<< Часть 1 << Часть 2 << Часть 3 << Часть 4 << Часть 5 << Часть 6 << Часть 7 << Часть 8
О вступлении в монашество
Авва Дорофей и прп. Досифей |
Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…»[1], а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связывайте себя обетами, которые ни Вам сейчас, ни другим не принесут предполагаемой пользы»[2].
Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.
А некоторым, напротив, старцы советовали идти в монастырь, прозревая их монашеское предназначение. Так, митрополит Вениамин (Федченков) вспоминает о том, как он искал ответа на вопрос о поступлении в монашество и за разрешением такого трудного дела ездил к разным старцам. Один из них (о. Никита Валаамский) прямо сказал будущему владыке, что на его поступление в монашество есть воля Божия[3]. Или вот еще случай из жизни преп. Симеона Псково-Печерского: «Жил я в дому своего отца в деревне Псковской губернии. В семилетнем возрасте я помню, как в дом отца моего приезжал, бывало, отец Корнилий, монах Крыпецкого монастыря. Иногда и ночевал у нас и ложился спать всегда со мною и, бывало, говорил мне: “Будешь ты монахом, будешь старец великий”»[4]. Но, надо отметить, что на такие откровения были способны единицы, те, которые были награждены от Бога даром прозорливости и врачевания душ людских. Кстати, и упоминаемый выше отец Корнилий Крыпецкий был одним из таких старцев. Он причислен к лику святых РПЦ в 2005 году.
Но все-таки перед вступлением в монашество необходимо хорошо себя проверить. Свт. Василий Великий советует проверять всех приходящих к монашеству: «Должно вводить их в приличные упражнения, долговременностью и трудными подвигами испытывая их суждение, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты»[5].
Отец Иоанн (Крестьянкин) советует не спешить с поступлением в монастырь. Он рекомендует присмотреться к обители, пожить в ней, испытать себя, проверить твердость своего произволения: «Желание твое благое, но с осуществлением спешить не надо. Приезжай сначала в отпуск в монастырь и поживи в нем паломником, не нарушая ничего пока дома и на работе своей. Поживешь в монастыре и посмотришь на монашескую жизнь наяву, а не на книжную», – пишет он в одном письме[6]. Или в другом письме: «Качественность твоего желания нетрудно проверить. Возьми благословение у священника, которому исповедуешься, и у родителей своих и поезжай на Соловки в качестве трудника. Поработай, присмотрись к себе и к монастырскому укладу жизни»[7].
Такое же мнение мы можем прочитать и в письмах преп. Макария Оптинского: «Родители твои с болезнию сердца пишут ко мне, что ты просила у них дозволения отпустить тебя в монастырь. Похвально твое чувство. Однако ж скоро не спеши, испытай своего сердца чувства, готово ли оно к призванию сему. “Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мф. 16: 24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем»[8]. Старцы знали по опыту, что далеко не все желающие смогут понести тяжелый крест монашеской жизни и советовали некоторым с монашеством повременить; и только тогда, когда видели непреклонное желание ищущего и узнавали волю Божию об этом человеке, то, уже не сомневаясь, благословляли на монашество.
Старец Паисий Святогорец рекомендует всем ищущим монашества завести дневник и записывать туда все впечатления от пребывания в разных монастырях, чтобы можно было выбрать лучший: монастырей много, и выбор их достаточно большой, и когда просмотришь записи, то станет видно, где более всего было хорошо, чтобы потом не смущаться, что не туда попал: «Начиная с Божией помощью монашескую жизнь и оставив свою земную родину, будь осторожен, чтобы случайно не увлечься первым же монастырем, который встретится на твоем пути, и сразу же не поступить в него. Прежде всего, узнай, какие монастыри более духовные, войди в общение с духовными старцами и посоветуйся. Затем отметь для себя две-три более духовные обители и поживи в них сначала просто как паломник, записывая свои впечатления от каждой из них. Потом выясни, какая из всех этих обителей имеет лучшие духовные условия, и уже после этого поступай в монастырь»[9].
Ответственность перед вступлением в монашество подчеркивалась всеми святыми отцами и современными духовниками. Так, о. Иоанн говорил: «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки».
А старец Паисий Святогорец советовал: «Итак, когда придет благословенный час уходить из мира в монастырь, сначала проверь себя, цело ли твое сердце и принадлежит ли оно полностью тебе, или, может быть, кто-то взял частицу твоего сердца себе. Не дерзни, брат, уйти в монастырь, прежде чем не овладеешь своим сердцем полностью, потому что иначе потерпишь неудачу»[10]. Когда святые отцы говорят о «целости сердца», это значит, что они говорят о том, что, идя в монастырь нельзя двоедушничать. Нельзя ставить пред собой иные задачи, кроме покаяния и богоугождения, иначе в духовной жизни человека с раздвоенным сердцем будет полный провал. Ни похвала людская, ни какие-то выгоды, ни неудачи мирской жизни, ни алкоголизм, ни наркомания, ни другая какая страсть – ничто не должно делать монашество палочкой выручалочкой. «Неужели вы думаете, что в монастырь ее влечет черная ряса и ограда монастыря? Нет! Стало быть, есть что-то другое, влекущее ее к себе. Любовь Божия и глас Его, внутренно зовущий: “Возмите иго Мое на себе, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть!” (Мф. 11: 29–30)»[11]. Кроме любви к Богу и совершенной жизни в Боге иного стимула принимать монашество не должно быть. Святитель Феофан говорит: «Только, идя в монастырь, полагай с сердцем завет: всю душу свою единому Господу предать, все земные желания и надежды отбросивши»[12].
Ошибается тот, кто ищет в монашестве успокоения. Об этом часто предупреждали старцы неразумных искателей иноческого образа: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преп. отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. А потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными»[13]. Амвросий Оптинский часто приговаривал: «Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз»; а его духовный учитель преп. Макарий Оптинский вот как говорил по этому вопросу: «Когда же угодно Господу кого позвать к монашеской жизни и устоять там, то там откроются и брани гораздо более, нежели в мире пребывающим»[14].
Что такое призвание Божие? Святитель Феофан разрешает этот вопрос таким образом: «Если, несмотря на предложения и подходящего жениха, желание не вязать себя замужеством остается в силе преобладающей, то ей надо поступить по указанию апостола и сотворить лучшее сие. Ее желание явный имеет признак призвания Божия»[15]. Постоянное и преобладающее над другими желание совершенной жизни во Христе, когда в течение долгого времени свободный и независимый человек добровольно и сознательно влечется к такой жизни, когда ему не мило в жизни сей ничего, кроме пребывания со Христом, – это явный признак Божиего призывания. Вот что говорит по этому поводу преп. Макарий Оптинский: «Стремление твое к оставлению мира и вступлению в обитель иноков, конечно, есть призвание Божие, тем паче что оное постоянно в тебе возрастает»[16]. А о. Иоанн (Крестьянкин) добавляет, что желание монашества настолько сильно в человеке, что «при желании монашества помысл о женитьбе не возникает»[17].
Монашество есть и должно рассматриваться как особое церковное призвание. И как особое Божие призвание оно реализуется на протяжении длительного времени – начинается с первой мысли о монастыре и заканчивается последним вздохом подвижника в этой жизни. И момент, когда воля Божия проявляется со всей очевидностью, например в момент пострига и произнесения обетов безбрачной жизни, есть не начало пути, а завершение некоего этапа, в котором призванный к иночеству осознает призвание Божие как свое собственное решение, требующее непременного исполнения[18].
Если же человек колеблется, что ему избрать, и не знает, как определиться, по какому пути ему пойти, то такому необходимо много молиться и искать воли Божией через святых людей и духовников, прося их молитв. Кроме того, есть испытанное средство – многолетний монастырский искус. Только убедившись путем долгого пребывания в монастыре, что решение о монашестве не случайно, не ослабевает от времени и является глубоко осознанной необходимостью, тогда можно просить пострига. Но все равно выбор монашеского пути зависит от самого человека.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Загляни в себя!.. (Есть ли в самом тебе монашеское устроение? Или только мечты о монашестве и никаких дел.) Возраст твой таков, что уже пора делать выбор жизненной стези. Но делать это должна ты сама – продуманно и ответственно, да еще с учетом возможностей своих»[19]. Однако опрометью бросаться в монашество никак нельзя, думая: «А! будь, что будет!». Из безрассудного поступка ничего не выйдет. «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки»[20]. И еще в другом месте о. Иоанн (Крестьянкин) предупреждает, что для монашества надобно созреть: «Повзрослеешь и сама сознательно сделаешь выбор и пойдешь на посильный подвиг, а спасаются и в миру, и в монастыре, но и погибель не дремлет и там и тут»[21].
