***
На обывателя ежедневно обрушивается лавина информации, в которой он, в принципе, разобраться не может. Слыша об инвестициях, котировках, демпингах, картельных сговорах, ценах на нефть и платину, простой человек должен чувствовать себя заложником в большой игре, от которой он полностью зависит, и на которую совсем не влияет. Чувство глубокой несправедливости сложившейся ситуации заставляет взяться за перо в интересах «простого» человека.
***
Понимаем ли мы с вами (все те, кто не учился на экономическом факультете) что-либо в экономике? Должны понимать, если мы вообще хоть что-то понимать способны.
Например, зависит ли экономика страны от такого качества, как трудолюбие? Конечно, зависит. Но трудолюбие – это не экономическая категория, а, скорее, нравственная. И честность – тоже нравственная категория, и от нее тоже зависит экономика. И исполнительность, и аккуратность, и трезвость – это нравственные категории, от которых напрямую зависит экономика любой страны и любого региона. Не делайте вид, что вы этого не понимаете на том основании, что не учились на экономическом факультете.
Если в какой-нибудь условной стране (назовем ее N) преобладающим типом будет лентяй и жулик или жулик и пьяница, то не стоит заниматься экономическими расчетами – никакие инвестиции эту страну не спасут. Заливайте воду в решето, позвольте Сизифу бесконечно закатывать на гору свой вечно срывающийся камень. Все это точно такие же бесполезные и бесконечные занятия, как и оздоровление через инвестиции той страны, где мелкие воры, лодыри и пьяницы встречаются на каждом шагу.
***
Не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов по поводу внутренней связи между тремя вышеназванными типами.
Вор, конечно, в своем роде – талант. Он даже может быть гением, но именно «в своем роде». По отношению к созидательному труду он – воплощенное лентяйство. Настоящие ценности создает настоящий труд, чьи свойства очень похожи на свойства неутомимо трудящейся природы. Природа творит незаметно и постоянно. Точно так же создаются великие культуры и цивилизации. И ничто так не противоречит психологии вора, как это постоянство созидательного труда и медленное накопление его результатов. Вор хочет пользоваться накопленным и получать все сразу. Вряд ли его мелкая душа способна на мысли о вечности. «Жизнь коротка, и надо брать от нее все» – это именно символ веры паразита, неважно, «тырит» ли он мелочь по карманам или проворачивает махинации с ценными бумагами.
***
Итак, вор – это лентяй по отношению к созидательному труду. А лентяй – это вор по необходимости. Из всех любителей полежать на печи только Емеле повезло с волшебной Щукой. Всем остальным надо по временам с печи слазить. Голод заставляет. Пошарив по пустым горшкам, лентяй пойдет на двор глядеть – не лежит ли чего без присмотра? Если лежит, то он это утащит и, скорее всего, пропьет, так как «жизнь коротка, и надо брать от нее все». Так лентяй плавно переходит в пьяницу. Так кредо лентяя совпадает с воровским символом веры.
Их тянет друг к другу словно магнитом. Шулеру-наперсточнику как воздух нужны лодыри, мечтающие разжиться «на халяву». Пока второй мечтает, первый реально богатеет, и эта схема незыблема везде, где есть идея «быстрого заработка без особых усилий». Потом обманутый идет топить горе в водке, а обманувший – обмывать успех.
***
Нравственно испорченному человеку нельзя помочь материально. Он будет вечно недоволен, вечно будет сравнивать себя с теми, у кого «больше», будет ворчать, завидовать, кусать ласкающую руку. Мир вечно будет казаться ему злым и несправедливым. Свои претензии он дерзнет предъявлять даже Творцу мира, и примитивное безбожие будет казаться ему аргументированным мировоззрением.
Сказанное об отдельном человеке в полной мере относится к отдельным народам.
Нужно изменить внутренний, невидимый мир, чтобы заметно изменился мир окружающий. Нужно нравственно исцелиться или, по крайней мере, начать этим заниматься, чтобы внешние усилия перестали быть похожими на заполнение бочки без дна. Реформирование отраслей хозяйства, законотворчество, головоломки с выбором экономических моделей наталкиваются на лень, воровство и пьянство и разбиваются в пыль, как волна о гранитную набережную. В теории все хорошо, но «человеческий материал не вмещает теорию».
