–
Сегодня очень много говорится о
«правильном» воспитании молодежи. Как вы,
Александр Александрович, думаете, в рамках
многочисленных учебно-патриотических программ
культурному и эстетическому воспитанию нашлось
место?
– Российское общество сейчас чересчур увлеклось решением насущных экономических проблем и, что особенно было заметно до кризиса, удовлетворением потребительского зуда. Культура, конечно, была и есть, но я совершенно не уверен, что, с точки зрения среднестатистического подростка, источником первоначальных и, что самое главное, истинных сведений, например, о Евангелии являются не вирши Дэна Брауна, а образцом великих композиторов – не «50 cent». Все это, наверное, имеет право на существование, вопрос только в том, что мы считаем некой нулевой отметкой, по которой собираемся измерять стандарты нашего общества. Ведь его потенциал определяется не только размером производимого ВВП и затратами на покупку дорогих брендов, но и знанием своей истории и пониманием объемов накопленного за тысячелетия мирового культурного богатства. В этой ситуации задача государства, которое хочет сохранить свой экономический и политический суверенитет, заключается в максимальной концентрации внимания на сохранении своей культурной идентичности. В противном случае есть риск, что у подданных появятся немного ложные ориентиры.
Лично мне непонятно, почему Россия потратила десятки миллионов долларов на «Евровидение», но при этом большая часть оперных театров в России, для годового существования которых нужно намного меньше денег, находятся в состоянии разрухи? Я не берусь обсуждать культурную ценность «Евровидения», но очевидно, что в отличие от классических русских театров, оно не добавляет России самобытности. Учитывая ту масштабную, я не побоюсь этого слова, пропаганду, которая предшествовала этому мероприятию, особенно на главном канале страны, многие неокрепшие умы могут воспринять подобные события как некий ценностный сигнал государства: мол, вот она, та культура, которая нам нужна. И таких примеров можно привести очень много.
– Получается, что без правильно организованного эстетического и культурного воспитания в России не будет самостоятельно мыслящего общества?
– Конечно! Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть гармоничного развития независимо мыслящей личности. С этим, к сожалению, в нашей стране – как в современной России, так и в СССР – никогда не была в полном порядке. Культурное воспитание было на высоком уровне только до революции и для относительно узкого дворянского и высшего купеческого сословия. Вопреки иногда появляющимся в наше время высказываниям о том, что в СССР преподавание культуры в школе было хорошо организовано, в советской системе образования были свои неприятные искажения в этой области. Так, можно привести пример с уроками музыки, которые были пустой тратой времени. Правда, в СССР существовала эффективная система компенсирования нехватки эстетического воспитания в средней школе, вроде специализированных музыкальных и художественных школ, от которой сейчас практически ничего осталось. Единственные исключения – это закрытые наукограды, как Саров, где почти половина школьников регулярно ходит в музыкальные и художественные школы. Но в целом по России ситуация тревожная: уровень грамотности падает, а имена музыкальных и литературных классиков для очень многих практически ничего не говорят.
– С чем это, на ваш взгляд, связано?
– Прежде всего, культура, в отличие от образования, не является национальным проектом. Хотя, на мой взгляд, они не могут существовать отдельно друг от друга. Разумеется, нет необходимости всех заставлять ходить в театр или учить петь в школе. Например, северным народам, живущим традиционным укладом, это, может быть, совершенно не нужно. Другое дело, что у всех должны быть равные возможности, то есть государство должно взять на себя разработку системы выравнивания возможностей. Любой, у кого есть талант и желание, даже находясь на окраинах нашей страны, должен иметь возможность для получения художественного образования. Учитывая всеобщую интернетизацию школ и то внимание, которое президент уделяет новым технологиям, думаю, что это будет не так сложно сделать.
– Вы говорите о создании некой системы «равных возможностей»?
– Да. Давайте посмотрим, как происходило воспитание элит до революции. Фактически духовный и культурный уровень человека был предопределен тем сословием, к которому он принадлежал. Наиболее всестороннее культурное образование получали дворяне, но при этом простых людей, и, прежде всего, сельское население, никак нельзя было назвать чуждыми искусству. Главная причина этого – духовно-церковное образование. Все регулярно ходили в церковь, где слушали хоровую музыку и сами пели, понимали фрагменты службы на греческом языке, а многие в детские годы посещали приходские школы, где давалось хорошее начальное классическое образование. Неслучайно в России есть много примеров появления гениев из народа: Клюев, Есенин…
В советские времена сословная система была разрушена, и у большинства граждан появилась теоретическая возможность получить хорошее образование, только опираясь на собственные знания и талант. К сожалению, в современной России снова произошло разделение возможностей, на этот раз по экономическому принципу: получение хорошего образования стало функцией потраченных на это денег, хотя это совершенно не отражает различия в головах. И этим мы сейчас радикально отличаемся от той же англосаксонской системы образования, на которую так хотели равняться: в ней существует очень эффективный механизм поиска талантов, позволяющий любому талантливому человеку, независимо от его социального положения и размера банковского счета, выбраться наверх.