Кроме того, обязательным условием и святитель Феофан Затворник, и о. Иоанн (Крестьянкин) считают при выборе жизненного пути родительское благословение: «На монашескую и на семейную жизнь благословение родительское надо иметь. Поэтому молись о своих близких, чтобы Господь умудрил их»[22]. И еще: «Родительское благословение созидает дома детей. Таков дар дан родителям от Бога. А потому ни замуж, ни в монастырь идти без благословения мамы Вам нельзя. Но прежде чем брать благословение у нее, надо все хорошо продумать»[23]. А святитель Феофан говорит так: «Родительское благословение надо вымолить, чтобы оно сопутствовало тебе»[24].
Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество, обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе. Но некоторые не понимают этого и ищут монашества из других побуждений. «Иногда случается, что некоторые… принимают мантию, даже и добиваются оной из тщеславия и честолюбия, а мантия есть образ смирения, и если без сего последнего ее носим, то она бывает уже не полезным бременем и не благим игом, но сопротивным»[25]. И далее преп. Макарий поясняет: «Одно принятие образа (монашеского) нимало не поможет без дел, приличных оному: самоотвержения, смирения, терпения, любви и прочее. Не одни только правила от нас требуются, а исправление жизни». Посему всякий вступающий в монашество должен помнить: «Желаешь монашества? Оно состоит не в одежде, но в смирении, терпении, любви и прочее. Имей его в сердце твоем, никто от тебя его не отнимет; а будет воля Божия, и оное внешнее получишь»[26].
Учение о внутреннем монашестве можно встретить у многих отцов и подвижников благочестия, которые придавали ему огромное значение, гораздо большее, чем внешнее монашество. Одно лишь внешнее монашество святыми отцами осуждается и обличается. Монах без внутреннего наполнения монашеского духа есть лишь «черная головешка», как говорил преп. Серафим Саровский.
Об оставлении монашества
В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». А в другом письме к некоему о. Максиму указывает: «Монах, и тем более иеромонах, жениться не может. И кем она становится с тобой? Блудницей, жертвой ада. Ты же по канонам, если не прекратишь своих беззаконных отношений и не успеешь покаяться в этих своих деяниях и умрешь, то вменяешься в самоубийцу и лишаешься православного погребения»[27]. И это далеко не единичное мнение о. Иоанна, потому что оно находит подтверждение в Предании[28].
В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие. Вот мнения древних отцов Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию[29]. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков[30]. И добавляет, что если по закону мирского супружества жена не властна своим телом, но муж, и наоборот, то тем более монах уже не властен своим телом, но Бог[31].
Святитель Василий Великий в отношении монашества приводит такую аналогию. Он говорит, что монах должен соблюдать себя для Бога как священное приношение: «Посему, не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваться брачному союзу. Но кто произнес уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпало суду за святотатство»[32].
Святитель Великий Василий в отношении монашеских обетов рассуждает таким образом. Если человек не произнес еще публичных обетов пред Богом и людьми, то он волен поступать как хочет: или заводить семью, или жить свободным. Вины никакой здесь нет, так как он публично не посвящал себя Богу. Но если человек добровольно произносит обеты и обрекает себя (свое тело и душу) на служение Богу, тут уже возникает ответственность. И не просто уголовная, когда нарушают законы и обязательства общественной жизни, и не просто пред государством, когда попирают его законы, а ответственность более высокая, потому что Бог занимает высшее место.
Святитель Василий приравнивает оставление монашества греху, который сделали Анания и Сапфира: «Будем внимать себе, чтобы, поступая в чем-нибудь недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананиею». В самом деле, что же такого сделал Анания и Сапфира, что Господь их так покарал публично и беспощадно? «Анании в начале можно было бы не обещать имения своего Богу. Но поелику, имея в виду славу человеческую, в обете посвятил уже свое имение Богу, чтобы удивить людей щедростию, а цену утаил, то возбудил на себя такой гнев Господень (служителем же его был Петр), что не обрел даже двери покаяния»[33].
Святитель Василий называет оставивших монашество святотатцами, так как они украли то, что им уже не принадлежит: «Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение»[34].
К сожалению, падения в среде монашествующих встречались всегда, и в этом нет ничего удивительного, ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств и князей мира сего – духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). Преподобный Макарий Великий объясняет, почему даже у великих подвижников бывали сокрушительные падения. Искоренить в себе грех есть непосильная задача для человека, утверждает преподобный, потому что если бы это дано было человеку здесь на земле, то не нужно было бы приходить Сыну Божию[35]. Ибо спасает человека не собственное его дело, но только Бог, который может даровать силу.
Чаще всего бывает так, что человек долго подвизался и даже вкусил обильно благодати, но сердце такого человека остается нечисто, а он этого не замечает или не верит сему, потому что не видит и не чувствует глубину коренящихся внутри себя страстей. Поэтому начинает доверять себе как очищенному и совершенному. «Потому и падали падавшие, ибо они не верили, что с благодатью пребывает в них дым греха»[36]. Святой Макарий говорит о тех подвижниках, которые при сильном действии благодати уже начинали думать, что более не подвержены похоти. Вот тут-то и подвергались они сильнейшим нападениям, которых они не ожидали, и в мгновение ока из состояния бесстрастия оказывались на краю погибели. И если бы не милость Божия, то никто бы из них не остался в живых. Незаметно враг начинал всевать помыслы гордыни в сердца подвижников, чтобы, поверив им, лишились они покрова Божия.
Хитрость врага такова, что он на длительное время может отойти от человека, чтобы усыпить его бдительность, но уходит враг не навсегда, а отступает на время, выжидает случая, чтобы напасть и погубить подвижника. Бывали случаи среди монахов, повествует преподобный Макарий, что после многих подвигов и трудов они в продолжение многих лет удостаивались вкусить бесстрастия, но злобный враг внезапно делал такие сильнейшие нападения на них, что приводил последних в ужас[37]. «Посему никто из благоразумных людей не смеет сказать: так как благодать со мною, то я уже свободен от греха. Ибо в одном и том же уме действуют два духа, то есть благодать и похоть». И преподобный Макарий Великий предупреждает: «Человек должен содействовать благодати, иначе она останется бесплодною в нем или совсем удалиться»[38].
Собрание творений святителя Иоанна Златоуста начинается с послания к монаху Феодору, который впал в плотской грех и после сего пришел в отчаяние. Тогда святитель Иоанн пишет ему послание, где увещевает его не отчаиваться, а найти в себе силы восстать и заново начать подвизаться, чтобы разрушить силу диавола. Святитель внушает ему прибегнуть к милосердию Божию, не сомневаясь, что Бог может простить этот грех; напротив, уверяет святой, Бог ждет покаяния от человека и исправления его жизни.
Феодор, к которому относятся предлагаемые увещания, написанные около 369 года по Р.Х., был сверстником и другом святителя Иоанна Златоуста и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для удовольствий мира сего. Святитель Иоанн не жалеет для дела спасения ближнего ни времени, ни усилий. Он в своих увещаниях призывает его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора так, что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуэтского. С помощью Божией святитель Иоанн Златоуст достигает желаемого – спасает душу грешника от вечной погибели.
Это послание можно адресовать всякому монаху, потерпевшему крушение. Описанный святителем случай можно назвать классическим примером падений иночествующих, они случаются и в наше время. Поэтому увещания Иоанна Златоуста адресованы ко всем падшим монахам, и их стоит конспективно здесь привести.
Бог сильнее диавола и силен восстановить падшего, лишь бы тот этого сам восхотел.
В отчаяние ввергает не множество грехов, а нечестие души пред Богом.
Диавол отчаянием и беспечностью накладывает на душу оковы, но душа мужественная и доблественная разбивает эти оковы диавольские и воспаряет к Богу надеждою.
Надежда на Бога – вот священный якорь, спущенный для нас с Неба. За него будем держаться и не унывать и мало-помалу восходить к Богу.
Надежда на Бога – легкое бремя Христово, а отчаяние – тяжелый жернов осельский на шее того, кто поверил неприятелю, которым тот увлекает всех на дно адово.
Смерть душевная вызывает большее сожаление, чем смерть телесная, так как слезами невозможно воскресить тела, сколько бы их ни пролили, но душу возродить всегда возможно, только не будем отчаиваться, не будем отказываться от возвращения на путь покаяния и исправления.
Лукавый всевает помысл отчаяния для того, чтобы падшие не хотели бы уже сопротивляться ему, то есть чтобы сдались и отказались от борьбы с ним, а следовательно, не могли бы низринуть его.
Гнев Божий бесстрастен и делает все по человеколюбию и для исправления, а не со злобой и мщением.
Бог никогда не отвергает истинного раскаяния. Пример Ахава: за одно умиление и сокрушение на одре он был помилован Богом: «Сего ради не наведу зла во днех его за то, что он плакал пред лицом Моим» (3 Пар. 21: 29). Затем указывает на пример нечестивого царя Манассии, который также покаялся пред Богом и был прощен.
Покаяние ценится не по продолжительности времени, а по душевному расположению. Пример тому – Ниневия и благоразумный разбойник.
Тяжко не само падение, а то состояние, чтобы падши лежать и не вставать. И если так настроим свою совесть на покаяние, что возненавидим прежде порочную свою жизнь и изберем противоположный путь с такою силой, какой хочет Господь, то от времени ничего не потеряем.