***
У стран, которые живут богаче нас, есть своя длинная история. В этой истории есть место самоотречению, великому терпению, долгим периодам нищеты и разрухи. Там есть место кропотливой работе мысли, вынашиванию идей и настойчивой реализации этих идей, – реализации, иногда растягивающейся на столетия. Нельзя завидовать чужому дому, не зная и не желая знать историю этого дома.
Человек бежал марафонскую дистанцию, выиграл «золото», еле остался жив от перегрузки, а какой-то болельщик-зевака просит у него медаль «поносить». Некрасиво.
***
Мы хотим жить лучше? Законное и безгрешное желание. Давайте начнем с благодарности и умеренности. Благодарности Богу за то, что Он есть, и умеренности в изначальных претензиях. Иаков просит у Бога «хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться» (см.: Быт. 28: 20). Просьба звучит несколько странно, не правда ли? Разве не ясно и так, что хлеб едят, а в одежду одеваются? К чему такой речевой оборот? Оказывается к тому, что у некоторых столько одежды, что ее впору есть, и столько еды, что ею можно обвешаться, как одеждой. Праведник просит только необходимого, и если затем Бог одарит его богатством, то у этого явления будут нравственные корни. Смиренная душа от изобилия даров не возгордится и не испортится.
Современная культура потребления грозит уничтожить Землю путем истощения ресурсов и загрязнения среды. «Воздержание» и «умеренность» скоро станут синонимами выживания и будут рассматриваться ведущими аналитиками и экономистами мира, как основополагающие принципы развития человечества. Культура производства материальных благ, не уравновешенная культурой их потребления, угрожает миру не меньше ядерной войны. И если эту проблему решать, то это будет вторжением этики в экономику.
***
Собственно, этика всегда вторгается в экономику, всегда тайно ею руководит (а не наоборот), всегда питает ее изнутри. Как только отмирает одна из этических систем, как только ослабевает или вовсе исчезает одно из мировоззрений, тотчас начинает замедлять свой ход, а затем замирать и рассыпаться соответствующая экономическая система.
Мы еще не нашли себя. Не нашли ни своего лица, ни своего места. Работу стоит продолжать (а может – начинать?). И это не просто научная работа, доверенная узким специалистам. Это труд всенародный, причем народу предстоит самая важная задача, а именно – сформулировать свой этический идеал, на основании которого можно будет создать эффективную экономику.
Если в какой-нибудь условной стране преобладающим типом будет жулик или вор и эти свои "услуги" они будут экспортировать, то уровень жизни в этой стране будет довольно высоким. Хотя конечно кому-то нужно будет заниматься и созидательным трудом, чтобы "нажуленные" финансы преобразовать в материальные блага, но это уже дело техники. Главное каким путём приобретается финансовое богатство страны. А это уже дело этики.
В общем, перечитав еще раз статью и Ваш комментарий я пришла к выводу: сейчас Россия пытается свернуть со своего крестного пути. Ведь крест - это непрерывная борьба, постоянная трудная. Это достойная, но скромная жизнь, где нет места стяжательству и веберовской протестансткой концепции одобрения накопительства. Это милосердие и любовь, которые у врагов вызывают столько злобы.
Куда проще оскотиниться, свернуть с тернистого на пути на комфортный путь и идти по нему с остальными. В пропасть.
Согласна, что у Руси великая миссия и свой тяжелый крест.
Согласна, что необходима перезагрузка, иначе долготерпение Божие может иссякнуть, согласна, что мы стоим перед выбором, как в 1612, 1914, 1941. Только тогда мы делали правильный выбор, совершали плоды достойные покаяния, возрождали страну и превращали ее в крепость. Все это так.
Но - это тема для отдельной дискуссии. Сейчас вопрос, в основном, касается экономических аспектов. А позитивные сдвиги в экономике, без жесткой политической воли и массового позитивного изменения в сознании людей, возможны только путем явного Божьего чуда. Слишком много безнравственного происходило с людьми и мы потеряли потенциал для экономического возраждения: демографический (ну, здесь все понятно), финансовый (государственные деньги на личные счета, - это тоже понятно любому), кадровые (массовый отток за рубеж стал менее интенсивным только последние несколько лет). Но самое главное духовный потенциал - то есть стремление к добру, совершенствованию, свету и истине. Так что дел много, а вот времени у страны - не так уж много.
