе гипотезы дизайна мы можем объяснить наблюдения сложной функции? Объяснить в данном случае означает – предложить логически связанную цепь суждений, выводом из коих и будут являться наши наблюдения.
Например, объяснением наблюдения «Сократ смертен» может служить следующая дедуктивная цепочка рассуждений (силлогизм):

Большая посылка (включает квантор общности все, всякий, любой): Все люди смертны.

  • Малая посылка: Сократ – человек.

  • Вывод (наблюдение): Сократ смертен.

Выпишем, что нам известно относительно наблюдений сложной функции:

  • Большая посылка: Все сложные и функциональные дизайны обладают свойствами Х.

  • Наблюдение: Сложная биологическая функция обладает свойствами Х.

Для того, чтобы стать дедуктивным объяснением, этим суждениям не хватает малой посылки.

Вспомним, что абдукция представляет собой эвристический метод выдвижения гипотез. Роль абдукции в том, чтобы предложить некую гипотезу, которая объяснила бы наблюдения в указанном выше смысле. Структурно абдукция отличается от дедукции перестановкой малой посылки и вывода:

  • Большая посылка: Все люди смертны.

  • Наблюдение: Сократ смертен.

  • Абдуктивный вывод (гипотеза): Сократ – человек.

Непривычно, не правда ли? В литературе отмечается, что абдуктивный вывод обычно можно предварять словами «наблюдения таковы, вероятно, потому что...». В случае с Сократом это выглядит так:

  • Сократ смертен, вероятно, потому что Сократ – человек, раз все люди смертны.

Но повторяю: это лишь гипотеза. Формально говоря, мы не знаем, человек ли Сократ, мы только предполагаем это. Всё станет на свои места только на завершающем этапе, в рамках дедуктивного объяснения.
Сформулируем абдуктивное предположение (гипотезу), которую мы могли бы затем использовать в качестве малой посылки для объяснения наблюдений. Что получается?

  • Большая посылка: Все сложные и функциональные дизайны обладают свойствами Х.

  • Наблюдение: Сложная биологическая функция обладает свойствами Х.

  • Абдуктивный вывод: Сложная биологическая функция – сложнофункциональный дизайн.

Итак, наша гипотеза:

Сложная биологическая функция – сложнофункциональный дизайн.

Заметим, что она согласуется с гипотезой дизайна, приведённой выше в общем виде, поскольку сложная биологическая функция есть частный случай сложной функции, определённой через общие свойства Х.

А теперь, будучи вооружены абдуктивно сформулированной гипотезой, вернёмся к построению объяснения. Если мы поставим нашу гипотезу на своё место между главной посылкой и наблюдением, то получим дедуктивный вывод наблюдения 3 из посылок 1 и 2 (см. рис.1):

  1. Большая посылка: Все сложнофункциональные дизайны обладают свойствами Х.

  2. Малая посылка (абдуктивная гипотеза): Сложная биологическая функция – сложнофункциональный дизайн.

  3. Вывод (наблюдение): Сложная биологическая функция обладает свойствами Х.

Этот силлогизм и будет служить объяснением наблюдений. Вот таким именно образом абдукция и участвует в построении объяснения наблюдений.

Рис.1 Абдуктивное и дедуктивное рассуждения Рис.1 Абдуктивное и дедуктивное рассуждения     

Абдукция в современных научных исследованиях

Согласно статье «Абдукция» в Стэнфордской онлайн-энциклопедии по философии, термин абдукция употребляется сегодня в двух связанных между собой, но различных смыслах:

  • как метод формулирования гипотез (см. выше) и

  • как метод выбора наилучшей в определенном смысле гипотезы (inference to the best explanation). Слово наилучший может пониматься, например, как имеющий наиболее обширную базу эмпирических подтверждений.

Именно во втором смысле термин абдукция и используется сегодня наиболее часто.

Рис.2 Барельеф Маунт Рашмор, Южная Дакота, США Рис.2 Барельеф Маунт Рашмор, Южная Дакота, США     