Помыслы отчаяния прикрывают слабость воли кающегося.
Имея такие примеры, как покаяние блудного сына, не станем коснеть в пороках и откладывать обращение, но скажем и мы: «Иду ко Отцу моему», – и приблизимся к Богу.
Господь создал нас быть участниками вечных благ, а геенна огненная приготовлена не для грешников, а для диавола и ангелов его.
Святитель рассказывает Феодору об известном ему монахе Фениксе, сыне некоего Урвана, который в юности избрал подвижническое житие, но потом пал и вернулся к жизни в миру со всеми его пороками и страстями. И как молитвами и стараниями святых подвижников-монахов он покаялся и стал еще более ревностным иноком. Далее приводит пример Иоанна Богослова, как тот возвратил к покаянию своего ученика, ставшего разбойником. И пример апостола Павла, принявшего Онисима в свои объятия через покаяние.
Корнем и матерью отчаяния святитель Иоанн Златоуст называет беспечность: «Кто не предается беспечности, тот не впадает в отчаяние». И в конце увещевает Феодора: «Обо всем этом размыслив, стряхни с себя пыль, встань с земли, и ты будешь страшен противнику. Он поверг тебя, думая, что ты уже не встанешь, а когда увидит тебя с поднятыми на него руками, то, пораженный неожиданностью, потеряет охоту опять бороться с тобой, а ты сам будешь впредь безопаснее от получения подобной раны. Только не отчаивайся, не падай духом, это я не перестану повторять тебе при всякой беседе, где бы тебя ни увидел и через других»[39].
Беседа с архимандритом Адрианом (Кирсановым) о монашестве
В удобное для батюшки время я пришел к о. Адриану и задал ему несколько вопросов, касающихся монашеской жизни.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько вы человек сами постригли?
– Я постриг 30 человек, в большинстве своем это были женщины за 40 лет, которые хотели принять постриг и вступить в монашество, но поскольку раньше монастырей было очень мало, то постригать приходилось мне, а жить они оставались в миру. Но я оставался их духовником.
– А как осуществлялся такой постриг?
– Конечно, сначала они обращались в письменной форме к правящему архиерею с прошением, где указывали обстоятельства своей жизни и почему хотят вступить в монашество, и упоминали, кто является их духовником, потому что требовалось согласие духовника. Иногда ко мне присылали этих женщин с просьбой постричь. Так, даже Святейший Патриарх Пимен, помнится, ко мне прислал трех женщин для пострига. Потом они уехали. А многие оставались жить при Псково-Печерском монастыре, и здесь осуществлялось их духовное руководство. Последней из тех, кого я постриг, была монахиня Наталия.
– Кто-нибудь из этих монахинь возвращался затем в мир?
– Нет, таких случаев ни разу не было.
– А из ваших духовных чад – монахов кто-нибудь уходил в мир?
– Да такой был один иеромонах N: он ушел и женился. А монаха D выгнали за плохое поведение, но он не женился. Ныне он уже убиенный… Да еще раньше ушел монах Р., но он почему-то не пишет и не приезжает; говорят, что его где-то рукоположили и он теперь служит где-то на приходе. Были, конечно, и другие случаи, но не с моими духовными детьми.
– Батюшка, что бы вы хотели сказать тем монахам, которые ушли в мир?
– Монаху нельзя жить в миру, потому что там правит балом князь мира сего – диавол, который хочет всеми силами погубить монаха. Такому монаху обязательно надо возвращаться в монастырь для покаяния, тогда он может еще спастись; если же он останется в миру, да еще будет и женатым, то может погибнуть. Потому что монах, ушедший в мир, называется самоубийцей и приравнивается к самоубийце. Такому не будет уже оправдания. И поэтому над ним даже не совершается отпевание.
– Что бы вы сказали тем, кто только вступает на эту трудную стезю – монашество?
– Как мне ответил в письме архимандрит Софроний (Сахаров), когда я его спрашивал об уходе из монастыря. Он мне сказал вот что: «Нет, дорогой отец Адриан, с креста не сходят, с креста снимают, поэтому терпи до конца».
Судя по отзыву Вячеслава таких иеромонахов N... не мало. От всех их хочу передать поклон Никону Горохову и выразить надежду на то, что с ним ничего подобного не произойдёт и, сподобившись Царствия Небесного, он не забудет в своих святых молитвах и нас, многогрешных.
иеромонах N...
Помолимся, дорогие братья и сестры к Господу и Пречистой Его Матери о монашествующих и служащих на приходах, чтобы больше не угасала молитва в стенах монастырей и храмов, чтобы не убывала и вера в наших сердцах.
--------------------------------------------------------
Всем доброй и душеспасительной жизни.
Рад был поучаствовать в комментариях к работе дорогого отца Никона. Спаси его Господи!
Александр, раб Божий.
В работе о. Никона есть и очень важный раздел о значении старчества для монашествующих.
В первом своем отзыве на публикацию не написал эти строки, но сейчас решил добавить.
Цитата из работы: «Старчество есть самый жизненный нерв истинного православного монашества. Без него невозможно постоянное воспитание духа путем совершенного отсечения своего смышления. При самом идеальном настоятеле нужен, по немощам нашего времени, старец в каждой обители». - Из доклада «Нужды современного русского монашества» архиепископа Никона (Рождественского), на монашеском съезде в июле 1909 года в Троице-Сергиевой лавре.
…По всей видимости, эти слова владыки актуальны и сегодня для монастырей. Но хотел бы добавить также, как я представляю себе это, что старцы необходимы и нам мирским людям. Но узнавал за последние годы противоречивые мнения на наличие в наши времена старцев в России, - мнения, прежде всего, от служителей Церкви. Узнавал через радиопередачи, печать, паломнические поездки.
Одни говорили, что старцев уже нет, таких как в прежние времена, другие высказывали мнение, что есть и называли конкретные имена. Я также придерживаюсь мнения, что старцы есть и в наши времена и с одним из них, по милости Божией, имел короткую встречу, в поездке на Валаам, в 2000-м году. - Отец Иоанн Миронов. В С-Петербурге духовные чада этого священника называют его «нашим солнышком», а он их…пчелками.
Удивительный батюшка. Знаете, когда мы (паломническая группа) возвращались с Валаама, то, выйдя с катера, забились на пристани в комнату ночного отдыха для рабочих или персонала пристани. Было ненастно. Я вошел в комнату чуть позже со своими сыновьями, батюшка уже сидел на кроватке и разговаривал с людьми; вокруг были наши паломники. Беседа длилась минут 40 и уже тогда я понял, что здесь действительно светит…солнышко. Об этой беседе коротко не расскажешь, поэтому не получится здесь в полной мере поделиться той радостью, которая, вдруг прибыла в наши сердца, в этой крохотной комнатке.
…Старцы нужны всем. Сколько горя в миру, сколько не проясненных жизненных вопросов, сколько моментов в людских судьбах, когда нужно получить твердое мнение и духовную помощь. – Нам катастрофически не хватает старцев…Возразят мне – есть духовники в каждом храме и мудрые люди в миру, да и про свою голову – забывать не надо. - Все верно. Но иногда это не помогает, - недостаточен совет да и голова на плечах не знает, - как поступить, ибо бывают ситуации...«налево пойдешь,..направо пойдешь», - и не понятно куда, там, в обоих случаях, – придешь.
Хотелось бы, чтобы старцев было больше и они были, более доступны для мирян. Но как к этому придти? – Ясно одно, что чем больше будет святости в обществе и в монастырях, тем больше будет и старцев. Одно – другому помогает, объемлет и растит. Если мы – родители детей будем более чисты и более богобоязненны, то и наши дети, в т.ч. и будущие монахи из них, будут меньше совершать ошибок и в жизненном выборе и в святом служении Христу и Его Церкви, - в качестве насельника монастыря или прихожанина храма (обители).
Поэтому, по крупному счету, дело за нами – за мирянами, ибо от нас - дети; и с тем стержневым багажом, который мы (родители и родственники), - в них заложили.
Дорогой брат во Христе! Хотел бы Вас предостеречь от чрезмерного скатывания в иудаизм. Жить и судить ближних по Закону предполагает и самому подпасть под действие Закона! Готовы ли Вы оправдаться делами Закона? Ответ, по-моему, очевиден. Поэтому Ваши рассуждения о всевозможных судах, прижизненных наказаниях, неотвратимости наказания и т.д., - темы уводящие в сторону от заявленной и не имеющие положительной перспективы, так как только один Господь знает меру ответственноти человека перед Богом! Я настаиваю на этом утверждении, и, поэтому, простите, даже не хочу на эту тему продолжать дискуссию.
С, уважением, Валерий.
Здравствуйте, Вячеслав.