То что Вы перечислили безусловно имело место, но хочу подчеркнуть, что это производные или плоды креста Руси. То что происходит с нами и и нашей страной по Промыслу Божьему во многом напоминает историю рассказанную о. Тихоном – «Августин». Общество, столкнувшись после отступления от путей Господних в основаниях жизни с непреодолимой и явной Силой Божьей согласилось нести крест в среде безбожной идеологии (тюрмы, и как читаем называли его святым, т.к. явлена была жертва жизни по воле Божьей), но пришло время расстаться с тюрьмой. Для нашего народа время очищения и в то же время великой ответственности неложного избрания дальнейшего бытия. И то что разворачивается перед нашими глазами в народе, напоминает опасения о. Тихона после встречи с ирм. Владимиром накануне трагических событий. Сможем ли мы понять вразумление и сделать перезагруз? – Господь долготерпит. Что начинать с себя надо то, то понятно. Но явлено это начинание может быть только на приходах - сдесь ядро спасительной системы.
Пора задуматься: что МЫ сделали? Где наша жертвенность, нравственность,любовь и порядочность? Сможем ли мы посмотреть в глаза детям, которые в деревне - пьют (иногда с семи! лет), а в городе - превращаются в дегенератов под влиянием дома-2 и камеди клаба. Третье.Вы правы, что немцовы и хакамады не свалились с луны, это мы позволили им свалиться на нашу голову. Но что теперь делать-то? Вроде, трезвеем помаленьку. Молиться о стране? Правильно! Но молитва покаяния требует метанойи , перемены ума, а есть ли у нас перемена? А если есть - то в какую сторону? предлагают возродить монархию, но где сейчас найдешь Александра Невского или Димитрия Донского? А то попадеться новая Анна Иоанновна с новым Бироном и пиши пропало. Тем более, что Царица Небесная в 1918 году восприняла державу российской монархии, лучшей Владычицы у нас быть не может. Давайте предлагать реальные вещи, главная из которых - перестать оправдывать себя "коммунистическим прошлым", "засильем абрамовичей". Будем молиться, чтобы Владычица Небесная оградила нас Своим Покровом, но и мы должны остановиться и задуматься о нравственности и порядочности, о любви и взаимовыручке
Повторюсь:
Речь идет не о том, от какой идеи чем несет. Поверьте, от капитализма запах намного неприятнее, чем от коммунизма. Здесь мы говорим о другом - о нравственных основах экономики(кстати, коммунизм в СССР перестал быть таковым в 40-50-е годы, тогда был создан совершенно особый строй, непохожий ни на один другой, если Вы конечно знаете основы коммунизма). Обсуждая же экономику нужно сказать о том, что даже в СССР коммунисты, в конце концов взяли на вооружение Православные основы нравственности: "кто не работает, тот да не ест", "какой мерой меряешь - такой и тебе отмереется" и т.п. Для олигархов, да и простых граждан общества потребления - такие заповеди являются преступлением.
Второе. Именно Православные истоки, заповеди любви к ближнему и жертвенность помогли сохранить веру, победить фашисткую нечить и поднять страну из руин за 15 лет. Но в наши дни Православие наш народ активно вытесняет фэн-шуем, йогой, магией, развратом и культом денег. Так, что здоровую экономику невозможно создать без нравственных основ для всех экономических агентов, в том числе и неправославных (ведь и им понятны духовно-нравственные заповеди).
Речь идет не о том, от какой идеи чем несет, поверьте - запах капитализма еще более неприятен. Речь идет о нравственных категориях, ведь даже коммунисты (кстати, в СССР коммунизма после 40-х годов фактически не было, это был совершенно иной строй, если вы конечно знаете основы коммунизма) взяли на вооружение христианские заповеди и нравственные устои, именно обращение к Правослваным истокам и помогло победить фашисткую нечисть и поднять страну из руин за 15 лет, которые были наполненны и военным пожаром и пламенем жертвенности. А где в НАС жертвенность? Где в НАС нравственность, ЧТО мы сделали со страной за последние 20 лет? Стыдно подумать и стыдно глядеть в глаза пьяным семилетним пацанам в деревне и одебиленным тинэйджерам в городах.
