Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

О Сеятеле и семенах

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Притча о сеятеле
Притча о сеятеле
Притча о сеятеле (Лк. 8, 5–15), словам которой, братья и сестры, мы внимали сегодня – одна из самых известных в писании Нового Завета. Образы ее были истолкованы Самим Спасителем. Объяснены они были и святыми отцами Церкви.

Не раз к ее образам обращались и философы, и художники, и писатели.

Но часто, привлеченные ее ясностью и кажущейся простотой, они по-своему перетолковывали слова сегодняшнего рассказа, искажали его.

Стремясь к созданию внешне эффектного творения, они увлеченные своими мыслями, заменяли Творца творением, создавали образ нового сеятеля – передового человека, гуманиста-просветителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». Его гордый и дерзкий ум, не нуждаясь в Боге, отвергнув Его, сам выходил на нивы судеб человеческих.

Но что же сеет такой человек; семя Божие – святое, или сеет грешные крохи человеческих страстей?

И какие плоды может возделать в этом мире тот, кто, не нуждаясь в Боге, надеясь только на силу своего обольщенного ложным всесилием ума, упорно стремится одолеть и законы природы и осчастливить человечество новыми законами бытия.

Обещается многое, но все усилия тщетны, как будто невидимая и непреодолимая преграда стоит пред ним. Напрягая последние силы в борьбе с ней, грозя самим небесам, человек не имеет уже возможности в этой исступленной одержимости опомниться и ломается. Силы разрушительной демонической богоборческой ярости оставляют его.

Вдруг как пелена спадает с его глаз и в опустошенной душе рождается отчаяние, злоба, уныние – эти страшные свидетельства богооставленности. И тогда на краю гибели он готов проклясть весь мир, которые еще недавно хотел облагодетельствовать.

Так погибают человеческие планы с размахом, и погибают увлеченные ими бедные человеки.

А между тем заслоняется то главное, что у нас уже есть, то, что рядом и то, что открылось нам в Таинстве крещения – Христос Спаситель, который и есть Сама Истина.

Истина одна на весь мир и весь мир просвещающая. Истина, к которой мы обращаемся словами молитвы: «Чувств просветить простую пятерицу».

И вот сегодня в храме прозвучали слова Спасителя, обращенные два тысячелетия назад не только к жителям Капернаума, но и к нам: «Вышел сеятель сеять семя свое».

Вышел Христос благовествовать Царствие Божие. Вышел Сам, не перепоручив и не передоверив это другим, как и земледелец не может доверить другим самого главного труда своей жизни. Он не различает ни богатого, ни бедного, ни ученого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого, ни грешного, ни праведного, но всем проповедает, исполняя Свое дело.

Вот, говорит, падает зерно в душу, которая как дорога, открытая всем ветрам, всем впечатлениям и помыслам. В душу, которая ищет только новизны впечатлений. И зловещим спутником ее становится враг спасения, льстиво шепчущий неопытному путнику: «сам будешь как боги». И уносится слово Божие из сердца, не успев даже пустить ростка, чтобы человек не уверовал и не спасся.

Вот, продолжает говорить Спаситель, упало зерно и «на каменистую почву». Охотно и внимательно слушают человек слово Истины, восприимчив ко всякому добру. Но принимают они слово Божие не сердцем, а только умом. При благоприятных обстоятельствах они веруют, а при неблагоприятных обстоятельствах доводы холодного рассудка отводят их от веры.

Падает зерно и между тернием нескончаемых житейских забот, вытягивающих все живительные соки из души, замыкая ее в порочном круге мыслей об устроении материального достатка. И только-только проросший святой побег чахнет.

Но вот, наконец, падает зерно в душу человека, твердо решившего следовать услышанным глаголам, и сердце его становится обиталищем веры, которую уже нельзя отнять, даже отняв жизнь. Ибо и сама смерть становится для этого человека началом новой жизни. Так приносится урожай стократной мерой.

Так совершается это святое сеяние.