Хрестоматийный пример распознавания дизайна как выбора наилучшей гипотезы – барельеф Mount Rushmore в штате Южная Дакота (США), изображающий четырёх президентов (рис.2). В предположении о том, что мы впервые видим эту скалу и ничего не знаем о ней, наилучшим объяснением будет гипотеза о том, что данный паттерн появился интеллектуально, поскольку мы знаем, что только так и появляются подобные паттерны, то есть достаточно детально выполненные в камне портреты (cр. с так называемым «марсианским лицом»). Конкурирующие гипотезы о случайном и/или закономерном появлении барельефа в результате выветривания, выпадения осадков и действия пр. естественных факторов гораздо менее правдоподобны, поскольку не имеют столь же мощной базы эмпирических подтверждений (точнее сказать, не имеют на сегодня вообще никаких эмпирических подтверждений).
Отметим два важных момента. Во-первых, статус гипотез может быть пересмотрен соответствующим образом при поступлении новых данных. В этом заключается свойство немонотонности абдукции: абдуктивные выводы из подмножества посылок могут отличаться от выводов из целого множества. Например, в гипотетическом случае, если будут получены наблюдения действия какого-то ранее неизвестного закона природы, в результате которого появлялись бы барельефы, подобные Маунт Рашмор, вероятно, имело бы смысл рассматривать гипотезу появления данного барельефа в результате действия этого новооткрытого закона как наилучшую (поскольку в таком случае мы могли бы обойтись без введения интеллектуального агента), или по крайней мере как столь же правдоподобную, как и гипотеза дизайна.

Во-вторых, как и в примере использования абдукции для выдвижения гипотезы о дизайне биологической функции, здесь вывод о дизайне не следует логически из посылок. Мы приходим к именно такому, а не иному выводу, и даже, по мнению многих современных философов науки, мы имеем полное право прийти именно к такому выводу (the conclusion about design may be warranted), именно потому, что вывод о дизайне в данном случае наилучшим на данный момент образом объясняет наблюдения.

Что же всё-таки предпочесть в качестве объяснения: дизайн или эволюцию?

Так что же всё-таки предпочесть в качестве объяснения: дизайн или эволюцию?

В предположении о том, что дизайн и эволюция взаимоисключающи, возникает последний вопрос: а что, если в наших рассуждениях заменить слово «дизайн» на словосочетание «результат эволюции»?

Прав ли был химик Филип Скелл (Philip Skell, «Why do we invoke Darwin?» Scientist, Aug 29, 2005), когда утверждал в полемике против эволюционного учения, что от замены слова «эволюция» на слово «дизайн» или даже на «инопланетяне» ничего принципиально не меняется? Не знаю, как насчёт инопланетян, но относительно дизайна – не думаю, чтобы это было так. Формально такую замену, конечно, можно произвести, однако в этом случае у нас возникнет проблема с эволюционным объяснением сложнофункциональных систем. Объяснение возникновения таких систем через эволюцию представляется не только менее экономным, но и более проблематичным, в смысле эмпирического подтверждения способности эволюции производить сложную функцию (в противоположность спекулятивному теоретизированию в духе работ Р. Докинза). Для такого объяснения необходима обширная эмпирическая база, которой у сторонников эволюционной парадигмы просто нет, а экстраполяция тех наблюдений, что имеются, на сложную функцию безосновательна. Напротив, как ни странно, именно гипотеза дизайна находится в гораздо более выгодном положении: в информационных технологиях есть множество примеров интеллектуального создания сложных функциональных систем. Следовательно, дизайн как объяснение более предпочтителен, даже с учётом того, что это влечёт за собой новые вопросы. Но не так ли и должна работать наука, когда за ответом на один вопрос встают новые проблемы?!

Думать, что идея дизайна является стопором научной мысли, неверно. В конце концов, если я пришёл к выводу о том, что некоторая сложная функциональная система является дизайном, то я с большим основанием могу предполагать, что она может быть подвергнута обратной разработке, как созданная интеллектуальным агентом по определённым принципам в рамках целеполагания и планирования, чем если бы она являлась побочным продуктом естественных ненаправляемых взаимодействий.

