Православный календарьПравославный календарь
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?

«Мои добровольцы уже умерли!»

«Мои добровольцы уже умерли!» – безапелляционно заявляет председатель КРОМО «Равновесие» и консультант Московской Патриархии РПЦ по социальным вопросам Александр Гезалов. Почему? Странное впечатление производит Гезалов на православных людей. Даже отрицательное. Суетится все, бегает, доказывает, достает, требует, призывает, – в общем, не дает спокойно жить! Оценки дает резкие, точные, как бритвой по сердцу. Пустых разглагольствований о Боге и других приятных уху вещах не терпит, обрывает их – часто невежливо, так как нет времени, чтоб словесные кружева плести. Смотрит с прищуром – мол, меня не проведешь, двойное дно в человеке за версту учую. Неудобно с ним, неспокойно, неблагостно. А ведь подумать только какими делами занимается: сирот утешает, больным онкологическим средства на поддержание жизни собирает, бомжей кормит, беспризорных пристраивает, заключенных перевоспитывает… То есть по Евангелию живет. Так почему же он не вписывается в «православный контекст» Петрозаводска?

НИКТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ДУРАЧКОМ

Александр Гезалов
Александр Гезалов
– Александр, на Вашем сайте помещены ужасающие цифры. При всем объеме выполняемой Вами деятельности у Вас лишь 10 добровольцев. И это на город, где проживает более 260 тысяч человек, и многие называют себя христианами, даже православными. Чем это объясняется?

– Все хотят спасаться, – говорит А. Гезалов, – не через помощь ближнему, а через какие-то свои духовные иллюзии. Большинство православных удовлетворяется тем, что читают богословскую литературу, паломничают, посещают богослужения и все. Это похоже на потребление на физическом уровне. Потому что о духовности мы можем говорить тогда, когда душа твоя затрепещет от боли при виде страждущего. Именно в тот момент постигает тебя откровение и благодать Божия, когда ты откликнешься на чужое страдание. А четки, иконы, внешняя атрибутика – это не более, чем убеждение себя и других в истинности твоего Православия. Смотрите: я – верующий. А где же милосердие, о котором учил Господь? Где милость, о которой святитель Николай Сербский, великий святой нашего времени, писал: «Милость – плод веры. Где правая вера, там и непритворная милость»? У нас же пока правая вера заключается в оживленных повествованиях о том, как «я съездил в такой-то монастырь, а там прекрасная архитектура, и игумен прозорливый, и трапезная щедрая» и т. д. Но за этими излияниями забывается о том, что пока ты ездил, в онкологии дети умирали, к сиротам в детский дом никто не пришел, заключенных никто не навестил, старики от одиночества с ума сходили. Люди забыли о главной заповеди Божией – о любви. И еще один момент есть: никто не хочет быть дурачком, то есть бегать, доставать, «суетиться», одним словом. То ли дело на молебен шествовать в платке под цвет церковного праздника! Красиво, технично, бытово, но лукаво.

– Какой же выход?

– У каждого православного должно быть дело, потому что милосердие – это когда есть дело, которое без веры мертво и наоборот. Вот пусть один сажает деревья. И это будет его доброделание. Другой – кладбища убирает… КРОМО «Равновесие» выступило с инициативой, чтобы Московская Патриархия РПЦ учредила весной день православного субботника по уборке городских кладбищ. Ведь это ужас, что там творится! Инициатива была поддержана.

С МИЛОСЕРДИЕМ ЧТО-ТО НЕ В ПОРЯДКЕ

– Почему, на Ваш взгляд, у нас в Карелии нет таких широко внедренных социальных инициатив, как в других регионах: организации сестер милосердия, дома трудолюбия, столовые для беспризорных и т. д.?

– Видно с милосердием у нас что-то не в порядке. Оно у нас бытует на таком уровне: поздравление на праздник, поклоны при встрече в храме, тайное бросание денег в церковную кружку. Все мечтаем в Царствие Божие через такие широкие жесты войти. Но на Страшном Суде Господь спросит: а за что тебя помиловать? В чем ты проявлял милость?

– А кто, помимо Вас, трудится в КРОМО «Равновесие»?

– Так только 10 выше указанных добровольцев! В ближайшее время я их буду ориентировать на такие программы, как: подготовка к вузам выпускников сиротских учреждений, ремонт жилья, открытие новых возможностей для детей-сирот.

– Почему же люди не стремятся вступать в Ваши ряды?

Странная брезгливость существует по отношению к нам со стороны православных: я не священник, суечусь все время. И это характерно не только для Петрозаводска, но и для России вообще. Общественники – они не фотомодели, у них нет увлекательного имиджа: чужих жен не бросают, в клубах не сидят, разборок публичных не устраивают. А ведь это так интересно! Этой информацией вся страна живет. И со стороны государства нет заинтересованности в спонсорстве и благотворительности. Нет закона о спонсорстве, зато есть закон о контроле за общественными организациями. Сейчас наступает пора отъема помещений у общественных организаций: все, что не соответствует муниципальной деятельности, переходит в федеральную собственность. А федеральную собственность поди получи! Только и остается – у себя на квартире работать. А это значит – смерть жилью: тут и сироты, и заключенные, и бомжи приходить будут…

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ – ДУРНОЙ ТОН

– Кто является партнерами КРОМО «Равновесие»?

– Петрозаводская Служба занятости, Городская социальная служба, Министерство образования и по делам молодежи РК, детские дома, следственные изоляторы, тюрьма, приюты, больницы. Спонсоров у нас нет. Средства привлекаются за счет сайта КРОМО «Равновесие», листовок, сотрудничества с газетой «ТВР-панорама», радиоканалом «Мелодия».

