Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Мужество как чудо веры

XX век в России запомнится как столетие гонений на веру, сопоставимых разве что с гонениями на Церковь в первые века христианства. Октябрьский переворот, выпустивший на поверхность жизни все то мрачное, жестокое и темное, что таилось до поры, стал катализатором террора, выкосившего полстраны, а может быть, и больше. До сих пор историки не могут однозначно назвать число уничтоженных за годы советской власти. Все дело в том, что многие архивы с документами по сей день закрыты для исследователей. О том, как велось следствие по отношению к арестованным священникам и мирянам, мы решили поговорить с диаконом Максимом Плякиным, секретарем епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.

— Во времена террора во Франции XVIII века людей убивали просто за исповедание веры — религия как таковая законодательно была запрещена. Но в Советском Союзе вера формально не являлась преступлением. За что же преследовали священников и верных Христу мирян?

— Да, прямого отречения от веры не требовали — такие случаи были единичны. И прикрытием для чекистов было обвинение в контрреволюции. Установка была такая: всякое поповство есть контрреволюция. И если удавалось добиться путем угроз, пыток, шантажа, давления признательных показаний в контрреволюционной деятельности, это давало шанс скомпрометировать Церковь. Яркий пример — дело подпольного «истинно православного союза». Инициировано оно было в Чимкенте в 37-м году. Фигурировали в деле митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), епископ Ростовский Евгений (Копранов) и еще несколько десятков священнослужителей со всей страны — владыка Иосиф, например, который после ареста в 1926 году и ссылки в Казахстан создал тайный монастырь. За что, по сути, его и взяли. Требовали признать, что монастырь — ячейка огромной всероссийской контрреволюционной организации. К сожалению, митрополит Иосиф подписал признательные показания. Хотя сделал он их явно под пытками: стиль изложения казенный, подпись пляшет, но все-таки это его подпись… Используя эти показания, чекисты начали арестовывать дальше. Так на пустом месте появилось дело о крупномасштабном заговоре, во главе которого стоят церковные иерархи. И «доказательством» того, что этот заговор существовал, стали реальные листы следственного дела — выбитые, вымученные признания…

В результате по чимкентскому делу было вынесено более 60 смертных приговоров.

— А что случилось с митрополитом Кириллом (Смирновым)? Он тоже дал признательные показания?

— Нет. Удивительно вот что: митрополит Иосиф (Петровых) признался, хотя был непримиримым лидером так называемых «непоминающих», а митрополит Кирилл, человек умеренных взглядов, остался несломленным. И мы почитаем сегодня владыку Кирилла в лике святых, а вот вопрос с канонизацией владыки Иосифа по-прежнему остается открытым.

— Получается, признательные показания в следственном деле препятствуют канонизации? Но ведь они могли быть и сфабрикованными?

— Мы не можем проверить, как на самом деле вел себя человек — стойко или нет — на следствии, потому вынуждены поневоле доверять чекистским документам. Именно из-за этого к прославлению предлагают только тех людей, которые не оговорили себя, судя по протоколам. Может быть, признательные показания — фальшивка от «а» до «я». Не исключено, что фигурант следственного дела вообще их не подписывал. Но если в следственном деле признание есть, особенно в виде доноса на других людей, и оно подписано обвиняемым, это считается препятствием прославлению. В подобных случаях всё оставляют на волю Божию — вдруг в дальнейшем что-то прояснится. Так получилось со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). В одном из дел у него есть признательные показания, но Господь дал ему возможность опротестовать их лично: далее в следственных делах идут протесты владыки Луки против незаконных методов ведения следствия, пыток. Например, к нему применялся так называемый «конвейер» — допрос, не прекращающийся сутками, во время которого подследственный сидит на стуле (а то и стоит), ему не дают есть и спать. Естественно, что на вторые-третьи сутки у человека от голода и напряжения просто начинает мутиться рассудок. Святитель Лука подписал свои показания именно в таком состоянии. Он врач, и понимал, что сходит с ума. И как только он смог более-менее воспринимать окружающий мир, тут же написал протест.

А вот другой случай: в одном из дел есть очень обширные признательные показания. Человек, который их дал, умер во время следствия и опротестовать что-либо не смог. Но по почерку было видно, что человек писал признания явно не в добром здравии, после допросов по ночам, на которые могли вызывать несколько дней подряд. Естественно, что измученный недосыпанием человек в конце концов мог подписать что угодно. И тем ценнее для нас те следственные дела, где видно, что даже такие условия подследственного не ломают.

— Отец Максим, мы привыкли читать в житиях святых о чудесах: Господь посылает Ангела, который исцеляет раны узника, палачи массово обращаются… В XX веке этого практически нет, так ведь?