Смотри также
Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина? Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина?
Валентин Велчев
Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина? Обладает ли вправду научным статусом эволюционная теория Чарльза Дарвина?
Валентин Велчев
Выведена новая научная парадигма в качестве альтернативы дарвиновской теории.
Живые организмы как системы принятия решений Живые организмы как системы принятия решений
Свящ. Евгений Селенский
Живые организмы как системы принятия решений Живые организмы как системы принятия решений
Священник Евгений Селенский
Среда не только не может служить источником биологической жизни сама по себе, но она даже не в состоянии породить биологическую новизну, которая также требует существования соответствующей новой генетической и эпигенетической программы.
Дарвин против Моисея Дарвин против Моисея
Свящ. Сергий Бегиян
Дарвин против Моисея Дарвин против Моисея
Священник Сергий Бегиян
Все попытки растянуть дни творения до миллионов лет связаны только с попыткой «помочь» Богу сотворить мир не мгновенно, а постепенно. Зачем? Потому что нам так легче верить? Или наоборот – так легче не верить в Его всемогущество?
Комментарии
священник Евгений (автор материала)22 октября 2024, 16:51
Галина, спаси Господи за добрые пожелания! Благословение Господне! Всем читателям и комментатором огромная благодарность!
Галина И.22 октября 2024, 15:33
Отец Евгений, спасибо! Доброго здравия и долгоденствия вам, укрепления Духом Святым и радости в Господе нашем Иисусе Христе!
священник Евгений (автор материала)22 октября 2024, 15:10
Прошу прощения за описки. Трудно вычитывать написанный комментарий на мобильном телефоне: электронная форма прыгает.
священник Евгений (автор материала)22 октября 2024, 13:44
Эволюция как механизм появления принципиальной биологической новизны -- ложная концепция как богословски, так и научно, как я стараюсь показать. Для появления достаточно больших (в статистическом смысле) количеств новой сложной функции потребен целенаправленный дизайн, то есть разумный творческий акт. Как можно видеть из простого расчет, им даже миллиарды лет не помогут... 4.5 миллиарда лет - это порядка 10^17 секунд. Размеры поискового пространства, редкость функции и скорость просмотра дарвиновский эвол. процессом на практике исключают эволюцию как возможную причину появления новизны. Порядки величин сильно не сходятся: то, что есть, и что должно быть, согласно сторонников эволюции...
Галина И.22 октября 2024, 12:11
Павел, я не касаюсь ложной теории Дарвина, давно уже кризисной. Процессы эволюции в созданном Боге мире гораздо сложнее, чем мы себе представляем. Бог силен изменить все в один момент ради славы Своей. Эволюция в природе была и есть, но на разных ступенях своего развития она нуждалась в воздействии Творца, в Его силе. И Господь это ясно показывает нам: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мар.4:26-28). Здесь неоспорима и духовная эволюция святых от падшего состояния до обожения ("Лествица"). До свид.
Павел К.22 октября 2024, 00:17
Спасибо ,Галина . Я и пишу о том ,что эволюция не совместима с важнейшими постулатами нашей веры . Увы ,вслед за католиками и некоторыми греческими "богословами" в православную среду устремились идеи Тейяра де Шардена или официального римского богослова Карла Ранера ,который на полном серьезе говорит ,что история Адама -иносказание ,а речь идет о первых разумных обезьянах! А вот и у нас книга священника Антония Лакирева "Почему Бог выбрал эту обезьяну". Эволюция-главная наукообразная ересь нашего времени, основана на фальсификациях и тенденциозной подборке "фактов" развивается и финансируется врагами христианства .
Павел К.21 октября 2024, 23:53
Для Галины И. Приведенный вами отрывок из Книги премудрости Соломона (не Сираха) относится к ЧУДЕСАМ времен Исхода ,а не "естественным" эволюционным процессам изменения твари .Жабы выходят на сушу и наполняют дома людей,а люди с конями идут по дну моря.Соломон во всей 19 главе призывает еще раз "чрез тщательное наблюдение бывшего"(великих чудес) уяснить,что по велению Бога меняются свойства стихий: огонь не сжигает ,вода расступается,змеиный яд не действует на верных и т.д.Творцом заложены в геном организмов возможность приспособления к внешним условиям или организованной селекции. Эволюционисты "смело" экстраполируют эти возможности за границы видов вплоть до простых химических соединений .
Галина И.21 октября 2024, 20:27
Простите. Павел К.: "В родословии Христа читаем, что он был по человечеству сын...- Адамов-Божий . Без промежуточных стадий". Никаких "промежуточных стадий" в воплощении Господа Иисуса Христа и быть не могло. Сама мысль эта- ересь Ария, который учил, что Сын Божий сотворен, а не рожден. Родословие Иисуса Христа, генеалогия Предвечного Бога, дано нам для того, чтобы показать, что Господь, "Новый- Небесный Адам" "пришел взыскать и спасти погибшее" - и для праведников, и для грешников; и что в Личности Сына Божьего все человечество включено в Его ипостась. Также произведенные землей и созданные Богом животные никак не могут быть "совершенными" в их бездуховном природном естестве.