Уложил сейчас на ночной отдых своего престарелого и тяжелобольного отца. Есть время до и между его пробуждениями, решил посвятить это время Вам, - добавить строки к своей первой заметке, после Вашего сообщения. Зачем? - Затем, что в первом своем тексте упустил из-за спешки еще некоторые главные соображения, вокруг Вашего описания. Плюс появились и другие заметки к Вам, от других людей, с которыми (с содержанием части этих текстов) я не совсем согласен. А раз не согласен, то решил и это пояснить дополнительно. О чем я? О том, чтобы Вас здесь - не заласкали бы и не увели от переоценки некоторых Ваших представлений. Потому что заласканный ничего не поймет и продолжит….А вот, что продолжит - это и поясню далее в своем тексте.
Но прежде несколько строк о следующем.
1. Скоро эта 9-я часть публикации на странице-передовице сервера монастыря доползет до низу и потом провалится в архив. Тогда и читающих станет меньше и комментарии постепенно иссякнут.
2. Тема Вашей заметки - это как раз из числа главных болевых моментов публикации.
3. Поэтому, видимо, еще и другие читатели отпишут Вам. Но это уже будут их тексты, а я перехожу к своему. Повторюсь и для Вас следующей, ранее написанной здесь фразой, - читать или не читать, это Ваше дело, равно как принимать
или не принимать, прочитанное.
…………………….
Итак, Вы теперь, как я понял, без сана и уже не монах, а мирской человек, но веры не потеряли и, видимо, пребываете и далее в Церкви, участвуете в Ее Таинствах, но, как православный прихожанин. Если это так, то перехожу к следующему. - Вячеслав, чувствуется, что вы честно и искренне описали свою историю, в первых трех четвертях своего текста, а потом…рубанули следующей фразой, на мой взгляд, забыв свой монашеский опыт и багаж духовных знаний. О чем я? Об этих Ваших словах: «А таких, как я сейчас много. Понастригли пацанов зелёных, когда "кадры" нужны были, они потом не смогли поднять такую ношу.»
- Предвижу, Вячеслав, возможный шум со стороны некоторых читателей, в мой адрес, с окриком…«А что, разве это не так!…Настригли!» - Но если и зашумит кто-то, то не испугаюсь. Мне уже 54-й год и кое-что повидал на веку и честно говоря, порой пребывая в скорбях, хочется поскорее…в гроб лечь…Но сам себе отвечаю потом - «Такое еще надо заслужить, а пока надо и далее тащить свой крест, и не…пытаться свалить с дистанции, отмеренной не тобою»
Но Вы, Вячеслав, молодой еще человек, поэтому и вернемся к Вам и…поборемся совместно (т.е. Вы, священнослужители и простые братья и сестры во Христе) за Вашу жизнь, чтобы она в итоге увенчалась спасительным исходом, в обозначенный для Вас Господом, срок.
Чтобы такое произошло (спасительный венец жизни) Вам необходимо, на мой взгляд, многое еще сделать. И первое - вспомнить Ваш монашеский опыт. Ведь Вы, видимо, и исповедь принимали у людей. Если это так, то тем более непонятно, как затесалась в Ваш текст фраза, которая…ухнула не туда и не так. Ведь неосуждение кого-либо и тем паче, Ваших бывших сослужителей - монахов и архиереев, это
одно из краеугольных требований, заповеданных нам.
…Поэтому, если вы уж решили написать, про скороспелый постриг, касательно Вас, то лучше было бы и ограничиться описанием, с завязкой только строго на себя и на свои решения и поступки.
Ваша фраза - « Осознание чуждости для меня монашества на столько задавило, что не смог я там оставаться. Ушел. Знаю, что это грех большой, знаю, что обеты попрал. Каюсь в этом.»….Вячеслав, как же Вы КАЕТЕСЬ, если в голове - практически осталась обида на тех, кто…«понастриг» (что Вы и подтвердили практически своей фразой), а не осталось реального понимания, что если судить, - то только себя. Как видится из Вашей заметки, касательно рукоположений, - Вам шли дружески навстречу и никто Вас - не гнал потом из служения и сана. - Вы поняли годами позже, что ошиблись и что для Вас это…неподъемная ноша. - Вот такое бы написание и было бы честным и не бросало бы тень на других. А относительно «зеленых пацанов» - Вам, Вячеслав, полная статистика по «зелени» не может быть ведома, ибо Вы не были ни архиереем, ни тем более, Патриархом. - А цифры у иерархов Церкви, могут говорить и об обратном. - Большинство «зеленых пацанов» продолжает свое служение. Лично я верю в то, что многие из молодых рукоположенных священнослужителей, с годами станут опытными духовниками для людей и маститыми служителями Церкви.
…Но и кто-то отсеется из Церкви, например, увы!, из-за склонности к вину. - Но это будут другие истории, которыми никто не в праве размахивать и оправдывать свои просчеты и ошибки.
…«Грядущего ко Мне, не изжену вон» - говорит нам Спаситель…Мы грешим, падаем, убегаем от Христа, но Он вновь и вновь зовет к Себе и если одумаемся и придем окончательно к Нему, с раскаянным полностью сердцем, разве Господь отринет от Себя? - Вот этим, дорогой о Господе Вячеслав и Вам также надо воспользоваться. И в Вашей ситуации, видимо, можно нормализовать жизнь и в миру, так чтобы Вам «неотпевания и непоминовения» не мерещились. Но без должного покаяния в храме, не обойтись, видимо. Быть может и визит к архиерею потребуется. И понятное дело, надо Вам оставить любую попытку продолжать кого-то винить в том, в чем Вы повинны, прежде всего, Сами.
…А может, Вячеслав, с годами, посланные в Вашу жизнь радостные или наоборот, скорбные обстоятельства,
вновь призовут Вас, на оставленный когда-то, монашеский спасительный путь служения Христу.
Помоги Вам Господи, в Вашей жизни.
Дорогой Вячеслав ни в коем случае не отчаивайтесь! Помните, что Бог - есть совершенная Любовь, это Отец наш небесный, который любого кающегося грешника примет в свои обЪятия, как отец прощает свое чадо! А если бы не так, то имел бы сам смысл нашего существования?! Поверьте, мне жаль Вас до слез! И я желаю Вам найти свою дорогу к Богу! И что бы отрицательное ни говорили человеки, отдавайте тому отчет, это говорят уста павшего злобного существа, которые скоры на всякое осуждение и им чужды милость сердца! Известный классик сказал, что весь мир не стоит слезы ребенка, то "кольми паче" драгоценнее душа человека!
Страшно осознавать, сколько же в нас злобы и не прощения, лукавства, обмана, хитрости, вероломства! Сколько раз думал - ну как нас спасти без геенны! Как хорошо об этом сказано у величайшего святого преподобного Исаака Сирина! Вроде бы молимся, крест лобызаем, исповедуемся, причащаемся, а внури как были хищниками, так и остались!
Не напрасно ли сотрясаем воздух устами, оставаясь жестокосердыми ненавистниками?
Подборка материала многоценна. Получил и обширную историческую справку о становлении монастырей и развитии монашества, как в мире в целом, так и у нас на Руси. Ранее у меня такой объединенной и плотной информации не было, правда, я ее и не искал целенаправленно. А если бы искал, то, понятное дело, не нашел бы такой объем, и не сделал бы такую обработку найденного. Автор поработал с громадным количеством источников, потратил не мало времени и сил.
Прежде чем писать этот свой коммент, просмотрел вновь все части работы и из каждого раздела «нарезал» цитат. Потом посмотрел суммарный объем их и понял, что он огромен. Поэтому решил для себя, что описать такую работу сложно в малом тексте, ее надо читать и перечитывать в первоисточнике автора.
Но что, кроме как описания понравившихся мест? Какие мысли посетили голову? - Одна из них, что на часть этого материала я бы поставил гриф ДСП (для служебного пользования) и загрифованные строки давал бы читать семинаристам на старте их духовной жизни и среди духовенства. Почему так? Потому что не должно быть искуса среди мирян, - с возгласами и помыслами от последних…А!..вот какие вы были и какие вы есть!!! - О чем я? - О ряде разделов работы по падениям и проступкам отдельных членов духовенства, - от зари монашества и до сегодняшнего дня; о другом негативе, связанном с управлением и законодательной деятельностью, применительно к монашеству и о некоторых других фактах. Примеры из текстов приводить не буду, они выложены в свободном доступе, в рамках публикации. Предвижу возможные реплики в мой адрес после этих слов, мол, вы (т.е. я) - за то, чтобы все от нас скрывали?..Так уже было не раз! Хватит нас держать за..!
Мой ответ на эти возможные реплики. - Да я за то, чтобы от нас что-то скрывали и со скрытым разбирались быстро или постепенно, но чтобы…разбирались, и в очерченном кругу духовенства. Если понадобится мирская помощь в решении каких-то вопросов и проблем, - ее можно тогда запросить у нас, мирян. Тем самым, при таком подходе, организм Церкви будет меньше лихорадить и меньше будет косых взглядов, помыслов и слов (тоже…косых). - Я привел свое личное мнение. Ясное дело, что оно может быть ошибочно в целом или в частности.