Ваша ошибка в том, что вы разделяете людей на власть имущих и народ. Как будто первые не люди и "свалились с луны". о.Андрей в своей статье обращается ко всем без исключения. Нравственные категории первичны для всех - богатых и бедных, знатных и безродных. А от ваших рассуждений за версту несет коммунистическими идеями.
Простите.
То что имели наши родители и то, чего не имеем мы:
а) Веру, надежду и любовь, хранящие Православные устои и милосердие, им и в голову не приходило променять Православие на оккультизм и секту, к тому же секты, ложи, колдовство и магия были практически искоренены на территории СССР
б) жертвенность, с которой они защищали Родину и возводили ее из пепла и руин за 10-15 лет!
в) большУю нравственность (от такого разврата, воровства и пьянства, которые захлестнули нашу страну у стариков волосы дыбом шевелятся). Представьте, чтобы во времена СССР пьяные подонки насмерть забивали и грабили ветеранов войны или маршировали с нацистко-сатанинской свастикой
г) порядочность и духовность, которые помогли спасти веру в стране и как следствие:
д) сильную экономику, бесплатную медицину, образование (которые были одни из лучших в мире
е) больший интерес к жизни (посмотрите на лица и в глаза людей в кинохрониках, посмотрите фильмы и телепередачи тех лет - где секс, пьянки, убийства?)
е) бОльшую образованность (страна была самой читающей)
и если говорить откровенно - большую честность и искренность даже в вопросах веры
- Оптинские старцы часто говаривали: "Рыба ищет где глубже, а человек где лучше"
Хочу процитировать участника диспута Валерию:
Попробуй кому-нибудь из капиталистов или российских олигархов, да любому современному хомо консьюмерс поведать о первых христианах: "... и было у них все (благосостояние) общее и никто ничего не называл своим, каждому уделялось по нужде его" - засмеют. А вот старенькая бабуля на российском селе, видевшая и коллективизацию, и восстановление колхозов после войны и грабительскую прихватизацию и опустынивание села в 90-х поймет, вздохнет и заплачет"
- почему же плачут наши родители? и что имели они несомненно лучшее, о чем не жалеем мы?
Это дарованный Господом жертвенный крест любви.
"Общинное ведение хозяйства искоренялось"
- надо восстановить только на камне.
Павлу
Добре подмечено цитатой трудов Николая Сербского по теме
..."Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения"...
- Церковь Христова столп и утверждение Истины
Александру
"Не надейтеся на князи и на сыны человеческие..."
- Элита не родится если не будет среды на камне - практики жизни во Христе, которую может дать только община Церкви.
...
- Не экономика, а жизнь приходов индикатор духовного состояния народа.
Сказано: [Ин.13:35] По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Кстати, кто-нибудь может назвать случай, чтобы пьяный мусульманин зарезал жену или ограбил мечеть? А о том, что после революции - прихожане рушили минареты и сдавали имамов комиссарам? Я не слышала! И не Сталин крушил колокольни и расстеливал священников, а люди! Однако наши предки искупали этот грех в Великой Отечественной, в борьбе за возрождение и процветание страны. Мы этого до сих пор ничего подобного не сделали! И за свое предательство мы и наказываемся экономическим беспределом. Пытаясь спихнуть все на коммунистов мы забываем, что за 15 лет мы уничтожили свою страну и ее экономику, а в 40-х -50х наблюдался невиданный для МИРОВОЙ экономики рост.
Я всегда говорю об этом, хотя выступаю против коммунистической утопии. Однако капиталистическая утопия для нашей страны оказалась страшнее
Есть даже анекдот: Путин внушает Абрамовичу: вот ты прибрал к рукам леса, поля и реки, пора же и о людях подумать! Правильно, отвечает Абрамович - душ по 300 я бы принял. Но ЭТО МЫ позволяем, чтобы нас делали крепостными олигархов!