Галина И.21 октября 2024, 12:58
Бог- Всемогущий Создатель, Совершеннейшая Любовь и Совершеннейший Разум. Сила нашей веры и нашего разума- в познании Любви Божией. "Без откровения свыше народ необуздан", и в густом лабиринте научных знаний можно заблудиться. Статистическая проверка гипотез, основанная на ранжировании, в религиоведении также может быть ошибочной. Эволюция- это развитие, изменение. Кто сказал, что мир не развивается и не изменяется? И почему теорию эволюции крепко- накрепко привязывают только к теории Дарвина? Павел К., см. Сир.19,17-18. Указание на эволюцию: "Самые стихии изменились, как в арфе звуки изменяют свой характер... Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю".
Павел К.19 октября 2024, 22:20
Антонию.В символе веры и шестодневе мы читаем ,что Бог сотворил конкретных живых тварей ,а не некую абстрактную "жизнь". Бог не "растворяется" в материи ,не наделяет ее самостоятельным творческим (Божественным ,не иначе !) разумом . По два ,три раза в Книге Бытия повторяется ,что ТОЛЬКО приказанием Божиим земля и вода мгновенно производят взрослых совершенных животных и растения .Отдельно сказано ,о творении человека непосредственно Богом ,употреблены три глагола "сотворил","создал","образовал". В родословии Христа читаем , что он был по человечеству сын...- Адамов-Божий .Без промежуточных стадий.Священное писание -это не шутки ,нас будет судить Бог на основании данных нам в писании ИСТИН.
Антоний 19 октября 2024, 11:21
Для Павла К. Никакой Киреевский И.В. для меня не выше Святейшего Патриарха. Бог создал Жизнь способной к эволюции. Мы наблюдаем ее каждый день. Более мне сказать нечего, ибо всё сказано.
священник Евгений 18 октября 2024, 23:24
Дополнение. Разумеется, творение - результат творческой активности Бога, единого по природе и троичного в Лицах, Отца и Сына, и Святого Духа. Отец сотворил видимый и невидимый мир Сыном во Святом Духе, из ничего. Однако человек как сотворенный по Его образу, тоже может творить, правда, не из ничего, но из уже сотворённой материи. Иногда по свойствам изучаемой конфигурации материи, пользуясь исключительно научными средствами, можно прийти к выводу о том, что перед нами артефакт. Одним из таких свойств является достаточно сложная функция, выполняемая изучаемой конфигурацией частиц вещества.
священник Евгений (автор материала)18 октября 2024, 12:47
Что же касается интересного замечания по поводу гномической воли, конечно, Христос не стоял перед выбором между добром и злом. Однако Творец вообще ничем не ограничен и сотворил мир по Своей воле по благости. "Вся, елика восхоте, сотвори", как говорит святой царь и пророк Давид. Творение мира не было ни закономерно-необходимым (вроде того, как предмет падает на землю по необходимости, находять под действием закона тяготения), ни вынужденным, но явилось единственно проявлением Его всеблагой воли.
священник Евгений (автор материала)18 октября 2024, 12:42
Дорогие читатели! Благодарю за интерес к публикации. Я понимаю, почему рейтинг низкий: слишком много технических деталей. Но таков уж данный вопрос. Дело в том, что теистов часто критикуют за то, что мы "причесываем" факты. Я лишь постарался систематически изложить, почему я думаю, что вопрос распознавания дизайна в окружающем мире не только научен сам по себе, но он лежит в основании всей научной деятельности, ни больше ни меньше. Только то, что разумно создано, исследователь, наделенный разумом Творцом, может рационально постичь по кр. мере, до какой-то степени. Наука и атеизм глубинно несовместимы и находятся в противоречии друг с другом.
Павел К.16 октября 2024, 09:43
Для Антония ."Никакой патриарх, никакое собрание епископов, никакое глубокомысленное соображение ученого, никакая власть, никакой порыв так называемого общего мнения какого бы ни было времени не могут прибавить НОВОГО ДОГМАТА , ни изменить прежний, ни приписать ЕГО толкованию власть Божественного Откровения и выдать таким образом изъяснение человеческого разума за святое учение Церкви, или вмешать авторитет вечных и незыблемых истин Откровения в область наук, подлежащих развитию, изменяемости, ошибкам и личной совести каждого. Всякое распространение Церковного учения далее пределов Церковного предания само собою ВЫХОДИТ из сферы Церковного авторитета .." Киреевский И.В. Будем хранить ВЕРУ !
Ирина15 октября 2024, 11:25
