В акафисте святая великомученица Варвара прославляется как «невеста Христова прекрасная». На иконах святая Варвара, единственная из святых дев, удостоена изображения со святым потиром в руке. С потиром также на иконах изображают святого праведного Иоанна Кронштадтского, который призывал народ к покаянию и Причастию: «Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко Святому Причащению». Евангельским основанием для использования специальной Чаши для Причастия на богослужении является отрывок из Евангелия: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все» (Мф. 26, 26). Святой Варваре православные молятся о том, чтобы не умереть без Исповеди и Святого Причастия.
Храм в честь Святой Варвары находится рядом с Московским Кремлем, на старинной улице Варварке, на месте древнего торга.
Построенный в начале XVI века храм помнил многих прихожан. Иоанн Грозный молился здесь о своем отце Василии III, скончавшемся в день памяти святой великомученицы Варвары. Прихожанкой храма была супруга боярина Степана Ивановича Лобан-Колычева Варвара. Впоследствии их сын, святитель Филипп, возведенный в 1566-м году на митрополичью кафедру, поминал в этом храме свою матушку. Храм издревле поддерживался многими известными боярскими родами.
Нынешний облик храм приобрел в 1796–1804-м годах, когда на месте древней церкви было возведено новое здание по проекту архитектора Казакова
Нынешний облик храм приобрел в 1796–1804-м годах, когда на месте древней церкви, построенной в 1514-м году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным, было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Казакова, – настоящий шедевр классицизма. Заказчиками являлись артиллерии майор Иван Барышников и московский первой гильдии купец Николай Афанасьевич Самгин, супруги которых Елизавета Ивановна и Анна Ивановна чудесно исцелились от болезней по молитвам святой Варваре. Строительство было начато в 1796-м году И. Барышниковым, а Н.А. Самгин завершил строительство церкви и украсил ее изнутри. Освящение храма в честь Святой великомученицы Варвары состоялось 26 июня 1804 года.
Церковь Вмц. Варвары на Варварке. Фото Н.А.Найденова. Москва. 1882 г.
В начале XVIII века Киевский Митрополит Иоасаф (Кроковский) написал акафист великомученице Варваре, редкое издание которого 1802 года хорошо отражает книжные традиции киевских типографий.
Иоасаф (Кроковский), Митр. Киевский. Акафист святой великомученице Варваре. Киев, 1802
Иоасаф (Кроковский), Митр. Киевский. Акафист святой великомученице Варваре. Киев, 1802
В допожарной патриархальной Москве, с неупорядоченной деревянной застройкой, с обширными приусадебными садами и огородами, новый каменный храм, увенчанный купольной ротондой и украшенный с юга и севера четырехколонными портиками коринфского ордера, безусловно, привлекал внимание горожан.
Хочется немного рассказать о некоторых людях, которые в то время были связаны с храмом Святой великомученицы Варвары. Это Николай Афанасьевич Самгин (1750–1838), который проживал в приходе церкви Святой великомученицы Варвары, и многолетний староста храма Филимон Никифорович Шепелев (1761(?)–1858), – они были известны всей православной Москве, а также многим монашествующим из других городов.
Николай Афанасьевич Самгин, один из представителей династии колокольнолитейщиков, много благотворил монастырям и храмам. В своем доме Самгины принимали многих духовных лиц, среди которых были старцы Оптиной пустыни, Белобережской пустыни, рославльские старцы, преподобный Зосима (Верховский) и многие другие.
О Филимоне Никифоровиче Шепелеве рассказал знаменитый историк Иван Михайлович Снегирёв. Когда историк готовил книгу о Московском Ивановском монастыре и о его подвижнице старице Досифее, он записал важные свидетельства Ф.Н.Шепелева о том, что в монастырь
«прислана была в 1785-м году, по секретному повелению Императрицы Екатерины II, одна женщина нестарых лет, по-видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия; но здесь, в монашестве, она наречена Досифеею. Никто ее не видал, кроме игуменьи, духовника, причетчика, недавно умершего в глубокой старости, да московского купца Фили<мона> Никифоровича Шепелева, торговавшего чаем и сахаром на Варварке, от которого мы, за несколько тому лет, заимствовали некоторые сведения об этой таинственной монахине»[1].