Пьянство и воровство на Руси - проблема докоммунистическая, коммунистическая и посткоммунистическая, так же как и воровство. И началась эта беда задолго до революции, наверно, со времен Петра, когда общинное ведение хозяйства искоренялось, поощрялось единоличие и атомизация, когда холодная коммерция и пренебрежение к милостыни, характерные для Европы хлынули в страну. Деятельность Петра можно оценивать по разному, но именно с 17 века пьянство, курение и разврат стали одолевать нашу страну, а 18 век стал страшным , когда на смену Православным устоям пришло презрение к "догмам", стало возрождаться язычество, возросло увлечение магией, а дворянство с холопами, чаще всего делало примерно то же, что бандитско-прихватизаторская олигархия 90-х.
Мы экономисты-практики и преподаватели можем очень многое. Когда мне студенты, почти с отчаянием говорят, что медицина - это не "круто", и "низкооплачиваемо", а потому никогда не будет интересна молодым людям, я возражаю - во все времена, в самолетах и поездах кричали "есть ли здесь врач", причем часто политики, артисты и бизнесмены, но никто никогда не крикнет "есть ли здесь шоумен, артист или бизнесмен". Реакция чаще всего однотипная - тишина и размышление над этими словами. Кстати, история экономики и история страны неразрывно связаны
Или еще важный момент - важно помнить свою историю и любить ее и доносить до студентов, что Россия - великая страна. Что в ее истории меньше черных пятен, чем в истории любого другого "цивилизованного" государства. Сталинские лагеря или каторга в Сибири - это детские игрушки по сравнению с зачисткой американского континента от коренных жителей или испытание ядерного оружия на стариках и детях двух японских городов. Что коллективизация и индустриализация - это все-таки не работорговля и колонизация. И что "самая демократическая" страна еще 150 лет назад была рабовладельческой, а 50 лет в ней царил апартеид.
Кстати, а почему акции протеста у нас проходят только после трагедии, почему народ не устраивает акцию неповиновения, когда видит, что руководство завода, шахты, предприятия грубо нарушает права трудящихся. Когда у нас была крупная забастовка, как в Греции? Почему работники заводов Абрамовича стали перекрывать железную дорогу лишь когда стали грозить его закрытием, а ведь реакция последовала - Путин устроил разнос и потребовал от Абрамовича вести себя прилично. А если бы такие акции были регулярными, то и разносы приносили бы гораздо больше эффекта.
Согласна с Вами, что насаждали грабительскую экономику немцовы, гайдары, ельцины, абрамовичи. Что честный человек никогда не заработает и на руль от яхты, согласна, что услыша, как певичка или актрисулька, хвастается особняком, заработанным на "честные деньги", врач линейной бригады скорой помощи в совей двушке придет в уныние и подумает об уходе в бизнес.
Но кто в этом виноват? Мы! Мы не защитили свое государство, мы, как народ - инертный и индиферентный, променяли ее на колбасу и пресловутую "свободу". Колбасы теперь нет (есть суррогаты, за которые раньше бы привлекли директора комбината), а свобода в 90-х превратилась в свободу власти от народа. Но кто делал выбор в пользу демоНкратии? А экономика России и ее экуменизация - это единственное, что интересует наших демонкратических партнеров по холодной войне. И мораль, которую они насаждают - это тоже мораль, но противная Православию. Вот я говорю - изменить вектор развития экономики в пользу нравственно-ориентированной можно будет только в случае, если каждый на своем месте одумается и начнет жить и работать по Православной вере.
А уже потом все остальное: капитал, инвестиции, хозяйственная деятельность и пр. Совершенно очевидно, что систему национального хозяйства создает общество, т.е. люди и экономика? это простите инструмент и им тоже нужно научиться пользоваться.
А вопрос приоритетов - ускоренное экономическое развитие или сохранение природной среды, выходит за национальные рамки. Это глобальная проблема, но тем не менее каждый человек наделен свободной волей и сам решает для себя вопрос - Жить, чтобы потреблять или...