Что еще? - Поразили цифры по разгону монастырей и гибели монашествующих от рук большевиков. Цитаты (ч. 8 работы):
«За 1922–1923 годы физически были уничтожены 1962 монаха и 3447 монахини»
«1937-й год унес около 100 тысяч приходского и монашеского духовенства»
- Сначала я удивился, что монахинь было убито больше, чем мужчин. А потом предположил, что женских монастырей было больше…Разделил число убиенных матушек на количество дней двухлетия, получилось около 5 человек на день. Потом представил, что каждый день за эти два года надо было подписывать расстрельный список на 5 имен. И так каждый день…Пусть этот список подписывался бы разными комиссарами, в разных частях страны, но факт убиения каждый день очередной партии людей должен был сидеть в голове у Ленина и Сталина. Удивляет меня следующее, - как от такого известия (и добавочных прочих по монахам и мирянам) у них…крыша не поехала! Ведь достаточно было представить только в течении месяца, что сегодня - 5 беззащитных женщин, завтра 5, послезавтра..,…и все - через 30 дней, вождь - пациент психушки.
Цифра 100 тысяч - это…глухая и уже практически забываемая боль в обществе и необъятная трагедия прошлого.
Осознать ее в полной мере - невозможно.
Благодарю о.Никона и за это напоминание нам о некоторых государственных подходах, некоторых государственных режимов
прошлого,..возможно, и будущего, - не дай Бог!
…Интересная информация по Зосимовским старцам и о их духовных чадах, в советский период. (ч.8 работы).
Заинтересовали строки и по Вселенским Соборам и, в частности, по Двукратному (861год).
..Все-таки, в завершении своего коммента хотел бы разместить часть цитат из работы, которые очень понравились и запали в душу.
- Цитата 1. «Всех пришедших заставляли учить наизусть, даже если они этого не хотели, Священное Писание и Псалтирь. Многие монахи Тавеннисиотских монастырей вследствие этого знали наизусть все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Ум монаха должен как бы плавать в словах Священного Писания: «что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании».
- Цитата 2. «Настоятелям всех монастырей предписывалось принимать желающих только после должного испытания. Оно заключалось сначала в том, чтобы новичка испытывали у ворот монастыря в течение семи-десяти дней. Его отталкивали, над ним смеялись, его прогоняли и поступали с ним намеренно грубо, показывая ему, что в таком суровом месте он не сможет жить и что жизнь монашеская очень тяжела. Это была проверка решимости и твердости намерений. Затем пришедшего заставляли выполнять такие повеления, которые здравому и рационально мыслящему уму казались абсурдными. Делалось это намеренно, чтобы приучить новичка не доверять себе и своему разумению».
- Цитата 3. “Святые отцы называют монашество наукой из наук. Приравнивая монашеское делание к высшему творчеству или к науке особого рода, святые отцы не ошибались. Потому что монашеское делание относится к самому сокровенному, самому важному и прекрасному, что есть в человеке, – к его душе. Да и не только к душе, но и ко всему составу человека: воспитанию духа, очищению души и аскетике тела. Одним словом, к преображению всего человека, или, как говорили святые отцы, к его «обожению».
- Цитата 4. “Монах – это воин Царя Небесного, который бьется на передовой и, можно сказать, в авангарде. Отступать – нельзя, уходить с поля – тем более: сзади – Бог и Царство Небесное, впереди – полчища невидимых врагов и смертельная битва, длинна битвы – вся жизнь, в начале – отречение от мира, в средине – подвиг, в конце – награда или посрамление.»
- И заключительная Цитата 5 - «Старец Паисий Святогорец советовал: «Итак, когда придет благословенный час уходить из мира в монастырь, сначала проверь себя, цело ли твое сердце и принадлежит ли оно полностью тебе, или, может быть, кто-то взял частицу твоего сердца себе. Не дерзни, брат, уйти в монастырь, прежде чем не овладеешь своим сердцем полностью, потому что иначе потерпишь неудачу»
От себя хотел бы добавить еще следующее, к возможной ситуации, к определенным духовным лицам этой ситуации. - Если о. Никон надумает в будущем поступать в Духовную Академию, то эту работу зачислить к качестве части вступительных приемных испытаний. - Мнение-пожелание мирянина, брата во Христе.
…Пока редакция портала меня еще не выкинула за шкирку с сайта, да и читатели хором не начали ругаться по типу…Достал!, то отпишу и Вам. Если начнут хором шуметь на меня – то уйду, зачем гневать людей и еще на этом грех притягивать.
Знаете, Ольга, я мог бы по более Вас написать здесь или в другом месте о том, что мне порой не нравится и как бы надо было быть тому, что уже есть или было ранее. Причем недовольство обратить от высшего церковного начальства и вниз по иерархии.
Но что я этим достигну? Во-первых, меня об этом никто не спрашивал, во-вторых, это может послужить соблазном для других и подкосить их в главных делах – пребывании и жизни в Церкви, душеспасительных делах…Мы все любим и умеем замечать недостатки других и сразу ставить свой штамп с оттиском «Плохо». Про себя помним меньше всего.
Опять вернусь к упомянутой сегодня (в заметке к Вячеславу) картине «Богословие в красках». Она содержит эпизоды прошлого, настоящего и будущего, в церковном изложении и некоторые другие важные изображения. В части будущего
там изображен момент когда Ангелы гонят на Страшный Суд воскресших людей. Ольга, знаете, кто находится в авангарде колонны несчастных людей?…Нечестивые архиереи, епископы, монахи, священники, цари, князья,.., а потом грешники-миряне. У этой картины тогда для нас прозвучало пояснение, что тем, кому много было дано, - многое и спросится,..если то, что было дано, – было использовано во вред и грех. Поэтому, Ольга, мы сильно не должны присматриваться по сторонам, а глядеть прежде всего должны, в себя. А кто был плох и что-то не так делал – установит, в конечном итоге, Господь. А трезвение, которое Вы пожелали всем, также должно обращать наши мысли и к тому, что без Церкви (и ее священнослужителей) нам не дойти до Царства Небесного.
«Можно подумать, что я вижу только внешнее, а внутренняя жизнь от меня сокрыта, а там и вериги и подвиги – но ведь всё "внутреннее" в глазах написано. Ради чего тогда это переодевание, если в миру спастись даже легче…»
Ко мне похожие мысли приходили, но я думала, что это все от врагов, а сейчас просто уверена в этом. Враг не дремлет и посылает искушения через помыслы...
Были и такие, что быть отцом-монахом, это просто работа такая. Исповедовалась, но помыслы не отступают, враг нашептывает, вот сколько времени прошло, а "духовного отца", так и не нашла. Правда, один иеромонах у кого исповедовалась, и я ему очень благодарна, откровенно сказал: «А может вам и не нужен духовный отец?», и что неизвестно никому кто спасется, вы – в миру, или мы – в монастыре». А другой отец-монах на все отвечал: «Не получается, значит, нет на то воли Божией», и ему благодарна. Но, как распознать волю Божию, она ведь через Ангелов открывалась подвижникам?
Вот и получается, что варишься постоянно в помыслах, - от врагов они, или нет, толком и не знаешь. Иногда видишь, как после вечерней службы в лучах закатного солнца во дворе монастыря стоит отец-монах, окруженный группой молодых девушек, и думаешь: "Да, вот они видимо, чада его духовные, а может работают тут в монастыре..."
Сейчас даже боюсь уже спрашивать кого из отцов на исповеди о "духовном руководстве" и как без руководства оного спастись; сразу помыслы вражьи "примерных ответов" сыплются на мою бедную голову...Простите меня, грешную.
Все более убеждаюсь в том, что тема работы о. Никона серьезна и необходима для многих людей. Это видно и по комментариям после публикации. Начал писать свои ощущения по работе, но увидел Вашу заметку. Решил вперед написать несколько строк и для Вас лично. - Думаю, что тему неотпевания и непоминовения Вас …потом, пока надо оставить, а вернуться к здравому размышлению и спасительным путям, - коли крест на шее и еще Христос полностью не извергнут из сердца. - Вы знаете, дорогой Вячеслав, когда мы - паломники Печерского монастыря, в заключительной части экскурсии вошли в храм обители, то о. Никон подвел нас к стене, на которой была роспись во всю ее площадь и которую батюшка назвал, кажется, «Богословием в красках». - Наверное, минут 20 он рассказывал по ее содержанию, роспись эта уникальна по значимости и важности для православной души. Но описывать тот рассказ о. Никона сейчас нет возможности, а вот упомянуть о фразе, которую я услышал из слов батюшки, просто необходимо. Прозвучало следующее, в эпизоде его рассказа: «Нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного»!!! - Мне эта фраза втемяшилась на всю жизнь. И как я порой не падаю вновь своей мордой в греховную канаву, все же вспоминаю и об этой фразе и вновь заставляю идти себя на исповедь, чтобы вернуться к Христу. А разве, Вячеслав, эта фраза и подобные ей, не являются ключом и надеждой и для Вашей дальнейшей жизни?