«Таинственная монахиня» – это старица Досифея (1746–1810), известная также под именем княжны Таракановой, – принцесса Августа Доротея, дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Во избежание государственных нестроений, в правление Императрицы Екатерины II принцесса Августа была пострижена в монашество и на долгие годы стала невольной затворницей в Ивановском монастыре, смиренно приняв свою участь и, по благословению своих духовных наставников, занимаясь молитвой и чтением святоотеческой литературы. После кончины Екатерины II строгий режим содержания затворницы был ослаблен, и к старице Досифее за духовными советами и молитвами стали обращаться москвичи. Именно в это время к ей обратились братья Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около 40 лет (1826–1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, стал настоятелем Саровской пустыни (1842–1858).
Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Из кн.: Русские портреты XVIII и XIX столетий (СПб., 1908. Т. 4. Вып. 3. № 110)
Во время наполеоновского нашествия в 1812-м году храм Святой великомученицы Варвары был разграблен, пропала почитаемая частица мощей святой
Во время наполеоновского нашествия в 1812-м году храм Святой великомученицы Варвары был разграблен, пропала почитаемая частица мощей святой. Сохранилось письмо Н.А. Самгина к о. Моисею (Путилову) с описанием разрушения храма:
«святые храмы многие разорены и ограблены, а прочие только ограблены <…>, некоторые уцелели <…>, в том числе и наша Св. вел. муч. Варвары церковь подверглась той же участи, не только серебряные вещи и оклады, но и ризы, стихари, – словом, не оставлено ни одного лоскута, чтоб был цел; по чувствительному нашему сожалению, лишились и драгоценных мощей святыя <…> Варвары <…>, – словом сказать, нет места, до которого не коснулась рука злодейская»[2].
Письмо Н.А. Самгина к Тимофею Ивановичу (Путилову) об утрате мощей св. Варвары в 1813 г. Письмо Н.А. Самгина к о. Моисею (Путилову) № 1. Январь 1813 г. // ОР РГБ. Ф. 213. К. 94. Ед. хр. 18. Л. 39 об.
В связи с этим было подано прошение в Святейший Синод о выделении для церкви частицы мощей святой Варвары, хранящихся в Киеве. Как известно, святые мощи великомученицы Варвары были привезены в конце XI века в Киев из Константинополя первой супругой Великого князя Святополка II (Михаила) Изяславича – Цесаревной Варварой.
Для полученного из Киева перста святой Варвары в 1813-м г. был изготовлен новый киот-мощевик, вероятно, на средства прихожан церкви Святой великомученицы Варвары на Варварке, в том числе на средства Н.А. Самгина.
Киот-мощевик с перстом св. вмц. Варвары (1813 г.). Иллюстрация из книги: Галашкевич А.А., Максимова Г.А., Полунина К.С. Храм Святого мученика Иоанна Воина, что на Якиманке в Москве. М.: Северный паломник, 2011. С. 204.
В 1823-м году был изготовлен новый ковчег-реликварий с рельефным образом святой Варвары на крышке, куда был помещен мощевик с перстом святой
В 1823-м году для почитаемой реликвии был изготовлен новый ковчег-реликварий с рельефным образом святой великомученицы Варвары на крышке, куда был помещен существующий мощевик с перстом святой. Причем накладной рельеф на крышке реликвария с изображением святой, возможно, сохранился от ковчега, находившегося в церкви Святой великомученицы Варвары до разграбления французскими войсками в 1812-м году.
1 марта 1839 года священник Василий Михайлов Палладин и староста Филимон Никифорович написали прошение о дозволении сделать новый иконостас для их церкви, на котором была поставлена резолюция:
«Дозволяется. Но если бы над царскими вратами вместо Чаши поставлен был Крест, и по сторонам вместо эмблем двух Заветов поставлены были иконы в приличных рамах: то было бы лучше, и с древним церковным обычаем согласнее»[3].
В том же 1839-м году в Москве была опубликована металлогравюра «Молитва святой великомученице Варваре», с житийными клеймами. Цензором изображения стал протоиерей Федор Голубинский, который цензурировал многие издания Оптиной пустыни.
Молитва святой великомученице Варваре. Металлогр. В. Логинова, 1839. 36,9 х 29,1 (изобр.); 48,2 х 37,8 (лист)
«Доброго старца» Филимона Никифоровича хорошо знали оптинские старцы, которые бывали у него в Москве, молились о нем в пустыни. Преподобный Моисей (Путилов) и преподобный Антоний (Путилов) относились с глубоким почтением к Филимону Никифоровичу и не раз упоминали в письмах «боголюбивого» старца. Имя Филимона Никифоровича Шепелева было внесено в Оптиной пустыни в «Помянник жертвователей Московской губернии». Через лавку Ф.Н. Шепелева, где он торговал чаем, часто передавались посылки в Оптину пустынь: чай, масло, мята, книги и письма, а также все необходимое для обустройства храмов: иконы, ризы, хоругвии, картины, паникадила, печатные виды Оптиной. В письме от 13 июля 1842-м г. о. Антоний сообщал о. Моисею: «Чаю цыбик[4] у доброго старца Филимона Никифоровича приторговал»[5].