— Да, свидетельства о явных чудесах можно пересчитать по пальцам. Так, перед расстрелом священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (один из первых архипастырей Церкви, пострадавших от террора, он был расстрелян в 1918 году), встал на молитву, и его осиял небесный свет. Солдаты побросали винтовки и разбежались. К следующей расстрельной команде его вывели просто в солдатской шинели... Согласно имеющимся воспоминаниям, святой Герман, епископ Вольский, молясь перед расстрелом, поднялся над землей. Бывало, что даже палачи обращались. Так произошло в Уфе в 1928 году, когда конвоиры были расстреляны вместе с мученицей, о чем сами стрелявшие и рассказали потом. Но это исключения из правил.

Гораздо чаще встречается другое чудо — человека не смогли сломать. А ведь давление было самое изощренное. Например, у нас в комиссии лежит материал на одного из расстрелянных священников. В его последнем, уже расстрельном, деле сохранилось свидетельство о том, что на допросе ему назвали имена доносителей — это были люди из его же приходского совета. Священнику словно говорили: «Тебе надеяться не на что. Тебя твои же заложили. Не мучайся, давай поговорим по-хорошему». А он находит в себе силы, во-первых, дезавуировать эти показания против него, а во-вторых, никого не оговорить… Хотя справедливости ради надо сказать: зачастую свидетели даже не знали, что они «скажут»,— им просто давали чистый лист и «предлагали» подписать…

— Следователи выполняли план?

— Они должны были послать на расстрел определенное количество «врагов народа». В Самаре по делу, по которому был казнен священномученик Александр, архиепископ Пугачевский, викарий Саратовской епархии, было вынесено более 250 смертных приговоров. Чекисты уничтожили практиче­ски все духовенство в центре далеко не маленькой области… На полигоне в Бутово, только по опубликованным данным, в земле лежит около 65 тысяч расстрелянных (и это всего за полгода — с осени 1937-го по весну 1938 года). А о скольких мы не знаем! Бывало, что в Бутово ежедневно убивали по 300–400 человек сразу. Здесь покоится около 1500–2000 священнослужителей. Из них сегодня около 300 человек прославлено в лике святых.

— А много ли прославлено простых верующих мирян?

— Конечно, немного. Не всегда в следственном деле можно выявить элементы религиозного преследования. Одно дело, когда арестовывают священника, и совсем другое — когда мирянина. В следственном деле должно быть указание на то, что человек был взят не как антисоветчик, а как раб Божий такой-то, церковный староста или активный прихожанин. В Петербурге несколько лет назад прославили двух женщин, которые помогали своему настоятелю отстаивать храм. Прославлена святая Татиана Гримблит: она занималась помощью ссыльному духовенству, ее даже на иконе изобразили с посылкой в руках...

— В следственных делах можно было увидеть все что угодно, так?

— Да, особенно жуткое впечатление производят дела 1937 года. Если в 20-е годы и в первой половине 30-х соблюдалась хотя бы видимость законности, то на исходе гонений в расстрельном деле могло оказаться всего 9–10 листов: постановление об аресте, анкета на арестованного, протокол его единственного допроса, протоколы допросов двух или трех свидетелей, обвинительное заключение, постановление о смертном приговоре, справка о приведении приговора в исполнение и лист о реабилитации. Все, больше не было ничего: ни вещественных доказательств, ни протоколов перекрестных допросов… Для того, чтобы отправить человека на смерть, хватало нескольких дней и нескольких листиков бумаги. Если посмотреть хронологию многих следственных дел, выясняется, что человека арестовывали, допрашивали, на следующий день приговаривали и через 3–4 дня расстреливали. Так погиб один из новоузенских священников, отец Алексий Попов: его дело от ареста до расстрела уложилось в 9 дней полностью.

Писали при этом на чем придется: бумаги катастрофически не хватало, и иногда попадаются страницы следственных дел на обороте газетных листов, на обоях, на бланках каких-то… Ордер на арест мог выглядеть, допустим, как клочок бумаги со словами «Такого-то арестовать» и подписью. Подобное судебное делопроизводство, естественно, вызывает сегодня просто оторопь — насколько все это было поспешно и до какой степени — жестоко…

— Отец Максим, известно, что некоторые священники в советское время сами слагали с себя сан…

— То, о чем вы говорите, было характерно для 20-х годов и хрущевских гонений на Церковь. Тогда священника могли поставить перед выбором: «Ты отрекись, а мы тебе пенсию дадим, жену и детишек твоих трогать не будем». И кто-то действительно снимал с себя сан, а кто-то, понимая, что подставляет свою семью под удар, все равно шел на страдания. Был такой священномученик Тихон Архангельский, казненный в 1937 году. В один день с ним совершается память и его супруги, святой Хионии. Она, отсидев в лагере после расстрела мужа, вернулась в родное село и сохранила общину: собирала людей у себя на дому, старалась, хотя бы на минимальном уровне, поддерживать церковную жизнь. Скончалась святая Хиония в 1945 году, уже после Великой Отечественной войны. И за ее страдания, за ее терпение она и была прославлена как исповедница веры. Такое настоящее чудо веры — мужество.

Беседовала Наталья Волкова

Источник: Православие и современность

15 июля 2010 г.

Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×