И классики, и неоклассики и инстуционалы описывают только отдельные экономические явления, да и то большей частью теоретически. На практике получается совершенно иначе, поскольку ни одна из теорий не охватывает аспекты духовности и нравственности, по крайне мере в ее истинном понимании. Для инстуционалов - потребности общества на первом месте, а вот что это за общество - никого не интересует. Так что, феодализм, капитализм, империализм, и уж тем более концепция глобального управления - одинаково разрушают устои государства и являются богоборческими еще больше, чем коммунизм. Попробуй кому-нибудь из капиталистов или российских олигархов, да любому современному хомо консьюмерс поведать о первых христианах: "... и было у них все (благосостояние) общее и никто ничего не называл своим, каждому уделялось по нужде его" - засмеют. А вот старенькая бабуля на российском селе, видевшая и коллективизацию, и восстановление колхозов после войны и грабительскую прихватизацию и опустынивание села в 90-х поймет, вздохнет и заплачет
Закон Христов – камень краеугольный
Воистину христианская вера от начала учила людей трудиться. Но вера наша учила и тому, что должно, а что не должно. А сколько того, что не должно и не нужно человеку, сделано в Америке, ты и сам видишь. Излишки производства возникли не от усердия в труде, а от погони за долларом. Наша вера исповедует не просто труд, а труд со страхом Божиим, и милосердие, и братолюбие. Когда же труд отделяется от всего того, что делает его благородным и достойным человека, и ставится в исключительную зависимость от денег, тогда он, как и всякое проклятие, приносит миру опустошение не меньшее, чем праздность. Я не могу поверить, что труд, каким бы напряженным он ни был, если он соединен со страхом Божиим, милосердием и братолюбием, может быть опасен для человека. Нет благословения ни труду сребролюбца, ни милостыне праздного. Заповеди Христа представляют совершенство в своей полноте, а не по отдельности, словно дерево с ветвистой кроной и плодами, ибо одна отсеченная ветвь сохнет и гибнет. Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения. Когда люди сходят с этого камня, тогда множатся законодатели и законы, противоречивые и однобокие. А законодатели эти и законы их – песок, и когда на песке возводится дом человечества, он, по словам Христа, разрушится и упадет.
Экономисты подтверждают, что богатство "развитых стран" основано во многом на разграблении "бедных" народов.
Кроме того, само понятие "общества потребления" родилось из опыта стран Западной Европы.
О трудах, самопожертвовании и страданиях русского народа написано достаточно, в том числе в творениях святых Отцов.
Экономисты подтверждают, что богатство "развитых стран" основано во многом на разграблении "бедных" народов.
Кроме того, само понятие "общества потребления" родилось из опыта стран Западной Европы.
О трудах, самопожертвовании и страданиях русского народа написано достаточно, в том числе в творениях святых Отцов.
Вот хотя бы такой вопрос: какими такими нравственными добродетелями обладает современный правящий экономический класс и какие именно нравственные качества позволили ему мгновенно стать таковым в России? Или наоборот: какими нравственными качествами простых русских и советских людей смогли воспользоваться в своих интересах нынешние олигархи в период разграбления страны и приватизации общенародной собственности 1990-х годов? Только ли сугубо отрицательными, вроде лени или склонности к пьянству? Если провести честный и нелицеприятный анализ, ответ, боюсь, окажется обескураживающим. А для честного православного священника - в особенности. Или это не предмет для действительно серьёзного разговора на православном сайте?
Суть Вашей статьи проста - это похвала протестантской этике ХVII-ХIХ вв. Но беда в том, что в условиях глобального капитализма в его финансовой фазе даже протестантская этика терпит крах. Ибо сама бережливость, как основа любого развития и, соответственно, как первая нравственная категория протестантизма, в условиях тотальной финансово-кредитной системы теряет свой нравственно-экономический смысл, а трудолюбие и честный труд вообще, как вторая протестантская добродетель, уже не рассматриваются молодым поколением, как основа достойной личной и семейной жизни, материальной в том числе. Старшему поколению нечего возразить на это и передать что-то молодым - оно само деморализовано, а в России - в особенности. И это - жестокая правда, ставшая нормой в современных условиях, когда имущественно-финансовое расслоение общества вышло за все вообразимые моральные, нравственные и этические нормы.