Ведь сеются не простые зерна, питающие тело, но сеются в сердца людские Божественные Логосы, Слово Божие – живое и действенное, и потому полагающее начало новому бытию.

Но неужели невнимателен Сеятель-Христос? И не сберегая драгоценные зерна, он разбрасывает их, не глядя, как будто не знает, где они падут.

И что же делать тому, кто понял, что не сберег свою ниву, пропустил время возделывания урожая. Неужели, не сумев воспользоваться дарованной ему возможностью «иметь уши слышать», он прослушал глагол жизни, и оставлен погибать в духовном бесплодии?

Неужели никогда более не прольется над ними благодатный дождь Христова учения, не утолит он глад слышания Слова Божия.

Нет! Господь знает слабость и непостоянство сердца человеческого.

И потому, подобно землепашцу-сеятелю, вновь и вновь без устали выходит на ниву свою – Церковь, вновь и вновь всем без исключения людям неиссякаемой в милости десницей дарует возможность новой жизни.

В любое время можем начать работу с благодарностью, не страшась за свое промедление, ибо щедрый Земледелец-Владыка всем желает спасения и милости.

Кто вчера был омрачен заботами, кто потерял полученное зернышко истины, кто заплутал во тьме греха, кто заботами житейскими был уведен с брачного пира – сегодня может начать свой труд по возделыванию добродетели, еще более ценя дарованную возможность. И тогда вчерашний камень изменится и станет плодородной землей, а терние будет истреблено, и семена новой жизни будут расти беспрепятственно.

Такова эта притча.

О великой загадке человеческого сердца, которое или принимает слово веры или отвергает его, и о том, что не смотря на это, Бог не обходит никого Своими дарами и не спешит творить суд.

Сегодняшняя притча и о непостижимой переменчивости человеческого сердца, еще не очистившегося от страстей, из которого почти одновременно могут исходить дела злая и дела благая. Это о рассказ о каждом из нас, о нашем личном непостоянстве в делах веры, а не о четыре отвлеченных и к нам не относящихся примерах и о милующем долготерпении Божием.

Слова Господни открывают нам знание тайны Царствия Божия, духовным оком учат взирать на события нашей жизни, ибо Домостроитель Благодати сеет в нас добрые семена не только, когда мы слышим Писание, но и через мир сей и через те явления, которые совершаются с нами и около нас (Феофилакт Болгарский). Прочие, кому все в притчу, загадку, скажут – «Просто случайность», – а мы, верные рабы Христовы, увидим в свершившемся путеводный Промысл Божий, ведущий ко спасению.

Притча это о неистощимости Божиего терпения, о Боге вновь и вновь отверзающем царские врата спасения. Ибо повторно и третий и стократный раз будет влагаться нам в душу драгоценное зерно веры, не давая ей, душе, омрачиться и погибнуть.

Вновь и вновь, до скончания мира, как колокол, заставляя нас встрепенуться, будут звучать слова Евангелия: «Вышел сеятель сеять семя свое».

Только бы нам не опоздать принять слово Божие в чистое и возделанное сердце. Только бы не откладывать покаяния и не думать: «Покаемся потом, успеем, приготовимся», ибо придет время божественной жатвы. А жатва – это кончина жизни, кончина века, когда плевелы беззакония будут преданы сожжению. А совесть наша пусть сама рассудит, каковы наши нивы, каков наш плод.

Так размышляя над словами сегодняшнего евангельского повествования нельзя не вспомнить с благодарностью и того, кто сохранил их для нас.

Святой апостол и евангелист Лука – нынешний именинник обителей Небесных – с благоговением восприял слова Спасителя и принес великий урожай в житницу Царства Небесного. Это урожай – и он сам, и все те, для кого его писания – Евангелие и Деяния святых апостолов – стали указанием пути ко спасению.

Святой родился в области, расположенной на границе современной Турции и Сирии и происходил из просвещенной греческой среды. По специальности был он врач. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь, услышав от Самого Господа Его учение, стал его учеником-апостолом.

