Святитель Павлин |
Святитель Августин после первых успехов проповеди на юго-востоке Англии писал в Рим святому папе Григорию Двоеслову, что весьма нуждается в помощниках. Как пишет святой Беда Достопочтенный, первыми (и самыми выдающимися) миссионерами, приехавшими в 601 году помогать святителю Августину, были «Меллит[1], Иуст[2], Павлин и Руфиниан». Они все были отправлены святителем Григорием из его монастыря во имя святого Андрея, который располагался на Целийском холме в Риме.
Святой Павлин (память 10/23 октября) был римлянином по происхождению; Беда Достопочтенный описывает его так: человек «высокого роста, с темными волосами и тонким орлиным носом». Святой Павлин обосновался в столице королевства Кент Кентербери, где и провел 24 года. Сюда были привезены облачения, священные сосуды, мощи святых, алтарные покровы, украшения для церквей и «многочисленные книги». Когда святой король Кента Этельберт (память 15 февраля) пожелал выдать свою дочь Этельбургу замуж за короля Нортумбрии Эдвина (тогда еще язычника), монах (или, скорее, иеромонах) Павлин был призван к иному служению. Получив обещание от короля Эдвина, что в Нортумбрии не будет чиниться никаких препятствий христианской вере, архиепископ Иуст Кентерберийский совершил 21 июля 625 года над святым Павлином, «человеком, любимым Богом» (как пишет святой Беда), хиротонию во епископа. Ему поручили миссию на севере, а также доверили Этельбургу и людей, отправлявшихся вместе с нею. Святой Павлин стал личным священником Этельбурги, он ежедневно совершал литургию и давал ей наставления.
Сначала святой Павлин именовался «епископом нортумбрийцев». И так как Эдвин показал готовность следовать в жизни и вере христианскому учению, то святой Павлин надеялся преуспеть в роли миссионера. Открывалась долгожданная возможность для миссии святителя Августина продвинуться с юга Англии дальше на север, о чем миссионеры не переставали усердно молиться. Ясно, что намерением святителя Павлина было не только «предотвратить с помощию Божией отпадение от веры тех, кто прибыл с ним, но и обращать по мере сил своею проповедью язычников к вере», «принести народу знание христианской истины» (святой Беда). И ради этого он непрестанно трудился.
На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю, а затем и королеве, обязывая Эдвина принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 году, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире, чего и добивался святой Павлин. Король Эдвин принял таинство крещения в день Пасхи 12 апреля, вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Эдвина крестили в Йорке в деревянной церкви во имя апостола Петра, которую воздвиг сам король. Позднее она была перестроена в каменную. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, например в реке Дервент, рядом с которой находилась королевская резиденция. До сих пор часть этой реки рядом с римской крепостью у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях.
Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду.
Однажды в королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире.
Святой Эдвин |
С тех времен сохранилось следующее описание святителя Павлина: «Он был высокого роста и слегка сутулый, имел темные волосы и лицо настоящего аскета; нос его был тонкий и немного крючковатый. В нем чувствовалось величие истинного преподобного мужа». Однако его успех был недолгим. 12 октября 633 года король Эдвин был убит в бою с языческим королем Пендой Мерсийским и его союзником Кадваллоном, который лишь на словах был христианином, а по делам своим – варваром. После кровавой резни главу Эдвина перенесли в церковь города Йорка, где она долгое время и хранилась, а самого Эдвина стали чтить как святого мученика за христианскую веру.
Епископ Павлин вместе с королевой Этельбургой и Энфледой, первой дочерью короля Эдвина, вернулся морем в Кент. Примерно в это время скончался епископ Роман Рочестерский, и его кафедра пустовала. Святитель Павлин, которому тогда было почти 60 лет, взял на себя служение в Рочестерской епархии Кента и оставался на этой должности последующие 11 лет своей жизни. Но только в 634 году он получил из Рима паллий как епископ Йорка (в то время в Риме еще не знали о гибели короля Эдвина).
Нам мало что известно о деятельности святителя Павлина в Рочестере. По преданию, он однажды совершил поездку в Гластонбери, где перестроил старинную церковь во имя святой Марии и покрыл ее крышу ментипским свинцом. В Кенте, как мы можем предположить, святитель Павлин помогал вдовствующей королеве Этельбурге устроить монастырь в Лиминдже. В этой обители Этельбурга подвизалась, она была ее настоятельницей; здесь же 8 сентября 647 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, она и преставилась. Ее дочь Энфледа, овдовев, стала монахиней в монастыре Уитби в 670 году, в годы игуменства своей родственницы, святой Хильды, после смерти которой (680) Энфледа стала настоятельницей этого монастыря. Энфледа преставилась 10 февраля примерно в 704 году. Обе – и Этельбурга, и Энфледа – являются почитаемыми святыми.