В 1851-м году в ковчег-реликварий с рельефным образом святой великомученицы Варвары на крышке и с расположенным внутри киотом-мощевиком с перстом святой Варвары и частицей Ризы Господней поместили и мощи святителя Митрофана Воронежского.
Реликварий в храме Иоанна Воина. Совр. фото
По сторонам от киотцев, под стеклом, находились живописные изображения святителя Митрофана в епископском облачении, с посохом, и великомученицы Варвары в венце и с крестом в руках. Иконы написаны, видимо, после 1851 года, когда в московский храм Великомученицы Варвары неизвестным дарителем был пожертвован крест-мощевик, изготовленный в Туле в 1845-м году, и когда мощи святителя Митрофана Воронежского, святой великомученицы Варвары и частицу Ризы Господней соединили в общем ковчеге-реликварии. Таким образом завершилось формирование святыни.
Реликварий св. вмц. Варвары и свт. Митрофана Воронежского (1823). Иллюстрация из книги: Галашкевич А.А., Максимова Г.А., Полунина К.С. Храм Святого мученика Иоанна Воина, что на Якиманке в Москве. М.: Северный паломник, 2011. С. 202.
«Ковчег-мощевик изготовлен в виде саркофага трапециевидной формы, с откидной крышкой, которая напоминает, в свою очередь, погребальное ложе, с возлежащим на нем выполненным в высоком рельефе телом святой Варвары. <…> Крышка ковчега обрамлена изображениями лавровых листьев и листьями аканта по углам – символическое указание на победное торжество и величие происходящего, по традиции, восходящей к античной, что подчеркнуто текстом кондака в честь великомученицы, помещенным на серебряной овальной пластине в лавровом венке, прикрепленной к передней стенке ковчега, наподобие поминальной надписи на саркофагах. Надпись выполнена чернью по серебру, стилизованным славянским шрифтом. «КОНДАК 12 ХОДАТАИЦЕ ЗА УМИРАЮЩИХЪ БЛАГОДАТЬ ОТЪ БОГА ДАНА ТИ ЕСТЬ ХРАНИТИ И СОБЛЮДАТИ ОТЪ ВНЕЗАПНЫЯ БОЛЕЗНИ И НАГЛЫЯ СМЕРТИ ВСЯКАГО ЧЕЛОВЕКА ВЕРОЮ ЛЮБОВИЮ ИБЛАГО ГОВЕНИЕМ ЧЕСТНАЯ ТВОЯ СТРАДАНИЯ ВОСПОМИНАЮЩАГО ИПОЧИТАЮЩАГО ТОЯ БЛАГОДАТИ НЕЛИШИ И НАСЪ ДОБРАЯ ДЕВО ВАРВАРО ДА И МЫ ЗДРАВИ СУЩЕ ТЕЛОМЪ ИДУХОМЪ ВЪ НЫНЕШНЕИ И БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ О ТЕБЕ ПОЕМЪ БОГУ АЛЛИЛУИЯ».<…> Изображения горящих факелов по сторонам от тропаря символизируют жизнь, Божественный свет, указывающий путь благочестивым, обращающимся к святой за помощью»[6].
Почитание святой Варвары было всенародным. Сохранились многие тиражные картинки с изображением святой великомученицы с клеймами, хорошо иллюстрирующих житие святой. Подобные картинки верующие привозили из паломничества к киевским святыням.
Страдания святой великомученицы Варвары. Киево-Печерская лавра. Хромолитография Киево-Печерской лавры, 1909. 26,5 х 22,2 (изобр.); 28,8 х 24 (лист)
После закрытия храма в 1931-м году старинный ковчег-реликварий с рельефным образом святой великомученицы Варвары на крышке и с расположенным внутри киотом-мощевиком с перстом святой Варвары, частицей Ризы Господней и частицей мощей святителя Митрофана Воронежского был передан в храм Святого Иоанна Воина на Якиманке в Москве[7], где и находится до сих пор, выносится в день престольного праздника великомученицы Варвары, 16–17 декабря, и в дни чтения акафиста великомученице Варваре.
Святая великомученица Варвара с житием. Икона. Начало XVIII в. Храм Святого мученика Иоанна Воина на Якиманке
Святая великомученица Варваро, моли Бога о нас!