Евангелист именуется еще апостолом от 70-ти, так как был призван к этому служению вместе с другими апостолами, числом семьдесят.

После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Об этом повествуется в одном из одиннадцати воскресных Евангелий, читаемых на всенощном бдении. По словам святителя Иоанна Шанхайского это Евангелие – о верности, о том, как горело верой сердце емаусских спутников при встрече со своим Божественным Учителем.

Лука был верным сподвижником апостола Павла, даже когда тот был оставлен всеми сотрудниками.

Вместе с Павлом он принял участие в его миссионерском путешествии по Малой Азии и Греции. Во время пребывания в Риме под руководством апостола Павла Лука и написал свое Благовестие.

После мученической кончины первоверховных апостолов в 67 году святой покидает Рим и проповедует в тогдашних провинциях империи: Ливии, Египте, на территории современной Греции. В греческом городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Живой облик апостола встает при словах в начале его Евангелия «рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе», как внимательного и вдумчивого историка, может быть даже, в некоторой мере, и педантичного. Его Евангелие, обращенное к бывшим язычникам из не иудеев, отличается наибольшей точностью в деталях жизни Христа, а сама книга, длиннейшая во всем Новом Завете, написана красивым литературным языком.

Уже начиная родословие Иисуса Христа от Адама, родоначальника всех людей, апостол Лука подчеркивает всеобщность Благой Вести. Святой приводит множество притч Спасителя, подчеркивающих милосердие Божье к кающимся: о милосердном самарянине и о блудном сыне, о потерянной драхме и о мытаре и фарисее, о богаче и Лазаре и о двух должниках. Эти, так хорошо нам знакомые притчи сохранил для нас только этот святой апостол.

Иконографический символ евангелиста, заимствованный из пророчества Иезекииля – крылатый телец, держащий Евангелие. Ибо жертвенное служение Христа является основным богословским отличием этого евангелия от других синоптических, а телец был животным, приносившимся в жертву.

Апостол был щедро одаренный от Бога человек: и врач, и талантливый писатель, и художник. Согласно Преданию его рукой были написаны первые изображения Божией Матери, которым пресвятая Владычица даровала благодать своего Сына и Свою милость. Последующие многочисленные списки этих образов известны теперь как Владимирская, Ченстоховская (в Польше), Кикская (находится на о. Кипр) иконы Богородицы.

Апостол является небесным покровителем иконописцев и врачей.

Будем вновь и вновь внимать и вчитываться в Священные Писания, снова и снова приходить к источнику спасения нашего – Церкви, хранящей и открывающей нам тайны Царствия Божия.

Будем беречь слово Христово, ибо оно есть «путь и истина и жизнь», будем молится, чтобы воссиял в сердцах наших нетленный свет Боговедения, чтобы отверзлись очи нашего ума в понимание евангельской мудрости, чтобы отложив плотские похоти начать духовное жительство, благоугождая Богу, ибо Христос просвещение душ и телес наших, и Ему славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина 1 ноября 2010, 13:26
Спасибо. Буду перечитывать. Сохраню статью в избранное.
Галина31 октября 2010, 18:31
Спаси Господи, только почему Вы перестали публиковать и аудиофайлы проповедей? Так хорошо было послушать! С уважением, р.б. Галина
Татиана31 октября 2010, 15:27
Здравствуйте. Хочу поблагодарить Вас и низко кланяюсь всем авторам сайта "Православие.ру" за те статьи, которые поучают нас Православных Христиан, нас неграмотных. Я беспредельно благодарна нашему Господу Иисусу Христу, что ОН привел меня к Истинной Спасающей вере. Как много я узнала из Вашего сайта о Православии, как Вы доходчиво повествуете до нашего сердца и ума Святое Писание. И еще низко кланяюсь Вам за создание сайта Православие-ру. Я желаю всем Вам доброго здравия, благополучия и многая лета. Спаси Вас, Господи! С Уважением, Татиана.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×