Спасибо за очень интересную статью! Пути познания истины весьма различны, и все они обогащают общую картину - это в возражение комментаторам по поводу "огорода" и проч. По ходу чтения у меня возникла определённая параллель с изысканиями физика Никоса Салингароса, с его идеей аналогии между упорядоченным устройством природных структур и традиционных (домодернистских) архитектурных сооружений. Салингарос, в свою очередь, опирается на труды архитектора Кристофера Александера. Если Вы знакомы, уважаемый отец Евгений, с этими авторами, очень хотелось бы знать Ваше мнение об их концепции.
Антоний 15 октября 2024, 11:00
Дорогой Василий, из того, что нам неизвестны луны экзопланет по причине отсутствия соответствующих средств наблюдения, никак не могу сделать вывода об отсутствии таковых во Вселенной. И о затмениях на экзопланетах, соответственно. А главное - это вообще никак не связано с вопросом о Бытии Бога. Божиего Вам благословения!
Василий15 октября 2024, 09:19
Антоний, почти невозможно затмение в нашем понимании, когда видна корона, я думал очевидно что я имею в виду. На Земле угловые размеры Солнца и Луны совпадают с точностью до определимости углового размера Солнца. Все известные луны кроме земной и примерно все предполагаемые экзолуны должны иметь относительный размер намного меньше земной Луны, что исключает видимость короны в зоне Златовласки. Даже если в одном случае из миллиарда имеется большая экзолуна, большая и идеально совпадающая - вещи разные. Ну и учитывая переменность обеих величин, то что они совпадают именно в историческую эпоху - очень странно. Примерно как найти на улице ключ, который открывает дверь твоей квартиры.
Антоний 14 октября 2024, 23:30
P.P.S. Последнее и главное. В вопросе об эволюции мне близка позиция Патриарха (https://ria.ru/20240930/evolyutsiya-1975549434.html), с которой я полностью согласен.
Антоний 14 октября 2024, 17:29
P.S. В научно-популярной статье "That Starry Night Sky? It's Full of Eclipses" 2024 года NASA утверждает, что наблюдаемое небо полно бесчисленных затмений. Небесные тела имеют свойство заслонять свет, отбрасывать тени. Из чего следует вывод автора об отсутствии затмений на экзопланетах, непонятно. Астрономы возлагают огромные надежды (см., например, https://universemagazine.com/en/new-space-observatories-will-be-able-to-see-eclipses-on-exoplanets/) на космический телескоп HWO - не только в поиске обитаемых миров (что прямо слелует из названия аппарата), но и в наблюдении затмений на экзопланетах.
Антоний 14 октября 2024, 17:04
Как материал для философской конференции - вполне годно. Как материал для реальной науки (физики, биологии) - нет. "В предположении о том, что мы впервые видим эту скалу и ничего не знаем о ней, наилучшим объяснением будет гипотеза о том, что данный паттерн появился интеллектуально, поскольку мы знаем, что только так и появляются подобные паттерны, то есть достаточно детально выполненные в камне портреты". Если мы никогда не видели зебру, но видели пешеходные переходы, то сделаем вывод, что лошадь кто-то покрасил. Акоазмы, парейдолии заставляют нас слышать знакомые звуки и видеть знакомые объекты там, где их нет.
Павел К.14 октября 2024, 13:31
И.В. Киреевский писал : "То понятие о разуме, которое выработалось в новейшей философии и которого выражением служит система Шеллинго- Гегельянская, не противоречило бы безусловно тому понятию о разуме, какое мы замечаем в умозрительных творениях Святых Отцов, если бы только оно не выдавало себя за ВЫСШУЮ познавательную способность, и вследствие этого притязания на высшую силу познавания, не ограничивало бы самую истину только той стороной познаваемости, которая доступна этому отвлеченно-рациональному способу мышления." Возвышенный разум галилейских рыбаков ,оказался восприимчивее хорошо наполненного ,но более низкого разума книжников, обладавших слепой приземленной "логикой".
Читательница (Подмосковье) 14 октября 2024, 11:19
Ужас. ) "Где просто..." Подумала, что на какой-то другой сайт попала. Автор: "Неживая природа не имеет интеллекта, поскольку она безразлична к выбору". А как это соотносится с тем, что Господь наш Иисус Христос тоже был "безразличен к выбору" (не имел гномической воли)? Не решаюсь даже озвучить вытекающий из цитаты "силлогизм". Неживая природа безразлична к выбору, потому что ее Господь не наделил ни душой, ни интеллектом. Зачем огород городить?
Василий14 октября 2024, 09:26
По-моему, несколько избыточный способ попасть под антропный принцип. Вряд ли многие спорят с тем, что теория самозарождения жизни не реализуема в подавляющей доле мыслимых вселенных. Лучше приводить аргументы вне антропного принципа - ну например о солнечных затмениях. Земля - единственная планета в видимой Вселенной с радиоцивилизацией и примерно единственная с солнечными затмениями, что требует удачи примерно как трижды победить в лотерее с участием всех жителей Земли.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×