– Почему поддержке культуры не уделяется сейчас достаточного внимания?
– Невозможно поддерживать культуру, если ты не знаешь, для чего это нужно. Общество должно само решить, куда оно хочет двигаться, какая культура ему нужна и т.д. У нас сейчас часто происходит определение собственной идентичности через противопоставление: мол, у России свой путь, мы развиваемся не как все. И все! Без какого-либо смыслового раскрытия этого тезиса. Но на самом деле изобретать что-то особенное в общественном устройстве крайне неблагодарное занятие. Основа различия в общественной организации заложена в культурном потенциале общества, и, прежде всего, в литературе, живописи, музыке и духовной сфере. Без этого общество начинает легко воспринимать инородные символы, которые в конечном итоге ведут к разрушению идентичности, а иногда и государства. Возьмите в качестве примера Византию хотя бы.
Поэтому нужно обязательно сосредоточиться на культурном воспитании. Если это станет достоянием большой части населения, то это уже можно считать большим достижением. Огромная роль в этом процессе принадлежит правильному использованию ресурсов, находящихся в распоряжении государства, прежде всего, телевидения. Первая и вторая «кнопки» должны показывать в течение дня то, что должно работать на воспитание общества. Нужно максимально использовать и другие имеющиеся каналы информации, как это происходит в западных странах. Например, у немецкого государственного радио, своего в каждой земле, очень высокие рейтинги, и оно как раз преимущественно занимается тем, что «сеет культуру в массы». У каждой радиостанции даже есть собственный симфонический оркестр. Четыре оркестра есть и у британской BBC. А у нас позиция совершенно другая: показываем то, что дает сейчас большие рейтинги, то есть чернуху.
– Такая поддержка культуры требует больших средств. Возможно ли для этого привлечение частных денег?
– Такая модель существует в США, где уже очень давно есть отлаженная система сбора денег (fund raising). Состоятельные люди считают своим долгом поддерживать хорошие начинания в культурной и духовной сферах. В настоящий момент у них это заложено на уровне менталитета, чего нет у нас. Кроме того, как показывает практика, бизнес начинает поддерживать культуру, когда у него появляется уверенность в завтрашнем дне и существует понятное законодательство в области меценатства. В тех же Штатах, например, существуют большие налоговые льготы жертвователям на культуру. В России такого пока нет. Даже если привести в качестве примера попечительский совет Большого театра, то для многих входящих в него бизнесменов членство в нем является просто возможностью создания дополнительных информационных поводов, а не какая-то духовная потребность и проявление социальной ответственности.
– Но сейчас остро ощущается экономический кризис. На фоне более актуальных проблем, вроде безработицы и падения доходов, может быть, и справедливо, что культура, не являющаяся «хлебом насущным», подождет лучших времен?
– С одной стороны, на фоне ухудшающихся экономических показателей и росте дефицита бюджета в России может показаться, что увеличение государственного финансирования культуры является непозволительной роскошью. Но я считаю, что на эту проблему нужно взглянуть по-иному. Как ни странно, но без культуры России не удастся пойти по инновационному пути развития, о котором сейчас так много говорят президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Если не стимулировать развитие культурной среды, Россия будет обречена на бесконечное проедание выделяемых административных путем денег. Если у людей не будет постоянной пищи для ума, без которой невозможна генерация творческих и инновационных людей, пределом мечтания для многих будет стабильная работа в госкорпорации или просто в государственных структурах. Ни о какой активизации идей, в том числе и в бизнесе, не может быть и речи. Это, кстати, крайне актуально для малого и среднего предпринимательства, о необходимости поддержки которого сейчас так много говорится. Ведь одним из важных сдерживающих факторов как раз является отсутствие идей и желания напрягаться на фоне высоких докризисных зарплат в госкорпорациях и просто крупных компаниях. Так что, если государство не разбудит творческие силы общества, рассчитывать на успех в экономических преобразованиях не стоит. А ведь у нас до сих пор нет внятно сформулированной национальной концепции в этой сфере, что лично мне особого оптимизма не внушает.
С дирижером Александром
Ведерниковым
беседовал Олег
Леонов
Все, что отображено в культуре и искусстве о проповеди Иисуса Христа, о святых, о жизни верующих людей раньше и сейчас, нужно детям и нам.
" наворотов". Взять из нашей недавней советской жизни лучшее наследие во всех сферах культуры и на это базироватья. Молодежи есть на чем воспитываться, а добавив духовного знания, все поймут, что им была пропитана наша культура и исскуство. Нужно только его достать с запылившихя полок.
Не видно благоволия и благожелания в наших чинушах
к людям-гражданам. Для них главное собственный карман,
а там хоть трава не расти.
Вот только интересно, прочитают ли ее представители власти, что будет сделано?
Может быть, интеллигенции стоит более активно теребить власть по этому вопросу?
Ах,как часто мы жаждем счастья,
Забывая сиюминутно -
Надо в Счастье принять участье,
Чтобы стало оно доступным.
У нас есть прекрасные музыкальные школы,талантливые педагоги,талантливейшие дети....