…Посмотрите вновь и эту публикацию (ч.9) и крепко задумайтесь над строками св. Иоанна Златоуста. - Дорогой батюшка Никон привел их в своей работе для многих и многих, в т.ч., видимо, и для Вас - …“Поэтому увещания Иоанна Златоуста адресованы ко всем падшим монахам, и их стоит конспективно здесь привести…..(и далее по тексту статьи).»
Спаси Вас Господи.
Всё шло вреде бы хорошо - служба, послушания. Но через года три стало мне не по себе в этом положении. Продолжал служить, но уже осознавая, что выбор мой был не верный. Решил я тогда, что это искушение такое, надо терпеть. Еще три года "тянул лямку", терпел. Были и искушения, много искушений. Монастырь-то в большом городе, среди мира. И служба и работа с мирянами и среди мирян. В конце концов я не смог удержаться в монастыре. Осознание чуждости для меня монашества на столько задавило, что не смог я там оставаться. Ушел. Знаю, что это грех большой, знаю, что обеты попрал. Каюсь в этом. И веру ведь я не потерял, душа болит. Но с другой стороны, если честно говорить, то больше я каюсь в том, что необдуманно и легкомысленно принял постриг и священный сан.
О возвращении к монастырской жизни речи быть не может, так как это глубоко противоречит моему внутреннему устройству. А формально носить рясу, потому что теперь "так надо", тоже не смогу. Лицемерить перед собой, людьми и Богом не хочу.
Вот такая история.
Так значит я всё равно, что самоубийца и нет мне спасения?
А таких, как я сейчас много. Понастригли пацанов зелёных, когда "кадры" нужны были, они потом не смогли поднять такую ношу. Теперь значит мы все самоубийцы, живые трупы, и не отпоют нас даже...
Помолитесь хоть о нас, пока мы живы. А то потом ведь и поминать нас не разрешат на службах.
Диплом о.Никона напоминает плохой реферат – очень сухо и безлико, т.к. отсутствуют анализирующие, сопоставляющие сказанное и связующие всё воедино слова автора - одна «необработанная» информация и никаких мыслей, размышлений, но информация ценная. Я даже благодарна автору за моё разочарование: возможно, раньше я была очарована монахами, даже боялась дышать в храме, когда они стояли рядом. Мне казалось, что это какое-то равноангельское состояние, высшее из всех земных существований и никогда недостижимое нами, мирянами.
Если первоначальный смысл слов «уйти в монастырь» - это значит начать подвизаться: умереть для мира и для страстей (некоторые подвижники даже спали в гробах), убивать свою плоть (пост, труды, вериги), отсечь свою волю и ничего не хотеть для себя кроме спасения; если непрестанная внутренняя молитва и внешнее безмолвие – вот облик монаха, тогда почему вы не такие? В вашей обители та же мирская суета: вы как и миряне «ходите на работу» - послушания, общаетесь с противоположным полом, имеете личное имущество, живёте с удобствами, и хотите жить ещё лучше (см. план реконструкции монастыря) «заводы, дворцы, пароходы» (не подумайте, что я сторонница «нестяжателей», мне можно возразить, что монастырь это большое хозяйство, а хозяйство должно процветать – конечно, лучше процветать, чем нуждаться, но тогда и у вас те же мирские цели… поэтому настоятели и похожи на неких фабрикантов …) Говорят, что в миру правит князь века сего – сейчас он правит и в монастырях. А как же лишения, подвиги? Можно подумать, что я вижу только внешнее, а внутренняя жизнь от меня сокрыта, а там и вериги и подвиги – но ведь всё "внутреннее" в глазах написано. Ради чего тогда это переодевание, если в миру спастись даже легче, т.к. в тишине комфортабельной кельи наедине с самим собой все страсти только обостряются и лукавый донимает ещё сильнее? Потому новопостриженные и не собираются «умирать» и не торопятся расставаться со страстями, т.к. не ненавидят, а любят грех, тоже стараются «взять от жизни всё», пусть и в пределах данных обетов. Похоже, что действительно настали последние времена. А я всё на лес оглядывалась – теперь понимаю, что спасает не место. Желаю всем трезвения, которое и на меня вдруг снизошло.
Время не зря потратил, даже наоборот, – если бы не начал читать этот материал, то упустил бы, как минимум, интересную информацию. Надо собраться с мыслями, и коли гостеприимная редакция портала предлагает всем желающим оставлять свои комментарии, после публикаций (не ограничивая также в печатных знаках наши заметки), отписать на сайт. Не пропустят коммент на сайт, – хоть сами ознакомятся, пропустят, – может кому-то и из читателей, будет интересно. Работа о. Никона основательна, на мой взгляд, и очень важна. Поэтому хочется поделиться своими впечатлениями, но нужно время, чтобы поразмышлять да и набрать текст, в свободные минуты. Заодно хочу добавить потом и свое описание под названием «Вход во священство» - две истории, которые были перед моими глазами. Действующие лица в первой – я (отец) и мой ст. сын (теперь священник РПЦ), во второй – к упомянутым лицам прибавится еще один человек. Кому будет интересно – прочтет. Тема предполагаемых будущих строк, так или иначе, связана с темой этой публикации.
Мон. Ефросинии.
Цитата из Вашего коммента: «Другое дело, что за скобками осталось основное - жизнь в монашестве. Но это уже тема другого исследования, в котором, действительно, без личного опыта не обойтись. Однако следует учитывать, что автор только в самом начале добровольно выбранного им пути» - Чуть-чуть подкорректирую Ваши строки, дорогая о Господе сестра во Христе, в первой фразе этого абзаца, а потом и во второй. Первое. Тема работы у автора – «Вступление и выход из монашества, св. отцы и подвижники о монашестве». Обозначенное содержание раскрыто полностью, на мой взгляд. Автор не ставил своей целью вдобавок и описание жизни в монашестве; хотя это описание, подчас, все равно опознается в текстах. Согласен с Вами, что подробное исследование монашеской жизни, быть может, будущая тема для данного автора. А теперь ко второй коррекции. – Личный опыт у автора публикации, видимо, давно копится и накоплено уже немало. Так как с высокой вероятностью – это инок в годах и давно подвизающийся в Псково-Печерской Обители. В своем комменте после ч.8 этой работы я высказал на этот счет свое предположение, а теперь найдя упоминание в инете за 2000г: «Событию Рождества Христова и его влиянию на русскую культуру посвятил свое сообщение насельник монастыря иеродиакон Никон (Горохов)», - практически убедился (хоть возможна и ошибка в этом убеждении), что автор статьи – дорогой, для нашей группы паломников (2001г), отец Никон. Да и без найденных строк журнала Московской Патриархии, по ходу чтения этой публикации, мне стало ясно, что молодой семинарист-выпускник, такой (какой она получилась у этого автора) работы не осилит.
Валерию.
Я писал для Вас строки, когда еще ч.8 и ч.9 не были перед моими глазами. Сегодня в ч.9 обозрел следующий текст: «Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию[29]». – Валерий, пусть я более коряво и в изложении уже грешного человека, но написал в п.1 своей заметки для Вас, примерно о том же.
С п.2 совсем все просто. Если Вы внимательно читали первые части публикации, то должны были увидеть ключевые фразы относительно причин розыска, возвращения и наказания беглецов – иноков. Наказание (повторю примерное объяснение публикации) – для исправления инока и возвращения на спасительный путь. Также добавим сюда и то, что беглецов старались отыскать и возвратить в обители и по той причине, что они позорили братию сим поступком и бросали тень и на монастырь в целом и на все сообщество подвизающихся. Поэтому «получали по шапке» и по этой причине. – Нормальным языком эти моменты описаны в работе, - вернитесь к этим частям текстов.
…Добавлю также еще следующее обстоятельство. - В свое время прочел и узнал, в т.ч., в разговоре со старым священником, примерно следующее…Личного врага прощай, а общественного – поражай (можно добавить), наказывай.
О мирских судах. Что тут непонятного? Ведь прижизненные наказания нужны для того, чтобы не последовали…послежизненные, для тех людей, которые другим способом не вразумляются. А если совсем просто пояснить, то ведь должно быть ясно, что если применить всепрощение (во всем и во вся), то и Вы, Валерий, например, не дойдете до ближайшей булочной. Ибо будете ограблены, раздеты и быть может, простите, будете валяться с пером в боку, даже не выйдя из подъезда… Я мог бы подробно описать тяжелую для меня и моего ребенка историю 2003 года, когда преступник (ранее годами убивший в драке человека и отсидевший за это 5 лет) ограбил моего мл. сына, а потом по той же схеме (приставленный нож к горлу на пороге лифта) совершил разбой в отношении еще нескольких подростков. Но напишу об этом кратко, ибо и сейчас тяжело вспоминать о том времени и том кипятке, который жег мое тогда нутро и голову…Я искал преступника и в метро и на автобусных остановках и в других местах, чтобы увидев его, свалить и своими руками изломать его щупальца. Позже он был задержан милицией и я на очных ставках имел жесткие разговоры с ним. На процессе, на вопрос судьи ко мне, я ответил ей: «Если он покается в преступлении, а не продолжит врать, то максимально убавьте ему срок по этой статье»…Он давно вновь на свободе, хоть и не перестал тогда (в период суда) врать.