Мы уже говорили о шахтёрах на шахте Абрамовича. Так вот - никто из них за всю свою честную и трезвую жизнь не заработает себе на руль от его яхты. Думаете, молодёжь ничего не видит и ничего не понимает? Не понимает, что футбольный клуб Челси куплен и содержится в том числе на заработанные ими деньги? Православный батюшка молчит по этому поводу, и это скверно. Хотя современный экономический кризис, казалось бы, даёт хороший повод для серьёзного разговора.
(Окончание следует)
Под Вашей статьёй, в принципе, подпишется любой олигарх. А почему бы и нет? Ведь по большому счёту она не оспаривает глобальное несправедливое "статус-кво", а все несовершенства предлагает искать в себе - именно им и надо. И Вам спасибо ещё скажет, за то что её написал православный священник, а не он сам или его собрат по Форбсу. Статья затуманивает суть дела и уводит в сторону от сути проблемы и подлинногоного анализа текущей ситуации под прикрытием нравственных категорий. Она годится для обсуждения на кухне, как я понял из отзывов на сайте, - власть и собственность имущим от этого не холодно и не жарко.
(Продолжение следует)
Положа руку на сердце, можем ли мы сказать, что государство справедливо оценивает труд честных, добросовестных людей?
Да, хотелось бы, чтобы люди относились к своему предприятию, как к своему дому, и чтобы к собственности на рабочем месте относились, как к своей. И здесь, как мне представляется, должен быть призыв как к рабочим: не воровать, не завидовать, не желать добра другого, так и призыв к собственникаим предприятий: относиться к своим рабочим, как к своим детям. Согласитесь, вряд ли директор шахты пошлет своего сына добывать уголь, "гнать" план, нарушая нормы безопасности.
Понятно, что вопрос справедливости - это вопрос очень сложный, но тем не менее...
Также, кроме воровства, лени и алкоголизма, на мой взгляд, есть еще у нас такой грех, как уныние. Доводилось читать, что очень часто за ленью скрывается уныние. А наше общество (я живу в Украине, но, думаю, у нас ситуация ненамного отличается), как мне кажется, очень сильно поражено именно этим грехом. В обществе нет веры, нет веры в справедливость, нет веры в идеалы, общество надломлено. Во всяком случае мне так эта проблема представляется.
Простите, если что не так.
Вчера подумала: во времена Ломоносова полкопейки были немалыми деньгами. Сегодня полкпейки - ничто. Разница между ними - инфляция. Инфляция - это если кто-то решает свои очень личные интересы за счет других. Где-то услышала, что только около 10 процентов денег обеспечены материальными ценностями и реальными услугами. Остальное - виртуал. И если мне продают в дорогом магазине по дорогой цене товар, в который уже заложена необходимость его ремонта через очень определенный скорый срок (фактически сажают на иглу потребительства), то мой труд обесценен при этом до копеек - реальной стоимости товара. А плачу-то я как за настоящий. Вот так мой полноценный качественный труд кто-то превращает в 4 кг картошки.
Мир изменится, если изменимся мы - все.
Преподавателям, читающим "точные" экономические курсы значительно легче. Цифры они и есть цифры Но, даже в таких курсах в которых достаточно много формул, вычислений, задач (например, экономический анализ), тоже полезно уходить от сухих расчетов, предлагать студентам пофантазировать, а почему результат такой, а где еще можно поискать резервы для экономии, и на чем экономить можно, а на чем - нельзя. А почему статистические показатели говорят об одном, а реальная жизнь - совершенно о противоположном. Да и в деловых играх, разборе ситуаций нужно контролировать поведение студентов, не допускать жестокости, подлости и обмана в обращении с виртуальными "сотрудниками" или "партнерами". Ведь на занятии - они еще учатся, их можно поправить, сделать замечания. Когда студент окончит вуз и сядет в кресло чиновника или в директорский кабинет остановить его будет гораздо сложно
И еще один момент: диссертации писать - важно, учебники - необходимо, но и преподаватели СЕЙЧАС должны пропускать через себя материал, который они дают на лекции, и если он идет в разрез с нравственными критериями, нужно или его не давать или делать упор на то, что вы с этими положениями не согласны. Вот, к примеру, мотивация в менеджменте. Здесь важно донести до студента, что та или иная теория - это всего лишь взгляд конкретного человека, а не истина в последней инстанции. И не факт, что потребности второго уровня наступают только, когда удовлетворены низшие потребности. Характерный пример: задание на семинар - перечислить основные мотиваторы, которые тобой двигают. Если еще лет 10-15 назад многие искренне говорили о "помощи семье, духовном развитии" и даже "о помощи ближнему", то сегодня таких - единицы, остальные пишут не менее - "деньги, удовольствия, карьерный рост, развлечения". О моральных стимулах, почти все умолчали.