Сам епископ Павлин отошел ко Господу 10 октября 644 года,
потрудившись в Англии 43 года. Его помнили и почитали на
севере. В Глендейле графства Нортумберленд в честь
святителя Павлина освящена церковь Брэнкстона, хотя она и
называется «церковью святого Павла» –
имя «Павлин» часто сокращали до
«Павел»: Paulinus – Paul. Источник
неподалеку носит название «Паллинсбурн»
– здесь, несомненно, святитель Павлин имел
обыкновение крестить. В Дьюсбери графства Йоркшир
находится каменный крест с надписью: «Здесь
проповедовал и служил Павлин». Похожие кресты стояли
в Изингуолде и западнее, в Уолли графства Ланкашир. В
Линкольне церковь святого Павла (называемая также церковью
святого Павлина) стоит на церковном холме на том самом
месте, где святитель построил каменную церковь. Церковь
святого Павла в Стамфорде, возможно, напоминает о
миссионерской поездке святителя Павлина в Линкольншир.
Собор Саутуэлл-Минстер, скорее всего, тоже стоит на месте
одной из основанных святителем церквей. В графстве Кент
близ Рочестера две церкви освящены в честь святого
Павлина, напоминая о его святительском служении в этой
области. Одна из них находится в Крэйфорде, а другая
– в деревне Сент-Полс-Крей, получившей название от
имени святого и от церкви, посвященной ему. Мощи святителя
Павлина особенно почитали в Рочестере и Йорке. Так
сохраняется память о святом Павлине, епископе Йорка и
Рочестера.
этот витраж - католическое изображение святого, а не икона. Католики почитают многих православных святых, например, свт. Николая Мирликийского, существуют католические изображения и этого святого тоже. Изображение святого Павлина, к сожалению, единственное сохранившееся с прежних веков. Православная икона ему и некоторым другим православным святым Британии пока не были написаны, но думаю, что в ближайшем будущем обязательно будут.
за всю историю христианства во многих странах мира просияли многочисленные православные святые угодники Божии (в Европе ли, в Азии ли, в Африке и даже в Америке). Будучи православными, мы обязательно должны почитать святых. Все православные Святые - это святые Божии, они не имеют национальностей в Царствии Небесном, они все едины. Это очень важно понимать. В какой бы стране не просиял тот или иной православный святой, он прежде всего Христов, а не русский, румынский, индийский и т.д. В Западной Европе в I тысячелетии просияло примерно 10 000 святых. Они оставили огромное духовное и культурное наследие. По-моему, очень важно изучать эту малоизвестную страницу истории православия. Может быть, это будет немного грубо сказано, но мы ни в коем случае не должны упрощать православие до русского национализма. Это будет роковая ошибка. В таком случае, мы рано или поздно придем к тому, что и святителя Николая не следует почитать только потому, что он "нерусский" святой! Это абсурд. Нам обязательно надо постигать глубины святой православной веры, ее красоту и величие, в чем нам также немало помогают жития святых, как древних, так и современных, как святых Руси и Афона, так святых Британии и Рима.
Вы не представляете как я рада наконец-то получить ответ на этот вопрос. Потому что никто мне так чётко на него до этого момента и не ответил. (Простите, что вам пришлось повторяться, конечно).
А тогда получается, что нам дела не должно быть до них? Грубо звучит, наверное, но что-то в этом роде? Как вообще к ним относиться?
Но хотелось бы почитать статьи не только про святых Британских островов, но и святых Испании, Португалии, Германии и прочих.
хотя не считаю целесообразным повторять это в каждой статье, но скажу еще раз.
В наших святцах нет имен ряда святых других поместных православных церквей (например, Константинопольского патриархата и др.). В том числе, у нас в календаре нет имен очень многих православных святых, просиявших на Западе в I тысячелетии. Британские святые - один из таких примеров (а святые, жившие на Западе, принадлежали православному римскому патриархату до Великого раскола). Но все святые, просиявшие на Британских островах и в Ирландии до середины XI века, являются местночтимыми святыми Сурожской епархии Русской Православной Церкви, а также почитаемыми святыми Русской Православной Церкви за Границей.