Тема преступлений, проступков и наказаний – болезненная и непростая тема, но решить ее до сих пор человечеству не удалось в полной мере. Поэтому и на примере этой публикации видно как менялись подходы к вопросам ответственности иноков за нарушение и устава монастыря и личных обетов в отрешении от мира.
Последнее. Теперь уже из п.4 Вашей заметки ко мне. - «Простите, дорогие братья во Христе, монашествующие, если Вас задел каким-то неподобающим высказыванием. С большим уважением к Вашему подвигу раб Божий, Валерий.»
…Дорогой о Господе Валерий, этой Вашей последней фразой можно и завершить наши личные объяснения. – Прогресс налицо, ведь еще совсем недавно (например, после интервью игумена Киприана) строки от Вас были другого наполнения. Но все мы, как правило, мягчаем сердцами (с годами и с приходящими скорбями) к тем, кого по своей немощи и неопытности - не понимаем, а иногда и не любим, причем творим сие часто, на «ровном месте».
И совсем последняя фраза. - Монахов же и священнослужителей, мы православные миряне, обязаны пусть и не любить как родную мать, но уважать, ценить и помогать им - это для нас должно быть, как априори. Почему? Потому, что если не они, то кто тогда, нас будет наставлять и помогать нам в деле спасения? - В главном жизненном предприятии для человека.
чем глубже скорбь, тем ближе Бог"...
"Земная жизнь - ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в ее невообразимом пространстве... " (Святитель Игнатий Брянчанинов). Эти строки, как никакие другие, очень точно передают мой недавний "личный опыт", переживания, полученные от пребывания в роли паломницы в Ярославском Свято-Введенском Толгском женском монастыре.
На несколько дней отворились моей душе "врата вечности"...
Все сразу и вместе: красота храмов и богослужений;
красота природы; бездонное небо и тишина; и чудные, жизнерадостные инокини.
И если честно, то, все Это моему суетливому и оценивающему уму было трудно выдержать. Действительно, можно "потеряться в этом невообразимом пространстве вечности".
Но, отрадно то, что "врата вечности" существуют здесь, на нашей грешной земле.
-никогда не считал и не считаю свои познания достаточными, чтобы предвидеть, что будет со мною или с кем-то через хотя бы час. Я уже писал,что ничего не знаю в буквальном смысле, и лишь рассуждаю, не имея, впрочем,на то духовного права в силу своей греховности. А теперь, по существу поставленных вопросов:
1.Сравнение военнослужащего ВС и монаха не корректно ввиду ложно построенной дилеммы. Во-первых, военнослужащие призываются на воинскую службу не добровольно, а в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности, и, таким образом, выполняют конституционный долг (хотя и "священный")в принудительном порядке.В военное время, если кто и попал в плен, то будьте же к нему снисходительны - поставьте себя на его место, и, узнаете что к чему. Легче всего обвинить других. А спросить свою совесть - а как бы я поступил бы, если бы... В монахи же постригаются, как сказано в статье, исключительно добровольно.И на основании заповедей Христовой любви. Как говорится - "почувствуйте разницу"! А во-вторых, просящий о сложении с него монашеских обетов не дезертир и тем более не предатель! Этот запутавшийся человек не отрекается от Христа! Да не будет этого ни с кем! А просит простить его ошибку и немощь его человеческого существа, просит отпустить его в мир - создать семью и жить благословенной Богом брачной жизнью - изъявляет желание идти другим законным путем ко Христу. Ему что говорят? - смертный навеки тебе приговор! Мне жаль этих анафематствующих - как бы ни себя они приговаривали, ибо "...какой мерою мерите, такой и Вам отмерится..." Помните заповедь Христа?! Необходимо как воздух! каждый свой шаг или мысль сравнивать со святым Евангелием. И еще. Брачный путь вообще попирается, таким образом, ибо телесные отношения в писаниях отцов приравниваются по сути к скверне. Как говорится -"чем дальше в лес - тем больше дров". Комментарии излишни.
2.Во втором пункте я ничего не понял. Скажу лишь, без прощения ближнего, пусть даже и согрешившего против монашеских обетов (человеками установленных), как можно дерзать самим просить прощения своих грехов?
3.Про актуальность дипломной работы полностью согласен. Что касается разновидностей любви, или лучше сказать ее степеней, то любовь бывает, если я не ошибаюсь, рабской, наемнической, сыновней. Кто какую осилит!
4. Моя категоричность не носит личностного характера. Мне просто очень жаль монахов,да и вообще мучающихся людей, исходя из своих ограниченных человеческих знаний и личных переживаний и чувств.Простите, дорогие братья во Христе, монашествующие, если Вас задел каким-то неподобающим высказыванием. С большим уважением к Вашему подвигу раб Божий, Валерий.
Цитата из Вашего первого комментария здесь, в этой части темы: «Оно как море - чем дальше в него входишь, тем больше погружаешься. И тогда такими ненужными становяся все людские приземленные стремления - без всяких запретов каких-либо "человеческих учреждений". Ведь везде и во всем - Христос!». – Как я себе представляю, дорогая матушка, такую фразу могла бы произнести только схимница или новоначальная. Ибо первая все это познала и пришла к этому через многие годы и испытания, а последняя (не зная еще всей предстоящей борьбы, побед и поражений) не пришла к этому всецело своим нутром – сердцем, разумом, душой, но имеет благие намерения и понятия. Монахиня, как и монах, которые уже прошли какую-то часть монастырского пути, думаю что, порой имеют сильнейшие скорби, мысленную и плотскую тяжбу для себя…Если я ошибаюсь и Вы не в начале и не в конце иноческого пути, но, пройдя уже определенные испытания, – искренне и из самого сердца произнесли эти свои слова, то Вас можно только поздравить и еще больше попечалиться уже на свой счет. Почему? Потому что из своей жизни я все более и более устраняю Христа. – Сколько раз каялся в своих грехах, но вновь и вновь возвращаюсь к той же…луже. Поэтому я уважаю и по-доброму завидую тем мирским и монашествующим, которые устранили безвозвратно из своей жизни грех и реально чувствуют, что для них - везде и во всем – Христос!
1.Главный посыл - православие,как истинная вера ( на мой взгляд) должна всепоглощающе основываться на слове Божием!!!Никакие человеческие измышления, додумывания, домысливания не допустимы. Если действия или высказывания отдельных духовных лиц или же сообщества лиц противоречат букве и духу святого Евангелия и Библии в целом, то таковые должны быть отвергнуты, ибо ничей (человеческий)авторитет не может быть препятствием слову Божию!
2. Сознательное преступление - действие, ведущее к осознанному искажению заповедей Божиих, остается преступлением,в какие одежды ни рядилось бы и какими бы целями не прикрывалось.Имею ввиду здесь не только возврат беглых монахов (хотя и это тоже),но и гораздо более страшные преступления против личности, как насильственный постриг, оскопление детей (кастраты-певцы) в средевековом католичестве,"варфоломеевские ночи", казни "святой" инквизиции без пролития крови,продажа индульгенций в католичестве, итак далее, итак далее.Я думаю,что публичное покаяние церкви в причастности ее членов к подобным изуверствам в прошлом, ждет человечество,и будет ждать, ибо , что бы двигаться дальше необходимо очищение от грехов, столь нечеловеческих! Это мое мнение.
3.Добрая воля человека, основанная на любви, призыве и благодати Божиих и животный страх о неминуемых карах, "если..." - никак не одно и тоже! Вспомните "...сыне дай Мне твое сердце..."
4.Не может быть никакой человеческой категоричности (на мой взгляд)в вопросе - кто спасется, а кто нет! Кто исследовал и доподлинно знает Замысел Божий? Бог "хочет чтобы все спаслись" и кто-то найдется Ему в этом препятствовать??? В этом вопросе как ни в каком другом и проявляется наша человеческая поврежденность грехом - "меня,меня, Господи, спаси, а они, грешники, пусть идут в ад. Они же не следуют Твоим заповедям". Именно эта мысль читается из под строк наиболее аскетичных и ревностных "христиан". Я, грешный, думаю - а чем мы при такой постановке вопроса отличаемся от тех иудеев, что кричали в своем безумии "... распни, распни Его.."? Вот тогда и возникает вопрос, а есть ли у нас вообще вера? Вера - ради спасения только своей "шкуры" -души? Считаю, что любой назвавшийся христианином (а тем более монах) в первую очередь должен слезно! молить Господа о помиловании всех,о прощении всех, о спасении всех! Да-да, именно о спасении всех людей от сотворения мира - как бессмертное творение Божие, как носителей образа Божиего, как братьев во Христе! И не наше дело додумывать как это произойдет. Неужели кому-то будет уютно в раю, зная, что его брат томится в аду? Да избавит от этого милосердный Господь! (см. писания великого подвижника, преподобного Исаака Сирина).