Коммунистический эксперимент по выходу за пределы экономического общества разрушил соответствующие институты (собственности в первую очередь). Богоборческая идеология и репресии против собственного народа разрушили зодно и нравственные нормы.
Мало где еще взрывали храмы и расстреливали священников.
А восстановить неформальные институты гораздо сложнее чем просто издать правильный закон.
А может быть, нам Православным экономистам помочь создать такую дисциплину, как "этическая экономика", тогда не только у Татьяны, но и других коллег душа будет на месте. Нет, действительно, перечитываю рабочие и типовые программы (это, конечно, не касается экономико-математических методов, экономического анализа и т.п. Это точные дисциплины, а речь идет о гуманитарных): практически ничего!!! не говориться о нравственном и духовном содержании. Все сведено к прибыли, успеху, выгоде. Приходится каждую лекцию начинать с нравственного примера, и не зря! Некоторые искренне не понимают, почему прихватизация - это преступление, а рейдерство - разбой. Ведь побеждает сильнейший, деньги - это энергия, оказался у кормушки - бери сколько влезет, социалка- это кормушка для "неудачников", заканчивай работать - начинай зарабатывать. И сколько подобной мерзости вбито в головы людям за 15 лет! И еще при том, что современный студент, в основной массе, гораздо хуже учится и меньше знает, чем студенты 80-х или начала 90-х. Мы тоже виноваты. Экономическая наука за последние 50 лет не изобрела ничего нового (сравниваю советсткие учебники по экономике и управлению с экономиксами и основами менеджмента - основные положения одинаковы!). А возьмите Кондратьева, Кантаровича. Нет! Для нас авторитеты Самуэльсон и Жан Жак Аттали.
По поводу духовных оснований хозяйственной и экономической деятельности (что, как следует из выводов "грамотной" науки, не одно и то же) написано немало. На этой ниве потрудились и Булгаков ("Философия хозяйства"), и Бердяев ("Философия неравенства"), и Тихомиров, и Аристотель, и Платон, и, думаю, много кто ещё. С разной степенью успеха, но тема взаимосвязи экономики и этики широко освещается в современной литературе. Поэтому всем заинтересованным разобраться в этой проблематике стоит быть просто более внимательным и искать разрешение главных вопросов в каждом изучаемом труде. Почти уверен, что на этом пути успех не за горами.
Нравственность и её источник, безусловно, первичны по отношению к деятельности в материальной сфере. В этом смысле материализм ущербен именно преувеличением отношений, являющихся следствием развития человека. Мне как экономисту это становится со временем всё более и более понятным.
Необходимость приоритетного решения задачи нравственного воспитания в обществе обусловлена тем, что его отсутствие приводит к разрушению даже самой продуманной системы решений (в том числе экономических) – изнутри. Ведь мораль, нравственность – это такое явление культуры, которое удерживает от преступлений даже без знания соответствующих нравственности юридических законов, это то, отсутствие чего не удерживает от преступлений даже при знании законов.
Всегда восхищался какой красивый глагол вам даёт Господь(это не дефферамб вам,а спасибо Богу за его милость к нам,людям).
То что вы написали по поводу экономики, НИКОГДА не сбудется,потому что наша (нынешняя)экономика (её принцыпы)построена жидовствующими, так что корни не от Бога, а всё что не от Бога,всё уничтожится,как та безплодная смоковница.
На Западе багато,но скучно, а унас бедно но весело (было),как говорила моя мама:"Мы продали смех, а преобрели машины и магазины"
Благодарю Вас, отец Андрей за этот текст!
Яковлева Татьяна, Новосибирск
Статья очень добрая и полезная. Спаси Вас Бог!
Преподаватель Белова О.В.