– Охотно ли состоятельные люди идут на дела милосердия? – Нет. Как только кто-нибудь захочет совершить акт благотворительности, его сразу же государство начинает трясти: «Зачем деньги отдал?!» Людям этого не нужно. И потом благотворительность – это не модно, это дурной тон, блажь. Сейчас другое увлечение у людей состоятельных – PR.

ДЕТИ – ЭТО НЕ БРЕВНА И ДОСКИ

– Сейчас в СМИ идут постоянные словесные баталии по поводу участия иностранных граждан в жизни детей-сирот: усыновления, помощи, переписки… Интересна Ваша позиция.

– Об этом говорят те, кто сирот в глаза не видел. Они говорят о детях, как о досках и бревнах, хранящихся на складе. Вот придем на склад и повесим там замок, что никто доски и бревна не растащил! Они негодяи: не знают, а рассуждают запросто. И рассуждают о российской святыне! У России ведь сиротское крестоношение, об этом говорил еще архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Царствие ему Небесное! Поэтому сирота – это объект любви человека к Богу, святой объект. Моя позиция такая: отдавать детей за рубеж! Избавлять их от отечественных сиротстких клоак, из которых они попадают либо в гроб, либо в тюрьму.

– Вы часто бываете в местах заключения, в том числе и там, где содержатся подростки. Скажите, что делается для их перевоспитания?

– До недавнего времени – ничего. Там есть система содержания. На большее, то есть на перевоспитание, просто нет средств. В этом году мы отремонтировали учебный класс в СИЗО No 1. У меня это была давнишняя мечта шестилетней выдержки. И вот, наконец, ее удалось воплотить в жизнь. Теперь к подросткам приходят учителя, врачи. Раз в неделю появляется священник, которого до этого видели раз в пять лет. Начальник СИЗО сказал мне на днях: «СпасиБо, Александр, что Вы убедили нас в том, что это будет хорошо». Самое интересное, что я сам об этом не думал. Просто было чувство, что класс делать нужно. Оказалось, что у подростков, находящихся в СИЗО, когда они общаются с учителями, врачами, священником, смотрят фильмы, в том числе – и православные, меняется сознание, они начинают что-то понимать, пересматривать свои ценности.

– В чем заключается помощь несовершеннолетним родителям?

– У нас есть проект «Росточек». Его суть – поддержка несовершеннолетних родителей, которая осуществляется в следующих направлениях: моральная, психологическая, материальная (одежда, питание и т. д.). Городская социальная служба организует для этих родителей встречи со специалистами. Для детей мы проводим разные мероприятия. Например, недавно водили их в сухой бассейн. А в ближайших планах КРОМО «Равновесие» благотворительный турнир по боулингу (15 мая), а 1 июня, в День защиты детей, будет фотовыставка «Сиротское барокко» в Карельской Государственной филармонии. В июне я отправляюсь в Париж, чтобы прочитать заинтересованным людям лекции по социальной деятельности, связанной с сиротами, заключенными, бездомными. Предоставляется возможность посетить известный Свято-Богородицкий Леснинский монастырь.

ЗАНОЗЫ – НЕ ОТ ДЕРЕВА, А ОТ ЛЮДЕЙ

– Одно из направлений Вашей деятельности – храмостроительство. Всем петрозаводчанам известен храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, украшающий наш город.

– Строился он в суровых условиях. Он ведь деревянный. Так вот заноз мы, его строители, получили больше от людей, нежели от дерева. Все думали, что мы имеем с него какую-то выгоду. Мне в лицо неоднократно говорили: «Ты без благодати строишь, а раз у тебя получается, значит, сила бесовская тебе помогает». Какой абсурд! Зато я понял, почему в русских сказках значительные дела совершаются ночью: ковры ткутся, мосты строятся, сады сажаются, хоромы возводятся. В этом есть великая мудрость. Ночью все спят, и некому бдеть, чтобы мешать. Причем меня очень удивляло, что получали мы от православных. Простой пример. Ведем мы строительные работы, идет мимо атеист: «Что делаете?» – «Храм строим». – «Ну, молодцы, красиво будет». Идет мимо православный. Тот же вопрос. Получаем такую реакцию: «Почему крест не так стоит? Почему доски не там лежат? А где вы деньги взяли? А дайте посмотреть бюджет!» А строили-то: отец Константин Савандер, отец Андрей Суханов, диакон Александр Попов и я. Уж, наверное, батюшки знали, как крест ставить. И ведь нет, чтобы лопату взять или доски переложить. Проще экологическую милицию вызвать. Иеромонах Досифей (Ларионов), известный восстановлением обители преподобного Ионы Яшезерского, говорил: «Строительство церкви в городе – подвиг, в деревне – мученичество». Он не прав. В городе, конечно, можно построить храм быстро, но потом с той же скоростью ты окажешься на кладбище.

ЭПИЛОГ. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ НУЖНА НЕ ВСЕМ

– Есть такое высказывание: когда Бог тебя заметил, Он дал тебе все; когда Бог тебя полюбил, Он у тебя все отобрал. Многие не хотят идти на второе, принять Божию любовь. Когда я смотрю на старинные фотографии наших бабушек, то понимаю: вот они, добровольцы КРОМО «Равновесие». К сожалению, их уже нет в живых. Но они могли бескорыстно служить людям, отдавать последнее, у них на всех сердца хватало. В современных людях я этого не вижу. Так что мои добровольцы уже умерли!

Интервью подготовила В. Калачева, редактор газеты «Православный Собор»

Александр Гезалов

Источник: КРОМО «Равновесие»

21 января 2010 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Александр Гезалов

Новые материалы

Выбор читателей

×