5.Господь благословил брак! Этим сказано все!!! И что мы видим на протяжении всей истории христианства? Брак в понимании отцов - снисхождение к человеческой немощи!? Как говорится, без комментариев...Что уж говорить про брак, когда сплошь и рядом монашествующие дают советы, "духовные" указания, а то и регламентации семейным парам - как, когда, где, сколько и в какой, простите, позе допущено супружеское соитие.Возникает вопрос, что это? не искаженная ли сублимация?
6. Любовь, милость, сострадание,снисхождение, всепрощение не есть и не может быть синонимом аскетике. Печально,что понятие аскетики понимается как равнозначность праведности. Разве бес спит или ест или отдыхает?
Таким образом, никакие человеческие установки, каноны, постановления и прочее не могут подменять, изменять, трансформировать понятие - любовь! И под этим предлогом творить насилие в какой форме бы это не проявлялось.Там, где нет свободы - нет и любви.Это аксиома!
Написал много, а кажется, что ни чего и не сказал, что чувствую и переживаю. Простите,меня,весьма грешного,все, кому мои тексты покажутся не православными или некорректными. Спаси Вас всех, Господи!
Каждый видит в представленной работе то, что он хочет видеть. Для одного это повествование о насилии, об уничожении человека, для другого - попытка передать живой опыт очищения, обновления внутреннего человека от ветхости страстей, лишающих душу мира и затмевающих в ней образ Божий.
То, что это сочинение не оставляет равнодушными самых разных людей, говорит о том, насколько востребовано данное направление богословской мысли.
Может, на первый взгляд, работа и кажется поверхностной. Но ведь заявленная тема - вход в монашество и выход из него - раскрыта полностью. Другое дело, что за скобками осталось основное - жизнь в монашестве. Но это уже тема другого исследования, в котором, действительно, без личного опыта не обойтись. Однако следует учитывать, что автор только в самом начале добровольно выбранного им пути.
Монашество произошло от желания в точности жить по евангельскому учению во всей его полноте, и монастырская жизнь более способствует видению своих немощей и страстей, нежели жизнь в миру. "Когда луг огорожен, и трава на нем растет хорошо, а вне ограды бывает потоптана и поедена" (преп. Амвросий Оптинский).
Читая статьи на сервере, ознакомился и с несколькими Вашими комментариями.
В моем представлении – Вас не удовлетворят никакие ответы, если бы они и состоялись здесь на портале. Почему? – Потому что, задавая свои вопросы, - Вам все уже ясно и ответы ничего не изменят в Ваших представлениях.
- Таковых людей – великое множество и, увы! я тоже принадлежу к ним…Мы все знаем и обо всем судим…Этакие «великие старцы и умудренные жизнью и богатым личным опытом», люди. «Исключительное знание» Священного Писания и Святоотеческого наследия – само собой, в наших достоинствах и заслугах.
Но и в наших (в т.ч. и Ваших) репликах и заметках – ничего нового. Вопрос только в том, на что свои силы и время тратим, в т.ч., и здесь. Ибо силы и время нам даны в ограниченном количестве. Но и «знающие все и обо всем» порой желают помочь другому человеку.
Поэтому – некоторые банальности лично от меня, в качестве помощи. Принимать или не принимать – Ваше дело, тем более, я обычный грешный человек и даже хуже многих других людей (последнее утверждение - без кокетства).
О многом можно было бы написать (по Вашим репликам), но редакция портала не пропустит (как не пропустила мой ответ к Вам, в другой теме), да и с этим текстом, я не уверен, что они выложат его на сайт.
Поэтому только по некоторым фразам, в Ваших комментах.
1. Вам должно быть известно, что военнослужащий, давший Присягу – уже не может оправдаться в своем побеге с поля боя, дезертирстве и т.д., рассуждениями типа…я маленький и слабенький и вообще…маменькин сынок и поэтому не хочу воевать и защищать кого-либо. – Слушать не будут, осудят, а если военное время – могут сразу «к стенке». – Суровая правда жизни…
Монах – это воин Христов, который добровольно дал Обет (Присягу), в т.ч., и на невозможность побега с поля духовной и прочей брани…Относительно беглых монахов Вы много эмоциональных фраз своих привели, только оставили без внимания тот факт (как это описано в работе о. Никона), что насильственные возвращения беглецов и наказания после этого к ним, преследовали, прежде всего, главную и единственную цель – исправление брата во Христе и возвращение его на путь спасения, ибо сбежавший приравнивался к самоубийце по представлениям и положениям того времени. – Вот Вам и Любовь!..а не «насилие, страх, запугивание».
Теперь о свободной воле того, кто…ошибся. – А разве в жизни человеческой мало примеров, когда ошибки и наша слабина и малоопытность оборачивается трагедией или совсем другой ситуацией, которая была еще…5 минут назад. – И в этом суровая правда жизни. А что касается отдельных, казалось бы, «негуманных» правил монастырских уставов – не нам судить, т.к. они вырабатывались многими духовными лицами (с чистыми сердцами и глубокой верой) и применительно к своему времени.
2. Да! Господь всем и каждому воздаст! Но Ваша фраза о прощении (читай – всего и вся) – не работает и абсурдна. Ибо тогда надо упразднить и мирские суды и все кодексы об ответственности и наказания, вытекающие из них….Суровая правда жизни. Высшего Суда никто не избежит, но и в земной жизни мы часто от людей «получаем по шапке» за свои проступки и преступления.
3. Если монастырь превращается для инока в тюрьму и рабскую колонию, то дело плохо – и для инока и для монастыря. А чтобы таких случаев было меньше, дипломная работа о. Никона – уместна, своевременна и быть может, полезна для тех, кто дерзает надеть шлем и доспехи Воина Христова. Но и раб призван к любви и повиновению, касательно своего господина ( апостольские строки) . Инок, ощущающий себя только рабом и узником в затворе, все же имеет возможность вновь стать Рабом Господа и тем спасти свою душу.
Валерий, а в миру разве Вам неизвестны многие истории практически рабской жизни даже современного человека. Рядом с тяжелобольным родственником, в семейном кругу пьяницы-мужа или сына-наркомана, в неинтересной и тяжелой работе или просто жизни и т.д. и т.п. – Поговорим о свободной воли этих людей-рабов? Думаю не стоит. Многие знают кучу примеров и объяснение к этому. К чему к этому? – К тому, что через многие скорби, болезни и отсечения своей воли, мы призваны Господом на пути к спасению своей души.
4. «И Вы спросите в чем главная мысль работы? В рассказе о насилии!» - Думаю, Валерий, что и здесь Вы однобоко посмотрели и оценили работу о. Никона, а в ней много и интересного и поучительного, даже для мирского человека.
Чего стоит упоминание о неоднократном возврате беглых монахов снова в монастырь. Так где здесь свободная воля человека? Ее нет. Есть насилие, страх, запугивание, анафема. И, заметьте, все это не от злодеев-язычников, а от братьев-христиан. Если произошла ошибка, возможно насильственного характера, и человек осознав ее, просит простить его и сложить с него обеты. Что он получает в ответ? Проклятие.Вот это любовь... А помните, что сказал Господь - "Аз воздам..."! Так,почему же такое несоответствие -"прощайте и прощены будете"? Где хотя бы снисхождение к человеческой немощи? Так, что наши аввы, действовали ли по евангельски, или по человеческим установлениям собственного производства? Монастырь,таким образом превращается для ошибившихся в тюрьму, в рабство. А есть ли у рабов любовь? Нет. Принуждение! И Вы спросите в чем главная мысль работы? В рассказе о насилии!
Это категорическое высказывание сродни предвыборным слоганам в политической жизни России девяностых годов - "... если их дом Россия, то где тогда наш?"
И, все-таки, как определить "лучшие духовные условия" ?
Полагаясь только на свой "личный опыт" и "ощущения"?
Что касается данной статьи (работы),то на мой взгляд, для многих здравомыслящих образованных людей никогда не было секретом чудовищный деспотизм,пренебрежение к человеческой личности,человеческому достоинству на протяжении почти всей истории. Поражает размах насилия над личностью ( особенно в средневековье) в церковном сообществе! Где здесь любовь, где сострадание, где идеалы человеческих взаимоотношений,где христианская нравственность??? Страх и насилие - насилие и страх - вот и все! История изобилует фактами нечеловеских изуверств, творимых, якобы,во имя насаждения христианских ценностей. Не понятно, почему до сих пор церковь считает отдельных исторических государственных деятелей, типа византийских императоров, праведниками и даже святыми , а не душегубами и насильниками?
В иудаизме же - прямом источнике христианства - добровольное безбрачие считалось и считается тяжким грехом. Заповедь "плодитесь и размножайтесь" никакие человеческие учреждения отменить не могут и не имеют права.
По-моему мнению, монашество - одно из самых печальных заблуждений христиан; это святотатство и посягательство на божественный авторитет.